Электронная онлайн библиотека

 
 Технологии работы организационных психологов

5.1. Понятие о технологический подход в работе организационных психологов и сущность технологий


Анализ основных видов деятельности организационных психологов, приведен в предыдущих разделах, свидетельствует о сложности и багатоаспсктність их функционирования. С мстою систематизации этой деятельности, выделение ее системообразующих блоков, а также обеспечения практического «фокусировки» целесообразным является внедрение технологического подхода. Основное назначение технологического подхода в работе организационных психологов заключается в разработке (проектировании) и внедрении специальных психолого-організаційпих технологий, направленных на решение конкретных проблем в организации.

Рассмотрение вопроса о содержании и особенностях технологического подхода в работе организационных психологов стоит начинать с собственное толкование технологии.

Анализ специальной справочной литературы свидетельствует, что в наиболее общем виде технологию можно определить как совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, или как совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства.

Как считают Д.Ф. Виланд і Р.А. Ульрих, машины, оборудование и сырье обычно можно рассматривать как компоненты технологии, но наиболее важным компонентом, несомненно, является процесс, за помощью которого исходные материалы (сырье) превращаются па желаемый конечный продукт. По своей сути является технология средством, что позволяет осуществить такс преобразования.

Мескон М., Альберт М., Хедоурі Ф. в своем фундаментальном труде «Основы менеджмента» дают такс толкование: технология (technology) - любое средство преобразования исходных материалов - то ли люди, или физические материалы - для получения желаемой ожидаемой продукции или услуг.

ДейвісЛ., анализируя проектирование работ, предлагает широкое раскрытие понятия технологии, а следовательно - цс сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях.

В.И. Слободчиков предлагает очень интересную схему полной (нормативной) структуры деятельности, которую сравнивает с понятием технологи. Эта структура включает в себя:

• ресурсы;

• потенциал;

• действие;

• условия;

• цель в отношении уровней деятельностных категорий.

Автор дает соответствующую расшифровку следующих структурных элементов:

ресурс как совокупность источников деятельности психологически раскрывается через потребности, стремления, іптенції, страсти;

потенциал как внедрен принцип-ресурсов раскрывается через установки, функциональные органы, смысловые образования, ценностные ориентации;

действие раскрывается через совокупность чувственно-практических, идеальных, символических, предметных и других акций;

условия понимают как общий соціокультурпий пространство возможных действий, как обстановка, ситуация, имеющиеся обстоятельства и препятствия;

цель как точка завершения процесса деятельности, что описывается через совокупность результатов, этапов, последствий и продуктов деятельности.

И только полная нормативная структура деятельности, конкретная структура производственного цикла проявляет себя и как вполне конкретная технология, и как учение о средствах, основания и способы решения задач и достижения определенных целей деятельности.

Следует отметить, что существует тесная взаимосвязь между технологиями, задачами, структурой и целями организации. Выполнение задания включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего па входе в форму па выходе.

В целом можно сделать вывод о том, что технология - это продуманная система того, «как» и «каким образом» цель воплощается в конкретный вид продукции или ее составную часть.



Назад