Электронная онлайн библиотека

 
 Технологии работы организационных психологов

4.3. Прогнозирование и профилактика как виды деятельности организационных психологов


Если диагностика и экспертиза направлены в основном на выявление уже существующих психолого-унравліпських проблем в деятельности организаций и определение факторов, которые на них влияют, то другую направленность - «проекцию» в будущее - имеет такой вид практической работы психологов как прогнозирование. Он предусматривает решение следующих проблем:

• определение перспективных социально-экономических тенденций в деятельности определенного региона (области, города, района) и обоснование целесообразных стратегий управления, обеспечение соответствующей психолого-управленческой подготовки менеджеров и персонала организаций;

• определение перспектив развития деятельности конкретной организации в течение определенного периода и психологических особенностей управления на каждом этапе;

• определение перспективных направлений деятельности организации и обоснование необходимых психолого-управліпських условий для их внедрения;

• разработка оптимальных способов и технологий делового общения в организации в экстремальных ситуациях (например, в условиях введения изменений) и т.д.

Профилактическая работа организационных психологов приближена к деятельности прогнозирования, и ее не следует связывать только с просветительской работой или же относить к психокорекційпої, па чем настаивают некоторые исследователи.

В ходе психологического сопровождения деятельности организации профилактическая работа может быть направлена на решение таких задач:

1. Прогнозирование возможных осложнений:

• В функционировании и развитии организации в целом (при изменении типа и статуса организации, при введении новых производственных и профессиональных технологий и т.п.);

• в деятельности руководителей организации (при смене высшего руководства, изменении состава «управленческой команды» организации и т.п.);

• в деятельности и развитии коллектива организации (при смене руководителя организации, и результате прихода нового неформального лидера, при изменении возрастного и профессионального состава коллектива, при введении пової системы организации труда и стимулирования и др.).

2. Определение социально-психологических условий, за которых можно было бы предотвратить таким осложнением, например:

• организация совместной деятельности менеджеров и персонала и коллектива при определении целесообразности внедрения тех или иных производственных и управленческих технологий;

• активное обсуждение возможных позитивных и негативных моментов такого внедрения;

• краткосрочное, «пробное» внедрение инноваций с обязательным «обратной связью» и др.).

3. Разработка специальных мер, которые бы способствовали реализации этих условий, например:

• проведение анонимного опроса среди членов коллектива относительно необходимости введения инноваций;

• организация дискуссий, «мозговых штурмов» с целью определения содержания инноваций и прогнозирования возможных проблем;

• проведение руководителем индивидуальных бесед с сотрудниками с целью определения оценки инноваций и видение ими своего места в их реализации и т.п.

Указанные задачи базируются на общих чертах психопрофилактической работы, которые конкретно проявляются при решении психолого-управліпських проблем.



Назад