Электронная онлайн библиотека

 
 Технологии работы организационных психологов

2.3. Особенности академической и практической организационной психологии


Анализ психологической литературы и практики показывает, что сегодня в сфере психологической науки, как на Западе, так и в Украине, реально существуют два самостоятельных направления, тесно связанные между собой и в то же время имеют свои характерные особенности. Речь идет о научную, академическую психологию и психологию практическую, прикладную, что имеют отдельные собственные цели и задачи.

Главное отличие между этими направлениями заключается в том, что научная академическая психология ориентируется на изучение, исследование определенных закономерностей психики личности (группы), в то время как практическая психология обеспечивает чрезвычайное вмешательства в процессы индивидуальной и групповой активности. Важным объектом анализа для практической психологии является, по мнению авторов, организация.

Детальный анализ сущности практической психологии показывает, что «это отрасль профессиональной деятельности, которая имеет целью определения психологических особенностей жизненной ситуации и индивидуальности человека или группы, внесение позитивных изменений в процесс взаимодействия между ними и профилактику нежелательных форм поведения для наиболее полного раскрытия определенных сил человека». Однако практическую психологию необходимо рассматривать гораздо шире - она является не только отрасль профессиональной деятельности, но и одной из форм человеческой духовной практики, направленной па оптими-мізацію развития человека и сохранения ее индивидуальности». В контексте проблемы, что исследуется, все особенности практической психологии непосредственно «проецируются» на организацию. Другое дело, что этот аспект проблемы, па отличие от личности и группы, ранее не был предметом специального анализа в отечественной психологии.

Анализ литературы свидетельствует, что основная задача представителей научной организационной психологии заключается в проведении научных исследований и установлении тех или иных психологических закономерностей в деятельности личности (группы, организации), которые позже могут быть использованы па практике. Представителями этого направления психологии, как правило, являются профессора университетов и колледжей. Основная их цель заключается в создании и распространении знаний в этой сфере психологии, что реализуется в таких видах деятельности:

• собственно научная деятельность (проведение исследований; презентация результатов исследований на научных конференциях; подготовка научных статей и т.п.);

• педагогическая работа, которая тесно связана с научной работой (преподавание учебных курсов; разработка новых учебных курсов; подготовка учебников; осуществление супервізорської работы со студентами; обеспечение общественности информацией и т.п.);

Основное назначение практической организационной психологии - это использование результатов и принципов, разработанных академическими психологами, которые работают в университетах и колледжах, для решения, в частности, таких практических задач в организации:

• проведение организационного анализа для определения и решения проблем, которые существуют в организации;

• определение природы труда в организации; изучение мнений и взглядов работников организации;

• разработка программы обучения работников;

• оценка эффективности различных видов деятельности по организации, например, обучение работников;

• осуществление определенных изменений в организации (например, внедрение новой системы стимулирования для работников, имеющих высокие показатели и т.д.).

Практических психологов, которые способствуют решению этих проблем в организациях, называют организационными. Они работают в консалтинговых фирмах (предоставляют услуги организациям, которые их нанимают), в частных компаниях, с системе государственной службы (на уровне города, штата, государства), военных и других учреждениях.

Следует отметить, что часто представителям как научной, так и практической психологии приходится заниматься «смежными» видами деятельности. Так, профессора университетов и колледжей, как уже отмечалось, могут предоставлять консультативные услуги организациям, а работники консультативных фирм - представлять результаты своей работы в виде научных статей. Однако существуют существенные различия между этими направлениями деятельности практических психологов относительно подходов, которые они используют, хотя стратегической мстою представителей обеих групп есть активность, связанная с повышением эффективности деятельности организации.

Если говорить о соотношение психологов, которые работают в сфере научной и практической психологии (в сфере организационной психологии и психологии труда), то, например в США, оно имеет такой вид: 36,0% психологов работают в университетах и колледжах; 29,0% - в консалтинговых фирмах; 21,0% - в частных корпорациях; 7,0% - в системе государственной службы; 7,0% - в других организациях. Итак, примерно треть психологов представляет научную психологию, а остальные - практическую.

В нашей стране практическая психология только начала развиваться в последние годы и говорить о конкретных показателях еще рано, но, на наш взгляд, соотношение в различных отраслях психологии является прямо противоположным.

 



Назад