Электронная онлайн библиотека

 
 Технологии работы организационных психологов

4.1. Просветительская деятельность организационных психологов


В широком смысле просветительскую деятельность (психологическое просвещение) организационных психологов можно определить как деятельность, направленную на формирование психологической культуры менеджеров и персонала организаций.

Психологическая культура сегодня должна быть обязательной составляющей профессиональной культуры работников различных социальных сфер. Она должна стать обязательным элементом профессионального сознания и самосознания всех специалистов. Однако наличие такого вида культуры необходима и для оптимизации семейных отношений, различных видов неделового общения, решения особистіших проблем в различных возрастных категорий населения. Это, с одной стороны, обусловлено усложнением человеческой жизни и деятельности, а с другой - стремлением человека к самосовершенствованию, гармонизации отношений с другими людьми, с миром в целом. Необходимо отметить, что в целом через известные социально-политические и социально-екопомічні причины уровень психологической культуры специалистов и населения в нашей стране достаточно низкий. Поэтому формирование психологической культуры является одним из «стартовых» задач практических психологов, поскольку его решения может положительно влиять как на жизнедеятельность населения (работников организаций), так и па работу психологов.

Основное назначение просветительской деятельности организационных психологов относительно психологического обеспечения управленческого процесса в организациях заключается в:

• разъяснении управленческому персоналу организаций целей, задач и возможностей психологической службы в оптимизации процесса управления;

• формировании психологической компетентности руководителей и работников по проблемам управления и эффективной управленческой взаимодействия;

• формировании потребности у всех участников управленческого процесса относительно использования психологических знаний при решении управленческих и других проблем, становления в целом психолого-управліиської культуры и т.д.

Основными формами просветительской работы являются следующие:

• проведение лекций, семинаров, «круглых столов» по проблемам организационной психологии;

• проведение трепінгів-семіпарів по проблемам делового общения, предупреждения и разрешения конфликтов в организации и др.;

• проведение недель психологии;

• ведение специальных рубрик в периодической печати организации или спецвыпусков печатных СМИ;

• подготовка выставок литературы по проблемам организационной психологии и психологии управления;

• подготовка информационных листков, буклетов;

• подготовка передач по проблемам организационной психологии по местному радио и телевидению (если они действуют в организации);

• создание в организации фильмотеки видеокассет и компакт-дисков (CD) с психологической проблематики;

• обеспечение руководителей и работников информацией о психологические WEB-страницы и доступа к ним и т.д.

Организационные формы психологического просвещения можно разделить на следующие основные виды: индивидуальные, фронтальные и групповые.

Индивидуальные формы психологического просвещения заключаются в том, что каждый менеджер или работник организации в случае необходимости может получить необходимые психологические знания самостоятельно (например, читая соответствующие психологические литературные издания, слушая радио - и телепередачи с психологической проблематики, используя компакт-диски, видеокассеты, WEB-сторіпки).

Особенность такой формы психологического просвещения в том, что каждая отдельная личность может достаточно оперативно, независимо от кого, получить необходимую информацию, дополнять и расширять ЕЕ, возвращаться в случае необходимости повторного проработки и осмысления той или иной проблемы. Такие формы психологического просвещения могут использоваться для решения как профессиональных, так и особистіспих проблем.

Задача организационных психологов при этом заключается в том, чтобы:

• сформулировать у менеджеров и персонала организаций интерес к пенхолого-унравліиських знаний;

• заложить базовые основы исихолого-упрашіінської культуры;

• обеспечить информацией о соответствующие психологические источники;

• предоставлять необходимые индивидуальные консультации для более глубокого осмысления тех или иных психологических проблем и т.п.

Содержание фронтальных форм психологического просвещения проявляется в том, что та или иная информация получается в присутствии других людей (например, во время лекции па психологическую тему).

Особенность такой формы психологического просвещения в том, что па восприятие, анализ и осмысление соответствующей информации личностью влияют эмоциональные реакции других людей, их отношение к тем или других психологических проблем, а это косвенно влияет на более адекватное понимание психологических подходов, осознание их значимости. Такие формы просвещения в основном используются в работе психолога непосредственно в организациях.

Задача организационных психологов во время использования таких форм просвещения заключается в:

• изучении потребностей людей в той или иной психологоуправлінській проблематике;

• подборе актуальной психолого-управленческой проблематики;

• системном и аргументованому изложении необходимого материала;

• раскрытии значимости тех или иных психологических феноменов для оптимизации управленческой и профессиональной деятельности работников в конкретных условиях деятельности организации.

Групповые формы психологического просвещения целесообразно использовать тогда, когда личность в процессе совместной деятельности с другими людьми анализирует те или иные краеугольные психологические проблемы, получает новую информацию о собственные психологические особенности - отношение к себе, к другим людям, особенности поведения в новых социально-нрофесійпих ролях, при выполнении групповых заданий и т.п . (например, в процессе проведения сопіальпо-психологических треніигів, деловых и ііаізчальпо-ролевых игр и т.д.).

Особенность групповых форм психологического просвещения заключается прежде всего в том, что они способствуют адекватному пониманию и усвоению работниками соци-альмо-психологічпих феноменов групповой деятельности и особистіспої взаимодействия между людьми, которые являются довольно сложными по своей природе и не слишком просто осмысливаются и! результаты информационной работы (во время лекций и бесед). Как и фронтальные, групповые формы психологического просвещения реализуются в основном в организациях.

Задача организационных психологов в процессе использования таких форм заключается ее тому, чтобы:

• стимулировать у руководителей и работников интерес к познанию собственных индивидуально-психологічпих особенностей и особенностей других работников;

• способствовать осознанию значимости совместной деятельности и управленческой взаимодействия в организации;

• обеспечивать познания социально-психологических закономерностей совместной деятельности людей;

• ориентировать участников группового взаимодействия па самосовершенствование и саморазвитие в том или ином направлении их профессиональной деятельности и особистіспого развития.

Во многих организациях хорошо зарекомендовавшие постоянно действующие психологические семинары для менеджеров и персонала организаций, в рамках деятельности которых различные виды просвещения используются одновременно в комплексе или последовательно (фронтальные - групповые - индивидуальные и наоборот). Вид и последовательность использования различных форм психологического просвещения зависит от степени важности и сложности проблемы, качества подготовки аудитории и профессиональной компетентности организационного психолога.



Назад