Электронная онлайн библиотека

 
 Технологии работы организационных психологов

5.3. Тренинговая программа для профилактики и преодоления коммуникативных барьеров в организации (корекційно-развивающий компонент технологии)


Цель тренинга: способствовать осмыслению менеджерами и персоналом сущности коммуникативных барьеров, их роли в организации, а также обеспечить приобретение умений и навыков профилактики и преодоления коммуникативных барьеров.

Основные задачи тренинга

1. Анализ содержания коммуникативных барьеров и факторов, которые влияют па их возникновения в организации.

2. Приобретение умений и навыков профилактики и преодоления коммуникативных барьеров при любых ситуаций общения в организации - во время самопрезентации, различных форм делового (формального и неформального общения.

3. Приобретение умений и навыков предупреждения и преодоления коммуникативных барьеров в организации в контексте межличностного взаимодействия:

а) проявлений эмпатии, умение слушать, понимание невербальных средств общения;

б) повышение уровня толерантности, снижение агрессии и управление эмоциями;

в) преодоление стереотипного отношения в процессе общения;

г) развития коммуникативной креативности;

д) укрепление групповой единства. Организационные формы проведения тренинга

Тренинг может проводиться отдельно как для менеджеров, так и персонала организаций, а также в совместных группах (в зависимости от мотивационной и операционной подготовки участников занятий).

Базовый вариант тренинга имеет 6 тем (по 4 часа каждая). Всего тренинг занимает 24 часа.

Тренинг может проводиться в следующих формах:

а) непосредственно в организации как форма профессионального обучения менеджеров и персонала (в течение трех месяцев, раз па неделю, по два академических часа после рабочего дня или во время перерыва);

б) за пределами организации, в виде выездных сессий (три дня по восемь часов), когда профессиональное обучение сочетается с организацией отдыха менеджеров и персонала (па базах отдыха, в туристических комплексах и т.д.).

Выбор организационной формы зависит от цели профессионального обучения, возможностей и традиций организации и т.д. Тренинговая программа может быть внедрена в организациях различного типа и быть модифицирована в зависимости от запросов заказчика, типа самой организации, возрастного и тендерного состав организации, особенностей деятельности самого организационного психолога и т.д. В зависимости от конкретных задач объем тренинга также может меняться Интерактивные техники для проведения тренинга

Ледоколы

Психогимнастические упражнения

Мини-лекции

• Групповые дискуссии

Мозговые штурмы

Анализ коммуникативных ситуаций

Метод незаконченных предложений

Творческие задания

Домашние задания

Следует отметить, что большинство приведенных ниже интерактивных форм разработанная авторами самостоятельно. В тех же случаях, где были использованы разработки других авторов, на них поданы соответствующие библиографические ссылки.

Программа социально-психологического тренинга «Профилактика и преодоление коммуникативных барьеров в организации»

Занятие 1.

Тема: «Понятие о коммуникативные барьеры в организации, их виды и причины возникновения».

Ледоколы и психогимнастические упражнения.

Упражнение 1. Стать в ряд в зависимости от цвета волос, при этом у тренера должен стоять человек с самыми темными волосами, запирать шеренгу - с белокурым.

Упражнение 2. Раздаются карточки с названиями животных (по две с одинаковыми названиями). Участники группы зачитывают то, что написано на их карте, причем надпись не должны видеть другие игроки. Задача каждого - найти свою пару, пользуясь невербальными выразительными средствами. Найти пару, затем рассказать, кто вы.

Упражнение 3 - Один из участников выходит из помещения за дверь. Остальные делится на две группы по определенному признаку (например, по цвету глаз или какой деталью гардероба). Участник, который возвращается к аудитории, определяет, по какому признаку группа разделилась.

Упражнение 4. Сесть в круг. Каждый участник по очереди объявляет пожелания группе на сегодня.

Мини-лекция. «Коммуникативные барьеры в организации: их содержание, основные виды и причины возникновения».

Мозговой штурм. «Коммуникативные барьеры в нашей организации: какие они?».

Творческое задание (работа в малых группах). «Как можно предупредить и преодолевать коммуникативные барьеры в организации?».

Домашнее задание. Подготовить задание: «Коммуникативные барьеры, которые случались в моей профессиональной деятельности (описать 5-7 коммуникативных барьеров)».

Рефлексия занятия.

Занятие 2.

Тема: «Преодоление коммуникативных барьеров во время самопрезентации, формального и неформального общения в организации».

Обсуждение домашнего задания.

Ледоколы и психогімнасгтичні упражнения.

Упражнение. 1. Участники группы бросают друг другу мяч, при этом спрашивая: «Если бы ты был хиппи, то на твоей футболке было написано...» Каждый рассказывает, что было бы написано (нарисовано) па футболке визави спереди, сзади. Тот, кому бросают мяч, должен сказать, согласен ли он. Затем каждый рассказывает о своих надписи - лозунги или рисунки.

Упражнение 2. Участники группы создают круг. Каждый по очереди называет свое имя, а также одно из своих реальных хобби и одно желательно в будущем. Следующий презентант повторяет то, что сказал предыдущий участник и объявляет свои. Так, все участники группы знакомятся с увлечениями и интересами других.

Упражнение 3 («Интервью»). Каждый участник выполняет определенную социальную роль (например, «менеджер», «коллеги по работе», «работника, который опоздал на работу», «ленивого работника», «работника-трудоголика», и т.д.). Остальные участники ставят пять вопросов относительно этой социальной роли.

Упражнение 4. («Я люблю...Я ненавижу...»). Написать по пять утверждений, которые начинаются словами: «Я люблю... Я ненавижу...». Участники по очереди читают свои утверждения.

Упражнение 5. Пройти мимо воображаемую линию по-разному (изменяя ходу, прыгая на одной ноге, танцуя и т.д. Всего пройти надо трижды).

Мини лекция. «Важность преодоления коммуникативных барьеров во время самопрезентации в организации, презентации организации».

Анализ коммуникативных ситуаций (работа в малых группах). Раздаются карточки с прописанными различными коммуникативными ситуациями - общее собрание организации, корпоративная вечеринка, встреча зарубежных партнеров и т.д. Задачи: проанализировать, какие коммуникативные барьеры могут возникнуть при этих обстоятельствах и как их преодолевать?

Творческое задание (работа в парах). Подготовить и осуществить презентацию мнимой организации,

Домашнее задание. Подготовить текст презентации себя во время приема на работу.

Рефлексия занятия.

Занятие 3.

Тема: «Развитие эмпатии, умение слушать, понимать невербальные средства коммуникации как важное условие профилактики и преодоления коммуникативных барьеров в организации».

Обсуждение домашнего задания.

Ледоколы и психогимнастические упражнения.

Упражнение 1. Участники создают круг. Тренер просит пересесть всех тех, у кого есть сестры, кто умеет водить машину, кто любит классическую музыку, кто занимается командными видами спорта. Затем тренер просит составить небольшой рассказ о группе, пользуясь этой информацией.

Упражнения 2-4 (работа в парах). Попарная обсуждения со сменой партнеров «Каким ты был в пятилетнем возрасте?», «Каким ты будешь через пять лет?», «Каким бы ты был, если бы родился ребенком другого пола?».

Упражнение 5. Участники создают круг. Каждый говорит следующем: «Я такой, как ты, потому что...... Проговаривается по кругу трижды. Потом они говорят: «Я не такой, как ты, потому что.....».

Упражнение 6. Участники делятся на команды. Каждой из них предоставляется поручение распределить между игроками фразу из известного произведения (стихотворения или песни). Затем каждая команда должна воскликнуть одновременно свои слова, другие команды догадываются, что именно имела в виду команда-игрок.

Упражнение 7. Участники становятся в круг. Каждый говорит о себе свое настроение, предпочтения фразой из известного поэтического и песенного произведения. Например: «Белеет парус одинокий...».

Упражнение 8. Участники делятся на группы по 5 около 6 человек. Задача: первому игроку «рассказать» о некоем событии в жизни невербальными средствами. Записать па бумажки. Следующий «рассказывает» эту самую историю своему соседу, тоже записывает то, что увидел. И так далее. На 5-ом или 6-му игроки упражнение прекращается. Все по очереди зачитывают содержание увиденного.

Мини-лекция. «Сущность эмпатии и ее роль в организации общения в организации».

Групповая дискуссия: «Что такое «слышать сердцем» и как этому научиться?».

Мозговой штурм (в парах): «Какие признаки свидетельствуют о том, что мы внимательно слушаем другого человека?»

Творческое задание (в малых группах): «Какие невербальные средства общения помогают нам в общении?»

Домашнее задание. Подготовить и провести интервью с кем из коллег как с выдающимся человеком. Например «Мой коллега - выдающийся менеджер (экономист, бухгалтер и т.д.)».

Рефлексия занятия.

Занятие 4.

Тема: «Повышение уровня толерантности, снижение агрессии и управление эмоциями как фактор предупреждения и преодоления коммуникативных барьеров в организации».

Обсуждение домашнего задания.

Ледоколы и психогимнастические упражнения.

Упражнение 1. Участники разделяются на две команды. Посреди комнаты проводится линия. Представители команд по очереди по одному подходят к линии, внимательно смотрят друг другу в глаза, провозглашают «Ха-гу!», поворачиваются друг к другу спиной и идут на места. Смеяться можно всем, кроме непосредственных участников парных диалогов. Если кто засмеялся, его забирает другая команда. Выигрывает та команда, в которой наибольшее количество «завоеванных» участников [39].

Упражнение 2. Участники группы распределяются па команды по четыре (всего пять команд) - Представители каждой группы вытаскивают карточки с написанными на них названиями эмоциональных состояний - «гнев», «растерянность», «радость», «раздражение», «печаль». Задание: пользуясь невербальными средствами, показать эмоцию, а другие команды должны угадать ее.

Упражнение 3 - По методу незаконченных предложений участники продолжают высказывания:

Мне грустно от того, что..............

Меня раздражает то, что........................

Мне мешает.............................

Я бы хотел изменить .......................

Я устал от того, что................

Затем участникам предлагается порвать эти бумажки и положить в корзину для мусора.

Упражнение 4 - Выкапывается с помощью фотографии горного пейзажа (в нашем случае одной из иллюстраций из книги «Пейзажи Колорадо»). Все участники садятся в круг. Тренер показывает фотографию.

Инструкция. «Прошу вас посмотреть внимательно па этот пейзаж. Здесь тихо, спокойно, піхто и ничто вас не беспокоит. Дышите спокойно и медленно. Вы чувствуете дыхание свежего горного воздуха, слышите монотонный грохот воды в реке, иногда распознается пение птицы, отдаленный звон колокольчиков скота, пасущегося на склонах. И вы видите старца в белых одеждах, мудрого и очень доброго и внимательного к вам. Вы подходите к нему. Он смотрит на вас. Вы спрашиваете: «Зачем я пришел в этот мир?» Тот отвечает. Послушайте его.

Участники рассказывают, что они чувствовали во время выполнения упражнения - услышали ли они ответ, была ли она неожиданной для них, какие осложнения были во время выполнения упражнения.

Мини-лекция. «Сущность коммуникативной толерантности и ее роль в общении в организации».

Групповая дискуссия. «Какие пути повышения толерантности каждого из нас (в организации, в семье), а также в обществе в целом?»

Мини-лекция. «Агрессия как причина возникновения коммуникативных барьеров в организации».

Мозговой штурм. «Как можно избежать агрессии в организации?»

Работа в парах. Формула «Я-сообщение» («Моя эмоциональная собственность») и ее роль в управлении эмоциями.

Домашнее задание. Написать по три черты, которые объединяют нас с другими членами организации (коллегами, руководителями, клиентами и т.д.).

Техническое задание. Принести пластилин, произвольный вспомогательный материал (канцтовары, растительные компоненты, семена, элементы декора) для создания талисмана группы.

Рефлексия занятия.

Занятие 5.

Тема: «Роль стереотипов в возникновении и преодоления коммуникативных барьеров».

Обсуждение домашнего задания.

Ледоколы и психогимнастические упражнения.

Упражнение 1. Участники вытягивают карточки с названиями распространенных стереотипов - возрастного, имущественного, религиозного, расового, этнического. Приводят по три примеры каждого. По очереди зачитывают.

Упражнение 2. Раздаются карточки с рисунками мифических созданий (злого и доброго на вид). Задача - описать характер и историю этих мифических героев, страну, где они живут.

Упражнение 3 - Участники по очереди выполняют стереотипную роль - «злого начальника», «работника-подхалимом», «работника-трудоголика», «работника-лентяя», «недоступного бухгалтера», «недовольного клиента»: Остальные слушателей

отгадывают, кто перед ними. Анализируются позитивная и негативная роль таких стереотипов в жизнедеятельности организации.

Мини-лекция. «Стереотипізація как фактор возникновения коммуникативных барьеров в организации».

Мозговой штурм. «С какими стереотипами мы можем столкнуться в организации?»

Работа в группах. «Пути преодоления наиболее типовых стереотипов в организации (стереотипов власти, профессиональных, возрастных, половых и т.д.)».

Домашнее задание. Описать Примеры личного столкновения со стереотипами в организации и проанализировать, как это отразилось па общении с людьми и появлению коммуникативных барьеров.

Техническое задание. Принести ножницы, скотч, бумага, элементы декора для создания костюма.

Рефлексия занятия.

Занятие 6.

Тема: «Развитие коммуникативной креативности и укрепление групповой единства как условие профилактики и преодоления коммуникативных барьеров».

Обсуждение домашнего задания.

Ледоколы и психогимнастические упражнения.

Упражнение 1. Написать, которое было бы жизни (положительные и отрицательные аргументы) в организациях, где все - желтого цвета; все люди - на одно лицо; где живут некреативники.

Упражнение 2. Написать как можно больше фраз, слова которых начинаются с букв МГДК, АРНО.

Упражнение 3. На карточках пишутся имена участников группы. Каждый участник выбирает карточку с именем того, о ком он должен написать нечто хорошее - стихотворение или небольшой очерк. Затем тренер по очереди зачитывает творческие наработки, не называя автора.

Упражнение 4. «Костюм» (работа в малых группах). Пошить костюм и представить его на импровизированном подиуме (вспомогательный материал - газеты, листовки, ножницы, скотч).

Работа в малых группах. Распределиться па группы по 5-6 участников. Написать в группах положительные качества, присущие каждому из участников группы. Написать негативные качества, то, чего каждый хочет избавиться. Представители групп по очереди зачитывают написанное по образцу: «Мы - креативные, профессиональные, оптимистичны и т.д.».

Мозговой штурм. Научиться находить положительные и отрицательные стороны различных ситуаций, которые возникают в процессе делового общения в организации. Участники разделяются на группы по 5 около 6 человек. Задача: написать аргументы «за» и «против» при анализе таких ситуаций: «плохое настроение руководителя»; «опоздание работника на работу»; «предупреждение за несвоевременное выполнение задания»; «временное отключение электронной сети» и др.

Творческое задание (работа в малых группах). Создание талисмана-оберега группы, написание гимна группы. Рисование символики группы.

Творческое задание. «Организация для нас». Из принесенного материала (газеты, ножницы, скотч) создается большой крыша мнимой организации. Каждый заходит туда и громко говорит, что он туда берет. Например: «Я беру с собой в пашу организацию уважение, профессионализм, доверие, активность, творчество, энергию» и др.

Рефлексия занятия.

Основные результаты тренинга. Осознание менеджерами и персоналом важности профилактики и преодоления коммуникативных барьеров в организациях как предпосылки эффективного общения. Развитие у менеджеров и персонала организации умений слушать партнера, понимать невербальные средства общения, управлять эмоциями, преодолевать стереотипы. Повышение общего уровня толерантности, снижение агрессии, содействие групповой единства и повышения коммуникативной креативности каждого из участников.

Введение организационными психологами такого тренинга арсенала своих тренинговых программ и внедрение его в работу с управленческим и исполнительным персоналом поможет оптимизировать коммуникативный процесс в организации и за ее пределами.



Назад