Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Профессионально-педагогическое общение и типология личности преподавателя высшей школы


Общеизвестно, что образовательная отрасль - одна из самых консервативных сфер человеческой деятельности, ее работники отличаются преданностью схемам и технологиям, которые они усвоили, к которым привыкли, устойчивостью неприятие нового, стереотипностью мышления и действий. Стремительно меняются времена, студенты, а значительная часть преподавателей высшей школы руководствуется параметрами той системы координат, которая их создала. Как и ранее наиболее значимыми качествами студента считаются дисциплинированность, послушание, подражания предлагаемых преподавателем образцов, то есть конформизм. Не принимается дисидентність студента: оригинальность мышления и поведения, самостоятельность мнений, суждений, требование уважения к себе как к личности и партнера в совместном деле.

Студенты, школьный период обучения которых проходил в условиях частичной демократизации социального уклада жизни, гуманизации общественных отношений, остро ощущают необходимость радикальных изменений в формате "преподаватель - студент", не желают терпеть пренебрежительное отношение к себе. Они ценят не только знания педагога, но и хотят видеть в нем душевное, понимающую, справедливую, честную, высоконравственного и порядочного человека. Нынешний преподаватель высшей школы должен быть тонким психологом, глубоко емпатійною, аттракционной личностью.

К важнейших качеств преподавателя, способствующие успешному выполнению им своих функций, принадлежит педагогическая коммуникативность. Много трудностей и неудач в педагогической деятельности обусловлено именно недостатками сферы профессионально-педагогического общения. Педагогическое общение - это совокупность методов и средств, применение которых обеспечивает достижение цели обучения и воспитания, и определяет характер взаимодействия между двумя главными субъектами педагогического процесса. Известный российский психолог В.А. Кан-Калик выделяет такие стили педагогического общения.

1.Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношение к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: "За ним дети (студенты) буквально по пятам ходят". В высшей школе интерес в общении стимулируется еще и общими профессиональными интересами, особенно на профильных кафедрах.

2.Общение на основе дружеского отношения. Этот вид коммуникации предусматривает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности (но при этом следует избегать панибратства). Особенно это касается молодых педагогов, если они не желают попасть в конфликтную ситуацию.

3.Общение-дистанция. Это наиболее распространенный тип педагогического общения, за которого постоянно наблюдается дистанция во всех сферах: образовании - со ссылкой на авторитет и профессионализм; воспитании - на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношения "учитель - ученики". Но это не означает, что ученики должны воспринимать педагога как ровесника.

4.Общение-заигрывание. Оно свойственно молодым преподавателям, которые чрезмерно стремятся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь фальшивый, дешевый авторитет.

Как правило, в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в определенной пропорции при доминировании одного из них.

Заслуживает внимание классификация стилей педагогического общения, предложенная М. Таленом (табл. 7). Надо учитывать, что в ее основу положен выбор роли педагогом, исходя из собственных потребностей, а не из потребностей обучаемого.

Итак, преподаватель ВУЗА предстает перед студентами как специалист и руководитель процесса общения. Его репутация, авторитет, престиж в значительной мере зависят от умения общаться, тонко чувствовать аудиторию и отдельного студента. Особые трудности в налаживании педагогического общения, взаимоотношений со студентами в сфере личностных контактов чувствуют педагоги-начинающие. Чтобы овладеть высоким уровнем профессионально-педагогического общения со студентами, надо глубоко знать его психологические, содержательные и процессуальные основы.

 

Таблица 7. Классификация стилей педагогического общения за М. Таленом

Модель

Характеристика

"Сократ"

Педагог с репутацией любителя споров и дискуссий, которые он намеренно провоцирует на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематич-ность в учебном процессе через постоянную конфронтацию: студенты усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать

"Руководитель групповой дискуссии"

Главным в учебно-воспитательном процессе педагог считает достижение согласия и сотрудничества между студентами, беря на себя роль посредника, для которого поиск демократического консенсуса важнее результат дискуссии

"Мастер"

Педагог выступает как образец для подражания, который необходимо безусловно копировать, и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще

"Генерал"

Не допускает любого двузначного смысла, подчеркнуто требовательный, жестко добивается послушания, поскольку считает, что всегда и во всем прав, а студент, как солдат-новобранец, должен беспрекословно подчиняться приказам. По данным Г. Талена, этот стиль распространен в педагогической практике больше, чем все другие вместе

"Менеджер"

Распространен в радикально ориентированных школах и связан с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением инициативы и самостоятельности учащихся. Педагог стремится к обсуждению с каждым учеником смысла задачи, качественного контроля и оценки конечного результата

"Тренер"

Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Ученики при этом выступают игроками одной команды, где каждый в частности не важен как индивидуальность, а все вместе составляют силу. Педагогу отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа

"Гид"

Воплощенный образ "ходячей энциклопедии". Лаконичный, точный, сдержанный. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен, и именно поэтому часто откровенно скучный

В зависимости от качества владения мастерством (искусством) педагогического общения студенты относят преподавателя к соответствующей категории (условной, субъективной) (табл. 8).

 

Таблица 8. Категории преподавателей в зависимости от качества владения мастерством (искусством) педагогического общения

1

Преподаватели - "вечные студенты"

Понимают студентов, видят в них личность, охотно общаются на разные темы, обладают высоким интеллектом и профессионализмом

2

Преподаватели - "бывшие моряки"

Пытаются установить военную дисциплину. Требуют полного и безусловного принятия их мысли. Ценят "рабство", а не интеллект и умение логически мыслить. Пытаются задавить "я" студента путем административных мер

3

Преподаватели-формалисты

На работе "отбывают" свои часы. К студентов безразличны: делайте, что хотите, чтобы мне не мешали

4

"Безразличны", "завистливые", "ограниченные", "господа", "работы"

Преподаватели, которые за человеческими и профессиональными качествами не соответствуют идеалу, приемлемом для студента

5

"Трудяги", "гурманы", "друзья"

Преподаватели, которые пользуются авторитетом у студентов в связи с отдельными привлекательными личностными чертами

6

"Преподаватель-стандарт"

Знает свой предмет, живет своей работой. Тяжелый в общении. Амбициозный. Упрямый, не интересен ни себе, ни студентам

Следовательно, важное место в учебно-воспитательном процессе высшей школы принадлежит личности преподавателя, его коммуникативным навыкам, способности устанавливать диалог со студентом, понимать и адекватно воспринимать мир другой - не подчиненного, а равноправного партнера, коллеги в сложном искусстве обучения.



Назад