Электронная онлайн библиотека

 
 Технологии работы организационных психологов

4.2. Роль диагностической и экспертной деятельности организационных психологов


В наиболее общем виде диагностическую работу (психологическую диагностику) в сфере организационной психологии можно определить как психологическое обследование менеджеров и персонала организаций, мониторинг содержания и условий индивидуально го (группового, организационного) развития, изучение причин, осложняющих деятельность и общение между личностями (группами, организациями).

Диагностическая работа практических психологов по определенному направлению проявляется :

• в определении социально-психологических особенностей деятельности организации и отдельных ее подразделений;

• в осуществлении мониторинга содержания, условий деятельности и развития организации;

• в анализе причин, затрудняющих осуществление управленческой или профессиональной деятельности менеджеров и персонала организации и снижают эффективность управленческой взаимодействия и т.п.;

• в психологическом обследовании менеджеров и персонала организации и определении их индивидуального стиля деятельности;

• в определении психологических особенностей управленческой или профессиональной деятельности мужчин и женщин и др.

Современные организационные психологи имеют достаточно широкий спектр диагностических методик со своей спецификой в диагностике психологических проблем в различных социальных сферах. Например, к методик, которые используются для изучения психологических особенностей управленческой деятельности менеджеров можно отнести такие, что диагностируют:

• стиль управления руководителя;

• тип направленности руководителя (на дело, па людей, на себя);

• ориентацию руководителя па лидерские или административные качества;

• особенности мотивации деятельности руководителя;

• уровень творческого потенциала руководителя;

• характеристику конкурентоспособности руководителя;

• особенности карьерных ориентаций руководителей;

• особенности делового общения руководителя;

• способы поведения руководителя в конфликте;

• уровень толерантности руководителей;

• проявления «профессионального выгорания» руководителей;

• тендерные особенности управленческой деятельности;

• особенности социально-психологического климата в коллективе;

• особенности корпоративной культуры организации.

Тесно связана с диагностической деятельностью организационных психологов их экспертная работа. Сегодня ими используются несколько видов экспертизы, которые могут быть классифицированы по различным критериям.

Прежде всего стоит отметить, что психологическая экспертиза делится на разные виды по таким критерием, как «вид профессиональной деятельности, которой осуществляет экспертизу практический психолог», в соответствии с которого выделяют педагогическую экспертизу, управленческую, и медицинскую.

Также возможно выделение видов экспертизы согласно проблем, которые исследует психолог, благодаря чему выделяют конфліктологічну экспертизу, гуманитарную и др.

Признавая такие виды психологической экспертизы, однако, необходимо указать на то, что ее содержание был бы более четко обозначен, если бы при этом использовались термины, в частности: «психологическая экспертиза педагогической деятельности», «психологическая экспертиза управленческой деятельности», «психологическая экспертиза профессиональной деятельности», «психологическая экспертиза конфликтов» и др. Особенно это существенно относительно экспертизы деятельности самих психологов. Используя по аналогии с терминами «педагогическая», «управленческая» экспертиза термин «психологическая экспертиза» (как экспертиза деятельности психологов), мы можем внести определенные неточности в понимание содержания этой деятельности и объекта, относительно которого она осуществляется.

Следовательно, руководствуясь принципами такого подхода, а также основываясь на определении содержания психологической экспертизы относительно профессиональной деятельности (на примере педагогической), которое предложено ведущими специалистами в сфере практической психологии, и несколько расширяя и изменяя его, психологическую экспертизу управленческой

деятельности можно определить как процесс анализа и оценочных суждений психологов-экс-пертів, относительно профессиональной компетентности и особистіспих качеств менеджеров и персонала организации, особенностей ЕЕ деятельности и развития, рефлексию личностью (группой, организацией) собственной деятельности, общения с позиций результативности. Заметим, что в этом определении очень существенным является то, что в процессе экспертизы сочетаются два важных с точки зрения психологи аспекты:

а) оценка особенностей деятельности и развития личности (группы, организации) экспертами - специалистами, хорошо знающими вида деятельности, который оценивается;

б) самооценка результативности деятельности собственно личностью, представителями группы (организации).

Обратим внимание пате, что важную роль при проведении экспертизы играет процедура отбора самих экспертов по определенным критериям (уровень профессиональной подготовки, опыт решения определенного класса психологических проблем, направлении, количественные и качественные показатели результативности деятельности и т.д.).

Психологическая экспертиза в организации может быть направлена на решение разнообразных задач. Например, экспертиза может проводиться с мстою:

• определение эффективности деятельности и управления организацией (по поручению высшего органа управления или попечительского организации);

• определение рейтинга деятельности организации (в процессе проведения различных ведомственных, национальных конкурсов);

• определение результативности управленческих решений руководителей отделов (управлений) организации;

• выявление преимуществ и недостатков новых управленческих технологий;

• определение особенностей нового режима деятельности организации;

• выяснение особенностей развития коллектива организации;

• определение особенностей деятельности работников организации (в процессе проведения аттестации и продвижения па должности);

• выяснение особенностей новых способов оценки деятельности работников организации и системы обеспечения их положительной мотивации и т.д.

Используя подходы ведущих авторов в области экспертизы, можно говорить о том, что психологическая экспертиза управленческой и профессиональной деятельности в организации также может классифицироваться по различным критериям:

по типу: групповая и индивидуальная, внешняя и рефлексивная;

по форме контакта: очная и заочная;

по форме предъявления материала: устная и письменная;

по отношению к объекту: открытая, закрытая и полузакрытая;

по способам получения информации: прямая и опосредованная;

за субъектами осуществления: внешняя, внутренняя, самоекспертиза;

по целями и функциями: экспертиза, что лишь констатирует; экспертиза, что прогнозирует; экспертиза, которая формирует и развивает.

Использование того или иного вида психологической экспертизы в организации зависит от конкретных задач, которые решает организационный психолог, а также от определенной профессиональной ситуации, в которой он находится.



Назад