Электронная онлайн библиотека

 
 Технологии работы организационных психологов

2.1. Понятие о профессионально-управленческое самоопределение менеджеров, его структуру и динамику (информационно-смысловой компонент технологии)


Информационно-смысловой компонент технологии предусматривает рассмотрение следующих основных вопросов:

актуальность проблематики, связанной с профессионально-управленческим самоопределением менеджеров;

анализ основных подходов к изучению проблемы профессионального становления менеджеров;

раскрытие сущности профессионального становления менеджеров и место в этом процессе профессионально-управленческого самоопределения;

• установление основных этапов становления профессионально-управленческого самоопределение менеджеров;

анализ основных проблем, которые существуют в профессионально-управленческом самоопределении менеджеров.

Проанализируем последовательно каждое из указанных вопросов.

Об актуальности проблематики, связанной с профессионально-управленческим самоопределением менеджеров, то анализ деятельности современных организаций показывает, что ведущим фактором их обновления и развития формирование поколения менеджера (профессиональных руководителей), которые личностно относятся к профессии управленца: имеют не только высокую компетентность в руководстве но и идентифицируются с ценностями и нормами управленческой деятельности, ориентированные на творческую самореа-лізацію и самосовершенствования в этой профессии. В период существенных трансформаций относительно управленческой деятельности и через изменение условий функционирования организаций не менее важным является переосмысление уже действующими руководителями принципов своей работы и формирования новой профессиональной позиции. Неопределенность руководителя, его ментальная отрешенность от норм и ценностей выполняемой работы передается персонала, далее конденсируется в продуктах труда всей организации и вследствие этого приумножается.

Анализ основных подходов к изучению проблемы профессионального становления менеджеров свидетельствует о том, что проблема их профессионализации является комплексной и многоуровневой. Содержательно в ней можно выделять и рассматривать психологические, медицинские, социальные, экономические, организационные и другие аспекты.

В психологии эта проблема имеет три уровня решения:

• теоретический;

• прикладной;

• практический.

Научные поиски в психологии профессионального становления руководителя начатые еще в начале XX в. в пределах психотехнических исследований. Особенности становления этого исследовательского направления в отечественной психологии подробно изложены в некоторых работах, в которых отразились особенности и содержание основных научных разработок на протяжении всей истории: «подъемы» и «спады» исследовательской активности; автономизация или интеграция с исследованиями па Западе; общее и отличное в этих исследованиях.

Расширение научных разработок проблемы профессионализации менеджера в психологии связано прежде всего с возникновением и постепенным оформлением ряда предпосылок, а именно:

• развитием и последовательной гуманизацией идей менеджмента;

• утверждением с 60-х годов на Западе, а с 90-х - в Украине управления в статусе отдельной профессии - менеджера;

• углублением в пределах самой психологии внимания к проблемам личности профессионала и, в частности, ее развития, самоопределения, профессионального и жизненного пути;

• радикальными социальными преобразованиями в обществе, что является основой запросов па решения прикладных задач повышения эффективности управленческой деятельности и формирования профессионализма руководителя согласно особенностей культурной среды, социально-екоиомічних условий, отраслевых особенностей и др.

Анализ современного этапа Исследований в этой области показывает, что многочисленные запросы практики побуждают ученых к активной разработке проблем профессионализации руководителя. На сегодня в Украине и на всем постсоветском пространстве психология профессионального становления руководителя достаточно мощным, динамичным и разветвленным направлением научных разработок, ее современное состояние вполне подсветка такие тенденции:

• оформление отдельных исследовательских направлений;

• изменение исследовательских приоритетов, возникновение новых областей исследования, появление новых акцептов в исследовании традиционных проблем управления;

• прикладная направленность подавляющего числа исследований.

В ответ на требования практики многочисленные эмпирические исследования, проводимые в этой области сегодня, имеют взаимосвязанные направления, но различные методологические основы (специфическое понимание предмета, механизмов, содержания, факторов, динамики профессионального становления руководителя).

На основе Теоретического анализа проблемы профессионального становления руководителя авторами выделены пять взаимосвязанных направлений, в рамках которых осуществляются исследования профессионального становления руководителя в современной психологии:

психология управленческой деятельности;

психология менеджмента;

акмеологический направление;

личностно-развивающий направление;

направление исследования управленческой карьеры.

Их содержание во всей полноте охватывает биполярный континуум, представленный такими полюсами: «личность профессионала-управленца, его потребности, интересы, способности, Я-концєпція - требования управленческой деятельности до профессионала». Содержание каждого направления кратко раскрыто на рис. 2.1.

Относительно раскрытия сущности профессионального становления менеджера и места в этом процессе профессионально-управленческого самоопределение авторы виділяюті) следующие положения:

• о творческую и интегративную сущность управленческой деятельности;

• о смысловую природу бытия человека в мире;

• діалогізм между человеком и профессиональной средой;

• целостность и активность личности.

Профессиональное становление руководителя организации ее таком контексте рассматривается как одна из форм развития личности, багатоаснсктпий, многоуровневый и сложно детерминированный процесс, в котором можно выделить разные стороны и уровни.

Внешняя, объективная сторона профессионального становления оказывается в объективных характеристиках управленческой деятельности, в социальной ситуации профессионализации, в производительности личности в управлении.

Внутренняя, субъективная сторона может быть рассмотрена в следующих аспектах:

змістовнО'Структурний (необходимые знания, умения, навыки, психические качества, профессиональные ценности, смыслы, позиции и т.д.);

биографический (динамика профессионального развития на протяжении жизни);

продуктивно-результативный (определенные уровни профессионализма, внутренние и внешние достояние).

Согласно стадий профессионального становления руководителя, каждая из которых характеризуется собственными задачами развития, выделяются состояния профессионального самоопределения специалиста.

Становление личности руководителя организации в процессе профессионализации может принимать различные формы:

• индивидной;

• индивид но-особистіспої;

• личностной.

Для индивидной формы профессионального становления руководителя образования характерно стремление к сохранению усвоенных норм и действий, поддержание баланса между собой и требованиями управленческой деятельности.

Індивідно-личностная форма является переходной и характеризуется временной потерей специалистом смысла выполняемой деятельности и разбалансировкой системы человек - управленческая деятельность.

Личностная форма профессионального становления руководителя проявляется в готовности специалиста к осмыслению различных сторон выбранной деятельности и переосмысления устаревших способов и средств воздействия, стереотипных отношений, в активном стремлении к новым осмыслений в викопуваній работе. Этот способ профессионального поведения становится возможным благодаря способности профессионала к самоопределению и саморазвитию. Самоопределение выступает ведущей формой активности профессионала па данном уровне профессионализации, становится свойством его личности. Ведущие ценности субъекта управленческой деятельности в той или иной сфере начинают выполнять функцию конечных основ выбора тех предметов, средств и способов, которые образуют целостную деятельность, поэтому саморазвитие человека стимулирует преобразование профессиональной деятельности, что в свою очередь является одной из побудительных сил развития личности.

2.1  

Через категорию профессионально-управленческого самоопределение авторы раскрывают существенную линию развития профессионала в управлении, которая обеспечивает возможность его выхода на уровень особистішої регуляции и самодетерминации профессионального поведения. Цс путь становления субъекта управленческой деятельности, способного к личностному, инициативного способа существования в пространстве профессии, что определяется определенными способностями действовать свободно, самостоятельно и ответственно определять свое место в профессии. Профессионально-управлінськс самоопределение направлено на формирование и осуществление особистіспої позиции индивида по отношению к управленческой деятельности.

Профессионально-управленческое самоопределение цс коптипуалыю-дискретный

процесс определения индивидом себя к разработанным в обществе личностью принятых им) критериев управленческого профессионализма. Опираясь на понимание профессионального самоопределения, которое сложилось в психологии[11; 13; 18; 29; 31; 341, профессионально-управленческое самоопределение трактуем как процесс самостоятельного и сознательного выяснения индивидом собственной сущности и собственного места в ситуации профессионально-управленческого выбора.

Профессионально-управленческое самоопределение как процесс индивидуального сознания порождается личностью. Смислоутворепня с позиции профессионального будущего выступает его существенным моментом. Профссійно-управліпське самоопределение является особой формой личностной активности, в нем личность реализует свои суб'єктні способности. Как особистіспе новообразования оно характеризует личность с точки зрения ее целостности и автономности, а также произвольности ее психического функционирования. Его развитие происходит в направлении от непроизвольного, ситуационного и адаптивного инициативного и конвертирования. Развитие профессионально-управленческого самоопределение является следствием развития процессов самосознания и самодетерминации личности.

В профессионально-управліпському самоопределении человек сочетает обобщенные представления о управленческую деятельность и про самого себя, определяя собственный смысл управленческой деятельности. Профессионально-управлінськс самоопределение не сводится к самосознанию и предусматривает не только осознание себя, но и способность к соотнесение того, что я хочу, могу и что от меня требуется управленческого деятельностью. Уровень потребности в профессионально-управліпському самоопределении зависит от среды, системы отношений, в которых находится человек, от зрелости личности, готовности мотивации человека. Кроме потребности в самоопределении, необходимо также иметь способности к самоанализу, приемы включения себя в этот профессиональный контекст.

Итак, выделим наиболее общие признаки профессионально-управленческого самоопределение:

• установление индивидом своих управленческих качеств, склонностей, возможностей, способностей, ограничений;

• выбор индивидом критериев, норм оценивания себя как управленца, «планки» для себя, точки отсчета координат на основе системы идеалов, ценностей: что нужно для социума, чего от меня ждут, что из требований управленческой деятельности я принимаю для себя;

• определение своих, имеющихся на данный момент, управленческих качеств, отвечающих нормам деятельности, принятия или не принятия себя как специалиста;

• предсказание своих завтрашних управленческих потенциальных качеств, принятие или непринятие себя в соответствии с нормами управленческой деятельности с точки зрения будущего: что я могу сделать завтра, которым я могу стать завтра как личность, как профессионал-руководитель;

• построение своих целей, задач, планов (близких, середиьовіддалених, удаленных) для развития в себе необходимых для деятельности качеств, для принятия себя как специалиста: чего я хочу и каким образом намерен действовать;

• просмотр индивидом критериев управленческого мастерства и оценок, применяемых в связи с изменением ценностей, менталитета в обществе и деятельности, самостоятельный выбор ценностей на различных этапах;

• пересамовизначення - индивид заново принимает ли пс принимает себя, затем цикл может возобновляться.

Опосредованной признаком процесса нрофесійпо-управленческого самоопределение индивида (пересамовизначення, изменения ценностей) являются внешние изменения, которые индивид осуществляет в своей профессиональной жизни:

• рост обоснованности управленческих намерений или отказ от таких;

• изменение управленческой профессии;

• ротация в управленческой команде;

• изменения в кадровой политике, в ставленнях к различным аспектам деятельности и т.п.

Относительно основных этапов становления профессионально-управленческого самоопределение менеджеров следует прежде всего подчеркнуть, что его динамика заключается в изменении отношения индивида к себе как специалиста-управленца и в изменении критериев этому отношение. На протяжении всей профессиональной жизни человека происходит продолжение, углубления, уточнения профессионально-управленческого самоопределение. Это выражается в том, что расширяется образ профессионала-управленца, корректируется в ходе самоанализа принятия себя как профессионала, пересматривается отношение к профессии и себя в ней.

Как длительный подвижный процесс профессиональное становление личности руководителя в классическом варианте проходит в своем развитии четыре основные стадии:

• формирование управленческих намерений;

• профессиональное обучение менеджмента;

• профессиональная адаптация;

• частичная или полная самореализация личности в управленческой деятельности. В соответствии с этим вариантом и стадиями выделяются этапы профессионально-управленческого самоопределение менеджеров:

• формирование профессиональной готовности к профессионально-управленческого самоопределения;

• конкретный профессиональный выбор;

• освоение профессии в процессе обучения;

• самостоятельное совершенствование и переподготовка в процессе работы и освоение смежных специальностей.

Однако следует учесть то, что несмотря па широкую сеть подготовки профессиональных управленцев в странах Европы и США, а также активное внедрение в систему отечественного высшего образования специальности «Менеджер организаций», довольно значительный процент руководителей готовится в организациях на базе перспективного планирования, обучения и повышения квалификаций работников, которые имеют первичный не управленческий профессию. Поэтому на самом деле процесс профессионального становления руководителя может происходить другим образом:

• переход личности па новые стадии профессионального становления может не состояться через ряд объективных препятствий (отсутствие возможностей в организации управленческого роста, увольнение с должности па начала освоения деятельности и т.д.);

• отдельные стадии профессионального становления могут совпадать во времени (профессиональная адаптация и профессиональное обучение), или происходить в обратной последовательности (сначала профессиональная адаптация, а затем профессиональное обучение).

В связи с этим процесс осмысления и переосмысления к себе как к потенциального или реального субъекта управленческой деятельности и задач самой деятельности усложняется и требует от специалиста значительно больших особистіших ресур сов, чем в других сферах деятельности.

В этом разделе будет уделено больше внимания профессиональному становлению ке равнина на начальных этапах (этап становления управленческих намерений) и варианта подготовки руководителя с неуправлінських кадров организации. Поскольку, с одной стороны, начальные этапы карьеры («старт карьеры») трактуются исследователями как ключевые и даже определяющие относительно дальнейшего пути развития в профессии|2; 4; 6; 17], с другой - путь, выдвижение на должность из резервов организации более характерен для настоящего, чем профессиональный менеджмент.

Допрофесійний этап становления менеджеров можно разделить на две фазы:

• доорганізаційну, где управленческие намерения лишь оформляются;

• организационную, где они конкретизируются и апробируются, приобретают обоснованности.

На первой фазе допрофесійного становления менеджеров целесообразно вести речь лишь о становлении готовности студентов университетов к профессионально-управліись-кого самоопределение. Готовность личности к профессионально-управленческого самоопределение рассматривается авторами как устойчивое системное психологическое образование в структуре личности будущего специалиста, что включает взаимосвязанные компоненты: мо-тиваційпо-смысловой, когпітивпий, рефлексивный, саморегулятивний (рис. 2.2.). На этапе профессионального обучения она обеспечивает интеграцию в сознании студентов разрозненных представлений о управленческую деятельность в целостный субъективный образ управленческой деятельности.

Проблемы, которые существуют в уровне развития профессионально-управленческого самоопределения студентов. Проведенное специалистами исследования психологической готовности студентов разных курсов университетов Украины к профессионально-управленческого самоопределение позволило установить, что в условиях традиционной системы профессиональной подготовки студенты не достигают высокого уровня этой готовности. Выявлено, что одним из важных психологических факторов, что препятствует становлению готовности студентов, является дезинтегрированность представление о социальное управление. Каждый аспект социального управления атрибутується исследуемыми отдельно, представленный в их сознании в разной степени и имеет разное мотивационно-смысловое наполнение.

Подавляющее ориентация студента на один из аспектов управленческой деятельности проявляется в содержании всех составляющих психологической готовности к профессионально-управленческого самоопределение и определяет особенности его становления профессионально-управленческой направленности. Неподготовленность суб'єктних качеств личности, как будущего специалиста па этом этапе может негативно влиять па весь дальнейшее развитие процессов профессионально-управленческого самоопределения и становления личности руководителя.

На второй фазе непосредственно в организациях происходит оформление, уточнения, управленческих намерений. Осуществление именно сознательного профессионально-управленческого выбора в пользу управленческого роста или отказ от такого пути в значительной степени зависит от особенностей организационной структуры и того, насколько организационные условия побуждают индивида к осмыслению такой перспективы профессионального развития. Согласованность притязаний индивида на управленческое роста и ожиданий и требований организации относительно кандидата оказывается в процедуре выдвижения на должность и символизирует завершение допрофесійного состояния становления руководителя. Предполагаем, что сначала профессионально-управленческое самоопределения личности развивается преимущественно в пределах карьерного самоопределение, сущностью которого является личностно-значимая ориентация па достижения определенного уровня в системе должностной иерархии. И лишь позднее благоприятных психологических условий управленческая деятельность принимает выступать как система общественных ценностей, в отношении которых индивид постепенно нарабатывая собственную личностную позицию, исходя из общих представлений о обязанность руководителя. В ситуации, когда еще отсутствует непосредственная включенность индивида в управленческую деятельность, профессионально-управленческое самоопределение выступает как процесс, что является отражением динамики мотивационно-потребнісного отношение индивида к себе как к будущего субъекта управленческой деятельности и к самой этой деятельности.

2.2  

Рис. 2.2. Структура психологической готовности будущего специалиста к профессионально-управленческого самоопределение

В целом на этапе формирования управленческих намерений психологическая динамика профессионально-управленческого самоопределение соответствует динамике становления профессионально-управленческой направленности и характеризуется следующим образом: • сначала для индивида управленческая деятельность рассматривается как набор возможностей (вредности-полезности);

• далее происходит знакомство с управленческой деятельностью, с ЕЕ требованиями к личности, Что обеспечивает формирование личностного отношения к управленческой деятельности (личностного смысла управленческой деятельности);

• и в дальнейшем вписывания его в контекст профессиональной, особистішої и жизненной позиции личности.

Управленческая деятельность, представляется целостно через ценностно-целевой ее аспект, выступает как набор требований к личности, активизирует процессы самооценивание, самопрограммирования и построения профессионально-управленческих перспектив личностью.

Профессионально-управленческое самоопределение как личностная активность индивида, который выступает как потенциальный субъект выбора, заключается в создании индивидуальной системы отношений к целей и ценностей, которые обобщаются управленческой деятельностью, и формировании индивидуальных представлений о путях реализации этих ценностей. В процессе формирования субъективной системы отношений к управленческой деятельности индивид обобщает две основные системы индивидуальных представлений:

• представление о управленческую деятельность;

• представление о себе как ее возможного субъекта.

Таким образом, анализ содержания основных понятий и подходов к профессионального становления свидетельствует о том, что профессионально-управленческое самоопределение является существенной линией становления личности руководителя, которое обеспечивает возможность выхода профессионала на уровень личностной регуляции и самодетерминации профессионального поведения. Наличие личностного отношения к управленческой деятельности делает этап принятия решения о выполнении управленческой деятельности не самоцелью, а средством профессионального развития, в процессе которого индивид выступает как субъект управленческой деятельности.

Осуществление диагностики уровня готовности личности к профессионально-управленческого самоопределение возможно благодаря использованию специальной системы диагностических методик.



Назад