Электронная онлайн библиотека

 
 Технологии работы организационных психологов

6.1. Понятие о интерактивные техники и их роль в реализации технологического подхода в работе организационных психологов


В процессе реализации технологического подхода в работе организационных психологов важную роль играют интерактивные техники.

Интерактивные техники (от англ. слова interaction - взаимодействие) - это техники, которые обеспечивают активное взаимодействие менеджеров и персонала организаций (или представителей каждой из указанных категорий отдельно) в условиях учебных тренингов и семинаров, направленных на их подготовку к решению актуальных управленческих и профессиональных задач.

Проведен анализ |5| показывает, что в отечественной практике подготовки руководителей и персонала организаций для решения аналогичных задач до недавнего времени в основном применялся термин «активные методы и формы обучения». На первый взгляд сроки «интерактивные техники» (северный вариант) и «активные методы и формы обучения» (отечественный вариант) могут выступать синонимами. Однако более детальный анализ данной проблемы показывает, что между значениями и смыслами этих сроков существуют определенные различия.

Во-первых, термин «активные методы и формы обучения» согласно отечественных традиций отражает основную ориентацию этих методов и форм на активизацию познавательной деятельности участников занятия (путем постановки и решения проблемных ситуаций и задач). Зато термин «интерактивные техники», вместе с активизацией познавательной деятельности участников занятий, отражает также ориентацию занятий на обеспечение их активного межличностного взаимодействия. Это достигается соответствующими средствами:

• специальным территориальным размещением участников занятия;

• организацией их совместной деятельности в диадах и малых группах;

• созданием условий для реализации различных видов вербального и певербальпого общения;

• решением учебных и реальных профессиональных проблем;

• обеспечением обратной связи, осуществлением рефлексии занятий и др. Использование такого подхода способствует обмену мнениями, позициями, ценностями,

опытом участников занятий, дает возможность ознакомиться с разными, зачастую противоположными мнениями, сформировать толерантное отношение, осознать собственную позицию по тем или иным вопросам, принять определенные решения, которые являются актуальными для организации (ее отдельного отдела) в любой момент ее развития.

Во-вторых, термин «активные методы и формы обучения», как это принято в отечественной практике, чаще всего применяется для отображения специальных организационных форм занятий (проблемные лекции, деловые игры и др.). Но термин «интерактивные техники» имеет более «локальный» характер, который проявляется в том, что интерактивные техники в западной практике могут использоваться как составляющие элементы (или как специальная система этих элементов) других организационных форм обучения, например таких как учебные треніпги-есміпари, соціальио-псы-хологічні трепіпги (коммуникативные, сепзитивні трепіпги, трепінги личного роста и т.п.). Однако они могут использоваться и отдельно.

В реализации технологического подхода в деятельности психологов в организации интерактивные техники играют такую роль:

• в процессе внедрения информационно-познавательного компонента технологии: а) дают возможность осмыслить содержание и значение тех или иных психолого-управленческих феноменов и их роль в деятельности организации; б) способствуют анализа сущности основных понятий организационной психологии, отдельных характеристик этих понятий; в) ориентируют на осознание современных подходов к деятельности и развития организации и др.;

• в процессе внедрения диагностического компонента технологии: а) создают условия во время взаимодействия менеджеров или персонала организации прямо или косвенно, в индивидуальной или групповой форме осмыслить определенные проблемы, которые существуют в деятельности организации, формальных или неформальных групп, конкретных личностей; б) способствуют актуализации потребности участников занятий в самопознании и самоаналізі психологических особенностей своей организации (ее отдельных подразделений), собственных особистіспих и профессиональных качеств и ип.; в) формируют позитивное отношение к практическому использованию психологических закономерностей управления организациями и ип.;

• в процессе внедрения корекційно-развивающего компонента технологии: а) содействуют формированию потребности и умений у участников занятий использовать полученные знания с целью онтимізації управления организацией, профессионального и личностного совершенствования; б) обеспечивают определение конкретных направлений и путей решения проблем, которые существуют в деятельности организации (групп людей в организациях, отдельных личностей), перспективных направлений их развития; в) создают условия для приобретения умений и павичок, способствующих повышению эффективности деятельности организации (принятия коллегиальных и индивидуальных решений, налаживания делового и управленческого общения, учета мотивации деятельности менеджеров и персонала, формирование благоприятного соціальпо-психологического климата) и ей.

Согласно приведенной классификации интерактивные техники, которые используются для подготовки менеджеров и персонала организаций в западной практике, можно разделить на две группы (в зависимости от функций, которые они выполняют в организации обучения):

организационно-направляющие;

содержательно-смысловые.

Далее будет раскрыто содержание основных интерактивных техник.



Назад