Электронная онлайн библиотека

 
 Технологии работы организационных психологов

6.3. Использование содержательно-смысловых интерактивных методов психологической подготовки менеджеров и персонала организаций


Цель содержательно-смысловых интерактивных техник - это содействие непосредственно решению целей и задач, поставленных перед занятием (например, проанализировать содержание феномена «конфликт», выделить виды конфликтов, обосновать позитивные и негативные функции конфликтов, проанализировать собственные іпдивідуально-псы-хологічні особенности, которые могут влиять на поведение в конфликте и т.п.).

Данная группа включает такие основные техники:

заполнение рабочих листа;

«мозговые штурмы»;

дискуссии с «открытым концом»;

анализ управленческих (профессиональных) ситуаций;

ролевые игры;

тренинги и др.

Особенность такой техники, яіс заполнения рабочих листа заключается в том, что она, відперто говоря, обеспечивает «активное взаимодействие участника занятия с самим собой». Речь идет о том, что такие рабочие листки предусматривают задачи, выполнение которых ориентирован на активное включение механизмов рефлексии по поводу собственных індивідуальпо-психологических особенностей или особенностей других людей (например, в семинарах-трепіпгах по проблеме общения и конфликтов это может быть задача продолжить такие незакіпчені предложение: «Я горжусь собой, потому что...», «Больше всего я восхищаюсь такими людьми...», «Одна из добрых дел, которые я сделал в своей жизни, это...» и др.). Кроме того, это могут быть задачи, направленные на актуализацию и анализ участниками занятий тех понятий, которые составляют основу темы (например, могут быть такие вопросы: «Что такое конфликт?», «Определите, что такс доверие», «Какая разница между словами «конфликт» и «насилие?» и др.). Стоит отметить, что в отечественной традиционной системе профессионального образования ориентация па использования механизмов рефлексии практически отсутствует.

«Мозговой штурм» как интерактивная техника заключается в том, что руководители организаций генерируют идеи относительно тех чн других проблем, которые могут случиться в их профессиональной деятельности. При этом участники должны придерживаться таких основных правил:

• называть как можно больше аспектов, сторон, анализируя тс или иное явление, процесс: чем больше - тем лучше;

• не оценивать высказанные идеи, подходы, а только называть их;

• называть самые невероятные, необычные и даже абсурдные идеи, потому что именно среди них могут быть те, которые вы ищете.

«Мозговой штурм» может использоваться в трех основных формах:

индивидуальной (когда каждый участник занятия генерирует идеи самостоятельно, а затем, при необходимости, знакомит с ними других);

парной (когда идеи генерируют вместе двое участников занятия с последующей их презентацией перед группой);

групповой (когда группа совместно генерирует идеи, или же добавляет свои идеи до тех, которые представляет отдельный человек или пара участников).

Учитывая то, что в отечественной системе образования до недавнего времени практически отсутствовала ориентация па использования «мозгового штурма», внедрение такой интерактивной техники на первых состояниях вызывает определенные трудности (поскольку не все участники занятия имеют соответствующую мотивацию и подготовку, то количество генерируемых идей не слишком много). Но по мере приобретения участниками занятий опыта и актуализации у них соответствующей мотивации (в признании, самореализации и т.д.) такая техника все больше становится эффективной.

Основное назначение дискуссии «с открытым концом» - выявить имеющиеся, порой совершенно противоположные позиции менеджеров или персонала относительно той или иной проблемы и сформировать толерантные установки относительно этих позиций. В отличие от так называемой дискуссии «с закрытым концом», направленной па анализ той или иной проблемы и вывода четких выводов, дискуссия с «открытым» концом, наоборот предусматривает выявление различных точек зрения по одной и той же проблемы, а следовательно, показывает сложность данной проблемы и влияние на ее понимание и осмысление индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик участников управленческого взаимодействия.

Одним из средств, которое можно использовать для организации дискуссии «с открытым концом», может быть прием «голосуем ногами», согласно которому участники занятия, которые имеют разные взгляды относительно затронутых «проблемных» вопросов, занимают разные позиции относительно мнимой «оси», которая проходит по центру аудитории. При этом важно учитывать реакцию людей относительно другой позиции и средства воздействия, которые они могут использовать при этом. Например, в тренинге по проблеме конфликтов могут быть использованы такие питаппя-тезисы: «В конфликте всегда можно определить сторону, которая прав, и сторону, которая не имеет никаких аргументов»; «Трудно общаться с людьми, которые навязывают свою точку зрения»; «Терпеть не могу работать с непрофессионалами».

Суть такой интерактивной техники, как анализ управленческих (профессиональных) ситуаций, заключается в том, что участники занятия в процессе совместной групповой деятельности приводят примеры проблемных управленческих или профессиональных ситуаций, которые описываются и анализируются по такому плану:

• содержание ситуации;

• обоснование сложности и значимости ситуации в условиях конкретной организации;

• описание решения, которое было принято участниками для решения проблемы;

• аргументации по поводу принятого именно такого решения, а не иначе;

• в каких результатов (положительных или отрицательных) привело такс разрешения ситуации;

• можно ли было решить ситуацию, учитывая результаты иным образом и др. Анализ управленческих ситуаций может осуществляться на разных уровнях:

• индивидуальном (при выполнении заданий с последующим их обсуждением в учебной группе);

• парном (когда двое слушателей совместно анализировали ситуацию и предлагали вариант ее решения другим);

• групповом (группы в составе четырех-пяти человек решали ситуации и взаимо-рецензировали друг друга).

Следует отметить, что управленческие ситуации могли быть заранее подготовлены руководителем занятия или предложенные слушателями, учитывая их интересы и опыт делового общения.



Назад