Электронная онлайн библиотека

 
 Технологии работы организационных психологов

7.2. Мотивационный компонент модели психолого-организационного консультирования


Изучение реального управленческого опыта показывает, что мотивация менеджеров и персонала относительно получения психологической помощи по проблеме деятельности и развития организации не является четко выраженной. Она иногда наблюдается лишь в некоторых менеджеров и работников:

- которые через высокий творческий потенциал имеют значительный уровень общей управленческой, профессиональной и психологической культуры и соответственно потребность в самопознании, самоаналізі и самосовершенствовании своих профессиональных и особистіспих качеств;

- которые прошли специальную психологическую переподготовку на курсах, семинарах, трепіпгах, что выступила некоторым «катализатором» ее актуализации такой мотивации;

- которые ориентированы па внедрение современных и инновационных подходов в организациях и понимают важность психологической готовности менеджеров и персонала к деятельности;

- которые находились в реальных «кризисных» ситуациях в процессе деятельности, где нсихолого-управліпські знания пригодились при решении тех или пеших проблем и т.п.

Кроме того, как показывает практика, среди большинства руководителей и работников организаций такая мотивация представлена на очень низком уровне или совсем отсутствует.

К основных причин, которые предопределяют такой этап дел, па мнению авторов, можно отнести:

социально-экономические причины (низкий социально-экономическое развитие общества; примат экономических проблем над духовно-нсихологічними; ориентация значительного количества населения на «выживание» любыми возможными средствами, которые часто предусматривают игнорирование (сознательно или бессознательно, полностью или частично) психологических особенностей человеческой жизнедеятельности);

психологические причины (низкий уровень психологической культуры в обществе; недостаточная ориентация общественного сознания в целом па необходимость психологического обеспечения жизнедеятельности людей и психологической защиты личности, отсутствие разветвленной сети психологических служб в различных социальных областях; отсутствие квалифицированных специалистов-психологов по проблемам практической психологии управления организациями и т.п.).

На основе анализа указанных причин можно утверждать, что к ведущих условий формирования положительной мотивации менеджеров и персонала организаций относительно психолого-ерганізаційного консультирование принадлежат.

• психологическое просвещение менеджеров и персонала и раскрытие возможностей психологии, в частности, в оптимизации деятельности организации (путем проведения специальных семинаров, треніпгів по различным проблемам организационной психологии);

• создание развивающего психологической среды в организациях, что способствует «актуализации» потребности в психологических знаниях и их практическом использовании в процессе менеджерской и трудовой деятельности;

• раскрытие возможностей психологических служб в психологическом обеспечении деятельности и развития организации;

• специальная подготовка специалистов в области организационной психологии и т. д.



Назад