Электронная онлайн библиотека

 
 Технологии работы организационных психологов

3.3. «Экстремальная» и «стабильная» модели психологической службы


Следующим критерием, по которому следует классифицировать объектно-целевые модели, может выступать «приоритетность оказания психологической помощи различным категориям ее объектов». Согласно этому критерию выделяют две основные модели психологической службы. Первую модель условно можно назвать «экстремальной», ориентированной на предоставление срочной психологической помощи определенным категориям объектов через их особый «экстремальный» (приоритетный статус в отдельно взятом социуме, который обусловлен негативным влиянием па них тех или иных определенных социально-ио-экономических, психологических и социально-педагогических факторов.

Вторая модель имеет название «стабильная», которая падает психологическую помощь всем категориям работников и населения, организациям в стабильных, нормальных условиях их жизнедеятельности.

Деятельность «экстремальной» модели психологической службы характеризуется двумя основными аспектами:

• направлена на предоставление психологической помощи только определенным, наиболее «экстремальным» категориям населения, работникам организаций, членам коллективов;

• оказание психологической помощи преимущественно ограничен во времени, то есть осуществляется срочно.

Например, из рамках «общественной» модели деятельности психологической службы в «экстремальных» категорий населения относятся: беженцы, люди, пострадавшие от землетрясений, межнациональных конфликтов, безработные, больные СПИДОМ и др. При реализации «организационной» модели цс могут быть такие работники предприятия, которые не могут адаптироваться на рабочем месте, находятся в ситуации «заточенного» конфликта с администрацией или коллегами, которые пережили экстремальные проблемы, например, во время техногенных катастроф находятся в состоянии профессиональной «кризиса» и др. В рамках действия «групповой» модели речь пойдет, например, о работе с определенными социальными группами (группами подростков, употребляющих наркотики, проживают в сиротских приютах и т.д.). В «особистішій» модели объектом психологической помощи могут выступать отдельные личности, например женщины, подвергшихся насильственным действиям, дети, которые очень отстают в учебе и т.п. «Стабильная» модель психологической службы характеризуется такими ми-востя м и:

• психологическая помощь рассчитана на работу со всеми категориями населения, работниками организации, членами коллектива, то есть с теми, кто имеет стабильный социальный и профессиональный статус;

• предоставление психологической помощи должно быть «развернутым» во времени, то есть осуществляться планомерно.

Так, при «общественной» модели это может быть проведение треиінгів с руководителями политической партии с целью оптимизации их политической деятельности. При «организационной» модели цс может проявляться, например, в «проектировании» профессиональной карьеры работников в организации с учетом их карьерных ориентаций. В «групповой» модели речь пойдет о овладения членами семьи способами общения с детьми с мстою их сексуального воспитания. Во время реализации «личностной» модели стоит учитывать, например, па обучения детей и взрослых приемов рефлексии и самоанализу с целью оптимизации личностного и профессионального роста, изучать способы проектирования жизненного пути и т.д.

Сравнивая между собой особенности «экстремальной» и «стабильной» моделей психологической службы, стоит отметить, что эти два аспекта являются очень важными.

Во-первых, в процессе использования «экстремальной» модели практическими психологами осуществляется психологическая помощь в «узком смысле слова», или собственно психологическая помощь (см. раздел 2). То есть использование практическими психологами таких видов деятельности, как коррекция, консультирование, психотерапия. Зато как при «стабильной» модели используется психологическая помощь в «широком смысле слова», которую можіга определять как «психологическую поддержку», «психологическое сопровождение» тех или иных видов деятельности или форм поведения. И при этом используются совместно с консультированием такие формы работы специалиста, как психологическое просвещение, диагностика, экспертиза, прогнозирование, профилактика и т.д.

Во-вторых, чем розвинутіше общество социально и экономически, тем более оно ориентировано на использование «стабильной» модели психологической службы вместе с «экстремальной». В свое время, работая с психологами из Голландии, автор этого раздела была приятно поражена тем, что в одном из тамошних университетов ведется разработка научно-исследовательской темы, связанной с подготовкой мужчин к выполнению родительских обязанностей. Наверное, можно утверждать, что сегодня эта проблема не является актуальной» для нашего общества, поскольку пріоритетнішими экономические проблемы. Но для Голландских ученых цс достаточно серьезная и ответственная работа, потому что общество, которое достигло высокого экономического развития, ставит сложные задачи по личностного развития человека, в частности гармоничного выполнения ею различных социальных ролей (профессиональных, семейных и др.).

Считается, что в рамках прежде всего «экстремальной» модели действуют психологические службы, которые функционируют сегодня в образовательных организациях России и Украины. Это проявляется в том, что основным объектом психологической помощи этой службы выступает ребенок как наименее защищена в социально-економічпому, психофизиологическом плане личность, которая нуждается в наибольшей поддержке. Особенно те категории детей, которые относятся к групп «риска» (имеют задержки психического развития, отстают в учебе, проживающих в неблагополучных семьях, употребляют Наркотики, совершают правонарушения и т.д.).

Поддерживая идею о том, что именно эти категории действительно нуждаются в психологической поддержке в первую очередь, однако, стоит учитывать па тс, что в рамках школьной психологической службы имеет все больше внедряться и «стабильная» модель, в пределах которой необходимо оказывать психологическую помощь и взрослым, которые являются социально зрелыми и защищенными личностями (учителя, администрация и т.д.). Это связано с тем, что интенсивный темп сегодняшнего профессионального и осо-бистісного жизни, особенно в период социальных трансформаций, которые испытывает паша государство, требует от человека сильного психического напряжения, использование дополнительных интеллектуальных и эмоциональных ресурсов, и в решении этих проблем психологическая служба может предоставить соответствующую помощь. А своевременное их решения, в свою очередь, положительно влиять на самочувствие и развитие ребенка в школе.

Также стоит заметить, что именно в рамках «стабильной» модели может осуществляться психологическое обеспечение управления организациями (психологическое обоснование «Концепции деятельности организации», определения стратегии ЕЕ взаимодействия с другими организациями, создание психологических условий для становления положительного имиджа организации, организация эффективной деятельности «управленческой команды» и др.). Указанные проблемы часто зачастую остаются вне поля зрения администрации и психологов в нашей стране, однако, как показывает опыт, они занимают видное место в деятельности организаций на Западе.



Назад