Электронная онлайн библиотека

 
 Технологии работы организационных психологов

3.4. «Прямая» и «опосредованное» модели психологической службы


Следующим критерием классификации объектно-целевых моделей является «непосредственность (опосередкованість) оказания психологической помощи», в соответствии с которыми можно выделить две модели психологической службы - «непосредственное» і «косвенную». Особенности их действия весьма «рельефно» прослеживается на примере деятельности школьной психологической службы.

Еще в начале развертывания школьной психологической службы па территории бывшего СССР У.В. Кала и В.В. Раудик отмечали значимость двух моделей психологической службы.

Первая модель ориентирована на такую себе «модель врача», главными задачами которой является профилактика и коррекция отклонений в психическом развитии личности школьника. Такой подход, по мнению указанных исследователей, распространенный во многих странах Европы, а также четко отражен в Положении о школьную психологическую службу И.В. Дубровіної і A.M. Прихожан. Именно о такой модели психологической службы можно говорить как непосредственную - когда психологическая помощь предоставляется практическим психологом непосредственно личности (группы, организации), которая в НЕЙ нуждается. Именно здесь используется собственно психологическая помощь, психологическая помощь в узком смысле слова (коррекция, консультирование, психотерапия).

Вторая модель базируется на мнении о тс, что организационный психолог является членом коллектива и принимает участие в реализации целей организации. При этом психолог, работающий, например, в образовательной организации, считается членом педагогического коллектива, который реализует свои специальные возможности преимущественно не прямо через учеников, а через учителей, классных руководителей, администрации школы, а также через ученическое самоуправление. По мнению A.M. Моисеева, согласно этой модели психолог придерживается такой тактики действий: курс на взаимодействие и сотрудничество с учителем, не вместо учителя, а вместе с учителем; от анализа педагогической практики к ее психологического объяснения, совместного с педагогом поиска коррекционных средств и снова к практике. Сегодня наиболее рельефно» эта модель деятельности психолога в образовательных организациях представлена в концепции школьной психологической службы, разработанной Л.М. Фридманом, в которой, в частности, отражены технологии совместной работы психолога и учителя при оказании психологической помощи учащимся.

Именно эту модель психологической службы можно, на папе взгляд, назвать как опосредованную - когда психологическая помощь предоставляется человеку (группе, организации) не непосредственно психологом, а опосредованно, в первую очередь через членов коллектива, руководство организации, менеджеров, друзей, и достигается это благодаря формированию психологической культуры, совместном поиске вместе с психологом адекватных способов действий, которые способствовали бы в оказании психологической поддержки тому объекту, который в ней нуждается. При такой модели реально используется психологическая помощь в широком смысле слова, когда большое внимание уделяется психологическому просвещению, профилактике, диагностике, экспертизе, прогнозированию. Однако используются и консультирование, коррекция, психотерапия, если в этом возникает потребность.

Насколько известно, в западной психологии осуществляется сочетание «непосредственной» и «косвенной» моделей психологической службы. Одним из подтверждений этого является подход, о котором докладывали клинические психологи Ирландии на VI Европейском психологическом конгрессе в Дублине. Суть его заключается в том, что при лечении неврозов клинический психолог параллельно работает как с больным, находящимся в состоянии невроза, так и с ближайшим его социальной средой (семьей, коллективом, друзьями и т.д.), которое должно «принять» его после лечения.

В отечественной практике преобладает «непосредственная» модель, когда в основном только от психолога, который работает в организации, ожидают определенных кардинальных изменений в поведении и деятельности людей, к тому же достаточно быстрых. Но ведь очевидно, что в образовательных организациях (или бизнес), где работают сотни людей, практический психолог не в состоянии один оказать психологическую помощь многим людям, которые в ней нуждаются. Поэтому формирование психологической культуры работников, населения и благодаря этому все больше внедрения «косвенных» моделей психологической службы будет способствовать эффективному решению проблем деятельности организации и сохранению психического здоровья работников, обеспечению их профессионального и особистішого роста.

Разнообразные модели психологической службы целесообразно классифицировать и по организационно-функциональным критериям (территориально-организационная подчиненность практических психологов; ирофесійпо-количественный состав психологов и др.). Модели психологической службы, выделенные на основе оргапізаїцйно-фупкціональних критериев, можно назвать организационно-функциональным, то есть такими, которые оговариваются особенностями организации деятельности практических психологов в соответствии с их соціальпо-професійиими ролями и функциональными обязанностями. Подробнее про эти модели пойдет речь в разделе, посвященном психолого-управления-ском консультированию.

На основе обоснование необходимости вариативности моделей психологической службы, которые действуют в различных социальных сферах, и построения системы моделей психологической службы, которые выделены па основе объектно-целевых критериев (категория объектов психологической помощи, приоритетность предоставление психологической помощи, непосредственность (оиосередковапість) психологической помощи), можно сделать вывод о том, что для оказания психологической помощи менеджерам и персоналу организаций психологами целесообразно приоритетное использование таких типов моделей:

• «организационной» (как самостоятельной модели, наряду с «общественным», «групповой», «личностной»), ориентированной прежде всего на то, что организационные психологи, анализируя практические задания, должны учитывать основные психологические механизмы деятельности и развития организации, ее взаимодействия с социальной средой;

• «стабильной» Модели психологической службы (наряду с «экстремальной»), как: характеризуется такими особенностями: а) такая помощь рассчитана на работу со всеми работниками организации, членами коллектива, то есть с теми личностями, которые имеют стабильный социальный и профессиональный статус, а не с работниками, которые находятся в конфликтных, кризисных ситуациях б) предоставление такой помощь должна быть «развернутым» во времени, то есть осуществляться планомерно;

• «опосредованной» (наряду с «непосредственной») - когда психологическая помощь предоставляется менеджеру или работнику организации (группе работников абс организации в целом) не только непосредственно психологом, а опосредованно, прежде всего через членов коллектива, администрации, неформальные группы и т.д и достигается это благодаря формированию психологической культуры, совместном поиске вместе с психологом адекватных способов действий, которые способствовали бы в паданні психологической поддержки тому объекту, который в ней нуждается.

Следовательно, сложность задач психологов, работающих в организации, требует, па паш взгляд, использование системы моделей психологической службы.



Назад