Электронная онлайн библиотека

 
 Технологии работы организационных психологов

7.3. Тренинговая программа формирования благоприятного социально-психологического климата в организации (корекційно-развивающий компонент технологии)


С целью подготовки менеджеров и персонала организаций к участию в формировании благоприятного социально-психологического климата организационные психологи могут использовать разработанную автором подразделения специальную тренинговую программу «Формирование благоприятного социально-психологического климата в организации».

Ориентировочный объем тренинга - 24 часа (по 4 часа каждая из шести тем тренинга).

Ниже приведены общую структуру тренинга.

«Вступление в тренинге»:

• Знакомство участников тренинга.

• Изучение и анализ ожиданий участников тренинга.

• Определение основной мсти и задач тренинга.

• Анализ общего дизайна тренинга.

• Разработка правил групповой работы.

Тема 1. «Понятие о социально-психологический климат и его роль в жизнедеятельности организации».

1. Метод незаконченных предложений (с последующим групповым обсуждением): «Социально-психологический климат - это...».

2. Групповая дискуссия: Как соотносятся между собой понятия «социально-психологический климат», «организационный климат», «морально-психологический климат», «нравственная атмосфера», «духовная атмосфера»?

3. Психологический практикум (индивидуальная работа): «Каким является социально-психологический климат в моем коллективе? Провести оценку «реального» и «идеального» социально-психологического климата на основе методики «Анализ и оценка социально-психологического климата в коллективе». (Карамушка Л.М. Психология управления: Учеб. пособие. - К.: Миллениум, 2003. - С. 292-294).

4. Работа в малых группах: «Как социально-психологический климат выливает па эффективность деятельности организации и самочувствие работников?»

Рефлексия занятия.

Тема 2. «Структура социально-психологического климата».

1. Мозговой штурм: «Из каких элементов состоит социально-психологический климат?»

2. Аналитическая работа в парах: «Что такое первичные и вторичные структурные элементы социально-психологического климата?» (Работа осуществляется па основе анализа коротких (1-2 crop). текстов, подобранных из публикаций о сущности социально-психологического климата.)

3. Групповая дискуссия: «Связано ли отношение к окружающему миру и к себе самому с социально-психологическим климатом коллектива, в котором ты работаешь?»

4. Творческое задание с последующей презентацией (работа в малых группах): «Представить в виде схемы, рисунка структуру социально-психологического и организационного климата».

Рефлексия занятия.

Тема 3. «Виды социально-психологического климата».

1. Метод незаконченных предложений (с последующим групповым обсуждением): «Климат в организации может быть...».

2. Метод мозгового штурма: «Каковы основные характеристики благоприятного социально-психологического климата?»

3. Психологический практикум: «Определение вида социально-психологического климата в коллективе». Для проведения психологического практикума используется методика «Оценка психологического климата в коллективе». (Карамушка Л.М. Психология управления: Учеб. пособие. - К.: Миллениум, 2003. - С. 290-292).

4. Аналитическое задание (па основе работы с психологической литературой и результатами психологического практикума): «По каким субъективными и объективными показателями можно констатировать то, что социально-психологический климат в коллективе не является благоприятным (является нездоровым)?»

Рефлексия занятия.

Тема 4. Влияние факторов макросреды на формирование социально-психологического климата в коллективе.

1. Мозговой штурм: «Какие факторы макросреды могут влиять па формирование социально-психологического климата?»

2. Работа в малых группах: «Влияет ли на социально-психологический климат в коллективе социальная сфера, к которой принадлежит организация (сфера бизнеса, производства, образования и т.д.)?»

3. Групповая дискуссия: «Как организационный климат организации в целом (банка, фирмы, школы и т.д.) может влиять па социально-психологический климат конкретных подразделений, которые в нее входят?»

4. Работа в парах: «Или выливает психологическая атмосфера в семьях работников па социально-психологический климат коллектива, в котором они работают?»

Рефлексия занятия.

Тема 5. Роль факторов микросреды в формировании социально-психологического климата коллектива.

1. Мозговой штурм: «Какие факторы микросреды могут влиять на формирование социально-психологического климата в коллективе?»

2. Работа в малых группах: «Как характеристики общения могут негативно влиять на формирование социально-психологического климата в коллективе?» Для выполнения задачи целесообразно использовать перечень «саботажников» общения (Карамушка Л.М. Психология управления: Учеб. пособие. - К.: Миллениум, 2003. - С. 313-315). Также можно использовать другие литературные источники, посвященные анализу различных стратегий и приемов общения.

3. Аналитическое задание: «Как влияет на формирование социально-психологического климата гомогенный и гетерогенный состав коллектива?» (Необходимо учесть такие показатели состав коллектива: пол, возраст, содержание и опыт профессиональной деятельности работников и т.п.).

4. Психологический практикум. Определите свои іпдивідуально-психологічпі особенности (особенности самооценки, асертивності, локус контроля и ей;) и выясните, как они влияют на формирование социально-психологического климата в коллективе, где Вы работаете. Используйте для этого следующие методики: «Самооценка», «Определение асертивності», «Локус контроля». (Синдрома «профессионального выгорания» и профессиональная карьера работников образовательных организаций: тендерные аспекты / Под науч. ред. В.Д. Максимеика, Л.М. Карамушки, Т.В. Зайчикової. - К.: Миллениум, 2004. - С. 213-214).

Тема 6. Психологические условия формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективе.

1. Деловая игра «Начало рабочего дня в организации». (Моделируется ситуация начала трудового дня в организации, когда один из работников опоздал на работу. Определяются роли «руководителя подразделения», «работника, который опоздал на работу», «работников подразделения, которые наблюдают за ситуацией» и др. Обсуждается роль стиля руководства и стиля общения работников в формировании благоприятного социально-психологического климата).

2. Деловая игра «Выполнения срочного задания в организации». (Моделируется ситуация выполнения срочного задания, которое поступило от руководства в конце рабочего дня. Определяются роли «руководителя подразделения», «работника, который отказывается выкапывать задачи», «работника, который соглашается выполнять задание», «равнодушных коллег» и др. Обсуждается роль міжособистісиих отношений в коллективе, а также преданности организации в формирование социально-психологического климата).

3. Заключительное творческое задание (работа в малых группах): «Идеальный социально-психологический климат в моем коллективе: как этого достичь?»

4. Презентация результатов выполнения творческих заданий (на основе использования схеме учебно-ролевой игры - вводятся роли «генераторов идей», «оппонентов», «арбитров» и др.).

Рефлексия занятия.

Подведение итогов работы тренинга.

Специалистами доказано на практике, что использование тренинговой программы совместно с индивидуальным психолого-управленческим консультированием может способствовать подготовке менеджеров и персонала организаций к оптимизации социально-психологического климата в коллективе.



Назад