Электронная онлайн библиотека

 
 Технологии работы организационных психологов

4.3. Система тренинговых занятий для формирования профессиональной этики менеджеров (корекційно-развивающий компонент технологии)


Автором па основе методологии использования интерактивных техник: для подготовки менеджеров и персонала организаций (раздел 6 первой части пособия) и конкретизации этой методологии па уровне конкретной системы тренинговых программ (раздел 1 второй части пособия), а также собственного опыта обучения менеджеров, разработана система тренинговых занятий, направленных на развитие профессиональной этики менеджере]!. Эта система включает взаимосвязанные и последовательно осуществляемые тренинги:

1. Тренинг развития морального сознания менеджеров коммерческих организаций.

2. Тренинг формирования навыков этического поведения менеджера в организации.

3. Тренинг построения этических взаимоотношений менеджера с другими членами организации.

1. Тренинг развития морального сознания менеджеров коммерческих организаций

Цель тренинга:

• определить, как часто менеджеру приходится быть прямо или косвенно участвовать в решении ристических дилемм;

• оценить, как это влияет на уровень развития морального сознания менеджера;

• определить, с какими сложными этическими дилеммами менеджеры чаще всего сталкиваются в своей работе.

Организационные формы проведения тренинга

Организационные формы проведения тренинга по проблеме развития морального сознания менеджеров коммерческих организаций можно систематизировать по критериям территориально-организационной подчиненности и профессионально-количественного состава проведение тренинга.

По критерию территориально-организационной подчиненности можно выделить:

а) тренинг в группе с 8-12 менеджеров па территории конкретной коммерческой организации (например, в кабинете внутреннего психолога, который является подчиненным руководителю той же коммерческой организации);

б) тренинг в группе до 15 человек па территории независимого консалтингового бизнес-центра, который не является подчиненным руководителям отдельных коммерческих организаций;

в) тренинг управленческой команды па территории конкретной коммерческой организации;

г) тренинг в группах, состоящих из менеджеров, которые работают в различных коммерческих организациях, в условиях повышения квалификации на территории специализированных образовательных учреждений (например, в институте экономики и менеджмента);

д) тренинги в группах, состоящих из менеджеров с подобными запросами, на территории независимых консалтинговых бизнес-центров.

По критерию профессионально-количественного состава тренинг может проводиться:

а) одним психологом;

б) «командой», к которой, кроме психолога входят другие специалисты. Необходимость в работе командой может возникнуть в случае, когда надо анализировать стичну проблему, в которой задействованы и люди, и новые технологии.

Интерактивные техники для проведения тренинга

Метод незаконченных предложений (с последующим групповым обсуждением): «Культура - это...»;

«Профессиональная культура - это...»; «Этика - это...»; «Универсальная этика - это...»; «Профессиональная этика - это...»; «Профессиональная этика менеджера - это...»; «Профессиональная компетентность - это...»; «Духовность профессионала - это...».

Работа в парах

Участники тренинга заполняют опросник «Этические отношения менеджера». После подсчета средней оценки уровня приемлемости этических дилемм, представленных в опроснике, начинается обсуждение этических отношений к ним в парах. Анализируя свои отношения, участники тренинга должны учитывать, что с этической точки зрения формулировки отношение представляет собой довольно сложное явление, поскольку оно рассматривается в совокупности с предварительной и последующей деятельностью морального сознания.

Групповая дискуссия

Групповая дискуссия начинается с заслушивания позиций каждой пары участников тренинга относительно результатов анализа этической приемлемости предлагаемых в опроснике ситуаций. Обсуждение следует проводить по каждой ситуацией отдельно.

Творческое задание

После завершения дискуссии группе предлагается для анализа в парах конкретная этическая дилемма, которая непосредственно связана с организацией-заказчиком, или является актуальной для большинства участников тренинга.

Основными шагами осуществления нравственного выбора следующие.

Шаг 1. Распознать и объяснить дилемму.

Шаг 2. Получить все возможные факты.

Шаг 3. Перечислить все возможные варианты выбора.

Шаг 4. Проверить каждый вариант, ставя три вопроса:

• «Это законно?»

• «Это правильно?»

• «Это полезно?»

Шаг 5. Принятия решения.

Шаг 6. Дважды проверить решение, задавая два вопроса:

• «Как я буду себя чувствовать, если о моем решении узнает моя семья?»

• «Как я буду себя чувствовать, если о моем решении сообщат в местной прессе?»

Шаг 7. Начать действовать.

Примечание. Следует обратить внимание па шаг 6. Поскольку для субъекта действия далеко не безразличным является его моральное самочувствие, моральная оценка и отношение к нему коллег (руководителя, подчиненных) и знакомых, прорабатывая этот шаг, участники тренинга могут поставить и обсудить дополнительные вопросы.

Групповая дискуссия

Групповая дискуссия завершает обсуждение в парах. При этом каждый участник тренинга должен выразить личное отношение к этической дилеммы, что обсуждается. Желательно, чтобы он проговорил вслух все состояния формирования относительно фауны отношение:

• моральные соображения перед тем, как сформулировать свое стичне отношение;

• собственно формулировку своего относительно фауны отношение;

• моральное самочувствие после формулировки своего этического отношения. Основные результаты тренинга

В результате участия в тренинга участники смогут:

• определить уровень сформированности своей морального сознания и сравнить собственные стичні отношения с мнениями других членов группы;

• ознакомиться с основными этапами осуществления нравственного выбора и применить их к решению актуальной этической дилеммы;

• проанализировать изменения, которые произошли в членов группы в формировании этических отношений в процессе группового обсуждения.

2. Тренинг формирования навыков этического поведения менеджера в организации

Цель тренинга:

• оценить поведение менеджера в типичных ситуациях профессиональной деятельности;

• интерпретировать мере этичности поведения менеджера в организации по специальной шкале;

• запланировать программу индивидуального развития менеджера по формированию у него павичок этического поведения в организации.

Организационные формы проведения тренинга (аналогичные форм проведения Тренинга развития морального сознания менеджеров коммерческих организаций»). Интерактивные техники для проведения тренинга

Метод незаконченных предложений (с последующим групповым обсуждением): «Этика - это...»;

«Универсальная этика - это...»;

«Профессиональная этика - это...»;

«Этическое поведение - это...»;

«Нормативный путь принятия индивидом этического решения - это...»;

«Дескриптивный путь принятия индивидом этического решения - это...»;

«Моральная ответственность - это...».

Работа в парах

Участники тренинга прорабатывают ситуации теста «Этика поведения в организации». После подсчета средних оценок уровня этичности поведения в организации и их интерпретации начинается обсуждение в парах этичности поступков в приведенных в тесте ситуациях. Анализируя свое согласие или несогласие с описанными в тесте поступками, участники тренинга должны учитывать, что с этической точки зрения поступок является достаточно сложным явлением, поскольку в отличие от действия он рассматривается в совокупности с предварительной и последующей деятельностью морального сознания.

Групповая дискуссия

Групповая дискуссия начинается с заслушивания позиций каждой нары участников тренинга по их согласия или несогласия с действиями, описанными в тесте ситуаций. Обсуждение следует проводить по каждой ситуации отдельно.

Творческое задание

После завершения дискуссии группе предлагается для работы в парах принятия этического решение в ситуации, которая непосредственно связана с организацией-заказчиком, или является актуальной для большинства участников тренинга.

Используются шаги принятия этического решения, приведенные в предыдущей тренинговой программе.

Групповая дискуссия

Групповая дискуссия завершает обсуждение в парах. При этом каждый участник тренинга должен сообщить, какое решение было принято собственно ним. Желательно, чтобы он проговорил вслух все этапы принятия этического решения:

• моральные соображения перед тем, как принять этическое решение.

• собственно действие (принятия решения).

• моральное самочувствие после принятия этического решения. Основные результаты тренинга

Благодаря участию в тренинга участники смогут:

• оценить поведение менеджера в типичных ситуациях профессиональной деятельности и сравнить свои оценки с оценками других членов группы;

• ознакомиться с основными этапами осуществления нравственного поступка и применить их к решению актуальной этической дилеммы;

• проанализировать изменения, которые произошли в членов группы в процессе принятия этического решения во время группового обсуждения.

3. Тренинг построения этических взаимоотношений менеджера с другими членами организации

Цель тренинга:

• определить существенные стичні проблемы и препятствия, возникающие во взаимоотношениях менеджера с другими людьми;

• получить экспертную оценку причин возникновения этических проблем от близкого человека;

• разработать пути построения этических взаимоотношений с другими людьми. Организационные формы проведения тренинга (аналогичные форм проведения)

«Тренинга развития морального сознания менеджеров коммерческих организаций») Интерактивные техники для проведения тренинга

Метод незаконченных предложений (с последующим групповым обсуждением): «Этическая дилемма - это...»;

«Этическое отношение - это...»; «Этическое поведение - это...»; «Моральная ответственность - это...»; «Этика взаимоотношений - это...».

Работа в парах

Участники тренинга выкапывают тест-упражнение «Этические взаимоотношения с окружающими». После "оценивание тивности своих взаимоотношений с окружающими и подсчета общего количества набранных баллов члены группы разделяются на пары для обсуждения своих слабостей как участников взаимоотношений. Анализируя слабости участники тренинга должны учитывать, что большинство этических затруднены) во взаимоотношениях может быть устранена только при наличии сильного желания их преодолеть а осознание слабостей собственно и призвано способствовать возникновению такого желания

В процессе совместного обсуждения используются шаги устранения этического осложнения во взаимоотношениях, приведенные в предыдущий тренинговой программе.

Трупова дискуссия

Групповая дискуссия начинается с заслушивания рекомендаций каждой паре-участников тренинга по совершенствованию этичности их взаимоотношений с окружающими. Обсуждение рекомендаций по преодолению каждой слабости желательно проводить отдельно.

Творческое задание

После завершения дискуссии каждому члену группы предлагается составить индивидуальный план формирования этических взаимоотношений. Подготовлены планы также обсуждаются в нарах.

Трупова дискуссия

Групповая дискуссия завершает обсуждение в нарах. При этом желательно, чтобы каждый участник тренинга выразил личное отношение К необходимости налаживания ристических взаимоотношений в организации.

Завершается дискуссия обсуждением высказывания бразильского педагога с мировым именем Т.Д. Фрейре:

«Образование показывает «продолжительность» в противоречия постоянства и изменений. Вот почему можно сказать, что образование является постоянной только в смысле продолжительности. В этом смысле «постоянство» означает не постоянство ценностей, а постоянство образовательного процесса, что является взаимодействием между культурным постоянством и изменениями».

Участники тренинга должны ответить на вопрос: «В чем приведенный выражение совпадает с необходимостью современного менеджера быть открытым миру человеческой культуры?»

Основные результаты тренинга

Благодаря участию в тренинга участники смогут:

• определить существенные препятствия, мешающие в налаживании этических взаимоотношений с руководителем и другими членами организации;

• получить объективную оценку причин возникновения этических проблем от независимого эксперта (близкого человека);

• разработать оптимальные пути построения этических взаимоотношений с другими. людьми.

Опыт производства автором приведенной технологии в некоторых отечественных коммерческих организациях свидетельствует о целесообразности ее использования для становления профессиональной этики менеджеров.



Назад