Электронная онлайн библиотека

 
 Технологии работы организационных психологов

6.2. Роль организационно-направляющих интерактивных техник в формировании психологической культуры менеджеров и персонала организаций


Основное назначение организационно-направляющих интерактивных техник заключается в том, чтобы каким образом задействовать участников занятия в выполнение определенных задач, обеспечить начало и конец занятия, осуществить последовательный переход от одной части к другой, создать «комфортные» условия деятельности для участников и поддержать их активность и др.

К этой группе, согласно разработанным подходами, можно отнести:

организационно-подготовительные техники;

изучение ожиданий участников занятия по семинаров-тренингов;

совместную разработку правил групповой работы;

«ледоколы» (формы, которые «раскалывают» лед напряженности, что время от времени возникает в процессе проведения занятий);

создание малых групп (или пар) и др. Проанализируем каждую из указанных групп.

Начнем с организационно-подготовительных техник. Особенность данной подгруппы техник заключается в том, что они связаны прежде всего с выбором аудитора для проведения занятия. В отличие от традиционного отечественного подхода, согласно которому обучение менеджеров и персонала организаций осуществляется в так называемых «прямоугольных» аудиториях, в которых все участники занимают определенные, «стабильные» в течение 2-4 часов места для «прослуховуванпя» информации, применяется инновационный подход, основанный на использовании интерактивных техник. Он предусматривает специальный выбор помещения в соответствии с теми конкретными целями, поставленными накануне занятий, и методами, запланированными во время проведения этих занятий. Поэтому предпосылкой использования интерактивных техник является выбор такого помещения, где участники занятия могли бы активно взаимодействовать между собой (работать в группах, в парах, «в круге», свободно передвигаться по территории и т.д.).

К этой группе относится и подготовка специальных карточек («беджико»), па которых участники занятий могут указать свое имя в том варианте, как они того пожелают. Это одно из средств, которое действительно дает возможность участникам, во-первых, активно взаимодействовать между собой, используя информацию об имени каждого участника, во-вторых, учитывать определенные установки других участников относительно взаимодействия, которые можно, например, «прочитать» из того, в каком виде дается имя па «бейджику» (в официальной или неофициальной, в сокращенной или развернутой форме и ип.).

Следующую подгруппу составляют техники, связанные с изучением ожиданий менеджеров и персонала организаций относительно тренинга-семинара. В отличие от существующего в традиционной отечественной практике подготовки менеджеров и работников организаций подхода, где ожидания участников занятия, как правило, не учитывались и содержание информации определялся прежде всего заказчиком и возможностями руководителя, is процессе использования интерактивных техник изучению ожиданий участников занятия уделяется большое внимание. Для этого используется техника, которая изучает ожидания участников относительно обучения непосредственно уже на занятии (в рамках названной руководителем темы). Она может проявляться в том, что участников занятий просят, скажем, ответить на такие вопросы:

• Чего именно они хотят научиться на семинаре-тренинге (конкретном занятии)?

• Какие конкретные умения и павички они хотят усвоить?

• Какой у них сейчас эмоциональное состояние?

Выполнение этого задания участниками занятия является очень важным учитывая такие обстоятельства.

Во-первых, участники занятия благодаря механизма рефлексии сами осознают собственные истинные намерения относительно семинара-треиінгу, над которыми они, возможно, раньше и не задумывались.

Во-вторых, это дает возможность создать коллективный психологический портрет участников занятия, а затем уже па его начала они имеют достаточно интересную информацию о запросах и характеристики той группы, в которой они приобретают определенного профессионального опыта.

В-третьих, ответа на последний вопрос дают весьма четкие представления о эмоциональное состояние участников, что, яіс правило, имеет очень разнообразный вид (например, крайний положительный полюс: «Чувствую себя очень хорошо, уверенно»; нейтральный полюс: «Чувствую себя нормально»; крайний отрицательный полюс: «Чувствую себя тревожно»),

По-четверс, такой подход дает возможность руководителю занятия определенной степени ско-ригувати свои дальнейшие действия по формированию психологической готовности к управлению, с учетом ответов участников занятия (как содержательно-смысловых и эмоциональных).

По-пятое, указанные три вопроса можно использовать как определенный диагностический инструментарий в начале и в конце занятия и анализировать любые изменения, которые происходили в установках и эмоциональных состояниях, определенных составляющих психологической готовности к управлению участников занятия.

Еще одной важной интерактивной техникой является совместная разработка руководителями - участниками занятия правил групповой работы, которые фактически устраивают ориентиры относительно того, какой стратегии взаимодействия будут придерживаться участники в учебных и, соответственно, в реальных условиях практической деятельности.

А следовательно, взаимодействие участников трепіпгів может иметь такой характер:

• «жесткой» взаимодействия, направленного прежде всего на подготовку членов организации к успешного решения задач организации (без учета потребностей каждого работника, создание условий для их самореализации и сохранения положительных міжособистісиих отношений);

• взаимодействия, построенной на основе партнерства.

Стоит сказать, что первый тип взаимодействия преобладает в процессе обучения менеджеров и персонала организаций. Относительно второго подхода, альтернативный первом, то он довольно удачно, на паш взгляд, может быть реализован в результате учета разработанного принципа гуманизации управления (см. раздел 1).

Именно руководствуясь идеями гуманистического подхода к управленца, может быть обеспечено взаимодействие участников занятий в организациях на основе партнерства, Уровень осознания руководителями занятий этих задач в значительной степени зависит от четкости их постановки и формулировки заказчиками (руководителями организаций) и от собственной профессиональной позиции.

Ориентация на соблюдение так:'.1'стратегии взаимодействия, как партнерство, проявляется, в частности, в разработке следующих правил групповой работы:

• не перебивать друг друга;

• не оценивать и не осуждать никакие высказывания;

• уважать мнение каждого;

• говорить от собственного имени;

• придерживаться темы занятия;

• соблюдать регламент совместной работы;

• не давать советов, когда этого не просят другие;

• говорить к человеку, а не против нее;

• соблюдать правила конфиденциальности в отношении того, что может произойти па семинаре и и н.

Анализ традиционных форм профессиональной подготовки менеджеров и персонала организаций в нашей стране показал, что такой подход часто отсутствует, поскольку собственно форм работы, ориентированных на совместную деятельность, в основном нет.

Назначение следующей подгруппы интерактивных техник - «ледоколов» - заключается в том, чтобы «разбить лед отчуждения», который может возникать между участниками треппинга-семіпару, например:

• в начале занятия (когда много участников занятий находятся в негативном или неопределенному эмоциональном состоянии, или когда люди еще не знают друг друга);

• после проведения сложных задач в течение половины дня (когда люди устали и уровень интеллектуальной и эмоциональной активности начал угасать);

• после обеденного перерыва (когда люди еще не настроились на серьезную работу).

В таких случаях руководителями занятия-тренерами могут проводиться несложные упражнения, которые положительно скажутся на активности участников (например, выразить по очереди друг другу добрые пожелания па день; используя только мимику и жесты, разместиться по кругу, в зависимости от дня рождения (от января до декабря); изобразить «броупівський движение» - движение молекул, которые постоянно находятся в активном состоянии и др.). В традиционном отечественном образовании такие задачи полностью отсутствуют, поскольку они па первый взгляд вообще «несерьезные» и такие, которые не отвечают потребностям взрослых. На самом же деле применения «ледоколов» очень удачно разряжает и снимает напряжение, выполняет роль «эмоциональных мостиков» во время проведения занятий.

Создание малых групп (или пар) как интерактивная техника 117; 221 заключается в том, что участники семинара-треппинга при выполнении соответствующих задач делятся на малые группы (по 3-5 человек) или на пары. Группы или пары могут формироваться по разным принципам:

• по собственному выбору (на основе симпатии членов занятия друг к другу);

• па основе совместного цвета ее одежде;

• па основе специальных расчетов (участники занятия распределяются таким образом, что те, кто имеет 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й номера и т.п., работают вместе в одной группе и др.).

Работа в малых группах дает возможность участникам занятия уже в учебных условиях овладеть приемами совместной работы (распределять между собой функции, необходимые для выполнения задания; общаться при обсуждении тех или иных аспектов проблемы; презентовать, позицию группы и т.п.).



Назад