Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Диалектика становления и развития студенческого коллектива: академической группы, курса, факультета, ВУЗА


Воспитание личности в коллективе - важная закономерность украинского национального воспитания. Ребенок рождается в семье и развитие ребенка (физическое, психическое, социальное) происходит в кругу членов семьи: отца и матери, дедушки, бабушки, старших братьев и сестер. Первыми источниками социального наследования является социальное богатство (язык, нормы поведения и др.) членов семьи. Ребенок чувствует духовное единство с этим социальным центром и зависимость от него. А впоследствии юная личность выходит за рамки своей семьи и попадает в своеобразную духовную зависимость от социума. На протяжении всей жизни человек чувствует себя частью определенного сообщества. Коллектив является неисчерпаемым источником морально-духовного обогащения личности и одновременно ее защитником. И поэтому в менталитете украинского народа было и остается уважительное отношение к коллективу, чувство зависимости от него. В украинском фольклоре, как источнике народной мудрости, почитается авторитет и сила общества, значимость единодушия и единства человеческого сообщества ("община - большой человек", "крупный мужчина община, чем господин"). Подчеркивается, что община, ее мнение - это большая сила, которую никак нельзя игнорировать "на чужой роток не накинешь платок", "раз на веку споткнешься, и то люди видят")/Деятельность человека в определенной степени связан с другими членами общины. Поэтому каждая нормальная личность чувствует ответственность перед обществом, остерегается осуждения своих действий согражданами) ("хоть стыд глаза не выест, но не дает между людьми показаться", "стыд, хоть и не дым, а глаза выест").

Одним из самых суровых наказаний для человека является изъятие из общины, чтобы оставить ее наедине за пределами коллектива. Вспомним легенду из повести М. Горького "Старуха Изергиль", когда община, размышляя о мере наказания Ларри за эгоистическую коварную поведение, выносит решение о его отделение от общества.

Народная педагогика, видя в коллективе могучую силу воспитательного воздействия на личность, сосредотачивает внимание на том, чтобы социальный коллектив был источником всестороннего развития его членов, выступал надежным защитником их интересов и прав. Поскольку характерными особенностями менталитета украинцев есть гуманизм, демократизм, не допускается использование коллектива как инструмента для ущемления его членов, разжигание конфликтов между членами общины.

Развивая идеи народной педагогики, И.О. Сухомлинский писал: "Богатство индивидуальности - интеллектуальное, идейное, моральное, эстетическое, творческое, эмоциональное, гражданское - определяется богатством ее отношений и связей с окружающим миром, а окружающий мир - это прежде всего люди, их отношения и связи. Гармония счастливой труда, полноценной духовной жизни людей, которые интегрируются в различные союзы - от семьи до всего нашего общества, зависит от гармонии личности и коллектива".

В последние годы в педагогической литературе развернулась дискуссия относительно целесообразности применения принципа коллективизма в воспитании, в общественных отношениях вообще. Критики колективістських форм воспитания отрицают позитивность макаренковской теории и практики, поскольку по их мнению, коллектив является фактором угнетение, нивелирование личности. Принцип коллективизма якобы является порождением тоталитарной системы, а коллектив - инструментом авторитарной педагогики.

Исходя из анализа общечеловеческих и национальных морально-духовных ценностей, вряд ли можно согласиться с приверженцами этой мысли, которая основывается на концепции экзистенциализма. Действительно, если использовать коллектив как инструмент нивелирования, притеснения личности, как это было присуще советской тоталитарной системе, то такой подход является неприемлемым для демократического, гуманистически ориентированного общества. Коллектив должен быть социальным образованием, которое способствует всестороннему развитию личности и является инструментом ее защиты, поддержки. Идея коллективного воспитания является социально мотивированным как с позиций украинской народной педагогики, так и с позиций современных воспитательных задач.

Научные основы теории коллектива в свое время разработал А.С. Макаренко, и именно он обосновал проверенную временем технологию развития и формирования детского коллектива. Поставленном в жесткие условия, которые требовали заниматься перевоспитанием малолетних правонарушителей, педагогически запущенных детей, А.С. Макаренко приходилось идти от потребностей практики к теории, а потом уже в практической деятельности проверять свои теоретические открытия. Надо учитывать то, что в 20-х годах прошлого века через социальные и экономические проблемы в Украине было много педагогически запущенных детей, склонных к правонарушениям, детей-сирот. Среди более чем 40 детских колоний, которые занимались перевоспитанием таких детей, выделялась прежде всего колония им. Горького, которой руководил А.С. Макаренко. В основу перевоспитания он положил концепцию воспитания личности в коллективе и через коллектив и для коллектива путем включения каждой личности в активную производительный труд с соблюдением требований принципа: как можно больше уважения к личности и требовательности к ней.

Понятно, что деятельность коллектива Ковалевской (Куряжской колонии), а затем коллектива коммуны им. Дзержинского происходила на социальном фоне становления тоталитарной системы. Однако предложенная А.С. Макаренко концепция колективістського воспитания выдержала испытание временем, поскольку направлена на формирование социально сильной личности. Она получила одобрение в мировой педагогике (Япония, Германия и др.). Поэтому безосновательно отрицать, отвергать ее нет смысла. А что взамен? Концепция коллективизма должен действовать с учетом требований эпохи становления гражданского общества.

Стоит учесть и тот факт, что разработанная А.С. Макаренко концепция воспитания личности в коллективе имеет смысл не только в системе воспитания школьников, но и студенческой молодежи, в конце концов касается социальной деятельности взрослого населения.

Коллектив - это социально значимая группа людей, которые объединены общей целью, согласованно действуют в направлении достижения поставленной цели и имеют органы самоуправления. А.С. Макаренко подчеркивал: "Коллектив - это социальный живой организм, который через то и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище".

Коллектив как социально действующая система должна выполнять следующие функции.

 1. Организаторскую: направленную на объединение членов коллектива с целью выполнения определенных социально-педагогических задач.

2.Воспитательную: направленную на создание оптимальных условий для умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания, что обеспечивает условия для психического и социального развития личности.

3.Стимулирующая: она способствует формированию морально-ценностных стимулов деятельности личности во всех сферах; регулирует поведение членов коллектива, влияет на формирование положительных качеств личности - свободы, гуманности, трудолюбия, совестливости, честности, справедливости, целеустремленности, достоинства и др. \

Педагогические основы формирования и развития коллектива является общем-ноохопними. Поэтому, говоря о видах коллективов, особенности их функционирования, нельзя ограничиваться лишь определением детских коллективов. Это коллективы молодежи, которая учится в профессиональных учебных заведениях, объединение людей на производстве, в учреждениях, воинских подразделениях и др.

В общем аспекте функционирования коллективов следует определить следующие виды: первичный (класс, академическая группа); коллектив учебного заведения, предприятия, учреждения, организации; временный, семейный, производственный.

Первичный коллектив объединяет людей (школьников, студентов, работников небольших производственных подразделений, служб и т.д.) которые объединенные в сравнительно небольшую социальную группу (20-30 человек), члены которой находятся в постоянных деловых, дружеских, служебных, бытовых отношениях. Это может быть коллектив класса, академическая студенческая группа, профессионально объединенная группа людей в государственном учреждении, бригада на производстве, подразделение в армейских формированиях.

С точки зрения целесообразности качественного состава в коллективе должен быть пропорциональное соотношение лиц противоположного пола. Если эта психолого-педагогическое требование реализуется в общеобразовательных учебно-воспитательных заведениях, то в высших учебных заведениях она не всегда выдерживается в связи объективными и субъективными причинами, что порождает значительные трудности социально-психологического характера в развитии коллектива.

Традиционно сложилось, что первичные коллективы профессиональных учебно-воспитательных заведений, как правило, одновіковими. Однако с точки зрения эффективности воспитательного воздействия на личность целесообразнее формировать разновозрастные коллективы. Опыт А.С. Макаренко, других педагогов убеждает в целесообразности такого подхода. Старшие члены коллектива заботятся о младших, своим поведением играют роль примера для них, способствуя их самовоспитанию. А младшие чувствуют ответственность перед старшими. На таких началах целесообразно формировать коллективы в детских домах, школах-интернатах, производственных подразделениях.

Коллектив высшего учебного заведения объединяет всех студентов, педагогов, работников. Ошибочно думать, что личный состав ВУЗА нужно рассматривать как отдельные коллективы: студенческий, преподавательский, учебно-вспомогательного, обслуживающего персонала. Только в совместной деятельности коллектив может действовать как эффективное социальное объединение. Относительно количественного состава, то такой коллектив должен насчитывать 600-800 человек. Это дает возможность членам коллектива знать друг друга, а особенно руководителю учреждения знать каждого члена коллектива, собираться вместе для решения определенных задач, а педагогам и руководителям - эффективно взаимодействовать с каждым членом коллектива. Для полноценного функционирования такого коллектива также важно иметь пропорциональное количество лиц мужского и женского пола.

В современном высшем учебном заведении, как правило, учатся тысячи, десятки тысяч студентов, работают сотни, тысячи педагогов и столько же обслуживающего персонала. Говорить в таком случае о коллектив ВУЗА как действенный воспитательный фактор не стоит. В учебных заведениях, которые объединяют свыше 1500 человек, студент фактически не является членом коллектива. Он является анонимной лицом, что лишь эпизодически, условно, искусственно приобщает себя к общему коллектива через свою деятельность в первичном коллективе. Да и с качественной точки зрения такие условно названные коллективы имеют значительные затруднения в своем развитии: в них преобладают или представители женского пола (например, ВУЗОВ педагогического профиля), или мужской (ВУЗ военного профиля). Поэтому воспитательные функции должны брать на себя первичные коллективы (группы, курса) и коллективы отделения, факультета.

Одна из разновидностей коллектива - временный - объединяет людей, которые являются членами постоянных первичных коллективов и группируются для выполнения временных задач, удовлетворения своих познавательных интересов (научное объединение, кружок, спортивная секция, студенческий хор, танцевальный ансамбль, туристская группа и др.). Как правило, временные небольшие коллективы, объединенные на основе общих интересов. Они достаточно прочны, действенные, активно развиваются эффективно влияют на формирование положительных качеств личности. Поэтому в высших учебных заведениях нужно создавать условия для организации и функционирования временных коллективов, которые бы объединяли как можно больше студентов.

Отдельное место в системе социальных отношений занимает семейный коллектив, который объединяет членов одной семьи. Он складывался исторически и был важным социальным образованием в обществе. С точки зрения закономерностей воспитания социальный институт семьи должна занимать ведущее место в формировании личности ребенка и не менее важное - в становлении личности студента. Поскольку в прошлом традиции развития украинской семьи характеризовались багатодітністю, семья была довольно крепким коллективом, который обеспечивал оптимальные условия для физического, психического и социального развития личности. Чтобы в семье складывались коллективистские отношения, в ней должны быть мать, отец, по меньшей мере 2-3 детей и члены семьи старшего поколения. Если в семье есть только один ребенок, то здесь складываются отношения на основе парной зависимости: родители - ребенок, что по большей части негативно влияет на воспитание ребенка. "Единственность ребенка, - писал а. С. Макаренко, - приводит к концентрации беспокойства, слепой любви, страха, паники. И в то же время в такой семье нет ничего, что могло бы в таком же естественном порядке этому противостоять. Нет братьев и сестер - ни старших, ни младших, - нет, следовательно, ни опыта заботы, ни опыта игры, любви и помощи, ни подражания, ни уважения, нет, наконец, опыта распределения, общей радости и общего напряжения, - просто ничего нет, даже современного соседства... Опасный путь воспитания единственного ребенка в семье в конечном счете сводится к тому, что семья теряет качества коллектива". Современные украинские семьи преимущественно нуклеарной, малодітні. Это одна из причин трудностей в воспитании детей, потому что основные морально-духовные качества должны формироваться до 6-7 лет, прежде всего в системе семейного воспитания. Некачественное семейное воспитание должно учитываться педагогами ВУЗОВ, особенно на младших курсах. Воспитательная система заведения призвана наверстать, компенсировать потери, возникшие в семейном периоде жизни студента.

Педагогическое руководство коллективом вытекает непосредственно из діалектичності самой педагогической науки. Такой подход предопределяет необходимость рассматривать и анализировать педагогические явления и процессы с позиций диалектического развития. Коллектив как социальное образование не является застывшей формой. Он все время находится в движении. Поэтому, разрабатывая теорию и практику коллектива, А.С. Макаренко писал: "Какая замечательная захватывающая диалектика! Свободный < ... > коллектив не способен стоять на месте. Формы существования свободного человеческого коллектива - движение вперед, форма смерти - остановка".

Педагог, который работает с коллективом, должен, во-первых, стимулировать его развитие, во-вторых, постоянно менять тактику, направления, методы и приемы воздействия на членов коллектива, на актив и органы самоуправления, перестраивать виды и стили общения в зависимости от того, на какой стадии развития находится первичный студенческий коллектив.

Стадийность развития коллектива - это выражение внутренней диалектики его становления, в основу которой положен уровень взаимоотношений между педагогом и учащимися, между членами коллектива в частности. Особенности развития коллектива зависят от действия таких факторов, как органы самоуправления и актив. Актив - это группа членов коллектива, которая осознает требования руководителя, проявляет инициативу и ведет целенаправленную деятельность по решению задач, поставленных перед коллективом. Члены органов самоуправления являются уполномоченными коллектива, избранными путем демократических выборов, которые помогают педагогу осуществлять руководящие функции, поддерживают связи с уполномоченными других коллективов. Если членов органов самоуправления выбирают, то члены актива самовиявляються, самоутверждаются. Влиятельную роль в функционировании первичного коллектива могут играть неформальные, харизматичные лидеры. Лидер - это член коллектива, который в нестандартных ситуациях способен осуществлять заметное влияние на поведение членов коллектива, проявлять инициативу в конкретных действиях, брать на себя ответственность за действия коллектива. Стоит отметить, что лидер может быть инициатором как позитивных, так и негативных дел.

В системе воспитательной работы со студентами основную функцию по формированию коллектива должен брать на себя декан факультета, его заместители и главное - уполномоченные деканата: педагоги - кураторы студенческих академических групп. Несмотря на то, что студенты, как правило, взрослые люди, в которых в основном сформированы морально-духовные качества, все же они нуждаются в помощи педагогов в социально-профессиональном становлении. Это обусловлено, кроме всего, проявлениями инфантилизма в значительной части современной молодежи. С этой целью в высших учебных заведениях Украины действует институт педагогов-воспитателей студентов. Обычно их называют кураторами. Куратор (лат. curator, от euro - забочусь) должен прежде всего заботиться о создании оптимальных условий для социального и профессионального становления личности студента, заботиться о формировании первичного студенческого коллектива, создание оптимальных социально-педагогических условий для социального развития, профессионального становления членов коллектива, их социальной защищенности.

В своем развитии первичный коллектив проходит три основные стадии (этапы). Каждая стадия характеризуется определенными признаками и требует от воспитателя, членов коллектива соответствующих действий. Для педагога-воспитателя важно определить уровень развития первичного коллектива, выбрать линию поведения с воспитанниками, уметь перестроить свою деятельность, если коллектив в процессе развития перешел в другую стадию. В этом должны проявляться его диалектическое мышление, гибкость и, в конечном итоге, педагогическое мастерство. Здесь должен действовать принцип "не навредить", не затормозить процесс развития коллектива, смоделировать перспективы его дальнейшего продвижения. Рассмотрим подробнее этапы развития студенческого коллектива.

Первая стадия. Признаки: коллектив только складывается; его члены недостаточно знают друг друга и куратор мало знает воспитанников; студенты не полностью осознают свои социальные задачи, цели деятельности; не проявляется инициатива в конкретной деятельности членов коллектива; не сформирован актив.

Как правило, студенты, зачисленные на обучение и сгруппированы деканатом в академические группы (первичные коллективы), находятся на первой стадии развития. Определенный период куратор сам осуществляет руководство новообразованным первичным коллективом, проводит организационные мероприятия. Ведь еще нет актива, не на кого опираться.

Содержание работы куратора:

  • • изучает членов коллектива путем ознакомления с личными делами, проведение личных встреч, бесед, анкетирования, тестирования и др.;
  • • обеспечивает знакомство членов коллектива между собой, используя деловые игры, вечера отдыха, встречи-знакомства, творческие дела и т.п.;
  • • ставит перед студентами конкретные задачи, которые нуждаются в коллективной деятельности для их решения;
  • • организует совместную деятельность, наполненную эмоциональным, познавательным содержанием (туристские походы, посещение музеев, театров, выставок и др.);
  • • способствует формированию актива: поддерживает активистов, поощряет студентов в их действиях на пользу коллективу, дает временные и долгосрочные поручения отдельным студентам, с помощью методик социометрии начинает изучать социальный статус отдельных студентов.

Продолжительность пребывания первичного студенческого коллектива на первой стадии развития зависит от различных факторов: педагогически направленных действий педагога, социальной зрелости студентов, уровня и средств включения членов коллектива в конкретную деятельность.

Организация деятельности членов коллектива на этой стадии пока прямолинейна: педагог доводит до всех студентов задачи, поставленные перед коллективом, распределяет обязанности, инструктирует, организует деятельность, контролирует ее ход, оценивает результаты деятельности каждого студента, анализирует причины трудностей.

Вторая стадия. Переход коллектива в своем развитии от первой до второй стадии происходит постепенно, как бы незаметно. В недрах первой стадии появляются изменения, которые характеризуют качественный движение коллектива. Для педагога важно заметить эти изменения и выбрать несколько новую линию поведения, стиль взаимоотношений с коллективом в целом и отдельными его членами.

Признаки: сформирован актив, члены коллектива осознают свои задачи; актив начинает проявлять инициативу, готов брать на себя выполнение отдельных функций по организации деятельности коллектива; появляются неформальные, харизматичные лидеры.

Куратор осуществляет руководство коллективом на демократических началах с опорой на актив: советуется с активистами о принятии тех или иных решений, доводит их до членов коллектива. Если на первой стадии педагог оказывает непосредственное влияние на личность каждого студента, то на второй важно обеспечить как непосредственный (педагог - студент), так и косвенное влияние (педагог - актив - студент).

Содержание работы куратора:

  • • продолжает изучать особенности социально-психического и физического развития студентов;
  • • по очереди привлекает членов актива к выполнению руководящих функций, учит их педагогически грамотно выполнять поручения;
  • • совместно с активом выдвигает новые задачи, которые бы обеспечивали деятельность членов коллектива;
  • • на демократических началах способствует формированию в коллективе органов самоуправления, учит их членов выполнять руководящие функции, заботится о изменчивость, ротацию органов самоуправления;
  • • способствует обеспечению связей первичного коллектива с другими коллективами (курса, факультета, ВУЗА).

В ходе непосредственного диалектического развития, в результате качественных изменений в системе межличностных отношений коллектив переходит к третьей стадии становления. Это уровень полноценного социально и психологически здорового коллектива.

Третья стадия. Признаки: большинство членов коллектива сознательно выполняет требования коллектива, его руководителя; большинство перешла на позиции актива; коллектив осознает свои задачи, готов поддержать, защитить, помочь каждому члену коллектива; большинство способна формировать новые задачи, определять пути их реализации.

Все вопросы жизнедеятельности коллектива решаются коллегиально на демократических началах, формируется чувство личной ответственности каждого члена коллектива Содержание работы куратора:

  • • продолжает изучать особенности социально-психологического развития студентов;
  • • совместно со всеми студентами определяет перспективные линии развития коллектива;
  • • по очереди привлекает членов коллектива к выполнению различных поручений, в частности выполнения руководящих функций.

На этой стадии к личности ставит определенные требования не педагог (как это было на 1-й стадии), не актив (на 2-й стадии), а непосредственно коллектив. Это уже требования, которые сложно возразить и противостоять им.

Мы говорим о деятельности куратора академической студенческой группы по формированию и развитию первичного коллектива, моделирование взаимоотношений в нем, моделирование взаимоотношений коллектива и личности. И все же педагог-куратор должен постоянно и чутко держать в поле зрения психологическое настроение, душевное состояние каждого студента, своевременно дать совет, прийти на помощь, в случае необходимости защитить.

В И.О. Сухомлинского труд "Сто советов учителю". Несколько советов посвященные опять-таки проблемам коллектива и личности. В одной из них ставится вопрос: "Что можно и чего нельзя обсуждать в коллективе?" Педагог подходит к решению этого вопроса с позиций, что коллектив должен выступать защитником интересов личности.

На успешность развития и становления студенческого коллектива влияет ряд таких социально-педагогических факторов:

  • • знание педагогами-кураторами научных основ теории и практики формирования и развития коллектива;
  • • обеспечение преемственности и единства действий педагогов в работе с коллективом;
  • • обеспечение педагогически целесообразной работы с активом и органами самоуправления;
  • • владение техникой создания перспективы развития коллектива;
  • • создание социально-педагогических условий для эффективной деятельности членов коллектива;
  • • наличие традиций в жизнедеятельности коллектива;
  • • соблюдение надлежащего тона и стиля в руководстве первичным студенческим коллективом.

Вопросы теории и практики развития коллектива, его влияния на формирование личности достаточно хорошо исследованы в психолого-педагогической литературе, разработаны технологии работы с коллективами. Стоит только в процессе практической работы уверенно опираться на достижения педагогической науки, целенаправленно работать над развитием коллектива на принципах гуманизма, использовать коллектив как источник социально-психологического развития личности, ее социальной защищенности.

Будь-яка деятельность отдельного человека или определенного сообщества может быть эффективной лишь при условии наличия и осознание цели. А.С. Макаренко писал: "Настоящим стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. В педагогической технике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы. Сначала надо организовать саму радость, вызвать ее к жизни и поставить как реальность. Во-вторых, надо упорно превращать простые виды радости в более сложные и важные для человека... Воспитать человека - значит воспитать в нее перспективные пути. Методика этой работы заключается в организации новых перспектив, в использовании тех, что уже есть, в постепенной постановке ценных".

Формируя коллектив, воспитывая личность в коллективе, надо заботиться, чтобы перспектива отдельного лица совпадала в определенной степени с перспективой коллектива. По определению А.С. Макаренко, перспектива может быть близка, средняя и далека. Мастерство воспитателя в формировании коллектива должно проявляться в организации системы перспективных линий с учетом возможностей членов коллектива, реальных социальных обстоятельств. В процессе организации перспектив следует придерживаться следующих требований:

  • перспектива должна быть зримой и реальной;
  • необходимо предусматривать, чтобы перспектива была доступной и посильной для достижения;
  • следует постоянно стимулировать и поощрять деятельность коллектива и его членов в их усилиях, направленных на достижение перспективы.

Существенным структурным компонентом, что способствует развитию коллектива, его влияния на личность, является актив и органы самоуправления. Мастерство педагога-куратора должна быть направлена на формирование актива, стимулирование его деятельности. В активе педагог должен видеть своих помощников и соратников. А.С. Макаренко, уделяя большое внимание активу, писал: "Актив является тем здоровым и необходимым в воспитательном детском заведении резервом, который обеспечивает преемственность поколений в коллективе, сохраняет стиль, тон и традиции коллектива. Подрастающий актив меняет в общественной работе воспитанников, которые закончили заведение, и таким образом обеспечивается единство коллектива".

Воспитанников-активистов надо включать в конкретную деятельность, возлагать на них отдельные обязанности и функции воспитателей, учить методам и средствам их выполнения. Это обеспечивает социальное роста личности.

Актив является основой, на которой формируются органы самоуправления как уполномоченные коллектива. Органы самоуправления должны избираться на демократических началах. Куратор совместно с активом определяет функции органов самоуправления, его подразделений, создает условия для самостоятельной и ответственной деятельности, учит членов органов самоуправления эффективно работать в этих подразделениях, решать определенные педагогические задачи. Работа воспитателя в органах самоуправления является хорошей школой социального становления личности.

А.С. Макаренко определил предпосылки, при которых деятельность органов самоуправления будет актуальной и эффективной:

1) администрация заведения, в том числе педагогическая, не должна подменять органы самоуправления;

2) решения органов самоуправления должно быть обязательно выполнено;

3) если решение неправильное, то руководители заведения должны апеллировать к общих собраний и добиваться его отмены, а не отменять такое решение;

4) влияние на органы самоуправления необходимо осуществлять на демократических началах через педагогов, которые пользуются уважением у студентов;

5) работа в органах самоуправления не должна занимать у студентов много времени, чтобы не быть переобтяжливою;

6) необходимо постоянно вести тщательный учет работы органов самоуправления.

Коллектив отличается сплоченностью, внутренней силой, наряду с другими факторами, социально значимыми традициями. Традиция (лат. traditio - передача) - это разновидность или форма обычая, что характеризуется особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными формы поведения, унаследованные от предыдущих поколений.

В каждом учебно-воспитательном заведении коллективы должны работать над созданием морально-ценностных традиций, их сохранением и приумножением. Традиции должны быть длительными, устойчивыми, наполненными богатством моральных воздействий на личность.

Жизнь коллектива, эффективность его воздействия на личность зависит также от стиля и тона отношений в коллективе. Поскольку существенным признаком коллектива является совместная деятельность, направленная на достижение цели, то и стиль должно характеризоваться деятельностью, деловитостью. Деловой стиль может проявляться в различных сферах жизни коллектива: учебе, работе, игре, досуге и др. Поэтому нельзя допускать в коллективе безосновательной шумности, бездействия, неустроенности действий.

Деловой стиль характеризуется определенными оттенками тона (лат. tonus - звук, напряжение). Тон здорового коллектива имеет следующие признаки:

  • мажорність, что оказывается в бодром, радостном настроении, готовности к рационального действия. Мажорный тон помогает наполнить жизнь каждого студента и коллектив в целом положительными эмоциями, влияет на сплочение коллектива на основе внутреннего удовлетворения и внутренней радости;
  • достоинство за свое положение в коллективе, ответственность за дела всех членов коллектива;
  • единство коллектива, дружеские отношения между его членами, которые особенно ярко проявляются во время выполнения важных задач;
  • ощущение защищенности каждого члена коллектива от унижений, насилия, издевательства. Это должно стать законом коллектива. Каждый студент должен быть уверенным, что в случае необходимости его защитят коллеги, педагоги;
  • способность тормозить свои негативные действия или поступки, которые могут нанести вред товарищам или коллектива вообще. Привычка тормозить должно быть проявлением внутренней культуры студентов.

Источником формирования стиля и тона отношений в коллективе должен быть прежде всего деятельность педагогов.

 

 Литература

 

Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение. 1989.

Бойко В.В., Ковалева А.И. Социально-психологический климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 1983.

Витвицкая С.С. Основы педагогики высшей школы: Метод, пособ. для студ. магистратуры. - К.: Центр учеб. лит., 2003.

Красовицъкий М. Проблемы детского коллектива в аспекте гуманизации школы / / Родная шк. - 1995. - №2-3.

Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. - М.: Педагогика, 1972.

Образовательные технологии: Учеб. -метод, пособие. / О.М. Пехота, А.З. Киктенко, А.Н. Любарская и др.; за заг. ред. О.М. Пехоты. - К.: А.С.К.,2001.

Павлова МЛ. Педагогическая система А.С. Макаренко. - М.: Высш.шк., 1972.

Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002.

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.

Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива / / Избранные произведения: В 5 т. - К.: Сов. шк„ 1976. - Т. 1.

Якунин В А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. - 2-е изд. - СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2000.



Назад