Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Особенности деятельности преподавателя ВУЗА


Вся история обучения и воспитания, кроме самых первых этапов развития человечества и редких счастливых исключений, как-вот Афинская система образования, обозначенная авторитарностью, недемократичностью, жестокостью. Это имеет глубокие корни. В древней Спарте воспитание было государственным делом и неуклонно контролировалось государством. Новорожденных детей осматривали уполномоченные государством лица. Здоровых возвращали родителям, с нарушениями и отклонениями выбрасывали в пропасть. В государственных учебно-воспитательных заведениях мальчиков приучали терпеть холод, голод, жару. После каждого года обучения проводились публичные испытания, в том числе избиением. Смерть от пыток считалась достоинством питомца, отчаяние и плач - позором для родителей и воспитателей Украинском студенту Падуанского университета Григорию Скибінському в конце XVII в. отрубили руку только за то, что он, будучи православным, ради получения высокой образования принял униатство, посмел изучать науку в католическом учебном заведении, не принадлежа к католической церкви. Против фамилии студента-украинца Павла Скопа, видимо, оттого, что был беден, в списках того же университета сделана пометка "быдло рогатое".

Лишь отдельные выдающиеся теоретики, практики образовательной дела категорически отрицали насилия в педагогике. Своей деятельностью они демонстрировали и всячески отстаивали, иногда даже ценой собственной жизни (Януш Корчак), гуманистическую практику едукації человека. Среди педагогов-гуманистов прежде всего вспоминаем имена Я.А. Коменского, Ж. -Же. Руссо, И.Г. Песталоцци, Л.М. Толстого, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, Г.Г. Ващенко Марии Монтессори, И.О. Сухомлинского. Но насколько все-таки педагогическая практика была привычно жестокой, что даже такие педагоги-гуманисты, как Я.А. Коменский, МЛ. Пирогов в отдельных случаях официально признавали возможность и целесообразность применения физических мер воздействия к воспитанников.

Антигуманними чертами образования проникнуто и советский период. Хотя декларативно физические наказания не культивировались, однако в повседневной школьной практике были рутинным явлением. Что же касается педагогики тотальной требовательности, моральных репрессий, психологического насилия, мировоззренческого издевательства, то эти явления имели массовый характер и санкціонувалися властными структурами. Элементы карательной педагогики находим и в ведущих теоретиков воспитательной дела советского времени, например в А. С. Макаренко. Все это, разумеется, не могло не перейти и в образовательную практику независимой Украины, которая строит открытое, демократическое, гражданское общество и исповедует гуманистическую систему воспитания. Инерция имеет большую силу, и поколения педагогов, воспитанных на тоталітарно-авторитарных подходах, не могут быстро переориентироваться, освободиться от привычных стереотипов. Учебно-воспитательные учреждения, в том числе высшие, привычно используют методы и средства авторитарной педагогики. Вот несколько красноречивых примеров. На просьбу студентки-инвалида отсрочить выполнение курсовой работы преподаватель отвечает: "Я не могу этого позволить, ведь университет тебе будет выдавать диплом, а не удостоверение об инвалидности". Только после тяжелой операции студент просит куратора освободить его от участия в "трудовом семестре", но последний остается неумолим: "Ничего не знаю, все должны отработать". Привычным стало и то, что отдельные педагоги используют экзамен как возможность свести счеты с недостаточно, на их взгляд, поштивим студентом.

Поэтому создание современной гуманистической педагогики требует и соответствующего нового образа преподавателя. Каким видится преподаватель высшей школы, в чем заключается его миссия, какие требования предъявляет общество к нему? Эти вопросы не случайно находятся в поле зрения современной научной мысли и общественности. Ведь от их решения в определенной мере зависит конечный результат реформирования высшего образования в Украине.

Как известно, преподаватели ВУЗОВ относятся к основным социально-профессиональных групп, на которые общество положило чрезвычайно важные задачи: сохранение и приумножение культурных достояний общества и цивилизации в целом; социализацию личности на важном этапе ее формирования, связанном с профессиональной подготовкой.

Напомним, что процесс подготовки специалистов с высшим образованием составляет высокоразвитую багатоаспектну систему, основными функциями которой являются:

1) выработки знаний - научные исследования, внедрение их в практику, экспертиза; разработка новых учебных дисциплин, образовательных программ, научно-методического сопровождения;

2) передача знаний - учебный процесс в разнообразии форм, методов, средств и образовательных технологий;

3) распространение знаний - издание учебных пособий, научных монографий, статей; выступления перед общественностью, участие в научных, учебно-методических и культурно-просветительских мероприятиях регионального, всеукраинского и международного уровней;

4) формирование у того, кто учится, умения и осознание необходимости учиться на протяжении всей жизни.

Этими функциями определяются главные составляющие преподавательской деятельности: научно-предметная, психолого-педагогическая, культурно-просветительская.

Преподаватель высшей школы должен удовлетворять такие требования: высокая профессиональная компетентность - глубокие знания и широкая эрудиция в научно-предметной области, нестандартное мышление, креативность, владение инновационной тактикой и стратегией, методами решения творческих задач;

педагогическая компетентность - основательные знания педагогики и психологии, в частности андрагогики, медико-биологических аспектов интеллектуальной деятельности, владение современными формами, методами, средствами и технологиями обучения;

социально-экономическая компетентность - знание глобальных процессов развития цивилизации и функционирования современного общества, а также основ социологии, экономики, менеджмента и права;

коммуникативная компетентность - культура устной и письменной форм литературного языка, владение иностранными языками, современными информационными технологиями, эффективными методами и приемами межличностного общения.

К этому следует добавить и высокий уровень общей культуры - сформировано научное мировоззрение, устойчивая система национальных и общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

До прямых функциональных обязанностей преподавателя высшей школы относятся:

1.подготовка учебных курсов, их методологическое и методическое обеспечение, выбор средств информационной (аудио, видео, компьютерной, телекоммуникационной и др.) поддержки.

2.создание учебных, тренинговых и контролирующих программ, в том числе компьютерных.

3.Авторська участие в подготовке учебной литературы и учебно-методических пособий.

4.чтение лекций, проведение лабораторных, семинарских и других практических занятий, конференций, ролевых, ситуационных и деловых игр и т.д.

5.Організаційно-методическое обеспечение практики студентов и участие в ее проведении.

6.Пошук и разработка новых педагогических методов и образовательных технологий повышенной эффективности.

7.Консультаційна и другая индивидуальная работа со студентами.

8.Пошук источников финансирования научных исследований и потребителей научных разработок.

9.Планування, организация и выполнение научных исследований и практических разработок.

10.Підготовка научных, научно-популярных и других материалов.

11 . подготовка разработок, которые патентуются.

12.Реалізація воспитательных функций в процессе групповой и индивидуальной работы со студентами, во время неформального общения с ними.

13.Неперервний личностное и профессиональное развитие, повышение научной и педагогической компетентности и квалификации.

14.Володіння различными профессионально необходимыми практическими навыками.

В системе открытой и гибкой образования особое внимание уделяется подготовленности преподавателя:

- к организации обучения на базе практики через действия и анализ этих действий;

- формирование исследовательских и творческих умений;

- формирование у студентов веры в собственные возможности и в реальность профессиональных достижений;

- выбора в зависимости от ситуации соответствующей роли, например, эксперта, консультанта, организатора, проектанта, советчика;

- организации студентов в рабочие группы, а также к распределению объемов учебного материала и формирования правил сотрудничества;

- поддержки социальной интеграции студенческого коллектива;

- применение эффективных методик предупреждения и разрешения межличностных и групповых конфликтов;

- организации индивидуализированного обучения (работа на "уровнях" в группах, ыравнивающие занятия, коммуникация с обратной связью);

- организации самообучения студентов, в частности, подготовки их к самостоятельной пользования текстовыми и позатекстовими источниками информации;

- выработка умения индивидуального и группового принятия решений, а также решения различных проблем перед принятием решений;

- формирование умений самостоятельного планирования и адаптации к меняющимся условиям труда; умственного конструирования через операции сравнения, анализа, выводов и верификации, а также предметно-манипуляционного конструирования согласно аналитическим, операционными и синтетическими стадиями поведения при решении проблем;

- практического применения концепции разностороннего обучения и концепции индивидуализированного обучения с учетом потребностей студентов.

Для успешного выполнения своих функций преподаватель должен быть организатором, оратором, аналитиком, психологом, висококомпетентним специалистом в своей области, эрудитом в других отраслях знаний. Также преподаватель должен иметь талант, природные способности. От него требуются большие умственные, физические, временные и эмоционально-волевые затраты. Преподаватель ВУЗА должен быть творческой личностью, поскольку подготовить будущего творческого специалиста может только творческая личность.



Назад