Электронная онлайн библиотека

 
 Технологии работы организационных психологов

5.3. Психолого-организационные технологии как разновидность психологических технологий


Одним из видов психологических технологий есть такие, которые связаны с оказанием психологической помощи организационными психологами менеджерам и персонала организаций. По мнению авторов, их можно назвать психолого-организационными технологиями и определить как системы основных видов и форм деятельности организационных психологов, направленные па решения определенных психологических проблем, связанных как с деятельностью и развитием организации в целом, так и функционированием менеджеров и персонала организаций.

Основываясь па подходе В.Г. Панка и несколько уточняя его, можно утверждать, что структура психолого-организационной технологии включает следующие основные компоненты:

а) информационно-смысловой компонент (теоретические подходы к анализу того или иного психологического явления в организации - цс определение сущности исследуемого феномена, раскрытие его места в системе деятельности организации, анализ основных элементов его структуры, систематизация основных типов, видов и т.п.);

б) диагностический компонент (анализ основных критериев и показателей исследуемого явления, ознакомление с методами, которые могут быть использованы для их измерения, обоснование целесообразности применения тех или иных диагностических методов при измерении определенных параметров отображения основных подходов к обнародования полученных результатов и т.д.);

в) корекційно-развивающий компонент (характеристика основных направлений осуществления корекційно-розвивальної работы осуществляется через систему тренингов и консультаций, определение основных видов тренингов и стратегий осуществления консультирования, целесообразность их использования при наличии различных психолого-уп-рав'лінських запросов (управленческой"!) персонала различных уровней - топ-мспеджерів, менеджеров среднего и нижнего уровней, работников организаций), обоснование целесообразности использования индивидуальных или групповых форм корекційно-розвивальної работы в 'тех или иных ситуациях и т.п.).

Важной задачей практической психологии является разработка (конструирование) псы-холого-организационных технологий в соответствии с основными проблемами, возникающими во время психологического обеспечения управленческого процесса.

Анализируя предыдущий материал и подытоживая высказанные положения, можно сделать следующие выводы относительно внедрения технологического подхода в деятельности организационных психологов, то есть конструирование и использование исихолого-ор-ганізаційнйх технологий для предоставления организационными психологами помощи руководителям и персоналу различных учреждений:

1. Психолого-оргапізаційпі 'технологии - это ситуационно-ориентированные систсмоко-мплекси методов, которые состоят из трех основных блоков: информационно-смысловой, діагиоетично-інтерпретаційного и корекційпо-развивающего, обеспечивающих эффективность основных видов деятельности организационных психологов в конкретных обстоятельствах жизнедеятельности организации относительно потребностей и запросов руководителей и персонала.

2. Внедрение психолого-организационных технологий предусматривает взаимосвязанную деятельность психолога с руководителем па договорной основе с учетом принципов совместной работы (индивидуализации, дифференциации, оптимальной реализации человеческих ресурсов, конструктивного общения и т.п.).

3. Разработаны психолого-організаційиі технологии должны быть пригодными для воспроизведения не только их авторами, но и другими психологами с гарантией достижения запланированных результатов.

4. Важным является овладение практическими психологами этих технологий процессе ее университетского обучения, а также умениями и навыками адаптировать их, делать перевод «конкретным языком», работая под сопровождение супервизоров в условиях реальной организации.

Все виды психолого-організаційиих технологий, которые могут быть использованы организационными психологами, можно разделить па такие основные группы:

• технологии работы организационных психологов по обеспечению деятельности и розпитку организаций;

• технологии работы организационных психологов с руководителями (менеджерами) организаций и предпринимателями;

• технологии работы организационных психологов с персоналом организаций;

• технологии работы организационных психологов по обеспечению эффективного взаимодействия менеджеров и персонала организаций;

Каждая из указанных групп технологий включает определенные подгруппы, приведенные ниже. Технологии работы организационных психологов относительно обеспечения деятельности и развития организации имеют следующие подгруппы:

• технология разработки Концепции деятельности и развития организации;

• технологию взаимодействия организации с другими учреждениями;

• технологию формирования благоприятного имиджа организации;

• технологию проведения презентации организации;

• технологию внедрения изменений в организации;

• технологию взаимодействия организации с работниками и др.

К группе технологий работы организационных психологов с руководителями организаций и предпринимателями относятся:

• технология формирования управленческой команды;

• технология развития профессионально-управленческого самоопределение менеджеров;

• технология принятия управленческих решений менеджерами в организации;

• технология формирования нравственной культуры менеджеров;

• технология эффективной деятельности руководителя-лидера;

• технология саморєалізації менеджеров в процессе их профессиональной деятельности;

• технология повышения профессиональной деятельности предпринимателей и др.

Группа технологий работы организационных психологов с персоналом организаций включает:

• технологию отбора работников в организацию;

• технологию адаптации работников в организации;

• технологию обеспечения удовлетворенности сотрудников работой;

• технологию осуществления аттестации в организации;

• технологию обеспечения профессиональной карьеры персонала организации;

• технологию обеспечения психического здоровья работников;

• технологию предупреждения и преодоления профессионального стресса в организации;

• технологию профилактики возникновения синдрома «профессионального выгорания» у работников и др.

К группе технологий работы организационных психологов по обеспечению эффективного взаимодействия менеджеров и персонала организаций относятся:

• технология эффективного делового общения и предупреждения коммуникативных барьеров в организации;

• технология предотвращения и решения организационных конфликтов;

• технология формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективе;

• технология формирования организационной культуры организации и др.

Многие из названных выше технологий разработаны авторами и будут подробнее рассмотрены в второй части учебного пособия.



Назад