Электронная онлайн библиотека

 
 Технологии работы организационных психологов

6.4. Применение ролевых игр и тренингов для психологической подготовки менеджеров и персонала организаций


Ролевая игра - сложная системная интерактивная техника, в процессе применения которой используется ролевая структура ведения занятия, то есть определенный набор ролей, которые регламентируют деятельность и поведение его участников.

Организационной единицей ролевой игры выступает условная проблемная ситуация. Она разворачивается в процессе занятия как отдельный сюжет. В его основу может быть положена учебная или реальная управленческая (профессиональная) проблема, формирование которой содержит соответствующий вопрос (или серию вопросов).

Для проведения ролевой игры, кроме проблемной ситуации, также необходим достаточный для воспроизведения такого сюжета набор ролей (участников управленческой ситу ации), которые распределяются между участниками занятия. Каждому человеку, который принимает участие в игре, отведена определенная роль в виде ролевых предписаний от руководителя, которых они должны придерживаться в течение игры.

Ролевая игра проходит в несколько этапов.

Сначала руководитель занятия сообщает участнику тему, цель, знакомит всех партнеров с содержанием каждой роли, после чего создаются группы ролей.

Далее осуществляется освоение ролей и выяснения сути проблемного вопроса сущности или ситуации.

В течение следующего состояния участники игры готовятся непосредственно к обсуждению проблемы или воспроизведена ситуации, то есть формируют общее мнение относительно вопросов, которые им предстоит проработать па занятии, или же вырабатывают стратегию поведения в управленческой ситуации, заложенную определенной ролью.

По мере готовности участников игры начинается этап обсуждения проблемы или воспроизведения «реальной» управленческой ситуации. Произнесения соображений последовательно оказывается различным ролевым группам, которые выражают собственную позицию по анализируемой проблемы или же моделируют необходимые «конфликтные» действия.

В течение игры руководитель определяет смысловую линию анализа теоретической проблемы или управленческой ситуации, нарушает ли ставит дополнительные вопросы и задания. Он поощряет к игре всех присутствующих в атмосфере доброжелательности, взаимопомощи, равноправия. Руководитель завершает занятие подведением итогов, делая акцент на содержании и реализации психолого-методичпого замысла.

В современной психологической науке существуют различные классификации ролевых игр. Одной из возможных есть такая классификация, которой придерживаются авторы данного раздела и в основе которой лежит тип задач и ролей, которые используются во время игры. Итак, выделяют учебно-ролевые и деловые игры.

Основное назначение учебно-ролевой игры заключается в том, чтобы с помощью так называемых «учебных» ролей решить такие задачи:

• привлечь всех участников занятия к обсуждению теоретических проблем организационной психологии;

• выделить основные аспекты и методы анализа актуальных проблем конкретной темы или учебного курса в целом;

• сформировать позитивное отношение, интерес к проблеме, что обсуждается, и ип. Учитывая тс, что активность участников занятий довольно часто обусловливается не

только внешними факторами (например, формой организации совместной деятельности), но и внутренними (интерес к затронутой проблемы, позитивное отношение к другим участникам игры, достаточный уровень знаний и коммуникативных умений и т.д.), применение павчальпо-ролевой игры целесообразно в тех случаях, когда внутренние факторы отсутствуют или недостаточно выражены.

Обеспечивая достаточно жесткую регламентацию познавательной деятельности участников занятий при воспроизведении ими различных по содержанию и назначению ролей, учебно-ролевая игра стимулирует и ускоряет их активность, способствует постепенному переходу к пробуждению спонтанной, то есть нерегламентовапої активности во время применения более сложных и менее регламентированных занятий (групповая дискуссия и т.д.).

Структура учебно-ролевой игры предусматривает наличие трех типов ролевых групп: «генераторы идей», «критики», «арбитры».

«Генераторы идей» отыскивают оптимальные варианты решения проблемного вопроса или управленческой ситуации, очерчивают разные пути их решения, обосновывая свой ответ как теоретически, так и на конкретных примерах.

Функция группы «критиков» заключается в том, чтобы критически и конструктивно анализировать ответы «генераторов идей». С этой мстою они ставят вопросы репродуктивного или проблемного характера, которые помогают уточнить точку зрения «генераторов идей» или раскрыть имеющиеся в ней противоречия. На основе анализа проблемного материала «критики» формулируют собственные предложения относительно решения вопроса, или же когда решение уже найдено «генераторами идей», его более четко формулируют и обосновывают.

«Арбитрам» предоставляется право совместно принять наиболее оптимальное решение, используя в случае необходимости нужную справочники, научную литературу, периодику и т.д. Кроме того, «арбитры» должны оценить эффективность работы каждой группы как по содержанию (оценка вклада определенной группы в решение проблемного вопроса, анализ самого процесса поиска правильного решения), так и за целесообразностью методических приемов (как была налажена совместная работа членов каждой группы, характер активности участников обсуждения).

С помощью учебно-ролевой игры можно решить различные учебно-рольо ви задачи. Наиболее типичные из них:

• организация руководителем занятия совместной работы с его участниками для выделения существенных признаков основных понятий организационной психологии (по отдельной темой или курсу в целом);

• обеспечение руководителем занятия активного обсуждения проблемных вопросов (или проблемных ситуаций), имеющие теоретический характер.

Деловая игра направлена на тс, чтобы имитируя реальные управленческие ситуации с помощью «настоящих», а не «учебных» ролей, обеспечить формирование умений и павичок, необходимых для эффективного решения управленческих ситуаций. Введены в использование роли отражают функции тех реальных должностных лиц, которые принимают участие в решении конкретных проблем («директор завода», «президент фирмы», «руководитель лаборатории» и др.). Вид профессиональной деятельности, в процессе выполнения которой возникают управленческие проблемы, определяет тип деловых игр (деловые, образовательно-педагогические, военные и ип.).

Деловая игра может способствовать развитию определенных личностных качеств ее участников:

• снижать ригидность и стереотипность мышления;

• повышать способность к творчеству;

• усиливать чувство ответственности за результаты принятых решений в ситуации управленческого осложнения;

• способствовать становлению толерантности в общении;

• влиять па адекватность самооценки;

• ориентировать па самопознания, самоанализ и самосовершенствования личности и др.

Необходимыми условиями проведение деловой игры являются:

• отбор управленческих и профессиональных ситуаций, которые бы отвечали профессиональным интересам и уровню подготовки участников занятия;

• адекватное, соответствующее содержанию конкретной деятельности и ситуации, вичлепення «конфликтных» ролей;

• полноценное выделение критериев и показателей оценки результативности работы участников игры.

Кроме того, эффективность деловой игры достигается при условии соблюдения принципа перемены ролей, направленного па усвоения всеми участниками игры различных ролевых функций, а также принципа ролевой перспективы, что обеспечивает постепенное овладение участниками деловой игры все сложнее и відповідальпішими ролями и, соответственно, павичками, необходимыми для предотвращения и разрешения конфликтов.

С помощью деловой игры можно решить такие задачи:

• закрепить теоретический материал по организационной психологии по отдельной теме или целом учебному курсу;

• сформировать практические умения и павички, необходимые для решения определенных типов психолого-управленческих задач;

• способствовать осознанию необходимости и возможности предотвратить и разрешить определенные психолого-управліпські ситуации.

С целью эффективной психологической подготовки менеджеров авторами разработан, кроме общих принципов проведения ролевых игр, специальную систему игр. Например, учебно-ролевая игра на тему «Разработка должностной инструкции работника» предусматривала формирование должностных инструкций, которые раскрывают содержание наиболее важных профессионально-функціопальних ролей в современной организации. Для ее проведения создавались соответствующие группы («генераторы идей», «оппоненты. .«арбитры»), введение которых способствовало активному обсуждению содержания конкретных профессионально-функциональных ролей. Результатом игры становится разработка участниками занятия должностных инструкций, которые касались содержания конкретных профессионально-функциональных ролей.

Или, скажем, разработанная авторами деловая игра «Прием на работу» моделировали ситуацию приема руководителем организации па работу нового сотрудника. Основная цель игры заключалась в том, чтобы проанализировать, насколько руководитель организации, кроме основных требований к будущей работе работника, пытается ознакомиться с его потребностями и определить программу дальнейшей индивидуальной робочії с ним. Например, во время работы с представителями образовательных организаций в процессе игры могут моделироваться как различные по своим управленческим статусом роли руководителей образовательных учреждений («директор школы», «заведующий райво (гороно)» и т.п.), так и различные по своему содержанию роли работников, которые устраиваются на работу («молодой специалист», «опытный учитель, который сменил место работы» и др.).

Кроме того, существуют и другие ролевые игры, посвященные, например, разработке кой концепции деятельности организации, формированию «управленческой» и «исполнительной» команды, которые тоже требовали конкретного «проектирование» общих принципов проведения ролевых игр.

Вместе с анализом конкретных управленческих ситуаций в процессе психологической подготовки менеджеров и персонала организаций целесообразно применять социально-психологический тренинг, который позволяет отработать, «відтренувати» у слушателей психолого-унравлінські и психолого-професійпі умение и павички, необходимые для обеспечения эффективной деятельности и развития организации.

За последние два-три года в иностранных психолого-управленческих изданиях с переводом на русском языке четко раскрыто содержание социально-психологических трет-нінгів, направленных на решение актуальных психолого-управленческих задач:

• отбор персонала в организации;

• обеспечение успешной адаптации персонала организации;

• формирование эффективного делового общения руководителей и работников;

• предупреждение и разрешение конфликтов в организации;

• формирование лидерских качеств руководителей;

• формирование управленческой комапди»;

• введение изменений в организации;

• формирование корпоративной культуры и др.

Положительно оценивая появление специализированной литературы по вопросам проведения со-ціальио-психологического тренинга, отметим, что проблема разработки содержания социально-психологических трепінгів, в частности па материале деятельности отечественных организаций, к сожалению, находится на первом етані своей разработки. Поэтому авторами пособия было разработано и адаптировано ряд социально-психологических трет-нінгів, о которых речь пойдет в второй части книги в процессе анализа различных технологий деятельности организационных психологов.

Последовательность использования активных методов и форм проведения занятий не является четко определенной. В одних случаях анализ определенной проблемы темы может начинаться с проблемной лекции, где освещались основные теоретические вопросы, а закрепляться материал может с помощью деловых игр, тренингов точка. В других случаях «стартом» для рассмотрения темы может стать психологический практикум, во время проведения которого слушатели могут заинтересоваться теми или иными характеристиками их деятельности, а затем подробно их рассмотреть па проблемной лекции. Рассмотрение темы может также начинаться с «мозгового штурма», во время которого слушатели назвали бы целый ряд определенных особенностей управленческой и профессиональной деятельности, которые в процессе дальнейшей лекции систематизированы и подробно освещаются. Проблемно-поисковые методы обучения как основные могут дополняться и іпформаційпо-рспродуктивними методами, например, при ознакомлении слушателей с очень важной информацией, фактами, цифрами. Применение определенной системы и последовательности методов и форм проведения занятий определяется конкретной темой, особенностями аудитории и реальной учебной ситуацией.

Использование приведенных выше различных видов интерактивных техник будет представлено в второй части пособия при раскрытии содержания конкретных технологий работы организационных психологии.



Назад