Электронная онлайн библиотека

 
 Технологии работы организационных психологов

2.3.1. Содержание и структура Тренинга «профессионально-управленческого самоопределение»


Структура тренинга отвечает вышеназванной логике формирования и имеет несколько этапов:

• этап знакомства;

• основная часть тренинга;

• этап подведение итогов совместной работы.

Основная часть тренинга состоит из трех основных тем:

• «Мое отношение и представление об управлении»;

• «Мои управленческие возможности»;

• «Мое будущее в профессии и организации».

Каждая структурная единица тренинга включает информационную и рефлексивну составляющую.

Информационная составляющая (мини-лекции) направлена па расширение пространства осознание важных для работы на тренинге и самоопределения смыслов:

• правила работы в группе;

• содержание и предпосылки процесса профессионально-унравліпського самоопределение личности;

• требования управленческой деятельности к личности работника (в зависимости от особенностей организаций, уровня управления и отрасли);

• социально-психологічпі особенности организаций;

• пути построения профессиональной карьеры в конкретной сфере социальной практики.

С рефлексивною составляющей связываются задачи актуализации процессов самоопределения: стремление к «примерки» управленческой роли па себя и самооценки управленческих качеств; содействие осознанию собственных, стихийно образованных представлений о управленческую деятельность и др.

Основные приемы подбираются таким образом, чтобы во время каждого занятия создавалось и доминировало рефлексивная или творческую среду («рефлексивный полилог», продуцирование внутренних вопросов, «мозговые Штурмы» и много других).

Представим подробнее содержание занятий основной части.

Во время первой темы «Мое отношение и представление об управлении» решаются следующие задачи:

• развитие осознания мотивационных основ отношение к управленческой деятельности, дестабилизация стереотипов управленческой деятельности;

• осознание ограничений собственного эмпирического опыта, связанного с управлением, формирование целостного образа социального управления;

• систематизация требований к деятельности личности;

• ориентация на ценностно-целевые аспекты управленческой деятельности.

Поставленные задачи реализуются путем мікроінформувания об содержание, цели и виды социального управления, требование к личности, а также с использованием таких основных развивающих приемов:

• творческий проект «Реклама профессии», «Менеджер образования»;

• психомаліонок «Что такс управления?»;

• ролевая дискуссия, позиционно-ролевая игра «Мифы управленческой карьеры».

В процессе раскрытия содержания второй темы «Мои управленческие возможности» работа направлена на:

• нроблематизаціго представлений о себе как потенциального субъекта управленческой деятельности;

• расширение сферы понимание управленческих способностей других людей;

• формирование чувствительности к ситуациям, где проявляются и развиваются управленческие качества.

Для этого используется ряд приемов:

• психомалюпок «Образ руководителя образования»;

• деловая игра «Кадровый рскрутинг»;

• упражнения «Образ школы», «Игровая модель школы»;

• мікроіпформування о социально-психологические особенности образовательных организаций. Третья тема «Мое будущее в профессии и организации» имеет целью решения таких задач:

• построение индивидуальной программы развития карьеры;

• проектирование стратегий и тактик реализации карьерных намерений;

• папрацювапня навыков партнерства и цивилизованной конкуренции в профессиональной деятельности и развития профессиональной карьеры.

На этом этапе целесообразно применение техник:

• «Волшебный магазин»;

• «Минулс-тспершшє-майбутпє»;

• модифицированный прием «Пирамида профессионального роста в образовании»;

• элементы тренинга партнерского общения и перекопуючого влияния.



Назад