Электронная онлайн библиотека

 
 Технологии работы организационных психологов

2.3. Тренинговая и консультативная программа развития профессионально-управленческого самоопределение менеджеров (корекційно-развивающий компонент технологии)


Как уже отмечалось выше, профессионально-управленческое самоопределение - это континуально-дискретный процесс определения индивидом себя относительно имеющихся в обществе и лично принятых критериев управленческого профессионализма. На протяжении всей профессиональной жизни происходит углубление, уточнения профессионально-управленческого самоопределение. Это выражается в том, что расширяется образ профессионала-управліпця, корректируется во время самоанализа принятия себя как профессионала, пересматривается отношение к управленческой профессии и к себе в пий. Результатом каждого этапа является принятие личностью критериев управленческого профессионализма и идентификация с ними.

Самоопределение специалиста - это сложный процесс, который требует активизации значительных особистіших ресурсов. Психологическая поддержка этого процесса одинаково важна как для будущего специалиста и начинающего, которые только планируют управленческую карьеру, так и для действующего руководителя, который стоит перед необходимостью переосмысления основ своей деятельности и формирования новой профессиональной позиции.

Предварительное ознакомление с содержанием процесса профессионально-управленческого самоопределения личности, эмпирическое исследование сформовапості различных его составляющих позволяет организационном психологу сознательно управлять этим процессом через создание специальных корекційно-развивающих программ.

Корекційно-развивающий компонент технологии, разработанный авторами, направленный на поддержку процесса профессионально-управленческого самоопределения личности на старте профессиональной карьеры.

В данном подразделе раскрыты основные задачи, методические основы, принципы, формы и этапы осуществления корекційно-розвивальної работы на доорганізаційному этапе. Ведь технологии психологической помощи действующим руководителям в решении проблемы профессионально-управленческого самоопределение создают перспективу для дальнейших научно-прикладных разработок.

Основная цель розвивально-коррекционной работы с будущими специалистами формирования психологических предпосылок професійио-улравлінського самоопределения личности, может быть конкретизованою в следующих задачах:

• актуализировать мотивацию профессионально-управленческого самоопределения и самосовершенствования выпускников и начинающих;

• осуществить интеграцию различных аспектов социального управления в их сознании и сформировать целостный образ управленческой деятельности, раскрыть его цен постно-целевой аспект;

• актуализировать интерес к содержания управленческой деятельности;

• сформировать у участников рефлексивные умения (осознание, самоосознания рефлексивного анализа, осмысления и переосмысления содержаний сознания относительно собственного «Я» и опыта взаимодействия с различными управленческими системами и субъектами управления);

• усилить позитивное самовосприятие в профессии и уверенность в собственной способности самостоятельно решать вопросы планирования и развития профессиональной карьеры в организации.

Теоретико-мстодологічпою предпосылкой создания программы подготовки будущих специалистов в профессионально-управленческого самоопределение служил рефлексивно-инновационный подход, что применяется в подготовке кадров различного профиля, а также гуманистические идеи саморсалізації личности в организации, положенные в основу программ развития карьеры.

Общие принципы построения розвивальної программы:

• особистіша ориентированность и коитекстуальпість;

• проблемность и рефлексивная направленность предлагаемых задач;

• активизация взаимодействия и сотворчество всех участников;

• индивидуализация развивающих воздействий и комплексность использованных средств и приемов.

Для решения задачи развития психологических предпосылок профессионально-уп-равлінського самоопределения личности целесообразно использовать следующую логику:

• объективации отношение и представлений «претендентов» о управленческую деятельность;

• выделение и осмысления различных аспектов социального управления и управления в конкретной сфере социальной практики;

• определение нового особистішого смысла управленческой деятельности и построения различных вариантов развития карьеры.

Основным средством воплощения созданной программы развития (па материале образовательных организаций) выступает «Практикум профессионально-управленческого самоопределение» для студентов старших курсов, который имеет форму психологического тренинга и сочетает черты рефлексивного тренинга тренинг сенситивности и креативности 128; 26; 381.

Індивідуалізованою формой психологического воздействия па развитие профессионального самоопределения личности выступает индивидуальное психолого-организационное консультирование.



Назад