Электронная онлайн библиотека

 
 Технологии работы организационных психологов

8.2. Методики для диагностики синдрома «профессионального выгорания» в организациях (диагностический компонент технологии)


Анализ проблем изучения синдрома «профессионального выгорания», проведенный авторами в различных организациях, показал, что до основных методик, которые могут быть использованы организационными психологами при Исследовании этой проблемы, относятся:

1. Методика «Диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко.

2. Методика «Определение психического «выгорания» А.А. Рукавішнікова.

3. Методика «Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек - человек».

4. Методика «Оценка собственного потенциала «выгорания».

5. Методика «Исследования синдрома «выгорания».

Необходимо заметить, что каждая из указанных методик дает возможность в первую очередь выявить уровень развития синдрома и его отдельных составляющих. Несмотря на разное терминологическое значение понятий, которые используются учеными, - «профессиональное выгорание», «эмоциональное выгорание», «психическое выгорание», «выгорания» и др., они являются синонимами и раскрывающие те или иные аспекты «выгорания», как в профессиональной, гак и в других сферах життєдільяності человека. Проанализируем каждую методику подробнее.

Методика «Диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко является наиболее комплексной и дает возможность системно і подробнее проанализировать степень выраженности двенадцати симптомов синдрома «выгорания», учитывая компоненты, к которым они относятся. В частности, это такие компоненты и симптомы:

Первый компонент - «Напряжение»:

1. Переживания психотравмирующих обстоятельств;

2. Недовольство собой;

3. «Загнаність в угол»;

4. Тревога и депрессия.

Второй компонент - «Резистенція»:

1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование;

2. Эмоционально-нравственная дезориентация;

3. Расширение сферы экономии эмоций;

4. Редукция профессиональных обязанностей. Третий компонент - «Истощение»:

1. Эмоциональный дефицит;

2. Эмоциональное отчуждение;

3. Личностный отчуждения (деперсонализация);

4. Психосоматические и психотерапевтические нарушения.

Учитывая качественные и количественные показатели, которые вычисляются по данным методики для различных компонентов синдрома «выгорания», организационные психологи могут дать достаточно содержательную характеристику относительно проявлений синдрома в личности, а также определить индивидуальные и групповые меры профилактики и психокоррекции. Для качественной интерпретации данных, по словам В.В. Бойко, можно использовать следующие вопросы:

• какие симптомы доминируют;

• которыми сформированными и доминирующими сопровождается симптомами «истощения»;

• обусловлено «истощение» (если обнаружено) факторами профессиональной деятельности, которые вошли в синдром «выгорания», или субъективными факторами;

• какой симптом (симптомы) больше всего обременяют эмоциональное состояние личности;

• в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;

• какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы «эмоциональное выгорание» не вредило ей, профессиональной деятельности и партнерам.

Методика «Определение психического «выгорания» А.А. Рукавішнікова дает возможность исследовать проявления синдрома по следующим основным показателям:

• психоэмоциональное истощения;

• личностный удаления;

• профессиональная мотивация.

Существенным является то, что методика помогает проанализировать проявления синдрома «выгорания» на трех основных уровнях:

• межличностном;

• личностном;

• мотивационном.

Следует отметить, что методика не является такой сложной в обработке, как предыдущая, и может быть использована для более оперативного решения профессиональных задач организационными психологами.

Методика дает возможность разработать определенную систему психокоррекционной работы и установить, за которыми составляющими наиболее рельефно» проявляется синдром.

Методика «Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек - человек» сориентирована прежде всего на исследования тех категорий специалистов, работающих в системе «человек - человек», прежде всего менеджеров и педагогических работников. Поэтому именно эту методику, па мнению авторов, целесообразно использовать организационным психологам, анализируя синдром «выгорания» у менеджеров организаций и работников образовательных учреждений.

Стоит напомнить, что методика базируется на теории синдрома «выгорания», разработанной К. Маслач и С. Джексон, и дает возможность определить следующие основные составляющие синдрома «выгорания»:

• эмоциональное истощение;

• деперсонализация;

• редукция личных достижений.

Существенным является то, что методика имеет два варианта вопросника, которые могут быть использованы отдельно при исследовании как менеджеров, так и преподавателей, учителей.

Методика является достаточно компактной в использовании по сравнению с первыми двумя методиками - она включает лишь 22 вопроса (в двух предыдущих методиках - 84 и 72 соответственно). Поэтому ее целесообразно применять в ситуации, когда нужно очень быстро провести опрос, в частности с менеджерами организаций.

На основе результатов, полученных с помощью вопросника, можно также разработать программы преодоления синдрома «выгорания» как для отдельной личности (менеджера или сотрудника), так и для группы людей, которые работают в одном отделе или организации.

Методика «Оценка собственного потенциала «выгорания» дает возможность исследовать такие основные компоненты «выгорания»:

• деперсонализацию;

• личную удовлетворенность;

• эмоциональное истощение.

Каждый! названных компонентов «выгорания» анализируется с тремя уровнями развития: низкий, средний, высокий.

Методика включает всего 18 вопросов и может быть использована для оперативного исследования синдрома «выгорания» и разработки соответствующих коррекционных программ.

Методика «Исследования синдрома «выгорания» помогает выявить уровень выраженности синдрома (высокий, средний и низкий). По мнению авторов, ЕЕ целесообразно использовать для простейших исследований, которые дают возможность сориентироваться в наличии проблемы.

Необходимо отметить, что во время проведения прикладных исследований в организации стоит использовать-2-3 методики - для взаимопроверки и взаимодополнение полученных данных.

Ниже приводится полный текст описанных методик, которые могут быть использованы в реальной работе организационных психологов.

Методика 1. Методика диагностики уровня «эмоционального выгорания» В.В. Бойко

(Райгородский Д.Я. (редактор-составитель). Практическая психодиапюстика. Методики и тестьі. Учсбное пособие. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. - С. 161-169.)

Инструкция. На каждое из предложенных ниже суждений ответьте «да» или «пи». Примите к сведению: если в формулировках опросника упоминаются партнеры, то речь идет о субъектов Вашей профессиональной деятельности - пациентов, клиентов, потребителей, заказчиков, учащихся, студентов и других лиц, с которыми Вы ежедневно работаете.

Текст опросника

1. Организационные ошибки на работе постоянно заставляют нервничать, напрягаться, волноваться.

2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, менее качественно, медленнее).

5. Теплота во взаимодействии с партнерами очень зависит от моего настроения.

6. От меня, как от профессионала, мало зависит благосостояние партнеров.

7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (2-3 часа) мне хочется побыть па одиночестве, чтобы со мной никто не общался.

8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь быстрее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать коллегам того, что нуждается профессиональный долг.

10. Моя работа притупляет эмоции.

11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

12. Случается, я плохо засыпаю (сплю) через волнения, связанные с работой.

13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.

14. Работа с людьми приносит мне все меньше удовольствия.

15. Я бы сменил место работы, если бы появилась такая возможность.

16. Меня часто огорчает то, что я не могу на нужном уровне оказать профессиональную поддержку, услугу, помощь.

17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения наділові контакты.

18. Меня очень огорчает ситуация, когда нечто не ладится в отношениях с деловым партнером.

19. Я так устаю на работе, ию дома стараюсь общаться как можно меньше.

20. По причине нехватки времени, усталость и напряжение часто уделяю партнеру меньше внимания, чем нужно.

21. Иногда привычные ситуации общения на работе раздражают меня.

22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

23. Общение с партнерами побуждает меня избегать людей.

24. При упоминании о некоторых партнеров и коллег, у меня портится настроение.

25. Конфликты и споры с коллегами отнимают много сил и эмоций.

26. Мне все сложнее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.

27. Обстоятельства на работе мне кажутся очень сложными и трудными.

28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: нечто должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все как нужно, или не сократят меня.

29. Если партнер мне неприятен, то я стараюсь ограничить время общения с ним, меньше уделять ему внимания.

30. В общении па работе я придерживаюсь принципа «не делай людям добра - не получишь зла».

31. Я с радостью рассказывать домашним о своем работу.

32. Случаются дни, когда мой эмоциональное состояние плохо отражается на результатах работы (работаю меньше, снижается качество, возникают конфликты).

33. Иногда я чувствую, что нужно посочувствовать партнеру, но не в состоянии этого сделать.

34. Я очень волнуюсь за свою работу.

35. Партнерам по работе отдаю больше внимания и заботы, чем получаю от них благодарности.

36. При одном упоминании о работе мне становится плохо: начинает колоть в области сердца, повышается давление, возникает головная боль.

37. У меня хорошие (в целом удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.

38. Я часто радуюсь, когда вижу, что моя работа приносит пользу людям.

39. В последнее время меня преследуют неудачи па работе.

40. Некоторые аспекты (факты) моей работы вызывают разочарование, скуку и уныние.

41. Случаются дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

42. Я занимаюсь проблемами деловых партнеров (субъектов деятельности) меньше, чем обычно.

43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить время общения с друзьями и знакомыми.

44. Обычно я обнаруживаю заинтересованность личностью партнера больше, чем того требует дело.

45. Обычно я прихожу на работу отдохнув, со свежими силами, в хорошем настроении.

46. Иногда я ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.

47. В делах встречаются настолько неприятны люди, которые вопреки воле желаешь им чего недоброго.

48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического и психического самочувствия.

49. На работе я постоянно чувствую психическое и физическое перегрузки.

50. Успехи в работе вдохновляют меня.

51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безвыходной (почти безвыходной).

52. Я потерял покой через работу.

53. На протяжении последнего года случались жалобы па меня со стороны партнеров.

54. Мне удалось сохранить нервы только через то, что многое из того, что происходит с партнерами, я не принимаю близко к сердцу.

55. Я часто с работы приношу домой негативные эмоции.

56. Я часто работаю через силу.

57. Раньше я был более сочувственным и внимательным к партнеров, чем теперь.

58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не порть нервы, береги здоровье.

59. Иногда я иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

60. После напряженного рабочего дня я чувствую, что заболел.

61. Контингент партнеров, с которыми я работаю, очень тяжелый.

62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я трачу.

63. Если бы мне повезло с работой, я был бы гораздо счастливее.

64. Я в отчаянии от того, что на работе у меня серьезные проблемы.

65. Иногда я веду себя со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы они поступали со мной.

66. Я осуждаю партнеров, что рассчитывают на особое снисхождение и внимание.

67. Обычно после рабочего дня у меня не хватает сил заниматься домашними делами.

68. Часто я подгоняю время: быстрее бы закончился рабочий день.

69. Состояние, просьба, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

70. Работая с людьми, я обычно будто ставлю экран, который защищает меня от чужих страданий и негативных эмоций.

71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала лене.

72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.

74. Мои требования к выполняемой работы выше, чем то, чего я достигаю через определенные обстоятельства.

75. Моя карьера сложилась удачно.

76. Я очень нервничаю по поводу того, что связано с работой.

77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.

78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), пренебрегая собственными интересами.

79. Моя усталость на работе обычно мало или вообще не отображается па общении с домашними и друзьями.

80. По возможности, я отдаю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

82. До всего (почти ко всему, что происходит тиа работе, я потерял интерес, живое чувство.

83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как на специалиста - сделала нервным, злым, притупила эмоции.

84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

Бланк для ответов

№ п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Ответ + или -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ п/п

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Ответ + или -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ п/п

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

Ответ + или -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ п/п

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

Ответ + или -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ п/п

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

Ответ + или -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ п/п

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

Ответ + или -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ п/п

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

Ответ + или -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обработка и интерпретация результатов

Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным числом баллов - отмечается в «ключе» рядом с номером суждения в скобках. Это сделано потому, что признаки, которые включены в симптом, имеют разное значение для определения его сложности. Максимальную оценку - 10 баллов - получила от судей и признак, который является наиболее показательной для симптома.

Согласно «ключа» осуществляют следующие подсчеты:

1) определяют сумму баллов отдельно для каждого из 12 симптомов «выгорания»;

2) подсчитывают сумму показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания»;

3) находят итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» - сумма показателей по всем 12 симптомами.

В «ключе» рядом с номерами суждений в скобках указан балл, установленный экспертами, который показывает «вес» этой признаки симптома.

«Ключ»

Фаза «Напряжение»

1. Переживания психотравмирующих обстоятельств: +1(2),+13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5)

2. Недовольство собой:

-2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(3)

3. «Загнаність в угол»:

+3(10), +15(5), +27(2), +39(2),+51(5), +63(1), -75(5)

4. Тревога и депрессия:

+4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)

Фаза «Резистенція»

1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)

2. Эмоционально-нравственная дезориентация:

+6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)

3. Расширение сферы экономии эмоций:

+7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)

4. Редукция профессиональных обязанностей:

+8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)

Фаза «Истощения»

1. Эмоциональный дефицит:

+9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)

2. Эмоциональное отчуждение:

+10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10)

3. Личностный отчуждения (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +71(2), +83(10)

4. Психосоматические и психотерапевтические нарушения: +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5)

Интерпретация результатов

Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания».

Прежде всего, необходимо обратить внимание на отдельные симптомы. Показатель вира-жсиості каждого симптома находится в пределах от 0 до 30 баллов:

0-9 баллов - симптом не сформирован;

10-15 баллов - симптом на стадии формирования;

16 и более баллов - симптом сформирован.

Симптомы с показателями 20 и более баллов являются доминирующими в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания».

Методика дает возможность увидеть ведущие симптомы «выгорания». Существенным является то, в какой фазе формирования «эмоционального выгорания» принадлежат доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее количество.

Следующий шаг в интерпретации результатов - осмысление показателей фаз развития- «выгорания»: «напряжение», «резистенція» и «истощение».

В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставлен баллов, полученных для фаз, не является правомерным, потому что не свидетельствует об их относительной роли или вклад в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно рези - реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям можно утверждать только о том, насколько каждая фаза сформировалась, которая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

• 36 и менее баллов - фаза не сформирована;

• 37-60 баллов - фаза на стадии формирования;

• 61 и более баллов - фаза сформирована.

Методика 2. Методика «Определение психического «выгорания» А.А. Рукавішнікова

(Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануилов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личпости и малых групп. - М.: Изд-во Института психотерании, 2002. - С. 357-360.)

Инструкция. Вам предлагается ответить на ряд вопросов-утверждений, относительно ощущений, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте утверждение и определите, или Вы некогда испытывали нечто похожее. Если у Вас никогда не возникало такого ощущения, поставьте галочку или крестик в бланке ответов в колонке «никогда» напротив порядкового номера утверждение. Если у Вас похоже ощущение присутствует всегда, то поставьте отметку в бланке ответов в колонке «обычно», а также в соответствии с ответов «редко» и «часто». Отвечайте как можно быстрее. Старайтесь долго не размышлять над выбором ответа.

Бланк для ответов

№ п/п

Вопрос

Обычно

Часто

Редко

Никогда

1

Я легко раздражаюсь

 

 

 

 

2

Я считаю, что работаю только потому, что надо где работать

 

 

 

 

3

Меня беспокоит, что думают коллеги о моей работе

 

 

 

 

4

Я чувствую, что у меня нет никаких эмоциональных сил вникать в чужие проблемы

 

 

 

 

5

Меня беспокоит бессонница

 

 

 

 

6

Думаю, что если бы мне выпала удачная возможность, я бы сменил место работы

 

 

 

 

7

Я работаю с большим напряжением

 

 

 

 

8

Моя работа приносит мне удовольствие

 

 

 

 

9

Чувствую, что работа с людьми истощает меня

 

 

 

 

10

Убежден, что моя работа является важной

 

 

 

 

11

Я устаю от человеческих проблем, с решением которых сталкиваюсь на работе

 

 

 

 

12

Я доволен профессии, которую выбрал

 

 

 

 

13

Неведение моих коллег и учеников раздражает меня

 

 

 

 

14

Я эмоционально устаю на работе

 

 

 

 

15

Я считаю, что не ошибся в выборе своей профессии

 

 

 

 

16

Я чувствую себя опустошенным и разбитым в конце рабочего дня

 

 

 

 

17

Чувствую, что получаю мало удовольствия от достижений на работе

 

 

 

 

18

Мне трудно устанавливать или поддерживать тесные контакты с коллегами на работе

 

 

 

 

19

Для меня важно достичь высоких результатов в работе

 

 

 

 

20

Когда утром я иду на работу, чувствую себя свежим и отдохнувшим

 

 

 

 

21

Мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я приложил

 

 

 

 

22

У меня не хватает времени на семью и личную жизнь

 

 

 

 

23

Я полон оптимизма относительно своей работы

 

 

 

 

24

Мне нравится моя работа

 

 

 

 

25

Я устал все время стараться

 

 

 

 

26

Меня утомляет участие в дискуссиях на профессиональные темы

 

 

 

 

27

Мне кажется, что я изолирован от моих коллег по работе

 

 

 

 

28

Я доволен своим профессиональным выбором так, как и в начале карьеры

 

 

 

 

29

Я чувствую физическое напряжение, усталость

 

 

 

 

30

Постепенно я начинаю испытывать равнодушие к своим ученикам

 

 

 

 

31

Работа эмоционально истощает меня

 

 

 

 

32

Я использую лекарства для улучшения самочувствия

 

 

 

 

33

Я интересуюсь результатами работы моих коллег

 

 

 

 

34

Утром мне тяжело вставать с мыслью, что надо идти на работу

 

 

 

 

35

На работе меня беспокоит мысль: скорее бы закончился рабочий день

 

 

 

 

36

Нагрузка на работе практически невыносимое

 

 

 

 

37

Я испытываю радость, когда помогаю окружению

 

 

 

 

 

38

Я чувствую, что охладел к своей работы

 

 

 

 

39

Случается, что в меня без особой причины начинают болеть голова или живот

 

 

 

 

40

Я прилагаю усилия, чтобы быть толерантным к учеников

 

 

 

 

41

Я люблю свою работу

 

 

 

 

42

У меня возникает ощущение, что внутренне я глубоко эмоционально незахи-щений

 

 

 

 

43

Меня раздражает поведение моих учеников

 

 

 

 

44

Мне легко понять отношение окружающих ко мне

 

 

 

 

45

Меня часто охватывает желание все бросить и уйти с рабочего места

 

 

 

 

46

Я замечаю, что становлюсь все более черствым в отношении к людям

 

 

 

 

47

Я чувствую эмоциональное напряжение

 

 

 

 

48

Я совсем не увлечен и не интересуюсь своей работой

 

 

 

 

49

Я чувствую себя истощенным

 

 

 

 

50

Я думаю, что своей работой я приношу людям пользу

 

 

 

 

51

Порой я сомневаюсь в своих способностях

 

 

 

 

52

Я чувствую полную апатию ко всему, что меня окружает

 

 

 

 

53

Выполнение повседневных дел для меня - источник удовольствия

 

 

 

 

54

Я не вижу смысла в том, что делаю на работе

 

 

 

 

55

Я чувствую удовлетворение от выбранной профессии

 

 

 

 

56

Хочется «плюнуть» на все

 

 

 

 

57

Я жалуюсь на здоровье несмотря на отсутствие четко определенных симптомов

 

 

 

 

58

Я доволен своим положением на работе и в обществе

 

 

 

 

59

Мне понравилась бы работа, которая занимает мало сил и времени

 

 

 

 

60

Я чувствую, что работа с людьми сказывается на моем физическом здоровье

 

 

 

 

61

У меня возникают сомнения по поводу значимости моей работы

 

 

 

 

62

Я испытываю чувство энтузиазма в отношении своей работы

 

 

 

 

 

63

Я так устаю на работе, что не в состоянии выполнять свои повседневные домашние обязанности

 

 

 

 

64

Считаю себя достаточно компетентным в решении проблем, возникающих на работе

 

 

 

 

65

Чувствую, что могу дать детям больше, чем даю

 

 

 

 

66

Мне почти приходится заставлять себя работать

 

 

 

 

67

У меня есть предчувствие, что я могу легко впасть в отчаяние и упасть духом

 

 

 

 

68

Мне нравится отдавать работе все силы

 

 

 

 

69

Я чувствую состояние внутреннего напряжения и раздражения

 

 

 

 

70

Я стал с меньшим энтузиазмом относиться к своей работе

 

 

 

 

71

Верю, что могу выполнить все, что задумано

 

 

 

 

72

У меня нет желания глубоко погружаться в проблемы моих учеников

 

 

 

 

Обработка и интерпретация результатов

Эта методика имеет три шкалы: психоэмоционального истощения (ПВ), личностно-го отдаления (ОВ) и профессиональной мотивации (ПМ). Для определения психического «выгорания» в пределах указанных шкал используют специальный «ключ»:

ПВ- 1, 5, 7, 14, 16, 17, 20, 25, 29, 31, 32, 34, 36, 39, 42, 45, 47, 49, 52, 54, 57, 60, 63, 67, 69 (25 утверждений);

ОВ- 3, 4, 9, 10, 11, 13, 18, 21, СО, 33, 35, 40, 43, 46, 48, 51, 56, 59, 61, 66, 70, 71, 72 (24 утверждение);

ПМ- 2, 6, 8, 12, 15, 19, 22, 23, 24, 26, 27, 28, 37, 41, 44, 50, 53, 55, 58, 62, 64, 65, 68 (23 утверждение).

Количественная оценка психического «выгорания» в каждой шкале осуществляется путем преобразования ответов в трибальну систему («часто» - 3 балла, «обычно» - 2 балла, «редко» - 1 балл, «никогда» - 0 баллов) и суммарного подсчета баллов. Обработка осуществляется по «сырым» балом. После этого с помощью нормативной таблицы определяется уровень психического «выгорания» в каждой шкале.

 

Таблицы норм

Нормы для компонента «психоэмоциональное истощение» (ПВ)

Крайне низкие значения

Низкие значения

Средние значения

Высокие значения

Крайне высокие значения

9 и ниже

10-20

21-39

40-49

50 и выше

Нормы для компонента «личностный отдаления» (ОВ)

Крайне низкие значения

Низкие значения

Средние значения

Высокие значения

Крайне высокие значения

9 и ниже

10-16

17-31

32-40

41 и выше

Нормы для

компонента «профессиональная мотивация»

(ПМ)

 

 

Крайне низкие значения

 

Низкие значения

Средние значения

 

Высокие значения

Крайне высокие значения

 

7 и ниже

 

8-12

13-24

 

25-31

32 и выше

 











Нормы для индекса психического «выгорания» (ИПВ)

Крайне низкие значения

Низкие значения

Средние значения

Высокие значения

Крайне высокие значения

31 и ниже

32-51

52-92

92-112

113 и выше

Содержательные характеристики шкал

Психоэмоциональное истощения - процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми. Истощение проявляется в хронической эмоциональной и физической усталости, равнодушия и холодности в отношении к людям с признаками депрессии и раздражительности.

Личностный отдаление - специфическая форма социальной дезаптації профессионала, работающего с людьми. Личностный отдаление характеризуется уменьшением количества контактов с окружением, повышением раздраженности и нетерпеливости в ситуациях общения, негативізмом применительно к другим.

Профессиональная мотивация - уровень рабочей мотивации и энтузиазма относительно работы альтруистического содержания. Состояние эмоциональной сферы оценивается таким показателям, как производительность профессиональной деятельности, оптимизм и заинтересованность в работе, самооценка профессиональной деятельности и степени успешности в работе с людьми.

Ниже приводим проявления ПВ на разных системных уровнях.

Жизненные проявления психического «выгорания» на системно-структурных уровнях

Шкалы ПВ

Проявления «психического выгорания» на уровнях:

 

 

межличностном

личностном

мотивационном

ПВ

Психическое истощение; раздражительность; агрессивность; повышенная чувствительность к оценкам других

Низкая эмоциональная толерантность; тревожность

Нежелание идти на работу; желание поскорее закончить рабочий день; появление прогулов

ОВ

Нежелание контактировать с людьми; циничное, негативное отношение к ним

Критическое отношение к окружающим и некритичность в оценке самого себя; значимость своей правоты

Снижение включенности в работу и дела других людей; равнодушие к своей карьеры

ПМ

Недовольство работой и отношениями в коллективе

Пониженная самооценка: недовольство собой как профессионалом; ощущение низкой профессиональной эффективности и отдачи

Снижение потребности в достижениях

 

Методика 3. Методика «Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек - человек»

(Практикум по психологии менеджемента и профессиональной деятєльности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб.; Речь, 2001. - С. 276-282.)

Инструкция. Вам предлагается 22 утверждение о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли Вы себя таким чино



Назад