Электронная онлайн библиотека

 
 Технологии работы организационных психологов

7.2. Методики для диагностики социально-психологического климата в организации (диагностический компонент технологии)


Основные методы, которые можно использовать для диагностики определенных показателей социально-психологического климата делятся па три группы:

1. Методы, направленные па получение информации о «внешние» показатели социально-психологического климата.

2. Методы, которые обеспечивают получение информации о «внутренние» показатели климата.

3. Методы, которые опосредованно, через количественные (статистические) показатели, падают информацию о социально-психологический климат.

К первой группе относятся:

- наблюдения, направлено па выяснения особенностей общения (частота, направленность, модальность);

- эксперимент, что обеспечивает исследование особенностей интерактивной и пер-цетивної функции общения, совместной деятельности («арка» Л.И. Уманского, «подставное группа» С. Липа и др.), и который может сочетаться с наблюдением.

Вторая группа включает:

- интервью, за помощью которого можно выяснить субъективную оценку каждым сотрудником социально-психологического климата в организации;

- анкетирование членов коллектива о их отношение к основным параметрам, которые составляют социально-психологический климат (степени удовлетворенности содержанием труда, ее условиями, отношениями с коллегами, отношениями с руководителями и т.п.);

- соціометрію, направленную на определение внутреннего компонента межличностного взаимодействия в коллективе организации, структуры межличностного взаимодействия, эмоциональных, когнитивных качеств взаимодействия;

- референтометрію, направленную на выявление референтных групп (группировок, мікрогруп, личностей), оценки значимости данного коллектива для каждого сотрудника);

- методики, направленные па обнаружения степени конфликтности в коллективе;

- методики, направленные па определения уровня ситуативной и особистішої тревожности и др.

Третью группу составляют:

- анализ документов, по которым можно иметь опосредованную информацию об уровне социально-психологического климата (текучесть кадров, частота конфликтов, количество нарушений дисциплины сотрудниками и т.д.);

- анализ продуктов деятельности, который дает возможность через анализ содержания и качество продуктов деятельности исследовать мотивацию сотрудников, их отношение к труду как косвенные показатели климата;

- экспертная оценка климата со стороны руководящих кадров организации. Ниже подробно рассмотрено содержание нескольких методик второй группы, которые могут

быть использованы организационными психологами для решения конкретных задач исследования социально-психологического климата в организации:

1. Анкета для изучения социально-психологического климата в педагогическом коллективе - дает возможность выявить структурные составляющие социально-психологического климата в образовательных организациях и факторы, влияющие па него (подробно приведены в подразделе 7.1). Кроме того, с помощью анкеты можно проанализировать предложения членов коллектива по оптимизации социально-психологического климата.

2. Опросник «Анализ и оценка социально-психологического климата в коллективе» - дает возможность выявить уровень благоприятности социально-психологического климата в коллективе, а также выяснить «видение» членами коллектива «реальных» и «идеальных» показателей климата.

3. Методика для изучения стиля руководства в педагогическом коллективе - сориентирована па изучение особенностей стиля руководства руководителя образовательной организации как одного из ведущих факторов, влияющих на становление социально-психологического климата.

Методика и. Анкета для изучения социально-психологического климата в педагогическом коллективе (Коломінський Н.Л. Психология педагогического менеджмента - К.: МАУП, 1996. - С 165-173.)

Инструкция для участников опроса:

Уважаемый участник опроса!

Вы уже знаете, что важную роль в повышении уровня работы школы играет благоприятный микроклимат в педагогическом коллективе. Чтобы определить пути его улучшения в школах нашего района (города), изучается и анализируется этап дел, от которых зависит характер взаимоотношений учителей и руководства, учителей между собой, учителей и вспомогательного персонала школы.

Просим Вас принять участие в этом исследовании и предоставить объективную информацию, в частности, конкретно ответить на все предложенные ниже вопросы.

Ознакомьтесь, пожалуйста, с содержанием каждого вопросы анкеты и подчеркните те возможные ответы, которые совпадают с Вашим мнением, или же допишите, если среди предложенных вариантов ответов нет.

Заранее благодарим Вас за участие в опросе и за искренние, объективные ответы!

Текст анкеты

/. Довольны ли Вы содержанием своего труда?

а) да, полностью;

б) скорее «да», чем «пи»;

в) скорее «пи», чем «да»;

г) нет, совсем не удовлетворен (а);

д) затрудняюсь ответить.

2. Если «да», то что в Вашей деятельности способствует удовлетворению? (Можно выбрать несколько вариантов ответов).

а) возможность общаться с детьми, влиять на развитие личности;

б) возможность общаться с приятными мне людьми (коллегами);

в) возможность преподавать, учить с того предмета, который мне нравится;

г) осознание общественной полезной педагогического труда;

д) престиж педагога;

есть возможность реализовать свой творческий потенциал;

есть возможность регулировать и подчинять своей воле поведение учащихся;

ж) удовлетворительная заработная плата;

с) возможность проявить свой гуманизм в отношении детей;

и) другое (допишите)____________________________________________________

3. Если «нет», то что в Вашей деятельности препятствует почувствовать удовлетворение от своего труда? (Можно выбрать несколько вариантов ответов).

а) трудности, неприятности в общении с детьми;

б) не сложились отношения с коллегами;

в) неудовлетворительные отношения с руководителями школы (директор, заместители директора);

г) предмет, который я преподаю, мне не нравится;

д) недостаточный престиж учителя;

с) трудности методического характера, связанные с необходимостью преодолевать неуспеваемость,

отставание учащихся;

есть дети меня роздратовують;

ж) недостаточные возможности для реализации собственного творческого потенциала;

с) не удовлетворяет заработная плата;

и) другое (допишите)_______________________________________________________

4. Удовлетворяют ли Вас условия труда в данной школе (удаленность школы от дома, обеспеченность помещениями, оборудование кабинета, наличие столовой для учителей и т.д.)?

а) да, полностью;

б) скорее «да», чем «пи»;

в) скорее «пи», чем «да»;

г) не удовлетворяют совсем;

д) затрудняюсь ответить.

5. Если «нет», то что именно мешает Вам быть довольным (ой)? (Можно выбрать несколько вариантов ответов).

а) много времени трачу на то, чтобы доехать до школы;

б) в кабинете нет нужных ТЗН, наглядных пособий;

в) отсутствуют дидактические материалы, лабораторное оборудование, реактивы;

г) оборудование кабинета не соответствует методическим и санитарно-гигиеническим требованиям;

д) школа оформлена неэстетично;

е) другое (допишите)_______________________________________________________

6. Довольны ли Вы отношениями с коллегами?

а) да, полностью;

б) скорее «да», чем «нет»;

в) скорее «пи», чем «да»;

г) совсем пи;

д) затрудняюсь ответить.

7. Если «да», то что именно способствует этому? (Можно выбрать несколько вариантов ответов).

а) взаимное уважение;

б) гуманное отношение к Вам;

в) Вашим успехам коллеги радуются, Ваши неудачи их огорчают;

г) когда Вас критикуют, не пытаются унизить, а помочь (устранить недостатки);

д) коллеги помогают Вашему творческому росту;

е) другое (допишите)_______________________________________________________

8. Если «нет», то в чем причина Вашего недовольства? (Можно выбрать несколько вариантов ответов).

а) неуважение к Вам как к личности;

б) негуманное отношение;

в) Вашим успехам завидуют, - радуются неудачам;

г) когда критикуют, пытаются оскорбить, унизить;

д) коллеги мешают Вашему творческому росту; есть) затрудняюсь ответить;

е) другое (допишите)_______________________________________________________

9 - удовлетворяют Ли Вас отношения с учениками?

а) да, полностью;

б) скорее «да», чем «нет»;

в) скорее «нет», чем «да»; -

г) пи, совсем не удовлетворяют;

д) затрудняюсь ответить.

10. Если Вас удовлетворяют отношения с учениками, то что этому способствует? (Можно выбрать несколько вариантов ответов).

а) проявления с Вашей стороны уважения к их личности;

б) попытка не обманывать детей, придерживаться данного слова;

ее) попытка видеть только положительное в их личности, обучении, поведении, довольно частое поощрения;

г) справедливое оценивания обучения детей;

д) стремление изучать и разделять интересы учащихся; с) попытки всегда прийти на помощь;

е) другое (допишите)_______________________________________________________

//. Если «нет», то почему? (Можно выбрать несколько вариантов ответов).

а) взаимопонимании;

б) нежелание учеников выполнять указания, советы учителя;

в) отсутствие у учащихся интереса к обучению;

г) невоспитанность детей;

д) Дети роздратовують Вас, нервничают;

с) другое (допишите)_______________________________________________________

12. Довольны ли Вы отношением к Вам директора школы?

а) гак;

б) скорее «да», чем «нет»;

в) скорее «пи», чем «да»;

г) пи, совсем не удовлетворен (а);

д) затрудняюсь ответить.

13 - Если «нет», то что именно вас удовлетворяет в отношении директора? (Можно выбрать несколько вариантов ответов).

а) удалось лишь к принуждению администрирования;

б) нетактичен, грубый в общении с Вами;

в) некомпетентен, обнаруживает незнание определенного дела, когда приходится анализировать и оценивать Вашу работу;

г) требовательный только к другим, но не к себе;

д) не может предоставить методической помощи;

е) не поощряет к творческого поиска;

е) другое (допишите) ________________________________

 

14. Если Вы довольны отношением директора, то сгибайте, пожалуйста, что именно в его личности и стиле руководства способствует этому. (Можно выбрать несколько вариантов ответов).

а) объективно оценивает Вашу работу, не оставляет без внимания ее положительные черты;

б) тактичный, вежливый в общении;

в) оказывает методическую помощь;

и) поощряет Ваши творческие замыслы;

д) личным примером привлекает других к совершенствованию работы;

с) другое (допишите)_

15. Довольны ли Вы отношением к Вам заместителя директора по учебно-воспитательной работы?

а) да;

б) скорее «да», чем «нет»;

в) скорее «нет», чем «да»;

г) пи, совсем не удовлетворен (а);

д) затрудняюсь ответить.

16. Если «нет», то что именно негативно выливает на Ваше настроение? (Можно выбрать несколько вариантов ответов).

а) удастся лишь к принуждению, администрирование;

б) нетактичен, грубый в общении с Вами;

в) некомпетентен, обнаруживает незнание дела, когда приходится анализировать и оценивать Вашу работу;

и) требовательный только к другим, но не к себе;

д) не может предоставить методической помощи;

е) не поощряет к творческого поиска;

е) другое (допишите)_

17. Если Вы довольны отношением к Вам заместителя директора, то укажите, пожалуйста, что именно в его личности и стиле руководства способствует этому? (Можно выбрать несколько вариантов ответов).

а) объективно оценивает Вашу рабочую, не оставляет вне ушною ее положительные черты;

б) тактичный, вежливый в общении;

в) компетентный, падает методическую помощь;

г) поощряет Ваши творческие замыслы;

д) личным примером привлекает других к совершенствованию работы;

е) другое (допишите)_

18. Считаете ли Вы, что своей деятельностью и поведением способствует установлению здорового социально-психологического климата в коллективе?

а) да, считаю;

б) скорее «да», чем «нет»;

в) скорее «пи», чем «да»;

г) нет, совсем не считаю крюк;

д) затрудняюсь ответить.

19. Если «да», то какие черты Вашей личности и деятельности способствуют позы пышном настроения в педагогическом коллективе? (Можно выбрать несколько вариантов ответов).

а) доброжелательный, вежливый в отношениях с коллегами;

б) дисциплинированный и тщательный относительно руководителей;

а) уважаю личность учащихся, стараюсь быть справедливым к бедствий;

г) творчески подхожу к труда;

д) принимаю активное участие в общественной работе;

е) не строю из себя лучше всех;

е) другое (допишите)_

20. Если «нет», то какие черты Вашей личности и деятельности препятствуют установлению позитивного настроения в педагогическом коллективе? (Можно выбрать несколько вариантов ответов).

а) бываю вспыльчивым, тогда могу позволить себе грубость в адрес коллег, руководителей;

б) иногда могу опоздать на работу или не выполнить в срок поручения администрации;

в) не могу терпеть замечаний администрации;

г) не сдержан в отношениях с учениками;

д) не участвую в общественной работе или очень не доволен, когда мне нечто поручают;

е) считаю себя лучше других и даю понять это;

с) другое (допишите)_

21. Случаются ли в Вашем коллективе конфликты?

а) да;

б) нет;

в) трудно сказать.

22. Если случаются, то с каким интервалом?

а) часто;

б) редко;

в) не бывает.

23. С чем, на Ваш взгляд, связано возникновение конфликтов? (Підмітьте цифрами 1, 2, 3, 4, 5... - по важности вариантов.)

а) с неправильной оценке деятельности учителя»;

б) с нарушением норм поведения, трудовой дисциплины;

в) с психологической несовместимостью отдельных педагогов;

г) с неправильно выбранным стилем руководства;

д) с низким уровнем сплоченности коллектива;

е) другое (допишите)_

24. Влияют ли конфликты в Вашем коллективе на качество учебно-воспитательного процесса?

а) да, влияют отрицательно;

б) скорее «да», чем «нет»;

в) скорее «нет», чем «да»;

г) да, влияют положительно;

д) затрудняюсь ответить.

25. Имеете ли Вы реальную возможность па педсоветах, собраниях и т.д высказывать свои критические замечания по вопросам, которые обсуждаются?

а) да, всегда имею возможность и выступаю с речами или предложениями;

б) есть, но не всегда;

в) иногда имею крюке возможность и использую ее;

г) никогда не имею возможности высказывать свое мнение, ведь избегаю неприятностей со стороны администрации;

д) затрудняюсь ответить.

26. Как относятся к Вашим предложений, мнений? (Можно выбрать несколько вариантов ответов).

а) внимательно обсуждают и всегда принимают во внимание или принимают;

б) принимают во внимание, но зачастую не принимают;

в) выслушивают, но не учитывают предложения, ведь решение уже принято, и никаких изменений пе допускают;

г) не слушают, прерывают выступление, угрожают;

д) затрудняюсь ответить;

е) другое (допишите)_

27. Если Ваши мысли совсем не учитываются или выступление прерывают, как Вы к этому относитесь? (Можно выбрать несколько вариантов ответов).

а) образа преподаю в письмах к высших инстанций;

б) чувствую беспокойство, считаю, что это несправедливо, о чем заявляю открыто администрации или представителям общественных организаций;

в) чувствую беспокойство, но открыто не выражаю своего образы, принимаю решение больше не брать выступление;

г) сначала волнуюсь, а потом улаживаю и работаю, как и раньше;

д) затрудняюсь ответить;

е) другое (допишите)_

28. Хотели бы Вы перейти на другую работу?

а) нет, не хочу;

б) скорее, не хочу;

в) скорее, хочу;

г) да, хочу перейти и ищу другую работу; а) затрудняюсь ответить.

29. Если хотите найти другую работу, то это будет в пределах системы образования?

а) да;

б) нет.

№. Если Вы хотите перейти на другую работу, то назовите, пожалуйста, при чины.(Можно выбрать несколько вариантов ответов).

а) недовольство специальности;

б) недовольство условиями пране (далеко от дома, в школе тесно, плохое помещение, отсутствует необходимое оборудование, приборы и др.);

в) недовольство величине заработной платы;

г) однообразие работы;

д) недостаточная самостоятельность;

е) выполнена работа не соответствует квалификации;

есть) не сложились отношения с руководителем (подчеркнуть необходимое с директором, заместителем директора по учебно-воспитательной работы и др.);

ж) неблагоприятные отношения с коллегами;

с) неправильный стиль руководства коллективом; и) нет условий для творческого роста;

и) нет условий для карьерного продвижения;

и) нет перспектив на улучшение жилищных условий;

к) другое (допишите) _____

Внимание! Следующие вопросы адресованы только руководителям образовательной организации (директору и его заместителям).

31. До какой степени перечисленные ниже качества характерны для коллектива, которым Вы руководите?

(Необходимо ответить по каждой строке, используя отметку « + » в соответствующей ячейке).

Качества

В полной мере

В некоторой степени

В незначительной степени

Совсем не оказывается

а) Трудовая и общественная активность членов коллектива

 

 

 

 

6) Творческое отношение к делу, стремление повысить качество учебно-воспитательного процесса

 

 

 

 

в) Товарищеская взаимопомощь, ясность, определенность в отношениях между членами коллектива

 

 

 

 

г) Ценностно-ориентационная единство, важная для всех общественное мнение

 

 

 

 

Другие качества (укажите, какие именно)

 

 

 

 

 

 

32. Укажите, пожалуйста, Ваши предложения по оптимизации (улучшения) климата в Вашем педагогическом коллективе ________________________________

Пожалуйста, сообщите также о себе следующие данные:

33. Ваш пол:

а) Жен.

б) Чел.

34. Ваш возраст:

а) До 19;

б) 20-24;

в) 25-29;

г) 30-34;

д) 35-39;

е) 40-44;

є) 45-49;

ж) 50-54;

с 55-59);

и) 60 и более.

35 - Ваш стаж работы по профессии:

а) до 3 лет;

б) от 3 до 5 лет;

в) от 5 до 10 лет;

г) от 10 до 15 лет;

д) общий стаж_________;

есть) стаж работы в данной школі_________

есть) стаж работы на данной посаді________

36. Ваше образование:

а) средняя;

б) высшее;

в) высшее;

г) высшее.

Обработка и интерпретация результатов:

Вопросы анкеты разработаны с учетом необходимости получить мнения работников образовательной организации относительно показателей социально-психологического климата и факторов, которые выливают па его становления, о которых говорилось выше.

Все вопросы анкеты можно условно разделить на определенные содержательно-смысловые группы, которые проявляют:

1-3 вопрос - уровень удовлетворенности содержанием труда;

4 около 5 вопрос - уровень удовлетворенности условиями труда, бытом;

6-8 вопрос - уровень удовлетворенности отношениями с коллегами;

9-М вопрос - уровень удовлетворенности отношениями с учащимися;

12-14 вопрос - уровень удовлетворенности отношениями с руководителем образовательного учреждения, оценка его стиля руководства и личностных качеств;

15-17 вопрос - уровень удовлетворенности отношениями с заместителем руководителя образовательного учреждения, оценка его стиля руководства и личностных качеств;

18-20 вопрос - самооценка сотрудника по его вклада в формирование благоприятного климата коллектива;

21-24 вопрос - мнения относительно конфликтов в коллективе;

около 25 27 вопрос - опосредованная информация об уровне демократизации и гуманизации руководства, гласности в коллективе, а также уровень удовлетворения потребности работников в самоуважении, самовыражении;

28-30 вопрос - уровень удовлетворенности работников в целом данным коллективом; потенциальная и реальная текучесть кадров; контрольная информация об удовлетворенности конкретными составляющими морально-психологического климата;

31 вопрос - общая оценка руководителем климата и общей направленности коллектива.

32 вопросы - предложения респондентов по разработке путей оптимизации (улучшения) климата в данном коллективе;

33-36 - информация о демографически-профессиональные характеристики респондентов.

Количество и качественный анализ полученных по анкете данных даст возможность создать психологический портрет социально-психологического климата в педагогическом коллективе.

Методика 2. Анализ и оценка социально-психологического климата в коллективе

(Карамушка Л.М. Психология управления: Учеб. пособие. - К.: Миллениум, 2003. - С 292-294.)

Инструкция для участников исследования:

Ниже приведены некоторые характеристики работы в жизни трудового коллектива. Заполняя таблицу, па каждой шкале, что определяет степень той или иной характеристики, сделайте свои пометки:

- пометкой «X» укажите, насколько данная характеристика присуща Вашему коллективу па сегодня;

- отметкой «0» укажите место характеристики, что должна была бы занимать, па Вашему мнению, в работе и в жизни коллектива.

1

Возможность в рамках Вашего коллектива выбирать направление своей деятельности, содержание работ

1

2

3

4

5

6

7

2

Возможность в рамках определенных сроков устанавливать по своему усмотрению очередность работ, выбирать способ и время их выполнения

1

2

3

4

5

6

7

3

Возможность выбора тех сотрудников, с кем хотелось бы выполнять ту или иную работу

1

2

3

4

5

6

7

4

Возможность изменения направления работ, вида деятельности

1

2

3

4

5

6

7

5

Удовлетворенность отношениями с коллегами по работе

1

2

3

4

5

6

7

6

Удовлетворенность отношениями с руководителем

1

2

3

4

5

6

7

7

Возможность проявить свои деловые качества

1

2

3

4

5

6

7

8

Признание и одобрение коллегами по работе Ваших заслуг и достижений

1

2

3

4

5

6

7

9

Признание и одобрение коллегами по работе Ваших личных качеств

1

2

3

4

5

6

7

10

Признание и одобрение руководителем Ваших личных качеств

1

2

3

4

5

6

7

11

Получение четких однозначных задач

1

2

3

4

5

6

7

12

Определенность, ясность в отношениях с руководителем

1

2

3

4

5

6

7

13

Степень нервного напряжения, связанного с работой

1

2

3

4

5

6

7

14

Степень нервного напряжения, связанного с коллегами по работе

1

2

3

4

5

6

7

15

Степень нервного напряжения, связанного с руководителем

1

2

3

4

5

6

7

 

Обработка и интерпретация результатов:

Для интерпретации результатов исследования необходимо рассчитать среднее арифметическое по каждому показателю (по «X» и «О») и найти их соотношение по формуле:

Х / М=0 

Чем значение М ближе к 1, тем более благоприятный микроклимат в коллективе. Опыт использования указанной методики свидетельствует о том, что она дает возможность диагностировать такие показатели:

1. общую оценку социально-психологического климата в коллективе (уровень его благоприятности);

2. оценку «реального» и «идеального» социально-психологического климата (ориентацию членов коллектива на «реальные» и «идеальные» показатели климата);

3. особенности двух основных составляющих социально-психологического климата: а) ориентацию па дело; б) ориентация на людей.

Для диагностики ориентации членов коллектива на дело использовались такие вопросы: 1, 2, 3, 4, 7, 11, 13. Для диагностики ориентации членов коллектива па людей использовались вопрос: 5, 6, 8, 9, 10, 12, 14, 15. (Указанные показатели были введены дополнительно)

Методика 3. Методика для изучения стиля руководства в педагогическом коллективе

(Коломийский Н.Л. Психология педагогического менеджмента - К.: МАУП, 1996. - С 165-173.)

Инструкция для участников опроса:

Слева в этой таблице Вы можете прочитать ряд суждений, которые касаются директора Вашей школы. До какой степени совпадает с ними Ваша 'резинка?

Чтобы ответить на этот вопрос, следует поставить « + » в одной из пяти граф таблицы против каждого из приведенных суждений.

№ п/п

Суждения об особенностях стиля руководства директора школы

Полностью совпадает

Скорее совпадает, чем не совпадает

Трудно сказать

Скорее не совпадает, чем совпадает

Совсем не совпадает

 

Директор нашей школы:

 

 

 

 

 

1

Требовательный к себе

 

 

 

 

 

2

Требователен к учителей

 

 

 

 

 

3

Вносит эффективные предложения по улучшению работы педагогического коллектива

 

 

 

 

 

4

Прежде чем требовать, четко объясняет, что нужно сделать и в какой срок

 

 

 

 

 

5

Руководя работой школы, советуется с учителями, использует их опыт и знания

 

 

 

 

 

 

6

Хорошо знает работу каждого учителя, его успехи, неудачи

 

 

 

 

 

7

Если чувствует, что отдал неправильное распоряжение, не отрицает, а исправляет допущенную ошибку

 

 

 

 

 

8

Приветливый, общительный до всех учителей

 

 

 

 

 

9

Когда надо «подтянуть» кого, умело опирается на помощь коллектива

 

 

 

 

 

10

Пользуется уважением в коллективе

 

 

 

 

 

11

У учителя замечает прежде всего все позитивное

 

 

 

 

 

12

Тактичный, не унижает достоинство учителя

 

 

 

 

 

13

Прощает давние обиды, не злопам'ятливий

 

 

 

 

 

14

Тепло и искренне относится к учителей, беспокоится за их интересы

 

 

 

 

 

15

Показывает пример другим педагогического мастерства

 

 

 

 

 

16

Настойчиво добивается выполнения всех требований и решений

 

 

 

 

 

17

Поможет учителю деловым советом и указанием

 

 

 

 

 

18

Может блестяще и убедительно выступить перед учителями

 

 

 

 

 

19

Пропагандирует и внедряет в коллективе достижения педагогической науки и передового опыта, создает атмосферу творческого поиска

 

 

 

 

 

20

Глубоко вникает в школьную жизнь

 

 

 

 

 

21

Прислушивается к критических замечаний и предложений учителей

 

 

 

 

 

22

Умеет находить общий язык с учениками, организовать их

 

 

 

 

 

23

Инициативный и предприимчивый в работе

 

 

 

 

 

24

Беспокоится за то, чтобы его требования и распоряжения одобрялись коллективом

 

 

 

 

 

25

Бережно относится к труда и времени учителя

 

 

 

 

 

 

26

Объективный ко всем без исключения, не имеет тех, кого любит или преследует.

 

 

 

 

 

27

Выдержанный, сгоряча не корит учителя

 

 

 

 

 

28

Решительный, уверенный в себе

 

 

 

 

 

29

Способствует предотвращению конфликтов, сплочению коллектива

 

 

 

 

 

30

Заботится в первую очередь не о процентах, не о показательный благосостояние, а о высоком качестве обучения в школе, воспитание

 

 

 

 

 

31

Работает с полной отдачей сил

 

 

 

 

 

32

Не навязывает одни и те же методы работы всему коллективу, а дает возможность учителям выработать индивидуальный почерк в обучении и воспитании

 

 

 

 

 

33

Простой в общении с учителем, не заносчив

 

 

 

 

 

Обработка и интерпретация результатов:

Для интерпретации результатов исследования необходимо суммировать полученные баллы, имея в виду следующие значения:

• полностью совпадает: +2 балла;

• скорее совпадает: + 1 балл;

• трудно сказать: 0 баллов;

• скорее не совпадает: -1 балл;

• совсем не совпадает: -2 балла.

Чем ближе полученное число до идеального (66 богов), тем позитивнее оценивают подчиненные стиль руководства директора школы.



Назад