Электронная онлайн библиотека

 
 Технологии работы организационных психологов

1.3. Система тренинговых занятий для формирования конкурентоспособной команды (корекційно-развивающий компонент технологии)


В результате использования активных форм обучения персонала организаций авторами разработана система тренинговых занятий, направленных на формирование конкурентоспособной команды, которая включает взаимосвязанные и последовательно осуществляемые тренинги:

1. Тренинг формирования психологической готовности менеджеров и персонала организаций к работе в команде.

2. Тренинг навыков партнерского взаимодействия менеджеров и персонала организаций в команде.

3. Тренинг развития конкурентоспособности команды.

По своим временным объемом система треніпгових занятий минимально может проводиться в течение 24 часов (по 8 часов в день на протяжении трех дней). В зависимости от конкретных потребностей организации объем тренингов может увеличиваться (до 36-48 часов и более). Во время проведения тренингов могут использоваться как организационно-направляющие, так и содержательно-смысловые интерактивные техники, о которых шла речь в разделе 6 первой части пособия.

Рассмотрим мсту, организационные формы и содержательно-смысловые интерактивные техники, которые можно использовать па каждом тренинге (ориентировочное время - один час для каждой интерактивной техники).

1. Тренинг формирования психологической готовности менеджеров и персонала организаций к работе в команде.

Цель: определить уровень осведомленности участников тренинга относительно содержания и особенностей командного менеджмента. Проанализировать критерии отличия команды от обычной группы. Сформировать представление участников относительно феномена команды организации: признаки, стекла/и, принципы взаимодействия, условия формирования. Отработать первичные навыки командного взаимодействия.

Организационные формы проведения: тренинг проводится отдельно с менеджерами организации и с персоналом.

Интерактивные техники для проведения тренинга:

Метод не законченных предложений (с последующим групповым обсуждением): «Команда в организации - цс...»;

Групповые дискуссии: «Какие факторы обуславливают потребность в формировании команды в современных организациях?»;

Метод «мозгового штурма»: «Плюсы и минусы командной работы в организациях государственной и частной формы собственности»;

Мини-лекция: «Критерии отличия команды от обычной группы»;

Работа в парах: «Разработка «азбуки» принципов взаимодействия в «настоящий» команде»;

Работа в малых группах: «Раскройте сущность и особенности принципов взаимодействия в команде: «совместная деятельность членов команды»; «результативность выполнения задания»; «деловитость общения»; «активность и личная ответственность каждого за результат»; «партнерство», «взаимовыручка»; «взаимообогащение», «доверие», «гуманизм», «толерантность»;

Групповая дискуссия: «Анализ специфики принципов взаимодействия таких типов команд: команды менеджеров банка; управленческой команды образовательной организации; спортивной команды; команды скорой медицинской помощи; команды горных спасателей и т.п.»;

Творческое задание: «Создание модели команды современной организации» (с возможностью дальнейшего ознакомления с этими моделями участников различных групп с целью взаємонавчанмя и поиска общих позиций).

Основные результаты тренинга: Осознание роли командного менеджмента, раскрытие существенных характеристик команды, актуализация потребности участников тренинга в формировании команд в своих организациях и потребности в проведении совместного тренинга, в котором одновременно будут работать менеджеры и персонал как члены одной команды.

2. Тренинг навыков партнерского взаимодействия менеджеров и персонала в команде.

Цель: сформировать позитивные установки менеджеров и персонала по взаимодействию друг с другом. Разработать общую модель команды организации: признаки, ролевую структуру, функции лидера, принципы взаимодействия, условия формирования команды, особенности деятельности различных видов команд; отработать павички выполнения совместных творческих проектов и их презентации на принципах партнерства.

Организационные формы проведения: тренинг проводится совместно с менеджерами и персоналом организации.

Интерактивные техники в процессе проведения тренинга:

Работа в малых группах: «Выполнение творческого задания по созданию модели команды путем схематического изображения ролевой структуры команды, определение функций членов команды»;

Метод «мозгового штурма»: «Определите плюсы и минусы различных типов ролевых структур команд»;

Групповая дискуссия: «Может ли лидер команды быть компетентным во всех сферах деятельности команды?»;

Работа в группах: «Проанализируйте основные стратегии взаимодействия лидера команды и ее членов и представьте их в виде специальных схем»;

Групповая дискуссия: «Какими должны быть отношения между лидером и его командой: формальными или неформальными?»;

Работа в группах: «Проанализируйте специфику постоянных и проектных команд в организациях»;

Групповая дискуссия: «В чем заключается различие между реальными и виртуальными командами?»;

Проектное задание: «Разработать «визитную карточку» своей команды с изображением специфики профиля деятельности».

Основные результаты тренинга: формирование положительных установок менеджеров и персонала друг к другу и преодоление существующих стереотипов относительно их профессиональных ролей; признание менеджерами необходимости вхождения работников к команде современной организации и осознание работниками роли менеджеров в команде; получение менеджерами и работниками положительных эмоций и удовольствия от совместного выполнения задач; утверждение каждой командой себя за счет собственных качеств и достижений; получение положительной обратной связи о деятельности своей организации и команды, ее представляла.

3. Тренинг развития конкурентоспособности команды.

Цель: формирование навыков конкурентоспособной взаимодействия между различными командами в организации или между различными организациями на принципах партнерства, толерантности и доверия,

Организационные формы проведения: тренинг проводится совместно с менеджерами и персоналом организации.

Интерактивные техники в процессе проведения тренинга:

Метод незаконченных предложений (с последующим групповым обсуждением): «Конкуренция - это...»;

Мозговой гитурм: «Как я понимаю значение конкуренции в моей профессиональной жизни?»;

Групповая дискуссия: «Какие факторы влияют на необходимость развития высокого уровня конкурентоздатпості современной личности?»;

Метод «мозгового штурма»: «Какие черты характерны для конкурентоспособной личности?»;

Групповая дискуссия: «Чем конкурентоспособная личность отличается от неконкурентоспособной?»;

Метод «мозгового штурма»: «Чем отличается конкурентоспособная команда от «классической»?».

Работа в малых группах: «Определите условия формирования конкурентоспособной команды в различных социальных сферах (государственное управление, образование, бизнес, спорт, производство и т.д.)»;

Проектное задание: «Разработайте модель конкурентоспособной команды современной организации».

Основные результаты тренинга: осознание сущности и роли различных стратегий конкурентоспособной взаимодействия: а) стратегия соревнования (дсмотивує взаимодействие и снижает ее эффективность как внутри управленческих команд, так и между ними); б) стратегия партнерской направленности и взаимопомощи (эффективная и прогрессивная как для отдельной команды, так и для міжкомандної взаимодействия). Овладение павичками конкурентоспособной взаимодействия с партнерской направленностью.

Кроме содержательно-смысловых, важную роль в процессе проведения каждого тренинга играют организационно-направляющие интерактивные техники, основные из которых приведены ниже.

1. Подготовка аудитории. Традиционно для проведения треніпгш используются заранее подготовленные аудитории, в которых приглашаются участники.

Привлечение участников тренинга к организации рабочего пространства еще до начала занятия (ведущий обращается к ним с предложением помочь подготовить (реорганизовать) аудиторию так, чтобы это было удобно и комфортно всем присутствующим) настраивает ведущего и участников на позитивное взаимодействие. Общая их деятельность помогает растопить лед напряженности, наладить контакт с участниками и падать им возможности почувствовать свою значимость, повышать их заинтересованность.

В случаях, когда выделяется группа пасивніших участников, которые ждут в стороне, не стоит их беспокоить, если ведущий почувствовал, что они требуют больше времени на адаптацию. Однако к ним можно обратиться лично с просьбой высказать свое мнение по поводу совершенствования организации рабочих зон или попросить распределить па каждую из них ватманы, маркеры, фломастеры, карандаши и т.д и в такой способ установить контакт, отвести напряженность, создать положительную ауру для подал ьїїюї взаимодействия.

2. Распределение на группы может осуществляться по одному из возможных принципов, а именно - путем вытягивания разноцветных полосок, которые заранее заготавливаются и отбираются по количеству участников. Если планируется работа в трех группах, принимают полоски трех цветов (желтый, красный, синий). их кладут в конверт (шкатулку, цветную коробочку и т.п.), перемешивают. Затем участники по очереди получают полоски из конверта. Ведущий предлагает «цветам» найти своих «партнеров» - таким образом формируются группы.

Рабочие зоны, в которых будут работать участники, также распределяются с помощью цветов: па каждый стол кладется квадратик одного из трех цветов - таким образом группа «получает» свою рабочую зону (можно предложить группам самостоятельно найти себе рабочее пространство и обустроить его, а это означает, что достижение общего результата начинается заранее).

Те же квадратики можно использовать и для определения последовательности групп, которые представят результаты своей работы.

При этом процесс самостоятельного выбора участниками своей группы и рабочей зоны приобретает упорядоченного характера с элементами игры.

Во время выбора цветов для проведения упражнений желательно избегать голубого, розового и черного цветов, потому что они могут вызвать неоднозначную реакцию или спровоцировать неадекватное поведение участников. Таким образом можно «зацепить» очень интимные стороны личности, поэтому к подобным, простых на первый взгляд вещей желательно относиться осторожно.

3. Создание и презентация групповых проектов. В созданных подгруппах участники получают творческое задание (например, методом группового «мозгового штурма» создать и представить модель конкурентоспособной команды современной организации в виде рисунка). Участники обустраиваются в своих рабочих зонах, и, используя ватмана, фломастеры, цветные карандаши, ножницы, бумага цветная и разные принадлежности, выполняют задания. По собственному желанию или по определенной последовательностью участники представляют свои проекты.

Визуально-аудіальпа презентация дает возможность не только увидеть, но и услышать объяснения авторов относительно их замысла. Все комментарии (по предварительному согласию с участниками), фиксируются на диктофон с целью дальнейшего анализа как ведущим, так и самими участниками презентации.

С помощью техники создания и презентации проектов участники даже случайно в организованных группах приобретают не только навыков совместной работы, но и чувствуют атмосферу единого командного духа, что возникает в процессе достижения общей цели.

Большинство групп во время презентации проектов могут проявлять некоторые признаки «команд». Например, презентует результаты не один человек, а вся группа; участники в высказываниях иа типа : «...наша команда представила...», «...мы совместно создали модель...» могут демонстрировать признаки совместного решения поставленной задачи. Атмосфера позитивной активности, взаимного уважения и поддержки также является признаком удовлетворенности людей от деятельности па принципах командного взаимодействия.

4. Игровые упражнения. Перед началом работы групп можно провести несложные игровые упражнения, которые вызывают яркие впечатления и повышения эмоционального состояния - «ледоколы». Ниже приведем ряд ледоколов, которые рекомендуется использовать во время проведения трепіпгів. Эти ледоколы разработанные другими авторами [21] и модифицированные нами в процессе проведения тренинговой работы с различными категориями участников.

«Какие у тебя глаза?» Наиболее эффективной для установления психологического контакта и снятия эмоционального напряжения будет упражнение: участникам предлагается разделиться на две группы по принципу случайности (вытаскивая разноцветные полоски) или рассчитаться па 1-2. Затем ведущий предлагает в созданных группах выстроиться друг за другом по принципу «от светлого до темного цвета глаз (то есть первой от ведущего будет стоять человек с самыми светлыми глазами, а человек с найтемиішими глазами завершит ряд).

Еще до начала игры участники могут начать хитрить, смотреть друг другу в глаза для того, чтобы выиграть. Ведущий, заметив эти «хитрости», может похвалить за «желание» достичь успеха и предложить сделать эту самую упражнение «наоборот» - расположиться в группе № 1 по принципу «от светлого до темного», а в группе № 2 - «от темного к светлому», то есть изменить условия игры.

На этом стоит закончить упражнение, но можно продолжить игру и назначить «экспертов» (по одному участнику из противоположных «команд»), которым предлагают посмотреть в глаза каждого человека и адекватно оценить правильность расположения участников по заданному принципу.

Как правило, игра завершается комплиментами, шутками, смехом. Участники довольны полученной от возможности посмотреть друг другу в «хорошие, красивые» глаза, ближе познакомиться друг с другом.

Итак, подобно такого алгоритма игры можно проводить упражнения, в которых участники выстраиваются друг за другом по принципу учета цвета волос, роста, размера обуви и других признаков. Хотя это, возможно, требует много времени, но рекомендуется для установки позитивной атмосферы. Зато ведущему необходимо четко следить за тем, чтобы эти этапы не были доминирующими над смысловой составляющей работы группы.

«Передай монетку». Цель: настроить участников на сотрудничество и в то же время почувствовать дух конкуренции за право быть лучшими; проанализировать собственное поведение и свои ощущения в состояниях соперничества и сотрудничества; почувствовать сущность «конкурентоспособной команды».

Игра может происходить в два этапа.

1. Участникам предлагается разделиться на две или три группы в зависимости от количества человек в каждой группе - не менее 7 человек). Одному из участников на указательный палец кладут монетку среднего размера. По сигналу ведущего необходимо передавать как можно быстрее монетку по кругу и вернуть ее к участнику, который начинал игру. Выигрывает та команда, которая первой завершит игру.

Условие игры: монетку нельзя придерживать другими пальцами рук, в случае падения она возвращается до первого участника, который снова начинает передавать ее по кругу.

2. Участникам предлагается создать совместное круг и передавать монетку, придерживаясь тех же правил, но не соревнуясь с другой группой.

По окончании игры участникам предлагается проанализировать свои ощущения во время первого и второго ее этапов и дать ответы на вопросы:

1. Чем отличались ощущения во время соревнования с другой группой и игры в одном, общем кругу?

2. Если у кого из участников монетка падала на пол - что вы чувствовали (раздражение, желание помочь, безразличие)?

3. Или приносит удовольствие совместное достижение мсти, поиск единого алгоритма действий, сотрудничество и взаємонідтримка?

Модификация этой игры удачно отражает сущность обычной команды и конкурентоспособной. После первого варианта игры, как правило, есть участники, которые получают удовольствие от выигрыша, есть такие, что потерпели поражение, ведь они все боролись за право быть лучшими среди других. То есть, чтобы почувствовать победу, нужен был соперник. Второй вариант игры дает возможность пережить тс именно ощущение победы, но оно является коллективным. При этом нет «лучших» и «худших», каждый приложил усилия для достижения общей цели, и вся группа победила благодаря своей взаимодействия и взаимопомощи.

Мы сделали интересные наблюдения относительно момента, когда монетка падает па пол. В первом варианте игры такой случай чаще вызывает раздражение других участников по «виновного», которое проявляется в высказываниях типа: «ну что же ты так», «ой, мы проиграем», «нужно делать не так». Во втором варианте игры участники проявляют несколько большую терпимость к неудачники и даже выражают поддержку: «ничего страшного, бывает со всеми», «не волнуйтесь, начнем с начала».

Если во время игры не возникает ситуации, когда монетка падает па пол, мы предлагаем ведущему искусственно ЕЕ устроить для того, чтобы обязательно дать возможность группе пережить этот момент.

Следовательно, достижение поставленной мсти происходит и в первом, и во втором случаях, но отсутствие необходимости искать соперника ради того, чтобы одержать победу, возможность достичь успеха и быть лучшими за собственный счет, соблюдение принципов взаимодействия и взаимоподдержки отличают обычную эффективную группу или команду от конкурентоспособной.

Следует отметить, что рассмотренные выше организационно-направляющие техники могут использоваться в различных частях системы трепінгових занятий в зависимости от потребностей участников, а также в других тренинговых программах.

В целом, использование организационными психологами приведенной технологии «Формирование конкурентоспособной команды» может способствовать повышению эффективности деятельности конкретных команд в современных организациях.



Назад