Электронная онлайн библиотека

 
 Технологии работы организационных психологов

2.3.2. Психолого-организационное консультирование по проблеме профессионально-управленческого самоопределение


На основе положений, отраженных в разделе 7 первой части, психолого-организационное консультирование понимается как средство не/директивного психологического воздействия на личность специалиста, в частности на процесс профессионально-управленческого самоопределение и обеспечения формирования особистіспого отношение к управленческой деятельности на основе учета уникального жизненного и профессионального опыта каждой личности.

Во время такого консультирование у человека постепенно формируется готовность к осознанному развития, коррекции и перспектив реализации управленческого роста, готовности рассматривать себя во времени, самостоятельно отыскать и обогащать смыслы собственной профессиональной деятельности. Основной задачей консультирование является формирование нешаблонных способов действия, которые позволяли бы самореализоваться личности в соответствии с ее карьерных ориентаций, профессиональных ресурсов с учетом требований управленческой деятельности.

Методической основой Предоставления консультативной помощи и вопросам профессионального самоопределения являются разработки в области:

• профессиональной ориентации;

• управленческого консультирования;

• психологии работы с управленческим резервом;

• карьерного консультирования.

Базой для разработки Модели психологического консультирования будущих специалистов и начинающих по вопросам профессионально-управленческого самоопределение является модель, разработанная в лаборатории организационной психологии Института психологии им. Г.С. Костюка, о которой оповідалось в разделе 7 первой части. Она включает следующие компоненты:

мотивационный (создание положительной мотивации «претендентов» к консультативной психологической помощи по данной группы проблем);

когнітивно-смысловой (работа с заказами клиентов и анализ консультативных ожиданий);

операционно-технологический (инструментальное обеспечение консультативного процесса, стратегии, консультативные позиции и роли, методы и технологии, диагностический инструментарий);

особистіший (требования к готовности психолога относительно осуществления консультирование потенциальных профессионалов);

организационный (основные организационные формы осуществления консультирование будущих специалистов в высших учебных заведениях и начинающих в организациях).

Консультативный процесс по вопросам профессионально-управленческого самоопределение целесообразно, по мнению авторов, организовывать за диагностически-рекомендуючою и розвивальною (діалогічною) стратегиями.

При выборе консультативного стратегии учитываются:

• особенности консультативной позиции клиента;

• содержание и уровень осмислеиості запроса;

• готовность клиента к профессионально-управленческого самоопределения;

• язык и особенности консультативного взаимодействия;

• профессиональные и особистісіїі ограничения психолога.

Устойчивое предпочтения определенной стратегии может быть результатом действия несознательных профессиональных установок или особистіших рис самого психолога.

Конкретную модель консультирования по диагностика-рекомендательной стратегией показано на примере консультирование студентов-магистров высших учебных заведений по вопросам профессионально-управленческого самоопределение.

В период прослушивание лекционно-практического курса «Психология профессиональной карьеры» за консультацией обратилась студентка 5-го курса исторического факультета, староста группы магистров Ирина К. Основным моментом запроса было желание «протестироваться» с целью получения объективной информации о собственный управленческий потенциал. Студентка подчеркнула па необходимости кратковременной взаимодействия, объясняя цс дефицитом времени и пыталась дать совет психологу, как это лучше сделать: предлагала отдать результаты тестирования, в отношении которых выражала уверенность в том, что детально выяснит все вопросы самостоятельно в свободное время.

Фаза И. Ориентировочная фаза. Из предыдущих наблюдений выявлены особенности отношения студентки к обучению, сверстников, преподавателей:

• отношение к учебе: высокая успеваемость, добросовестное выполнение обязанностей старосты;

• особенности взаимодействия с магистрантами: деловой стиль взаимодействия с однокурсниками, готовность брать ответственность за группу;

• особенности взаимодействия с преподавателем: активное участие в обсуждении па семинарских занятиях, вопрос во время и в конце лекции, открытое высказывание сомнений относительно отдельных фактов и особенностей подачи материала, реагирования па авторитет и силу аргументов.

Учитывая полученную на доконсультативному этапе информацию о социаль-но-психологічиі качества девушки, особенности ее консультативного позиции (рационально-рентная, с верой в возможности психолога), рефлексивну и познавательную ориентацию запроса клиентки и готовность к самостоятельному решению профессиональных проблем для консультативной работы было выбрано рєкомендуючо-диагностическую стратегию организации процесса.

Консультативный сеанс был начат с уточнение ожиданий клиентки, конкретизации ее запроса и детализации жалоб. Учитывая рационально-рентную консультативную позицию и прагматическую ориентацию клиентки, беседа строилась па позиции интеллектуальной силы специалиста. Было расширено представление клиентки о задачах и возможности психологической помощи, сосредоточено внимание па специфике задач консультирования и их отличия от целей психотерапевтического воздействия, раскрыто этические принципы консультирования и ряд требований к клиенту. После такого вступления просьбу рассказать о себе, свои жизненные и профессиональные планы не вызвало эмоционального сопротивления.

Спонтанная рассказ студентки сосредоточилась вокруг проблем профессиональной перспективы, обучения, взаимодействия и семьи, в частности:

Профессиональные намерения: желание реализовать себя как профессионал и сделать профессиональную карьеру является ведущим. Для этого считает необходимым осознать собственные возможности и ограничения, чтобы правильно построить траекторию дальнейшего развития; и если выяснится, что управленческий рост - не для нее, то придется искать другие варианты жизненной и особистіспої саморсалізації.

Профессиональная история: отлично закончила педагогический лицей; выбор специализации происходил по принципу выбора «из двух худших»; учится в вузе па «отлично»; является старостой группы на протяжении пяти лет; фиксирует повышение профессиональной мотивации, особенно после практики. Узкая профессиональная перспектива: неизвестно, что будет делать после окончания вуза. Констатировала факт невозможности найти работу по выбранной специальности, необходимость получения другой специальности, возможно, в области экономики, менеджмента, права или психологии. Возможно продолжение обучения в аспирантуре, но не сразу, потому что есть необходимость сначала попробовать себя как професіопала-практика.

Актуальной проблемой, что беспокоит клиентку, является невозможность «воздействовать на недобросовестных и незаинтересованных ни в особистішому, ни в профессиональном развитии однокурсников», разочарование избранной специальности (история, но не педагогика) и содержанием и уровнем преподавания; в целом довольна обучением в магистратуре, где легко находит единомышленников, и общением с магистранта; мы. Информационное перенасыщение. Ощущение интеллектуальной усталости и физической перегрузки.

Жизненный контекст: ситуация развода («...случайный брак разных людей, которые имеют различные жизненные цели»), доминантная мама, отсутствие близких подруг.

Данные первичной диагностики: целеустремленность; высокий уровень профессионально-пе-дагогічної заинтересованности; ориентация па должностной рост; актуальное переживание кризиса профессиональной идентичности и ревизия выбора; разрушение первоначальной профессиональной идентичности через отсутствие профессиональной перспективы по специальности; доминирование межличностной проблематики в жизненном и учебном контексте.

Детализированный запрос можно классифицировать как «карьерную гипотезу с высоким уровнем осмысления и выраженной рефлексивною ориентацией». Доверяет возможностям психолога, готова к самостоятельному решению проблем с использованием информации, предоставленной психологом.

В процессе первичного контакта осуществлялся поиск скрытой проблемы, происходило выявление дефектов» (искажений, генерализации, пробелов) текста и воспроизведения его целостности, удалось изменить локус жалобы с внешнего на внутренний.

Применены техники: активное слушание, перефразирование, уточнения, интерпретация и другие. Рассказ структурувалась с использованием рефлексивных приемов: опитувальпик «Мой путь в профессию»; напівпроективпих техник (модифицированный вариант методики Ньютспа, «Незакіпчепі предложение», «Ассоциативный эксперимент»). Применение техник позволило трансформировать локус жалобы с внешнего на внутренний.

Фаза 2. Диагностическая фаза. Для анализа психологических профессиональных ресурсов клиента избран особистіший подход, в частности типологический направление. Психодиагностическое обследование осуществлялось с применением следующих методик: «Опитувальпик Кеттелла», «Опитувальпик Рокича», «Методика профессиональных типов Холл-лапда», «УСК», «Методика інтерперсональної диагностики Лире», «Методика исследования самооценки Буддасі», «Методика Розенцвейг», «Творческое задание «Ми»я организация», «Орієптаційна анкета», «Опросники мотивации достижения и аффиляции».

Результаты нсиходіагностичного обследования, данные наблюдений и анализа документов сгруппированы в направлении трех силовых векторов: ловкость, инициативность, коммуникативность.

Выявлено: ориентация па выбранную профессию; состояние «угасание профессионального интереса»; высокий интеллект; высокая учебная успеваемость; ответственность; аккуратность; конвенційність и рациональность; высокий уровень творческой инициативности в целом и в профессии в частности; уверенность в себе; высокий уровень притязаний; высокая ценность профессиональной самореализации в целом; низкий социальный интерес; низкая проницаемость; высокое доминирования; реакция на ситуации фрустрации фиксацией па помехах; тревожность в ситуациях близкого взаимодействия.

Фаза 3. Фаза выдачи рекомендаций. Ознакомлена с результатами психодіаг-постичпого обследование в форме пространственной модели профессиональных типов. Обсуждены особенности данного тина и осуществлено прогностический анализ его развития при различных условиях (учебных, организационных, социальных). Отмечено роль самосовершенствования в этом процессе. Проведено сравнение профессионального типа девушки с идеальным профессиональным тыном руководителя. Показано последствия выбора управленческой карьеры и возможности ее сочетание с другими сторонами жизненной самореализации, в том числе семейного. Обсуждены возможные осложнения па пути карьерного роста женщины, необходимость формирования готовности к конкурентных отношений и особенности стереотипного отношения в обществе к женщины-лидера. Актуализирован вопрос необходимости долгосрочного и краткосрочного планирования. С помощью техник «Пирамида профессионального роста», «Пирамида организационного продвижение», «Мои жизненные цели» рассмотрены альтернативные пути самореализации в сфере ранее выбранной специальности, осуществлено их оценивания и разработаны первые шаги по их реализации. Рекомендовано принять участие в тренинговых группах сенситивности и партнерского общения.

Таким образом, эффективная работа с проблемой профессионально-управленческого самоопределения личности требует компетентности организационных психологов относительно профессионального становления руководителя и профессионально-управленческого самоопределение.

Организационные психологи должны прежде всего обладать оперативной системой знаний об управлении и его требования к личности, согласно отрасли ориентироваться в специфике условий развития управленческой карьеры в различных отраслях производства, культуры, здравоохранения, образования, политики и т.д. Необходимым является осведомленность в вопросах возрастного и профессионального развития личности, генезиса субъектного потенциала будущего профессионала.

Организационным психологам нужно уметь также осуществлять диагностическую и розвивально-коррекционную работу одновременно с учетом требований управленческой деятельности, социальной важности ее результата и интересов личности, которая ищет свое призвание и пути оптимальной самореализации в профессии и организации.



Назад