Электронная онлайн библиотека

 
 Технологии работы организационных психологов

5.2. Особенности гуманитарных и психологических технологий


Кроме производственных технологий, которые имеют отношение к осуществлению производственных процессов, важную роль играют гуманитарные. В наиболее общем виде гуманитарные технологии можно определить как такие, которые связаны непосредственно с деятельностью человека (групп людей, организаций как социальных систем). Часто их называют «людинознавчими технологиями».

К основным гуманитарным технологиям относятся:

управленческие;

образовательные (педагогические);

психофизиологические;

психологические и др.

И. А. Кузьмин предлагает пять технологий эффективного менеджмента или управленческие технологии, рассчитанные па управления персоналом с беку высших руководящих звеньев и управления шефом со стороны его подчиненных, а именно:

• технологию постановки цели;

• технологию определения стратегии достижения и способа вознаграждения;

• технологий вознаграждения для вновь принятых сотрудников;

• технологию для «нерадивых подчиненных»;

• технологию управления шефом.

Для достижения вершин профессионализма, са Н.В. Кузьминой, необходимо освоение трех групп производительных технологий: исследования, конструирование, взаимодействия. Впоследствии они были адаптированы к управленческой деятельности. О. Деркачем и А.П. Ситніковим. Авторы доказали, что повышение потенциальных возможностей коллективной управленческой деятельности реальное после освоения этой технологии субъектами в процессе активной подготовки средств соціальпо-психологічпого тренинга.

Важную роль в жизнедеятельности человека играют образовательные или педагогические технологии, связанные прежде всего с обеспечением эффективного учебного процесса, внедрением образовательных инноваций и т.д.

По психофизиологических технологий стоит заметить, что они позволяют изменять параметры процесса, что происходит в человеке за тех самых возбуждающих факторов. Благодаря усвоенным психофизиологическим технологиям индивидуум способен осуществлять самопрограммирования на изменение тех или иных качеств, блокировать себя от накопления негативных эмоций, эффективно использовать внутренние ресурсы, мотивировать себя и подчиненных па достижения отдаленных во времени целей, осуществлять взгляд из будущего.

Одним из видов гуманитарных технологий-психологические, которые сегодня используются для решения многих задач, и яісі некоторые из авторов называет психосоциальными технологиями.

В.Г. Панок, выделяя психологическую технологию и считая ее основным элементом практической психологии, дает ей такое толкование: психологическая технология - это целостная методическая система, состоящая из трех основных частей:

• диагностической;

• іптерпретаційпої (или пояснительной);

• корекційпої.

Итак, психологические технологи должны совмещать аналитический и синтетический подход к личности, сумму накопленных знаний и представлений о элементы и структурные блоки в их взаимосвязях, с одной стороны, и целостное (синтетическое) видение объекта коррекционных воздействий - с другой.

По мнению автора, разработка психологической технологии является, по сути, процессом психологического проектирования, направленный на решение конкретной ситуации индивидуального развития или социального взаимодействия с использованием знаний и опыта научной и бытовой психологии. Выбор метода и требований к нему в практике применения социально-психологічпих знаний должны определяться так, как и в прикладных естественных науках - конкретным контекстом ситуационным.



Назад