Электронная онлайн библиотека

 
 Технологии работы организационных психологов

5.2. Система диагностических методик для изучения коммуникативных барьеров в организации (диагностический компонент технологии)


До основных методик, которые дают возможность изучить коммуникативные барьеры в организации и психологические факторы, влияющие на их возникновения, относятся:

1. Анкета «Коммуникативные барьеры в организации», разработанная автором.

2. Методика диагностики «препятствий» в установлении эмоциональных контактов по В. В. Бойко.

3. Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко.

4. Методика диагностики коммуникативной установки по В. В. Бойко (определение общей коммуникативной толерантности).

Каждая из методик имеет свою специфику, измеряет различные аспекты проблемы, предоставляя возможность всестороннего анализа исследуемого феномена.

1. Анкета «Коммуникативные барьеры в организации» позволяет изучить:

• наличие (отсутствие) коммуникативных барьеров в респондента;

• категории людей в организации и за ее пределами, с которыми возникают такие барьеры;

• влияние коммуникативных барьеров па успешность деятельности и самочувствие респондента;

• наличие факторов, которые влияют на возникновение коммуникативных барьеров и т.д.

2. Методика диагностики «препятствий» в установлении эмоциональных контактов по В.В. Бойко дает возможность исследовать эмоциональные препятствия в установлении эмоциональных контактов - неумение управлять эмоциями, дозировать их, неумение выражать эмоции, доминирование негативных эмоций, нежелание сблизиться с людьми на эмоциональной основе. Обращаясь к этой методики можно определить факторы коммуникативных барьеров, связанные с эмоциональной сферой.

3. Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении по В.В. Бойко позволяет определить доминирование одной из стратегий психологической защиты в общении (миролюбия, избежания, агрессии) или присутствие их в равной мере-в поведении респондента. Обращение к этой методики поможет определить факторы коммуникативных барьеров, связанные со стратегиями взаимодействия.

4. Методика диагностики коммуникативной установки по В.В. Бойко (определение общей коммуникативной толерантности) поможет определить уровень коммуникативной толерантности по нескольким показателям :

• непринятие или непонимание индивидуальности человека;

• использование себя в качестве эталона при оценке других;

• категоричность или консервативность в оценках людей;

• неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров;

• стремление переделать, перевоспитать партнера;

• стремление подогнать партнера под себя, сделать его удобным;

• неумение простить другом его ошибки, неуклюжесть, неприятности, что уже возникали не намеренно;

• нетерпимость к физического или психического дискомфорта партнера;

• неумение приспосабливаться к партнеру.

Эта методика помогает определить факторы коммуникативных барьеров, связанные с установками респондентов (уровень толерантности). Ниже приведен полный текст методик.

Методика 1. Анкета «Коммуникативные барьеры в организации»

Инструкция для организаторов опроса. Раздайте текст анкеты респондентам с просьбой ответить на все вопросы. Инструкция для участников опроса

Уважаемый друг!

Просим Вас принять участие в анкетировании, посвященном изучению коммуникативных барьеров, которые возникают в процессе общения. Ваши искренние и заинтересованные ответы будут способствовать оптимизации коммуникативного процесса в вашей организации. Исследование проводится анонимно. Его результаты будут использованы в обобщенном виде.

Заранее спасибо за участие в опросе!

Текст анкеты

1. Укажите, пожалуйста, возникают ли у Вас барьеры (препятствия) в процессе общения с другими людьми?

1.01. так, возникают

1.02. скорее возникают, чем не возникают

1.03. затрудняюсь ответить

1.04. скорее не возникают, чем возникают

1.05. нет, не возникают

2. Если такие барьеры возникают, то укажите, пожалуйста, с какими людьми чаще всего?

4.4

4.5

Обработка и интерпретация результатов

Результаты анкетирования дают возможность выявить такие показатели у участников опроса:

1. Наличие (отсутствие) коммуникативных барьеров в респондента - вопрос 1.

2. Категории людей в организации и за ее пределами, с которыми возникают такие барьеры - вопрос 2 а, 2 б, 2 и 2 г.

3. Влияние коммуникативных барьеров на успешность деятельности и самочувствие респондента - вопрос 3.

4. Факторы, которые влияют па возникновения коммуникативных барьеров в организации и связанные с индивидуально-психологическими особенностями участников коммуникации:

4.1. Особенностями их направленности:

а) различные потребности, интересы, мотивы участников общения - вопрос 4.01;

б) разные наставления участников общения - вопрос 4.02;

в) различные моральные и другие ценности участников общения - вопрос 4.03;

4.2. Особенностями познавательной сферы личности:

а) разная информационная подготовка участников общения - вопрос 4.04;

б) различный уровень интеллекта участников общения - вопрос 4.05;

4.3. Особенностями эмоционально-динамической сферы личности:

а) различные эмоциональные состояния и эмоциональные реакции участников общения - вопрос 4.06;

б) различный тип темперамента участников общения - вопрос 4.07;

4.4. Особенностями коммуникативной стороны общения:

а) разный стиль языка и процессов говорение участников общения - вопрос 4.08;

б) разный стиль слушания участников общения - вопрос 4.09; 4.5 - Особенностями социально-перцептивной стороны общения:

а) отсутствие эмпатии у участников общения - вопрос 4.10;

б) наличие определенных стереотипов в участников общения - вопрос 4.11;

в) неэстетичный, непривлекательный имидж участников общения - вопрос 4.12; 4.6. Особенностями интерактивной стороны общения:

а) различные стратегии общения участников коммуникации - вопрос 4.13.

5. Факторы, которые влияют на возникновение коммуникативных барьеров в организации, связанные с социально-профессиональными и социально-демографическими особенностями участников коммуникации:

а) разное управленческий статус участников общения - вопрос 4.14;

б) различный социально-профессиональный статус участников общения - вопрос 4.15;

в) разное имущественный статус участников общения - вопрос; 4.16.

г) возрастные различия участников общения - вопрос 4.17;

д) половые различия участников общения - вопрос 4.18;

есть) национальные, этнические различия участников общения - вопрос 4.19.

6. Различные стратегии общения. (Внимание! Важным является сравнение ответы на вопросы 5 анкеты с результатами, которые будут получены по методике 2, что дает возможность измерять различные стратегии общения. Часто респонденты в анкете оценивают свой стиль общения как миролюбивый, тогда как результаты тестирования показывают, что на самом деле он не такой.)

7. Качества, которые помогают эффективному общению респондента - вопрос 6 а.

8. Качества, которые мешают эффективному общению респондента - вопрос 6 б.

9. Качества, которые бы хотел развить в себе респондент для эффективного общения - вопрос 7.

10. Меры, которые могут способствовать профилактике и преодолению коммуникативных барьеров в организации - 8 вопрос.

Методика 2. Методика диагностики «препятствий» в установлении эмоциональных контактов по В.В. Бойко

(Райгородский Д.Я. (редактор-составитель) Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. - С. 591-593.)

Инструкция для организаторов опроса. Эта методика позволяет установить эмоциональные препятствия на пути установления эмоциональных контактов. Инструкция для участников опроса

Читайте утверждение и отвечайте на них «Да» или «Нет»:

Текст опросника:

1. Обычно в конце рабочего дня на моем лице заметна усталость.

2. Случается так, что при первом знакомстве эмоции мешают мне произвести более благоприятное впечатление на партнеров (розгублююся, волнуюсь, усамітнююсь, или, наоборот, много разговариваю, иерезбуджуюся, веду себя неестественно).

3. В общении мне часто не хватает эмоциональности, выразительности.

4. Видимо, для окружающих я слишком строгий.

5. В принципе, я против того, чтобы изображать вежливость, если тебе этого не хочется.

6. Я обычно умею скрывать от партнеров вспышки эмоций.

7. Часто в общении с коллегами я размышляю о нечто свое.

8. Бывают случаи, когда я хочу выразить партнеру эмоциональную поддержку (внимание, сочувствие, сопереживание), но он этого не чувствует, не воспринимает.

9. Чаще всего мои глаза или выражение лица выдают озабоченность.

10. В деловом общении стараюсь не проявлять своих симпатий к партнеров.

11. Все мои неприятные переживания обычно видно па моем лице.

12. Если я увлекаюсь разговором, то мимика лица становится слишком яркой, экспрессивной.

13. Пожалуй, я несколько эмоционально скован, сжатый.

14. Обычно я нахожусь в состоянии нервного напряжения.

15. Обычно я чувствую дискомфорт, когда приходится обмениваться рукопожатием в деловой обстановке.

16. Иногда близкие люди останавливают меня: «Расслабь мышцы лица, не скривлюй губы, не зморщуй лоб».

17. Разговаривая, я слишком жестикулирую.

18. Обычно у проституток ситуации мне сложно быть раскованным, естественным.

19. Видимо, мое лицо имеет печальный или обеспокоен вид, хотя на душе спокойно.

20. Мне немного трудно смотреть в глаза, общаясь с незнакомым человеком.

21. Если я захочу, то мне всегда удается скрыть свою неприязнь к неприязної человека.

22. Мне часто бывает почему весело без каких-либо причине.

23. Мне очень просто сделать по своему желанию или на заказ различные мимики лица: изобразить радость, печаль, радость, страх, отчаяние и др.

24. Мне говорили, что мой взгляд трудно выдержать.

25. Мне нечто мешает выражать теплоту, симпатию к человеку, даже если чувствую это к ней.

Обработка и интерпретация результатов

Подведите итоги самооценки:

 

«Препятствия» в установлении эмоциональных контактов:

Номера вопросов и ответы по «ключом»

1. Неумение управлять эмоциями, дозировать их

+ 1,

-6,

+11,

+16,

-21

2. Неадекватное проявление эмоций

-2

+7,

+12,

+17,

+22

3. Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций

+3,

+8,

+13,

+18,

-23

4. Доминирование негативных эмоций

+4,

+9,

+ 14,

+19,

+24

5. Нежелание сблизиться с людьми на эмоциональной основе

+5,

+ 10

+15,

+20

, +25

Какая сумма набранных Вами баллов? Она может колебаться в пределах от 0 до 25-Чем больше баллов, тем более выразительной Ваша эмоциональная проблема в повседневном общении. Однако не стоит успокаиваться, если Вы набрали мало баллов (0-2). Это означает, что Вы могли быть не до конца искренними или не вполне осознали свое поведение со стороны.

Если Вы набрали:

не более 5 баллов - эмоции обычно не мешают Вам общаться с партнером;

6-8 баллов - у Вас есть некоторые эмоциональные проблемы в повседневном общении;

9 около 12 баллов - свидетельство того, что Ваши эмоции «на каждый день» несколько затрудняют взаимодействие с партнером;

13 баллов и более - эмоции мешают Вам устанавливать контакты с людьми, возможно, Вы подвергаетесь некоторым дезорганізуючим реакциям или состояниям.

Также обратите внимание на то, или нет конкретных «препятствий», которые постоянно возникают в Вас - это пункты, по которым Вы набрали 3 и более баллов.

Методика 3. Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении по В.В. Бойко

(Райгородский Д.Я. (редактор-составитель). Практическая психодиагпостика. Методика и тест. Учебное иособие. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. - С. 281-287.)

Инструкция для организаторов исследования

Эта методика позволяет определить доминирующую стратегию психологической защиты в общении (миролюбивую, избежания или агрессию). Инструкция для участников опроса

Отвечая на вопрос, выберите ответ, который Вам больше подходит:

Текст опросника

1. Зная себя, Вы можете сказать:

а) я скорее человек миролюбивый, покладистая;

б) я человек гибкий, способна обходить острые ситуации, избегать конфликтов;

в) я скорее человек, что идет прямо напрямик, бескомпромиссная, категорична.

2. Когда Вы мысленно выясняете отношения с тем, кто Вас обидел, то чаще всего:

а) ищете способ примирения;

б) обдумываете способ не иметь с ним дел;

а) рассуждаете о том, как его наказать или «поставить на место».

3. В спорной ситуации, когда партнер абсолютно не пытается или не хочет вас понять, Вы скорее всего:

а) будете спокойно добиваться того, чтобы он Вас понял;

б) будете пытаться завершить общение с ним;

а) будете роздратовуватися, обижаться или сердиться.

4. Если, защищая свои интересы, Вы почувствовали, что можете поссориться с хорошим человеком, то:

а) пойдете па значительные уступки, компромиссы;

б) отступите от своих притязаний;

в) будете отстаивать свои интересы.

5. В ситуации, где Вас пытаются оскорбить или унизить, Вы скорее всего:

а) будете пытаться набраться терпения и довести дело до кіпця;

б) дипломатическим путем избежите от контактов;

в) дать достойный отпор.

6. Во взаимодействии с властным и в то же время несправедливым руководителем Вы:

а) сможете сотрудничать ради дела;

б) будете стараться как можно меньше контактировать с ним;

в) будете сопротивляться его стиля, активно защищая свои интересы.

7. Если решение вопроса зависит только от Вас, но партнер задел ваше самолюбие, то Вы:

а) пойдете ему навстречу;

б) избежите конкретного решения;

в) решите вопрос не па пользу партнера.

8. Если кто из друзей время от времени позволять себе оскорбительные выпады в ваш адрес, Вы :

а) не станете придавать этому особого значения;

б) будете пытаться ограничить или прекратить контакты;

в) каждый раз дадите достойный отпор.

9. Если у партнера есть претензии к Вам и при этом он раздражен, то Вы:

а) сначала заспокоєте его, а потом отреагируете на претензии;

б) избежите выяснения отношений с партнером в таком состоянии;

в) поставите его на место будете ли прерывать его реплики.

10. Если кто из коллег начнет рассказывать про всякие нехорошие слухи-сплетни, что говорят о Вас другие, Вы:

а) тактично вислухаєте его до конца;

б) оставите без внимания;

в) обірвете рассказ на полуслове.

11. Если партнер проявляет слишком активное настійність и хочет получить выгоду за Ваш счет, то Вы:

а) пойдете па уступку ради мира;

б) уклонитесь от окончательного решения, рассчитывая на то, что партнер успокоится и тогда Вы вернетесь к вопросу;

в) однозначно дать понять партнеру, что он не получит выгоды за ваш счет.

12. Когда Вы имеете дело с партнером, который действует по принципу «сорвать как можно больше», Вы:

а) терпеливо добиваетесь своих целей;

б) предпочитаете ограничению взаимодействия с ним;

в) решительно ставите такого партнера на место.

13. Имея дело с наглой личностью, Вы:

а) відшукуєте к ней подходы с помощью терпения и дипломатии;

б) сводите к минимуму взаимодействие;

в) действуете аналогичными методами.

14. Когда тот, что спорит, относится к Вам враждебно, Вы обычно:

а) спокойно и терпеливо преодолеваете его настроение;

б) избегаете общения;

в) останавливаете его или отвечаете тем же.

15. Когда Вам задают неприятные, с «двойным дном» вопрос, то чаще всего Вы:

а) спокойно отвечаете па них;

б) избегать прямых ответов;

в) «заводитесь», теряете самообладание.

16. Когда возникают острые противоречия между Вами и партнером, то это чаще всего:

а) побуждает Вас искать выход из положения, находить компромисс, идти на уступки;

б) побуждает сглаживать противоречия, несмотря на различия в позициях;

в) активизирует желание доказать свою правоту.

17. Если партнер выигрывает в споре, Вам привычнее:

а) поздравить его с победой;

б) сделать вид, что ничего особенного не происходит;

в) «воевать до последнего патрона».

18. В случаях, когда взаимоотношения с партнером приобретают конфликтного характера, Вы взяли себе за правило:

а) «мир любой ценой» - признать свое поражение, извиниться, пойти навстречу пожеланиям партнера;

б) «пас в сторону» - ограничить контакты, отойти от спора;

в) «расставить точки над «и» - выяснить все противоречия, непременно найти выход из ситуации.

19. Когда конфликт касается Ваших интересов, то Вам чаще всего удается его выиграть:

а) через дипломатию и понятливость;

б) через выдержку и терпение;

в) за счет темперамента и эмоций.

20. Если кто из коллег специально затронет Ваше самолюбие, Вы:

а) остроумно и правильно сделаете ему замечание;

б) не станете обострять ситуацию, сделаете вид, что ничего не случилось;

в) дать достойный отпор.

21. Когда близкие критикуют Вас, то Вы:

а) воспринимаете их замечания с благодарностью;

б) стараетесь не обращать внимания на критику;

в) роздратовуєтесь, сопротивляетесь или сердитесь.

22. Если кто-то из родных и близких говорит Вам неправду, то Вы обычно:

а) спокойно и тактично домагаєтесь истины;

б) делаете вид, что не замечаете лжи, обминаєте неприятный момент дела;

в) решительно выводите лжеца на «чистую воду».

23 - Когда Вы раздражены и нервничаете, то чаще всего:

а) ищете сочувствия, понимания;

б) усамітнюєтесь, чтобы не обнаруживать своего состояния на партнерах;

в) на кому відіграєтесь, ищете «грушу для битья».

24. Когда кто из коллег, менее достойный и способный за Вас, получает поощрения руководства, Вы:

а) радуетесь за коллегу;

б) не предоставляете факта определенного значения;

в) расстраиваетесь, роздратовуєтесь или сердитесь.

Обработка и интерпретация результатов

Для определения присущей Вам стратегии психологической защиты в общении с партнерами надо посчитать сумму ответов каждого типа: «а» - миролюбие, «б» - избегание, «в» - агрессия. Чем больше ответов представлено того или иного типа, тем более четко выраженная соответствующая стратегия; если их количество примерно одинакова, то в контакте с партнерами Вы активно используете разные защиты своей субъективной реальности.

Какой же смысл и принцип действия каждой стратегии?

Миролюбие - психологическая, стратегия защиты субъективной реальности личности, в которой ведущую роль играют интеллект и характер.

Интеллект подавляет или нейтрализует энергию эмоций в тех случаях, когда возникает угроза для «Я» личности. Миролюбие - это партнерстве и сотрудничестве, умение идти на компромиссы, уступать и быть податливым, готовность жертвовать некоторыми своими интересами ради главного - сохранение достоинства. В некоторых случаях это означает приспособление, стремление уступать настійності партнера, не обострять отношений и не вступать в конфликты, чтобы не испытывать свое «Я».

Однако одного интеллекта бывает недостаточно, чтобы миролюбие стало доминирующей стратегией защиты. Важно еще иметь соответствующий характер - мягкий, уравновешенный, коммуникабельный. Интеллект в ансамбле с «хорошим» характером создают психогенное подоплеку для миролюбия. Конечно, бывает и так, что человек с не очень хорошим характером также должна демонстрировать миролюбие. Скорее всего, ее «сломало жизнь», и она сделала мудрый вывод: надо жить в мире и согласии. В таком случае ее стратегия защиты обусловлена опытом и обстоятельствами, то есть она соціогенною. В конце концов, не так уж и важно, что управляет человеком - природа или опыт, или то и другое вместе. Главное результат: выступает ли миролюбие ведущей стратегией психологической защиты, или проявляется лишь эпизодически наряду с другими стратегиям,;.

Не надо считать, что миролюбие - безупречная стратегия защиты «Я», которая пригодится во всех случаях. Полное миролюбие - доказательство бесхребетности, потере чувства собственного достоинства, которое как раз должна сохранять эта стратегия. Победитель не должен становиться трофеем. Лучше всего, когда миролюбие доминирует и соотносится с другими стратегиями (их мягкими формами).

Избежания - психологическая стратегия защиты субъективной реальности, базирующаяся па экономии интеллектуальных и эмоциональных ресурсов.

Индивид привычно без боя избегает ли оставляет зоны конфликтов и напряжений, когда его «Я» подпадает под «атаки». При этом он открыто не тратит энергию эмоций и минимально напрягает интеллект. Почему он так поступает?

Причины бывают разными. Избежание имеет психогенный характер, если оно обусловлено природными особенностями. У индивида может быть слабая урожденная энергия: бедные, ригидные эмоции, посредственный ум, вялый темперамент.

Возможен также другой вариант: человек имеет от рождения мощный интеллект, чтобы избегать напряжения контактов, не общаться с теми, кто посягает на ЕЕ «Я». Правда, наблюдения показывают, что одного ума для доминирующей стратегии избежания недостаточно. Умные люди часто активно приобщаются к защите своей субъективной реальности, и это естественно: интеллект призван стоять на страже наших потребностей, интересов, ценностей и завоеваний. Очевидно, нужна еще и воля.

Наконец, возможен такой вариант, когда человек заставляет себя обходить острые углы в общении и конфликтные ситуации, умеет вовремя сказать себе: «Не вылезай со своим «Я». Для этого надо иметь крепкую нервную систему, волю и жизненный опыт за плечами, который в нужный момент говорит: «не тяни на себя одеяло», «не плюй против ветра», «не садись не в свой троллейбус», «сделай пас в сторону».

Итак, что получается? Стратегия миролюбия строится на основе качественного интеллекта и хорошего характера - довольно высокие запросы к личности. Избежание несколько проще, не требует особых умственных и эмоциональных затрат, но вызвано повышенными запросами к нервной системы и свободы. Другое дело - агрессия - использовать ЕЕ как защиту своего «Я» проще всего превыше всего.

Агрессия - стратегия психологической защиты субъективной реальности личности, которая действует на основе инстинкта.

Инстинкт агрессии - один из «большой четверки» инстинктов, присущих всем животным - голод, секс, страх и агрессия. Это сразу объясняет тот факт, что агрессия не выходит за пределы репертуара эмоционального реагирования. Достаточно окинуть мысленным взором типичные ситуации общения, чтобы убедиться, что агрессия часто встречается, легко воспроизводится и является обычной жесткой или мягкой формы ее крепкая энергетика защищает «Я» личности на улице, в городском толпе, в общественном транспорте, в очереди, па предприятии, дома, во взаимоотношениях с посторонним:, и очень близкими людьми, с друзьями и любимыми. Агрессивных видно издалека.

С увеличением угрозы для субъективной реальности личности ее агрессия растет. Личность и инстинкт агрессии, как оказывается, весьма совместимыми объектами, а интеллект выполняет при этом роль «передающей лапки» - с его помощью агрессия нагнетается, «раскручивается на полную катушку». Интеллект работает в режиме трансформатора, усиливая агрессию за счет содержания, что ей предоставляется.

Методика 4. Методика диагностики коммуникативной установки по В.В. Бойко (определение общей коммуникативной толерантности)

(Райгородский Д.Я. (редактор-составитель). Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. - С. 298-311.)

Инструкция для организаторов исследования

Данная методика позволяет определить общий уровень коммуникативной толерантности и уровне толерантности по отдельным показателям - неприятие индивидуальности другого, использование себя в качестве эталона, нетерпимость к личностному дискомфорта партнера по общению и т.д.

Инструкция для участников исследования

Как же узнать в какой степени Вы можете проявлять терпимость к другим? Об этом свидетельствуют определенные поведенческие признаки и умственные настройки.

Текст опросника

О низкий уровень общей коммуникативной толерантности свидетельствуют следующие особенности поведения:

1. Вы не умеете или не хотите понимать или принимать индивидуальность других людей.

Индивидуальность другого - это прежде всего то, что создает особенное в нем: предоставлено природой, воспитанное, усвоенное в среде бытия. Степень несоответствия личностных подструктур партнеров создает различия их индивидуальностей.

Проверьте себя: насколько Вы способны принимать или не принимать индивидуальность людей, которые Вам встречаются. Ниже приводятся утверждения, воспользуйтесь оценкам от 0 до 3 баллов, чтобы перекопатися, насколько они верны лично к Вам:

0 баллов - совершенно неверно;

1 балл - верно до определенной степени;

2 балла - верно значительной степени;

3 балла - верно высшей степени.

Закончив оценку утверждений, подсчитайте сумму полученных баллов, но будьте откровенны:

 

 

 

Баллы

1.

Медлительные люди обычно приводят меня в состояние нервного

 

 

возбуждение".

 

2.

Меня роздратовують суетливы, непоседливые люди.

 

3.

Шумные детские игры витерплюю трудно.

 

4.

Оригинальные, нестандартные, яркие личности чаще всего

 

 

влияют на меня отрицательно.

 

5.

Безупречная во всем человек насторожила бы меня.

 

 

ВСЕГО:

 

2. Оценивая поведение, образ мыслей или отдельные характеристики людей, Вы рассматриваете как эталон самого себя.

Таким образом, Вы отказываете партнеру иметь право на индивидуальность и, «втискуєте» его, как в прокрустово ложе, в ту или иную підструктуру своей личности. К тому же в прямом или завуалированном виде Вы считаете себя «истиной в последней инстанции», оцениваете партнера, руководствуясь собственными привычками, установками и настроениями.

Проверьте себя: нет ли у Вас тенденции оценивать людей, руководствуясь с личным «Я». Степень согласия с утверждением, как и в предыдущем случае, проставьте в баллах от 0 до 3:

4.6

3. Вы категоричны ли консервативны в оценке людей.

В такой способ Вы регламентуєте проявление индивидуальности партнеров и требуете от них желаемой однообразия, которая соответствует Вашему внутреннему миру - устоявшимся ценностям и вкусам.

Проверьте себя: до какой степени категоричны или консервативные Ваши оценки в адрес окружающих (степень согласия с утверждениями оценивайте от 0 до 3 баллов):

4.7

4. Вы не умеете скрывать или хотя бы сглаживать неприятные чувства, которые возникают при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров.

Качества личности партнера, которые определяют положительный эмоциональный фон общения с ним, назовем коммуникабельными, а качестве партнера, что вызывают негативное отношение к нему - некоммуникабельными. Человек с общим низким уровнем коммуникативной толерантности обычно демонстрирует неуправляемые негативные реакции в ответ на некоммуникабельные качестве партнера. Неприятие в другом чаще всего вызывают некоммуникабельные типы личности, ее некоммуникабельные черты и манеры общения.

Проверьте себя: до какой степени Вы умеете скрывать или сгладить неприятное впечатление при столкновении с некоммуникабельными чертами других людей (степень согласия с утверждениями оценивайте от 0 до 3 баллов):

4.8

 

5. Вы стремитесь переделать, перевоспитать своего партнера.

Собственно, Вы беретесь за непосильную задачу - возможность изменить ту или иную підструктуру личности, обновить, подремонтировать или заменить ее элементы. Попытки перевоспитывать партнера проявляются в жесткой или смягченной форме, но в любом случае они встречают его сопротивление. Жесткая форма типична, например, для привычки читать мораль, поучать, упрекать в нарушении правил этики. Смягченная сводится к требованиям придерживаться правил поведения и сотрудничества, к замечаний по разным поводам.

Проверьте себя: есть ли у Вас склонность перерабатывать и перевоспитывать партнера (оценка утверждений от 0 до 3)

4.9

6. Вам хочется підладжувати партнера под себя, сделать его удобным.

В данном случае Вы как бы «обтісуєте» те или иные качества партнера, пытаясь регламентировать его действия или добиться сходства с собой, настаиваете па принятии вашей точки зрения и Вы выходите из своих обстоятельств и др.

Проверьте себя: до какой степени Вы склонны підлагоджувати партнеров под себя, делать их удобными (оценка утверждений от 0 до 3 баллов):

4.10

7. Вы не умеете прощать другим их ошибки, неуклюжесть, неприятности, которые партнер совершил вам неумышленно.

Это означает, что Ваше сознание «застревал» на различиях между личностными підструктурами - Вашей и партнера. Таков источник взаимных обид, стремление осложнить отношения с партнером, придавать особого неприятного содержания его действиям и словам.

Проверьте себя: или присуща Вам такая тенденция поведения (оценка утверждений от 0 до 3 баллов):

4.12

8. Вы нетерпимы к физического или психического дискомфорта, в котором' оказался партнер.

Такое наблюдается в тех случаях, когда партнеру плохо, он постоянно жалуется, ведет себя своенравно, нервничает, ищет соучастия и сопереживания. Человек с низким уровнем коммуникативной толерантности - душевно черствая, и поэтому или не замечает подобных состояний, или они ЕЕ роздратовують, или по меньшей мере вызывают осуждение. При этом такой человек игнорирует то, что сама тоже бывала в дискомфортному состоянии и, как правило, рассчитывает на понимание и поддержку окружающих.

Проверьте себя: до какой степени Вы можете мириться с дискомфортными состояниями окружающих (оценка утверждений от 0 до 3 баллов):

4.13

9. Вы плохо пристосовуєтесь к характеров, привычек, установок или притязаний других.

Данное обстоятельство указывает на то, что адаптация к самому себе для Вас является функционально важнее и достигается проще, чем адаптация к партнеров. В любом случае Вы будете пытаться изменять и переделывать прежде всего партнера, а не себя - для некоторых это непоколебимое кредо. Однако взаимное существование предусматривает адаптационные умение с обеих сторон.

Проверьте себя: каковы Ваши адаптивные способности во взаимодействии с людьми (оценка утверждений от 0 до 3 баллов):

Баллы

1. Как правило, мне трудно пойти на уступки партнерам.

2. Мне трудно найти общий язык с людьми, у которых плохой характер.

3. Обычно я тяжело пристосовуюсь до новых партнеров по совместной работе.

4. Я воздерживаюсь поддерживать отношения с несколько странными людьми.

5. Чаще всего я принципиально настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер имеет права.

ВСЕГО:

Обработка и интерпретация результатов

Вы ознакомились с некоторыми поведенческими признаками, свидетельствующими о низкий уровень общей коммуникативной толерантности, что сопровождается негативными эмоциями. Суммируйте баллы, полученные по всем признакам и сделайте вывод: чем больше баллов, тем ниже уровень коммуникативной толерантности. Максимальное количество баллов, которое можно получить, - 135, что свидетельствует о абсолютную нетерпимость к окружению, а это вряд ли возможно для нормальной личности. И также невероятно получить ноль баллов - свидетельство терпимости личности до всех типов партнеров за любых ситуаций. В среднем опрошенные набирают: воспитатели дошкольных учреждений - 31 балл, медсестры - 43, врачи - 40 баллов. Сравните свои данные с приведенными показателями и сделайте вывод о свою коммуникативную толерантность.

Обратите внимание на то, за которыми из девяти предложенных выше поведенческих признаков у Вас высокие суммарные оценки - здесь возможен интервал от 0 до 15 баллов. Чем больше баллов по конкретному признаку, тем меньше Вы терпимы к людям в отношении данного аспекта отношений с ними. И наоборот, чем меньше Ваши показатели в отношении той или иной поведенческой признаки, тем выше уровень общей коммуникативной толерантности по данным аспектом отношений.

Конечно, полученные результаты помогают обнаружить лишь основные тенденции, присущие нашим взаимоотношениям с партнерами. В реальном, живом общении личность проявляет себя ярче и разнообразнее. Сравните (/полученные результаты с результатами представителей некоторых популярных профессий, связанных с общением и влиянием на людей.

Показатели пониженной толерантности - баллов из 15 возможных (N - количество опрошенных).

Компоненты установки

Воспитатели

N = 22

Медсестры N = 53

Врачи

N = 27

1. Неприятие или непонимание индивидуальности человека

3,4

5,6

4,4

2. Использование себя как эталон при оценке других

3,0

4,3

4,7

3. Категоричность или консервативность в оценках людей

4,7

6,1

5,7

4. Неумение сдерживать себя или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров

3,7

5,3

5,2

5. Стремление переделать, перевоспитать партнера

5,1

5,1

4,0

6. Стремление підлагоджувати партнера под себя, сделать его удобным

3,2

4,5

4,4

7. Неумение прощать другом его ошибки, неуклюжесть, ненароком причиненные неприятности

3,7

4,6

4,4

8. Нетерпимость к физического или психического дискомфорта партнера

1,8

3,3

3,4

9. Неумение приспосабливаться к партнеру

2,6

4,0

4,0

Всего

31,2

42,6

40,2

Таким образом, приведенные методики помогут организационным психологам провести диагностическое исследование относительно наличия коммуникативных барьеров в организации и факторов, которые влияют на их возникновения, а также разработать соответствующие тренинговые программы с целью подготовки менеджеров и персонала организаций в профилактике и преодолению таких барьеров. Об одной из таких тренинговых программ, которую разработали авторы раздела, речь пойдет в следующем подразделе.



Назад