Электронная онлайн библиотека

 
 Технологии работы организационных психологов

3.2. Методы диагностики особенностей принятия управленческих решений в организации (диагностический компонент технологии)


До основных методик, которые можно использовать для исследования особенностей принятия управленческих решений менеджерами в организации, можно отнести следующие:

1. «Методику исследования взаимоотношений администрации и коллектива».

2. Тест «Умелое решение проблемы».

3. «Методика диагностики личности на мотивацию к успеху» Т. Елерса.

4. «Методика диагностики личности на мотивацию к избегания неудач» Т. Елерса.

5. «Методика диагностики степени готовности к риску» Шуберта.

«Методика исследования взаимоотношений администрации и коллектива» помогает исследовать взаимоотношения менеджера и персонала организации", а также оценить функциональные компоненты управленческой деятельности, в том числе умение менеджером принимать решения; особистіші характеристики и коммуникативный потенциал менеджера; авторитет менеджера среди персонала.

Тест «Умелое решение проблемы» позволяет определиться, какой вид решений менеджер использует чаще:

- рутинные решения требуют неукоснительного следования процедуры, оценки ситуации в пределах здравого смысла, гуманного лидерства и контроля за событиями;

- селективные решения требуют установления цели, планирования, анализа информации и развития проектов;

- адаптационные решения включают распознавание и фокусировки проблемы, систематизированное ее решение и анализ рисков, часто включают создание рабочих групп;

- инновационные подходы предусматривают творческое управление, стратегическое планирование и системное решение па уровне сложных идей или сложной организации.

Методики «Диагностики личности на мотивацию к успеху» Т. Елерса, «Диагностики личности на мотивацию к избегания неудач» Т. Елерса, «Диагностики степени готовности к риску» Шуберта целесообразно использовать вместе. Они дают возможность изучить некоторые составляющие мотивационного компонента процесса принятия решений (мотивацию к успеху, мотивацию избегания неудач, способность к риску).

Методика 1. «Методика исследования взаимоотношений администрации и коллектива»

(Карамушка Л.М. Психология управления; Учеб. пособ. - К.: Миллениум, 2003. - С. 221-229.)

5 - слишком увлекается различными нововведениями и реорганизациями;

4 - старается вовремя поддержать любое начинание, но иногда слишком увлекается нововведениями;

3 - иногда может поддержать полезное начинание, хотя не очень увлекается различными нововведениями и реорганизациями;

2 - скептически относится к нововведениям и реорганизаций, старается держаться от них поодаль;

1 - чрезвычайно консервативный, большой противник любых нововведений.

Признак 2

6 - прекрасно умеет планировать работу, добивается высокой жизнедеятельности и реалистичности плана;

5 - умеет хорошо планировать работу;

4 - 3 планированием работы в целом справляется хорошо;

3 - с планированием работы справляется не очень хорошо;

2 - плохо справляется с планированием работы, его планы нереальны;

1 - не способен планировать даже самую простую работу.

Признак 3

6 - прирожденный организатор, умеет безупречно «расположить» человек и распределить между ними обязанности, организовать коллектив на выполнение профессиональных задач;

5 - хороший организатор, умеет должным образом «расположить» человек и распределить между ними обязанности;

4 - обладает необходимыми организационными навыками, может организовать коллектив на выполнение профессиональных задач;

3 - не очень хороший организатор, не всегда умеет мобилизовать коллектив на выполнение профессиональных задач;

2 - плохой организатор, не умеет распределить обязанности между людьми и мобилизовать коллектив на выполнение профессиональных задач;

1 - не способен справиться с организационными вопросами, к такой работе совершенно не пригоден.

Признак 4

6 - постоянно превышает свои полномочия, права и власть, будто они ничем не ограничены;

5 - часто превышает свои полномочия, права и власть;

4 - в полной мере использует свои полномочия, права и власть, иногда даже несколько злоупотребляя ими;

3 - никогда не превышает своих полномочий, прав и власти, иногда даже использует их в полной мере;

2 - недостаточно использует свои полномочия, права и власть, даже в тех случаях, когда необходимо их применить;

1 - совершенно не умеет использовать свои полномочия, права и власть, производит впечатление беспомощного и бесправного.

Признак 5

6 - решительный, решения принимает быстро, не мешкая;

5 - довольно решительный, принимает решение своевременно;

4 - не всегда быстро принимает решения, но и назвать его слишком медленным нельзя;

3 - нерешительный, иногда не может своевременно принять необходимое решение;

2 - нерешительный, не может своевременно принять необходимые решения, остановиться на чем определенном;

1 - крайне нерешительный, долго колеблется перед решением найдріб'язковішого вопрос.

Признак 6

6 - принимает всегда продуманные, исключительно квалифицированные управленческие решения, которые могут служить примером из аналогичных случаях;

5 - обычно принимает продуманные, квалифицированные решения;

4 - может принимать продуманные, достаточно квалифицированные управленческие решения;

3 - управленческие решения, которые он принимает, не всегда продуманные и глубоко обоснованы;

2 - иногда принимает неквалифицированные, необоснованные управленческие решения, это наносит определенный ущерб делу;

1 - не умеет принимать грамотных управленческих решений и не пытается этому научиться.

Признак 7

6 - способен держать под своим контролем большое количество дел и деталей постоянно реагировать на любое отклонение от плана;

5 - способен и умеет осуществить правильный и своевременный контроль за делами

4 - способен держать под своим контролем основные моменты во время работы;

3 - не всегда в состоянии осуществить своевременный контроль за делами, может ее учитывать отдельные моменты;

2 - не умеет осуществлять своевременный контроль за ходом дел;

1 - дельцом не способен осуществить любой контроль за делами.

Признак 8

6 - крайне требователен к другим, требователен к мелочных моментов, постоянно придирается, работать рядом с ним чрезвычайно сложно и неприятно;

5 - довольно требователен к другим, часто придирчивый, работать рядом с ним иногда сложно и не очень приятно;

4 - требователен к другим, как правило, вполне обоснованно, работать с ним сложно, но возможно;

3 - требователен к другим, но не придирается к мелочам, возможно, ему следовало бы проявлять больше суровости;

2 - не особо требователен к другим, часто закрывает глаза на чужие вины 1 - совсем не требователен к другим, неспособный даже в случае необходимости призывать других к порядку.

Признак 9

6 - постоянно вмешивается в работу подчиненных и пытается все вопросы решить самостоятельно;

5 - часто вмешивается без потребности в работу подчиненных и решает вместо них разнообразные вопросы;

4 - иногда без особой необходимости вмешивается в работу подчиненных и решает вместо них разнообразные вопросы;

3 - иногда без особой нужды передоверяет подчиненным решения тех вопросов, которые должен был решить сам;

2 - часто передоверяет подчиненным выполнения своих обязанностей, не имея на то никаких оснований;

1 - постоянно переводит выполнение своих обязанностей па подчиненных.

Признак 10

6 - объективно оценивает своих подчиненных и результаты их деятельности и школе не руководствуется своим настроением, симпатиями или антипатиями;

5 - объективно оценивает подчиненных и результаты их деятельности;

4 - способен достаточно объективно оценивать подчиненных и результаты их деятельности;

3 - не всегда объективно оценивает своих подчиненных и результаты их деятельности;

2 - необъективно оценивает своих подчиненных и результаты их деятельности, подвержен страстям и настроения;

1 - совершенно не способен объективно оценивать своих подчиненных и результаты их деятельности, полностью руководствуется своими симпатиями, антипатиями и настроением.

Признак 11

6 - всячески способствует повышению квалификации подчиненных, используя для этого все имеющиеся возможности;

5 - беспокоится о повышении квалификации подчиненных;

4 - обнаруживает определенную заинтересованность в повышении квалификации подчиненных;

3 - не особенно беспокоится о повышении квалификации подчиненных;

2 - вовсе не беспокоится о повышении квалификации подчиненных;

1 - не только не заботится о повышении квалификации подчиненных, но в определенной степени препятствует этому.

Признак 12

6 - всячески способствует служебному росту подчиненных и гордится их успехами;

5 - способствует служебному росту подчиненных;

4 - обнаруживает определенную заинтересованность в служебном росте подчиненных;

3 - не проявляет заинтересованности в служебном росте подчиненных;

2 - препятствует служебному росту подчиненных;

1 - всячески препятствует служебному росту подчиненных, опасаясь конкуренции с их стороны.

Признак 13

6 - прекрасно умеет завоевывать благосклонность людей, находит с ними общий язык, располагает к откровенности;

5 - умеет завоевывать расположение людей и находить с ними общий язык;

4 - хотя и не всегда, но способен привлечь к себе людей и находить с ними общий язык;

3 - иногда не способен привлечь к себе людей и находить с ними общий язык;

2 - не умеет завоевывать расположение людей и находить с ними общий язык;

1 - постоянно настраивает людей против себя, не в состоянии найти с ними

общий язык. Для работы с людьми совершенно непригоден.

Признак 14

6 - слишком любит свою работу, практически отдает ей все свободное время и энергию;

5 - любит свою работу;

4 - к работе относится с интересом;

3 - к работе относится безразлично;

2 - не любит своей работы, но смирился с необходимостью ее выполнять;

1 - крайне не любит своей работы и не скрывает этого.

Признак 15

6 - крайне самовпевнепий, постоянно переоценивает свои возможности, не желает слушать умных советов, опыт его ничему не учит;

5 - излишне самовпевнєний, часто переоценивает свои возможности;

4 - иногда немного себя переоценивает, излишне уверен в себе;

3 - иногда недооценивает свои возможности, неуверенный в себе;

2 - недостаточно верит в свои силы, часто недооценивает свои возможности;

1 - крайне неуверенный в себе. Постоянно недооценивает свои возможности.

Признак 16

6 - исключительно упрямый, не меняет своей точки зрения, даже если сам осознает ее абсурдность;

5 - довольно упрямый, неохотно меняет собственное мнение, даже если оно явно неправильная;

4 - немного упрямый, неохотно меняет свою точку зрения;

3 - иногда под «давлением» сверху может изменить свое мнение;

2 - если оказывать давление, легко меняет свое мнение;

1 - крайне легко меняет свое мнение.

Признак 17

6 - готов отвечать за свои поступки, легче возьмет вину на себя, чем подведет друзей;

5 - обычно отвечает за свои поступки, признает свою вину, если виновный;

4 - отвечает за свои поступки, хотя и неохотно, но признает свою вину;

3 - неохотно признает свою вину, даже если действительно виноват;

2 - обычно не признает своей вины, даже если действительно виноват, переводит ее на других;

1 - никогда не признает своей вины и всячески пытается переложить ее на других.

Признак 18

6 - может мгновенно понять суть вопроса, путаясь в мелочах;

5 - способен быстро понять суть вопроса и выделить главное;

4 - способен во время рассмотрения того или иного вопроса выделить главное;

3 - не всегда способен во время рассмотрения того или иного вопроса выделить главное;

2 - часто во время рассмотрения того или иного вопроса не способен выделить главное, путается в мелочах;

1 - не умеет выделять главное, постоянно путается в мелочах.

Признак 19

6 - всегда охотно падает помощь товарищам по работе, не жалея для этого ни своего времени, ни сил;

5 - охотно оказывает помощь товарищам по работе;

4 - не отказывает в помощи товарищам по работе, если к нему обращаются;

3 - не всегда оказывает помощь товарищам по работе;

2 - не любит оказывать помощь товарищам по работе, по возможности старается избежать этого;

1 - никогда не оказывает помощь товарищам по работе, скорее склонен препятствовать им в их решениях.

Признак 20

6 - исключительно вежливый и корректный, никогда не позволяет бестактности по отношению к другому;

5 - вежливый и корректный к окружающим;

4 - достаточно вежлив и корректен в отношениях с окружающими;

3 - не всегда достаточно вежлив и корректен в отношениях с окружающими;

2 - невежливый и некорректный с окружающими;

1 - иногда позволяет себе грубость и бестактность в отношении других людей, неспособных дать надлежащий отпор.

Признак 21

6 - имеет большой и заслуженный авторитет в коллективе, уважение всех работников;

5 - имеет большой успех в коллективе;

4 - имеет определенный авторитет в коллективе;

3 - имеет некоторый авторитет в коллективе, но не у всех;

2 - не имеет в коллективе достаточного уважения и авторитета;

1 - совершенно не имеет уважения и авторитета в коллективе.

Обработка и интерпретация результатов:

Каждого представителя администрации оценивают по предложенным параметрам. Параметры (признаки) объединены в три блока:

I. Функциональный компонент управленческой деятельности состоит из:

- инновационного потенциала (признак 1);

- организационного потенциала (признаки 3, 5, 8);

- умение планировать свою деятельность (признак 2);

- умение использовать власть (признаки 4, 9);

- умение принимать решение (признаки 6, 18);

- способность контролировать оценивания деятельности подчиненных (признаки 7, 10);

- умение поддерживать стремление к развитию подчиненных (признаки 11, 12, 19).

II. Личностные характеристики и коммуникативный потенциал руководителя (признаки 13, 15-17, 20).

III. Авторитет руководителя в работников (признаки 14, 21).

По каждому признаку подсчитывается количество баллов (средний балл по оценкам работников). Для наглядности строятся графики степени выраженности параметров.

Для обсуждения можно предложить руководителю осуществить самооценку своей деятельности и сравнить ее с оценками подчиненных.

Методика 2. Тест «Умелое решения проблемы»

(Петрова Н.П. Тренинг для победителя. Самоменеджмент эпохи Интернет. - СПб.: Речь, 2002. - С. 53-54).

Инструкция для участников исследования. Оцените по шкале «обычно», «время от времени», «редко» перечисленные ниже утверждения.

1. Я постоянно решаю проблемы, не оставляя их неразрешенными.

2. Я выбираю соответствующие методы.

3. Я использую системный подход.

4. Я четко определяю ответственных за каждый вид работ по проблеме.

5. Я четко определяю цель работы каждого члена группы, если работа выкапывается в группе.

6. Я эффективно координирую работу группы.

7. Я устанавливаю четкие критерии для определения успеха.

8. Я умело собираю и анализирую информацию.

9. Я эффективно планирую.

10. Я выделяю время на анализ событий.

Обработка и интерпретация результатов:

Поставьте себе 2 за каждый ответ «обычно», 1 - за ответ «время от времени» и 0 - за ответ «редко» и посчитайте сумму.

Результат от 0 до 6 означает, что вы плохо справляетесь с проблемами.

Результат от 7 до 14 означает, что вы способны решать проблемы не выше адаптационный уровень.

Результат от 15 до 20 свидетельствует о том, что вы способны на инновационные решения.

Хотя бы сколько баллов у вас не получилось, вернитесь сейчас в списке и выберите те утверждения, с которыми возникло больше всего проблем. Примите решение измениться и не теряйте времени.

Методика 3. «Методика диагностики личности на мотивацию к успеху» Т. Елерса

(Райгородский Д.Я. (редактор-составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. - С. 626-629.)

Инструкция для участников исследования. Вам предложена 41 обстоятельство, на каждую из которых ответьте «ДА» или «НЕТ».

 

Текст опросника

 

 

№ п/п

Утверждение

ТАК

НЕТ

1

Когда есть выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время

 

 

2

Я легко роздратовуюсь, когда чувствую, что не могу на все 100% выполнить задание

 

 

3

Когда работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту

 

 

4

Когда возникает проблемная ситуация, я часто принимаю решение одним из последних

 

 

5

Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой

 

 

6

В некоторые дни мои успехи ниже среднего показателя

 

 

7

К себе я суровее, чем в отношении других людей

 

 

8

Я более дружелюбен, чем другие

 

 

9

Когда отказываюсь от трудной задачи, позже сурово осуждаю себя, потому что знаю, что в нем я добился бы успеха

 

 

10

В процессе работы я нуждаюсь в небольших пауз для отдыха

 

 

11

Усердие - это не основная моя черта

 

 

12

Мои достижения в труде не всегда одинаковы

 

 

13

Меня больше привлекает другая работа, чем та, где я занят

 

 

14

Осуждение стимулирует меня сильнее, чем похвала

 

 

15

Я знаю, что мои коллеги считают меня деловым человеком

 

 

16

Препятствия делают мои решения более твердыми, устойчивыми

 

 

17

У меня легко вызвать честолюбие

 

 

18

Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно

 

 

19

Во время работы я не рассчитываю на помощь других

 

 

20

Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас

 

 

21

Нужно полагаться только на самого себя

 

 

22

В жизни мало вещей более важных, чем деньги

 

 

23

Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю

 

 

24

Я менее честолюбив, чем многие другие

 

 

25

В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу

 

 

26

Когда я настроен на работу, я делаю ее более квалифицированно, чем другие

 

 

27

Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут настойчиво работать

 

 

 

28

Когда у меня нет дел, я стесняюсь

 

 

29

Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим

 

 

30

Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше

 

 

31

Мои друзья иногда считают меня ленивым

 

 

32

Мои успехи в определенной степени зависят от моих коллег

 

 

33

Бессмысленно противостоять воле руководителя

 

 

34

Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять

 

 

35

Когда нечто не удается, я нетерпелив

 

 

36

Я мало обращаю внимания на свои достижения

 

 

37

Когда я работаю вместе с другими людьми, моя работа дает ваго-мише результаты, чем в других

 

 

38

Немало из того, за что я берусь, я не довожу до конца

 

 

39

Я завидую людям, которые не загружены работой

 

 

40

Я не завидую тем, кто стремится к власти и высоких должностей

 

 

41

Когда я уверен, что стою на верном пути, для доказательства своей правоты я готов пойти на крайности

 

 

«Ключ»

Вы получаете по 1 баллу за ответы «ДА» па вопрос 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41.

Вы также получаете по 1 баллу за ответы «НЕТ» па вопрос 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38, 39.

Ответы на вопросы 1, 11, 12, 19, 23, 33, 34, 35, 40 не учитываются. Посчитайте сумму набранных баллов.

Интерпретация результатов:

От 1 до 10 баллов - низкий уровень мотивации к успеху.

От 11 до 16 баллов - средний уровень мотивации к успеху.

От 17 до 20 баллов - умеренно высокий уровень мотивации к успеху.

Свыше 21 балл - очень высокий уровень мотивации к успеху.

Исследования показали, что люди с умеренно высокой ориентацией на успех предоставляют преимущества среднему уровню риска. Те же, кто опасаются неудач, предоставляют преимущества малом или, наоборот, слишком великоватом уровню риска.

Чем выше мотивация человека к успеху - достижения цели, тем ниже показатель готовности к риску. При этом мотивация к успеху влияет и па надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно более, чем при слабой. К тому же людям, мотивированных на успех и тем, что имеют большие надежды на него, свойственно избегать большого риска.

Те, кто сильно мотивирован на успех и имеет высокую готовность к риску, реже попадают в неловкие ситуации, чем те люди, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избегания неудач (защита). И наоборот, когда у человека есть высокая мотивация избегания неудач (защита), это является препятствием мотива к успеху - достижение цели.

Методика 4. «Методика диагностики личности на мотивацию к избегания неудач» Т. Елерса

(Райгородский Д.Я. (редактор-составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. - С. 630-632.)

Инструкция для участников исследования. Вам предлагается перечень слип с 30 строк по три слова в каждом. В каждой строке выберите только одно из трех слов, которое наиболее точно вас характеризует, и відмідьте его.

 

Бланк для ответов

 

1

Смелый

Бдительный

Предприимчивый

2

Смирен

Робкий

Упрямый

3

Осторожный

Решительный

Пессимистический

4

Непостоянный

Бесцеремонный

Внимательный

5

Глупый

Трусливый

Бездумный

6

Изящный

Живой

Предусмотрительный

7

Хладнокровный

Нерешительный

Молодецкий

8

Стремительный

Легкомысленный

Робкий

9

Невдумливий

Чопорный

Непредсказуемый

10

Оптимистичный

Добросовестный

Чуткий

11

Меланхолический

Неуверенный

Неустойчивый

12

Робкий

Небрежный

Взволнованный

13

Опрометчивый

Тихий

Робкий

14

Внимательный

Безрассудный

Смелый

15

Рассудительный

Быстрый

Мужественный

16

Предприимчивый

Осторожный

Предусмотрительный

17

Взволнованный

Невнимательный

Робкий

18

Малодушный

Неосторожный

Бесцеремонный

19

Пугливый

Нерешительный

Нервный

20

Старательный

Преданный

Авантюрный

21

Предусмотрительный

Живой

Отчаянный

22

Укрощен

Равнодушен

Небрежный

23

Осторожный

Беспечный

Терпеливый

24

Умный

Заботливый

Храбрый

25

Предусмотрительный

Бесстрашный

Добросовестный

26

Поспешный

Пугливый

Беспечный

27

Невнимательный

Опрометчивый

Пессимистический

28

Осмотрительный

Рассудительный

Предприимчивый

29

Тихий

Неорганизованный

Робкий

30

Оптимистичный

Бдительный

Беспечный

«Ключ»

Вы получаете по одному баллу за выборки, приведенные в «ключи» (первая цифра перед наклонной линией озтіачає номер строки, вторая цифра после наклонной линии - номер столбца, в котором находится нужное слово. Например, 1/2 означает, что слово, которое получило один балл в первой строке и во втором столбце - «бдительный»). Другие выборки баллов не получают.

1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/1; 29/3; 30/2.

Обработка и интерпретация результатов:

Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации избегания неудач, защиты:

От 2 до 10 баллов - низкий уровень мотивации избегания неудач.

От 11 до 16 баллов - средний уровень мотивации избегания неудач.

От 17 до 20 баллов - высокий уровень мотивации избегания неудач.

Более 20 баллов - очень высокий уровень мотивации избегания неудач.

Исследования показали, что люди с высоким уровнем защиты, то есть страхом перед несчастными случаями, чаще попадают в подобные неприятности, чем те, кто имеет высокую мотивацию к успеху.

Исследования также показали, что люди, которые боятся неудач (высокий уровень защиты) предоставляют преимущества малом, или, наоборот, слишком большому риску, где неудача не грозит престижа. Установка на защитное поведение в работе зависит от трех факторов:

• степени потенциального риска;

• преобладающей мотивации;

• опыт неудач па работе.

Усиливают установку па защитное поведение два обстоятельства:

• когда без риска удается получить желаемый результат;

• когда рискованное поведение приводит к несчастному случаю. Достижения же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, т.е. мотивацию к избегания неудач.

Методика 5. «Методика диагностики степени готовности к риску» Шуберта

(Райгородский Д.Я. (редактор-составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. - С. 632-635.)

Инструкция для участников исследования. Оцените степень своей готовности совершить действия, о чем вас спрашивают.

При ответе па каждое из 25 вопросов поставьте соответствующий балл по такой схеме.

«2» балла - полностью согласен, «ДА».

«1» балл - больше «ДА», чем «НЕТ».

«0» баллов - пи «ДА», ни «нет», нечто среднее.

«-1» бал - больше «НЕТ», чем «ДА».

«-2» балла - полностью несогласен, «НЕТ».

Бланк для ответов

з/п

Вопрос

2

1

0

-1

1

Или превысили бы вы установленную скорость, чтобы как можно быстрее оказать необходимую медицинскую помощь вожкохворій человеку?

 

 

 

 

 

2

Согласились ли бы вы ради хорошего заработка участвовать в опасной и длительной экспедиции?

 

 

 

 

 

3

Стали ли бы вы на пути опасного преступника, который убегает?

 

 

 

 

 

4

Могли бы вы ехать на подножке товарного вагона при скорости более 100 км/ч?

 

 

 

 

 

5

Можете ли вы на следующий день после бессонной ночи нормально работать?

 

 

 

 

 

6

Стали ли бы вы первым переходить очень холодную реку?

 

 

 

 

 

7

Или одолжили бы вы другу большую сумму денег, будучи не совсем уверенным, что он сможет вернуть эти деньги?

 

 

 

 

 

8

Или вошли бы вы вместе с укротителем в клетку со львами по его заверения, что это безопасно?

 

 

 

 

 

9

Могли ли бы вы под руководством извне залезть на высокую фабричную трубу?

 

 

 

 

 

10

Могли ли бы вы без тренировки управлять парусным судном?

 

 

 

 

 

11

Рискнули бы вы схватить под уздцы коня, который бежит вскачь?

 

 

 

 

 

12

Могли ли бы вы после 10 бокалов пива ехать на велосипеде?

 

 

 

 

 

13

Могли бы вы совершить прыжок с парашютом?

 

 

 

 

 

14

Могли ли бы вы при необходимости проехать без билета от Таллинна до Москвы?

 

 

 

 

 

15

Могли ли бы вы поехать в автотурне, если бы за рулем сидел ваш знакомый, который недавно попал в сложную дорожно-транспортное происшествие?

 

 

 

 

 

16

Могли ли бы вы с 10-метровой высоты прыгнуть на тент пожарной команды?

 

 

 

 

 

17

Могли ли бы вы согласиться на опасную для жизни операцию, чтобы избавиться от затяжной болезни с постельными режимом?

 

 

 

 

 

18

Могли ли бы вы спрыгнуть с подножки товарного вагона, что движется со скоростью 50 км/ч?

 

 

 

 

 

19

Могли ли 6 вы, как исключение, вместе с 7-ма другими людьми подняться на лифте, рассчитанном только на шесть человек?

 

 

 

 

 

20

Могли ли 6 вы за крупное денежное вознаграждение перейти с завязанными глазами оживленный перекресток?

 

 

 

 

 

21

Или взялись бы вы за опасную для жизни работу, если за нее хорошо платили?

 

 

 

 

 

22

Могли ли бы вы после 10 рюмок водки вычислять проценты?

 

 

 

 

 

23

Могли ли бы вы по указанию начальника взяться за высоковольтный провод, если бы тот заверил, что проволока обесточен?

 

 

 

 

 

24

Могли ли бы вы после некоторых предварительных объяснений управлять вертолетом?

 

 

 

 

 

25

Могли ли бы вы, имея билеты, но без денег и продуктов, доехать из Москвы до Хабаровска?

 

 

 

 

 

«Ключ»

Посчитайте сумму набранных вами баллов согласно инструкции.

Общая оценка теста дается по непрерывной шкале как отклонения от среднего значения. Положительные ответы свидетельствуют о склонности к риску. Значение теста: от -50 до +50 баллов.

Обработка и интерпретация результатов:

Меньше -30 баллов - вы очень осторожны.

От -10 до +10 баллов - средние значения.

Более +20 баллов - вы склонны к риску.

Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избегания неудач (защитой). Готовность к риску достоверно связана прямо пропорционально с числом допущенных ошибок.

Исследования установили также такие результаты:

• с возрастом готовность к риску снижается;

• у более опытных рабочих готовность к риску ниже, чем у неопытных:

• у женщин готовность к риску реализуется по более четко определенных условий, чем у мужчин;

• в военных командиров и руководителей предприятий готовность к риску выше, чем у студентов;

• с ростом отчуждения личности в ситуации внутреннего конфликта увеличивается готовность к риску;

• в условиях группы готовность к риску проявляется сильнее, чем к действиям в одиночку, и зависит от групповых ожиданий.



Назад