Электронная онлайн библиотека

 
 Технологии работы организационных психологов

4.2. Методы исследования особенностей профессиональной этики менеджеров (диагностический компонент технологии)


Анализ исследования проблемы профессиональной этики менеджеров, осуществленный автором в различных организациях, показал, что до основных методик, которые могут быть применены организационными психологами при диагностике этой проблемы, можно отнести следующие:

1. Опросник «Этические отношения менеджера».

2. Тест «Этика поведения в организации».

3. Тест-упражнение «Мои взаимоотношения с окружающими».

Каждая из указанных методик дает возможность решить ряд задач при диагностике того или иного компонента профессиональной этики менеджеров. Проанализируем сущность указанных уедет методик.

1. Опросник «Этические отношения менеджера» позволяет измерять уровень этической приемлемости менеджером сомнительных с этической точки зрения ситуаций.

Использование методики дает возможность:

а) определить, как часто приходится менеджеру быть прямо или косвенно участвовать в решении этических дилемм;

б) оценить, как это выливает на уровень развития морального сознания менеджера;

в) определить, с какими сложными этическими дилеммами менеджеры чаще всего сталкиваются в своей работе.

2. Тест «Этика поведения в организации» позволяет оценить степень этичности поведения менеджера в организации и помочь ему в принятии пластических решений.

Определение степени тивности поведения менеджера в организации дает возможность:

а) оценить поведение менеджера в типичных ситуациях профессиональной деятельности;

б) интерпретировать мере этичности поведения менеджера в организации по специальной шкале;

в) запланировать программу индивидуального развития менеджера относительно формирования у него навыков этического поведения в организации.

3. Тест-упражнение «Мои взаимоотношения с окружающими» позволяет определять причины возникновения у менеджера этико-психологических проблем во взаимоотношениях с окружающими и составить индивидуальный план их преодоления.

Определение причин возникновения у менеджера этико-психологических проблем во взаимоотношениях с окружающими дает возможность:

а) выявить существенные проблемы и препятствия, возникающие во взаимоотношениях менеджера с другими людьми;

б) получить экспертную оценку причин возникновения этих проблем от близкого человека;

в) разработать оптимальные пути построения продуктивных взаимоотношений с другими людьми.

Использование указанных методик, полное содержание которых приводится ниже, определяется конкретными задачами, которые решают организационные психологи.

Методика 1. Опросник «Этические отношения менеджера»

(Wood J.A., Longenecker J.G., McKinnej J.A., Moore C.W. Ethical Attitudes of Students and Business Professionals: A Study of Moral Reasoning. - Journal of Business Ethics. - №7. - 1988. - P. 249-257.)

Инструкция для организаторов исследования

Измерение уровня морального сознания осуществляется с помощью вопросника, который применялся для измерения ристических отношений американских менеджеров. Основная часть опросника - это описание шестнадцати ситуаций, каждая из которых иллюстрирует ту или иную этическую дилемму, связанную с реализацией менеджерами этических норм в профессиональной деятельности. Для измерения этических отношений участники опроса должны отметить правильную, с их точки зрения, оценку ситуации по семибалльной шкале, где «1» означает «абсолютно неприемлемо», а «7» - «абсолютно приемлемо».

Преимуществом данного метода измерения этических отношений является то, что он позволяет консультанту акцептовать внимание па определенных типах этических дилемм и варьировать их содержание, исходя из назначения конкретной организации и содержательных характеристик организационной культуры.

Инструкция для участников исследования

1. Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже ситуаций.

2. Отметьте па бланке для ответов правильный, с вашей точки зрения, оценку ситуации по семибалльной шкале, где «1» означает «абсолютно неприемлемо», а «7» - «абсолютно приемлемо».

3. Укажите в специально отведенной части бланка для ответов, были ли вы участником подобной ситуации.

4. Прокомментируйте ситуацию, которая была для вас самой сложной.

Текст опросника (перечень ситуаций для определения этических отношений менеджеров)

1. Ответственный работник, который зарабатывает 50 тыс. американских долларов па год, искусственно «раздувал» счет своих расходов примерно па 1500 долларов ежегодно с целью присвоения этих денег.

2. Для того чтобы увеличить прибыли фирмы, ведущий менеджер применил технологический процесс, что не соответствует нормам экологического загрязнения, принятым в экологическом законодательстве.

3. Под давлением своей брокерской конторы биржевой маклер порекомендовал клиенту соглашение, которую он не считал выгодной.

4. Малое предприятие получило четвертую часть своего валового дохода наличными. Владелец сообщил в налоговой декларации только о половину этого прибыли.

5. Фирма оплатила 350 тыс. американских долларов «за консультацию» государственному служащему другой страны. В ответ на этот служащий обещал посодействовать в получении контракта, который должен был принести фирме прибыль в 10 млн. долларов.

6. Президент компании обнаружил, что конкурент сделал важное научное открытие, которое может привести к уменьшению прибыли его собственной компании. Тогда он нанял на работу в свою компанию ведущего работника конкурента, чтобы попытаться подробнее узнать о открытия.

:

7. Подрядчик, который занимается строительством шоссе, осознает, что на его рынке ожидается снижение цен и жесткая конкуренция. В этой ситуации он нашел взаимопонимание с другими крупными подрядчиками, чтобы удержать уровень цен и получить большую прибыль.

8. Президент фирмы узнал, что дорогие подарки на Рождество, присланные представителям заказчиков, могут повлиять на их позицию. Однако он решил продолжить такую политику, поскольку она была общепринятой и отказ от нее могла бы закончиться убытками в бизнесе.

9. Директор корпорации узнал, что его компания собирается разделить имеющийся у него пакет акций и повысить дивиденды. Зная эту информацию, он приобрел дополнительные акции и продал их с выгодой после того, как компания сделала соответствующее объявление.

10. Руководитель корпорации назначил на вакантную должность вице-президента подразделения своего давнего друга и в то же время компетентного менеджера, отклонив кандидатуру более компетентного менеджера, с которым он не имел таких близких отношений.

11. Инженер обнаружил, что в проекте изделия, который выпускает его компания, есть дефект, в результате которого изделие может быть опасным. Его фирма отказалась исправить дефект. Инженер решает пе разглашать эту информацию, чтобы избежать претензий со стороны фирмы.

12. Инспектор при составлении финансового отчета решил законным путем скрыть некоторые финансовые трудности компании, которые ее противном случае стали бы известны общественности.

13. Работодатель получил заявки па вакантную должность руководителя от двух одинаково компетентных претендентов, но нанял на работу мужа, поскольку понял, что некоторые служащие могли бы обидеться, если бы их заставили работать под руководством женщины.

14. Вырабатывая стратегию маркетинга для товара, производитель изменил его цвет и заявил, что это «новый и усовершенствованный» изделие, тогда как другие особенности изделия остались без изменений.

15. Производитель сигарет начал рекламную кампанию, которая противоречит выводам органов здравоохранения о вреде курения.

16. Владелец малого предприятия получил бесплатную копию защищенной авторским правом компьютерной программы от товарища, вместо того, чтобы потратить 500 американских долларов па, приобретение этой программы у местного продавца программного обеспечения.

Обработка и интерпретация результатов

Средняя оценка приемлемости этических дилемм И определяется по формуле:

 4.2

Уровень морального сознания определяется в зависимости от интервала, в который попадает ваша средняя оценка по шестнадцати ситуаций:

И=0-2, 33 - высокий уровень (соответствует отношению «никогда не приемлемо»); И=2,34-4,66 - средний уровень (соответствует отношению «иногда приемлемое»); И=4,67-7,0 - низкий уровень (соответствует отношению «всегда приемлемо»).

Образец бланка для ответов

Ситуация

 

Оценка ситуации

 

Участвовал ли в подобной ситуации?

Комментарии

 

 

 

 

 

Нет

Так

Наблюдал

 

1

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

2

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

3

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

4

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

5

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

6

1

2

3

4

 

6

7

 

 

 

 

7

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

8

1

2

3

4

D

6

7

 

 

 

 

9

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

10

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

11

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

12

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

13

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

14

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

15

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

16

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

Методика 2. Тест «Этика поведения в организации»

(Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы мепеджмента: Пер. с англ. - М: Дело, 1995. - С. 151).

Инструкция для организаторов исследования

В то время, когда в Украине только-что начинают внедрять этические кодексы организаций, в ведущих странах большинство :и известных рекомендаций, норм и принципов стыки поведения менеджеров широко распространены и достаточно стандартизированы. Однако па практике там также часто возникают спорные ситуации, поведение менеджеров в которых бывает сложно квалифицировать как «стичну или неэтичное», «приемлемую или неприемлемое». Выбор того или иного поведения в конкретной ситуации часто обусловлен влиянием різпопорядкових объективных факторов, а также индивидуальными особенностями субъекта управления. Оценивая меры этичности поведения менеджера в организации осуществляется с помощью теста «Этика поведения в организации».

Основная часть теста стекла/мешкает с пятнадцати ситуаций, каждая из которых демонстрирует тот или иной способ поведения менеджера в организации. Для оценки степени этичности своего поведения участники исследования должны определить степень их согласия с примерами поведения менеджера, приведенными в тесте. Общее количество набранных баллов рассчитывается по специальной інкалою. После этого участники могут ознакомился с интерпретацией полученной ими оценки относительно этичности поведения в организации. Несмотря на то, что интерпретация результатов теста подана в несколько юмористическом изложении, его результатам вполне можно доверять.

Дополнительной положительной характеристикой приведенного метода оценивания степени этичности поведения менеджера в организации является то, что тщательное обсуждение результатов тестирования с участниками исследования способствует принятию ими этических решений в дальнейшей профессиональной деятельности.

Инструкция для участников исследования

1. Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже ситуаций.

2. Ответьте на вопросы и определите свою систему ценностей в следующих ситуациях, используя следующий код:

• полностью согласен - ЦЗ;

• согласен - 3;

• не согласен - НЗ;

• абсолютно не согласен - АНЗ.

3. Подсчитайте результат, пользуясь следующей оценке ответов в баллах: АНЗ - 0; НЗ - 1; 3 - 2; ЦЗ - 3.

4. Прочитайте интерпретацию полученной нами оценки. Обдумайте его.

5. Прокомментируйте ситуацию, которая была для вас самой сложной.

Текст опросника

Утверждение

ЦЗ

3

НЗ

АНЗ

1. Не надо ожидать, что работники будут сообщать о своих ошибках менеджеру

 

 

 

 

2. Возможны случаи, когда менеджер должен игнорировать требования контракта и нарушать стандарты безопасности, чтобы справиться с делом

 

 

 

 

3. Не всегда возможно вести точную регистрацию расходов для отчетности, поэтому иногда следует давать приблизительные цифры

 

 

 

 

4. Бывают случаи, когда надо скрыть неблагоприятную информацию от руководства

 

 

 

 

5. Нам следует делать так, как велят наши руководители, хотя мы можем сомневаться в верности этих действий

 

 

 

 

6. Иногда необходимо заниматься личными делами в рабочее время

 

 

 

 

7. Психологически иногда целесообразно ставить цели, которые немного превышают норму, если это может стимулировать усилия работников

 

 

 

 

8. Я бы раскрыл «желаемую дату» отгрузки заказа, чтобы получить этот заказ

 

 

 

 

9. Можно пользоваться служебной линией связи для личных телефонных разговоров, когда ею не пользуется компания

 

 

 

 

10. Руководство должно быть сориентировано на конечную цель, поэтому цель обычно оправдывает средства

 

 

 

 

11. Если ради привлекательного контракта будет нужно устроить банкет или несколько изменить политику компании, я дам на это разрешение

 

 

 

 

12. Без нарушений политики компании и существующих инструкций жить невозможно

 

 

 

 

13. Отчеты с контроля товарных запасов нужно составлять так, чтобы по полученным товарам фиксировались «недостатка», а не «излишки». (Этическая проблема здесь тождественна до кассы, когда кассир дает меньше сдачи.)

 

 

 

 

14. Использовать время от времени копировальную машину компании - в личных или местных целях - вполне приемлемо

 

 

 

 

15. Забрать домой то, что является собственностью компании (карандаши, бумага, дискеты, СД и т.д.), для собственной потребности - приемлемая дополнительная льгота

 

 

 

 

Общая оценка:

 

 

 

 

Обработка и интерпретация результатов

Если вы набрали в сумме:

0 баллов - «Готовьтесь к церемонии канонизации как святой».

1-5 баллов - «Вам можно идти в епископы».

6-10 баллов - «Высокий этический уровень».

11-15 баллов - «Приемлемый этический уровень».

16-25 баллов - «Средний этический уровень».

26-35 баллов - «Нужно нравственное совершенствование».

36-44 баллов - «Происходит быстрое продвижение в пропасть».

45 баллов - «Охраняйте ценные вещи от самого себя».

Методика 3. Тест-упражнение «Мои взаимоотношения с окружающими»

(Винославський А.В., Малыгина М.П. Человеческие отношения: Тетрадь для практических занятий. - К.: ИВЦ «Политехника», 2001 - С. 16-17).

Инструкция для организаторов исследования

К спектра этико-психологической подготовки западных менеджеров входит овладение ими этикой служебных взаимоотношений.

В реальной жизни люди, что работают в одной организации, не всегда могут найти общий язык. Причиной этого могут быть разница в возрасте, взглядах на жизнь, половые и культурные различия. Поэтому очень важно рассмотреть природу названных различий и проанализировать, что может быть сделано, чтобы будь-которая из них не стала причиной ухудшения взаимоотношений или открытой конфронтации. Менеджер должен думать о успех и благосостояние работников, которые находятся рядом с ним. Если он будет так себя вести, то цс неизбежно будет способствовать налаживанию этических отношений с работниками и формированию у них этических отношений к своей труда.

Для изучения качества взаимоотношений менеджера с окружающими может быть предложена тест-упражнение «Мои взаимоотношения с окружающими».

Когда викопаєте упражнение, вы сможете:

• улучшить взаимоотношения;

• понять свои слабости как участника взаимоотношений;

• оценивать проблемы взаимоотношений объективно.

Преимуществом данного метода определения причин возникновения у менеджера ети-ко-психологических проблем во взаимоотношениях с окружающими есть тс, что он позволяет консультанту разработать программу индивидуального развития менеджера, направленную на преодоление обнаруженных в нем недостатков и препятствий во взаимоотношениях с другими людьми.

Инструкция для участников исследования

1. Ниже приведены нары полярных утверждений, соединенные шкале от 1 до 10. Обведите тс число, значение которого больше всего соответствует реальности.

2. Объяснение упражнения. Взаимоотношения между двумя людьми очень сложно обсуждать и оценивать. Для этого важно:

• доверять друг другу;

• избегать надкритичності;

• забыть неприятные моменты;

• не воспринимать слишком серьезно результаты оценки.

Для выполнения тест-упражнения найдите еще одного участника опроса. Выбирайте такую человека, с которым у вас самые лучшие взаимоотношения и с пониманием отнесется к выполнению тест-упражнения. Это может быть руководитель, близкий сотрудник, подчиненный (подчиненные). Пусть каждый выкопает задачи отдельно. После этого путем обсуждения старайтесь прийти к пониманию сути взаимоотношений.

 4.3

Приведены методы исследования профессиональной стыки менеджеров являются актуальными и для измерения уровня их открытости этическим стандартам, общепринятым во внешнеэкономической и международной деятельности. Меняется лишь перечень этических дилемм, которые включаются в тестов и опросников для исследования той или иной проблемы.



Назад