Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Педагогическая техника, особенности ее проявления в деятельности преподавателя высшей школы


Важное место в структуре профессиональной деятельности преподавателя высшей школы, в становлении его педагогической культуры, мастерства занимает такой тематический модуль, как педагогическая техника. Понятие "педагогическая техника" появилось сравнительно недавно. Слово "техника" необходимо понимать в его первоначальном значении. Греческое technike значит ловкий, опытный, умелый. Древние греки techne называли искусство, мастерство. Современные словари так раскрывают сущность данного понятия: "Техника. 1. Совокупность средств и орудий труда, применяемые в общественном производстве и предназначены для создания материальных ценностей. < ... > . Совокупность приемов, навыков, применяемых в определенной деятельности, определенном ремесле, искусстве. ...Владения такими приемами, навыками, профессиональное умение, мастерство, ловкость".

Подобные толкования слова "техника" нарушают привычное понимание этого понятия, связанное непосредственно с машинами, механизмами, и приближают к употребление его в нематериальной сфере деятельности. Мы исходим из толкования "техники" как совокупности средств, приемов, навыков, которые используются в учебно-воспитательной работе.

Педагогическая техника - это совокупность рациональных средств, умений и особенностей поведения педагога, направленных на эффективную реализацию выбранных им методов и приемов учебно-воспитательной работы с отдельным индивидом или коллективом в соответствии с поставленной цели обучения и воспитания с учетом конкретных объективных и субъективных условий.

Важными требованиями педагогической техники являются:

- искусство одеваться с учетом особенностей профессиональной деятельности;

- владение своим телом: умение ходить, сидеть, стоять;

- владение мимикой, жестами;

- сформированность речевой культуры: правильное профессиональное дыхание, четкая дикция, принадлежащие темп и ритм, логическое построение высказываний и т.п.;

- выработка оптимального стиля в учебно-воспитательной деятельности;

- умение ловко и целесообразно осуществлять отдельные дидактические операции (писать на доске, пользоваться техническими и наглядными средствами обучения, задавать вопросы, слушать ответы, оценивать учебную деятельность студентов и др.);

- способность управлять своим психическим состоянием и состоянием воспитанников.

В процессе исследования уровней сформированности и владения педагогами высшей школы компонентами педагогической техники мы проанализировали деятельность 70 преподавателей. Для этого применили методику экспертных оценок с использованием методов наблюдения, анализа, математической статистики и др. Уровень сформированности компонентов педагогической техники определялся по 10-балльной шкале оценивания. Обобщенные результаты представлены в табл. 11.

Анализ полученных результатов дает основания утверждать, что уровень владения преподавателями высшей школы компонентами педагогической техники с учетом потребностей профессиональной деятельности сравнительно низкий.

Таблица 11. Анализ уровня сформированности педагогической техники

 

Вид компонента педагогической техники

Уровень владения

Иерархия по показателям

Внешность педагога

7,23

1

Владение мимикой, жестами

7,02

2

Владения своим телом

6,94

3

Соблюдение темпа, ритма и стиля

6,42

4

Умение осуществлять дидактические операции

6,38

5

Умение общаться

5,76

6

Речевая культура

5,24

7

Способность управлять своим психическим состоянием и состоянием студентов

4,39

8

Наши длительные исследования проблемы, насколько выпускники педагогических учебных заведений обладают научными основами и практическими навыками в области педагогической техники, показали неутешительные результаты. Попытки ввести по инициативе академика И.А. Зязюна в 80-х годах прошлого века в учебные планы педагогических специальностей дисциплину "Основы педагогического мастерства" не везде получили надлежащую поддержку. Но опыт убеждает, что курс "Педагогическое мастерство", и даже отдельная дисциплина "Педагогическая техника", необходимые в системе профессиональной педагогической подготовки специалистов для всех типов учебно-воспитательных заведений.

Итак, по сей день остается актуальной мнение К.Д. Ушинского: "Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомой и понятной, а некоторым даже делом легким - и тем понятнее и легче оно кажется, чем меньше человек с ним знакома, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые считают, что для него нужны врожденная способность и умение, то есть навык; но очень мало кто пришел к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыки, нужны еще и специальные знания, хотя многочисленные педагогические наши блуждания и могли бы всех убедить в этом".

 

Литература

Андрущенко В. Основные тенденции развития высшего образования в Украине на рубеже веков (Попытка прогностического анализа) / / Высшее образование Украины. - 2000. - №1. - С 11-17.

Гончаренко СУ. Украинский педагогический словарь. - К.:Лыбидь, 1997.

Гришнова В А. Человеческий капитал (формирование в системе образования и профессиональной подготовки). - К.: Знания, КОО, 2001.

Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. - М.: Владос, 1999.

Кипень В., Коржов Г. Преподаватели вузов: социологический портрет. - Донецк, 2001.

Кремень В.Г. Философия образования XXI века / / Образование Украины. - 2002. - 28 декабря. - №102-103.

Литвин В.М. Украинская культура и образование в контексте общественных трансформаций / / Правительственный курьер - 2002. - 24 сентября. - №175.

Макаренко А.С. О мой опыт //Сочинения: В 7 т. - К.: Сов. шк., 1954. - Т. 5.

Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 544 с.

Педагогическое мастерство / За ред. И.А. Зязюна. - К.: Вища шк.,1997.

Сурмин Ю. Конец эпохи "старательных отличников" / / Ка-гия. - 2001. - №2-С (С-4).

Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания / / Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - К.: Сов. шк., 1983. - Т. 1.

Ушинский К.Д. Сочинения: В 6 т. - К.:Рад. шк., 1952. - Т. 1.

Фиников Т. Современное высшее образование: мировые тенденции Украины. - К.: Таксон, 2002.

Harkins A., GrochowikiJ., Stewart В. Anticipatory Learning Communiti, Prepared / For and delivered at the World Future Society Conference. - Washington, D.C., July 1996.

Harkins A. Higher Education Service Futures: From Information to Knowledge. - Июнь, 1996.



Назад