Электронная онлайн библиотека

 
 Технологии работы организационных психологов

8.3. Индивидуальная и групповая программы для профилактики и преодоления синдрома «профессионального выгорания» в организациях (корекційно-развивающий компонент технологии)


1. В процессе разработки и реализации корекційно-развивающего компонента технологии предупреждения и преодоления синдрома «профессионального выгорания» в организациях необходимо учитывать ряд следующих теоретических положений [5], которые раскрывают природу профессионального стресса и синдрома «профессионального выгорания».

2. В соответствии с этими положениями профессиональный стресс является реакцией на профессиональную ситуацию, которая воспринимается с досадой и обидой, что оказывается в эмоциональном и психическом реагировании.

3. По своей структуре профессиональный стресс является комбинацией стрессора и стрессовой реактивности. Стрессоры - это факторы, потенциально способны вызвать стрессовую реакцию. Стрессовая реактивность является изменением физиологического состояния организма (увеличение напряжения мышц, усиленное сердцебиение, повышение артериального давления, увеличение потоотделение, повышение уровня холестерина в крови, соляной кислоты в желудке и т.п.).

4. Модель профессионального стресса имеет следующие основные составляющие:

профессиональная ситуация (последовательно или неожиданно выводит человека из состояния равновесия);

восприятие профессиональной ситуации как стрессовой (такого, что вызывает обеспокоенность);

эмоциональное возбуждение (страх, гнев, ощущение угрозы, состояние потрясения и т.д.) как реакция на события, которые заставляют страдать;

физиологическое возбуждение (повышение артериального давления, напряжения мышц, понижение эффективности иммунной системы и т.д.);

последствия (заболевания, болезни, снижение производительности труда, міжособистісиі конфликты и т.д.).

5. «Профессиональное выгорание» личности является результатом хронического профессионального стресса. Итак, анализируя его природу, следует прежде всего исходить из базовых понятий, касающихся профессионального стресса, и учитывать определенные специфические особенности этого явления [18].

6. Управление профессиональным стрессом и синдрома «профессионального выгорания» - это возможность использования личностью имеющихся рычагов управления, не покла-давая их па других людей или обстоятельства.

Важной составляющей комплексной модели управления стрессом является вмешательство - установление личностью барьеров (с помощью специальных приемов) на всех фазах развертывания стресса с целью противодействия ему. Основная цель вмешательства заключается в том, чтобы предупредить негативные последствия, которые могут вызвать стресс-факторы. Когнитивная оценка ситуации, выборочное восприятие, релаксация, физические упражнения являются основными барьерами, которые может выставить личность на определенных фазах течения стресса.

7. По мнению авторов, можно выделить две основные формы специальных программ для профилактики и преодоления синдрома «профессионального выгорания» в организациях:

• индивидуальные программы - программы, которые используются на уровне одной личности. Эти технологии могут реализовываться отдельными менеджерами или работниками организаций самостоятельно или с помощью организационных психологов;

• групповые программы - технологии, которые используются па уровне организации. Они могут реализовываться организационными психологами для работы с организацией в целом, отдельными ее подразделениями.

Рассмотрим последовательно каждую индивидуальную и групповую программы.

Индивидуальная программа профилактики и преодоления синдрома «профессионального выгорания» у менеджеров и персонала организаций

Реализация индивидуальной программы предусматривает использование менеджерами и персоналом организаций (самостоятельно или по помогло организационных психологов) системы специальных приемов для преодоления и профилактики синдрома «профессионального выгорания».

Рассмотрим сначала приемы, которые можно использовать для преодоления синдрома:

1. Преодоление синдрома «профессионального выгорания» заключается прежде всего в когнитивной оценке ситуации, которая, по мнению авторов, включает три компонента:

• идентификация наличии (отсутствии) состояния профессионального стресса (синдрома «профессионального выгорания»);

• выяснение стресс-факторов, обусловливающих возникновение такого состояния; анализ собственной стрессовой реактивности ли толерантности;

• определение условий снижения воздействия стресс-факторов.

2. Осуществление когнитивной оценки ситуации предусматривает выполнение серии последовательных действий.

Так, если Вы чувствуете, что с Вами все в порядке (определенный дискомфорт, раздражение, неприятности на работе и в семье и т.п.), следует задуматься над тем, не Вы находитесь в стрессовой ситуации.

С этой целью, использовав диагностический компонент технологии, в частности, метод самоанализа, научитесь распознавать стресс, то есть идентифицировать некоторые сигналы, которые предупреждают о стресс. К ним относятся сигналы, отражающие три основные сферы жизнедеятельности человека:

а) работа:

• человек не выполняет работу заблаговременно, не приходит на назначенные встречи или не выполняет других обязательств;

• человек допускает ошибки по невнимательности;

• снижаются количественные и качественные показатели работы;

• человек долго колеблется, принимая решение;

• задерживается на работе, но больше увлечена работой, чем всегда;

• устные или письменные доклады должны нечеткий, непоследовательный характер;

• чаще, чем обычно, происходят несчастные случаи.

б) отношения с коллегами:

• неадекватно воспринимает юмор;

• проявляет раздражение, недружелюбие, демонстрирует реакции гнева;

• внезапно начались трудности в общении и підтримуванні дружеских отношений с другими людьми;

• выражает непонятную или чрезмерную недоверие к коллегам.

в) личность:

• выглядит уставшей, не способна «расслабиться».

• безразлично относится к жизни; не проявляет к кому-чему интереса.

• часто чувствует себя больным или такой, что вот-вот заболеет.

3. Если Вы нашли в себе признаки стресса, то осуществите дальнейшую диагностическую работу - проявите основные стресс-факторы в вашей профессиональной ситуации. Это можно сделать таким образом:

• назовите пять важнейших источников стресса (стрессоров);

• опишите кратко Ваши реакции на них.

4. Если выполнение этого задания не помогло глубоко проанализировать основные стресс-факторы в вашей профессиональной жизни, то используйте сложнее диагностический прием: начните ведение «Дневника стрессовых событий» [5|, собирая информацию по 7 компонентами ежедневно:

• стрессоры этого профессионального дня: а) привычные стрессоры (которые переживаются часто); б) непривычные стрессоры (которые переживаются редко);

• реакции на каждый стрессор, что появился: а) физиологические реакции (потоотделение, мышечное напряжение, повышение артериального давления и т.п.); б) психологические реакции (страх, тревога, волнение и т.д.);

• способы адаптации к стрессора;

• лучшие способы адаптации;

• приемы релаксации, которые использовались вами этого дня;

• эффективность этих приемов релаксации;

• ощущение; которые были в этот день (физические, психические) и др.

Попробуйте вести этот дневник в течение трех недель, а затем проанализируйте влияние стресса на Вашу жизнь и вашу реакцию на стресс с помощью таких вопросов: Какие стрессоры возникающие в Вашей жизни чаще всего? Как обычно реагирует на стрессоры Ваш организм?

5. Если Вы проанализировали собственную профессиональную ситуацию, идентифицировали, что находитесь в ситуации стресса и на Вас действует слишком большое количество стресс-факторов (для примера, скажем, по данным авторских исследований, руководители образовательных организаций испытывают на себе влияние более 50 различных стресс-факторов), то совершайте анализ мотивации Вашей профессиональной деятельности, т.е. определите основные мотивы Вашей профессиональной деятельности. Для этого составьте перечень всех причин (реальных или абстрактных), которые побуждают Вас выполнять эту работу. Определите мотивацию, ценность и значимость своей работы, возможности профессиональной карьеры, основные этапы ее осуществления.

6. Если Вы поймете, что эта работа для Вас не является очень важной, она Вам не нравится и не дает возможности решить профессиональные и семейные проблемы, а только создает для Вас стрессогенные ситуации, то принимайте мужественное решение - измените работу.

7. Если Вы поняли, что работа для Вас является важным, но чувствуете, что начинаете «выгорать», то возьмите на себя определенные обязательства относительно определения условий снижения влияния действующих стресс-факторов. Заключите контракт с самим собой относительно использования определенных приемов преодоления стресса в течение определенного времени и определите определенную систему вознаграждений или наказаний для самого себя.

8. Учтите при этом, что важную роль в управлении стрессом играет локус контроля - это степень контроля, которая дает возможность Вам управлять событиями Вашей жизни. Внешний локус контроля свидетельствует о том, что Вы мало контролируете свою жизнь (контроль вне Вами); внутренний локус контроля доказывает Вашу уверенность в контроле над событиями Вашей жизни. Локус контроля составляется в течение длительного периода и не может измениться мгновенно, но осознание этой концепции открывает перед Вами широкие возможности управления профессиональным стрессом, увеличит чувство ответственности за свой успех и свои неудачи.

9. Для реализации контракта, который Вы заключили с самим собой, разработайте и реализуйте собственную «Программу преодоления стресса и синдрома «профессионального выгорания». В процессе ЕЕ разработки необходимо учесть данные, полученные во время ведение «Дневника стрессовых событий», которые следует проанализировать, отвечая на следующие вопросы:

основные вопросы: «Хотите ли Вы и в дальнейшем испытывать влияние выявленных Вами стресс-факторов?»; «Если нет, то подумайте, которых стрессоров Вы можете избежать (снизить влияние этих стрессоров или полностью устранить их действие)? Каким образом?»;

дополнительные вопросы: «Используете ли Вы определенные приемы преодоления стресса чаще, чем другие?»; «Эти приемы работают «на Вас» или «против Вас»?»; «Существуют ли другие приемы преодоления стресса, которые Вы используете редко, но они являются эффективными?»

10. Разрабатывая индивидуальную корекційно-развивающую «Программу преодоления стресса» в процессе анализа стресс-факторов, прежде всего обратите внимание на то, имеют ли место в Вашей конкретной ситуации глобальные профессиональные (жизненные) изменения (например, реорганизация на работе; перевод на новую должность; зм, іиа режима или графика работы; смена работы женой (мужем); изменение места жительства; болезнь близких и т.п.), поскольку одна или несколько из них могут быть для Вас серьезными стресс-факторами в анализируемый период.

Попробуйте осмыслить их содержание, сконцентрироваться на условиях их нейтрализации негативного влияния, заручитесь социальной поддержкой близких для Вас людей. Не усиливайте уже имеющийся стресс, не планируйте новые виды активности, которые могут дополнительно вывести Вас из состояния равновесия, старайтесь адаптироваться к реальному - уже и так сложного - периода вашей жизни.

11. Также определите повседневные рутинные, бытовые дела, а также конфликты, связанные с ними, которые зачастую оказываются стресс-факторами (например, перегрузка профессиональными делами; необходимость взаимодействия с большим количеством людей во время работы; несвоевременное выполнение коллегами их профессиональных обязанностей; освоение новой техникой; перестановки или потеря вещей; семейные конфликты и т.д.). Попробуйте контролировать их и не добавлять к ним новые. Помните, что повседневные проблемы более негативно влияют на здоровье, чем глобальные жизненные изменения, через их хронический характер.

12. Если Вы пришли к выводу, что «вигораєте», сделайте сначала такие «тактические шаги»:

• обратитесь к руководству с просьбой временно уменьшить Вам нагрузки;

• не берите работу на дом;

• не разговаривайте о делах во время обеда и в свободное время.

13. Важно также реализовать ряд приемов стратегического характера. Одним из них является прием, что касается определения приоритетов профессиональной деятельности и умение управлять собственным временем. С этой целью:

• определите основные цели и задачи вашей профессиональной деятельности на определенный период;

• определите приоритетность целей и задач;

• співставте результаты их выполнения с возможностями осуществления определенных этапов Вашей профессиональной карьеры;

• составьте расписание выполнения дел;

• делегуйте свои полномочия; задачи поручайте другим;

• научитесь говорить «пи!»;

• определяйте том, как Вы распределяете свое время и др.

14. Определите свое понимание успеха в профессиональной жизни (что для Вас означает успех), определите свой уровень успеха. Проанализируйте положительные стороны, которые способствуют достижению Вами успеха, а также назовите уязвимые стороны, которые не способствуют этому. Опишите стрессовые профессиональные (жизненные) ситуации, в которых Вы использовали свои сильные стороны. Опирайтесь на них и в этой ситуации, чтобы обеспечить профилактике синдрома «профессионального выгорания». Держитесь подальше от испытаний, которые нуждаются отсутствующих у Вас умений и характеристик.

15. Если Вы пришли к выводу, что одним из стрессоров, обусловливающие возникновение профессионального стресса и синдрома «профессионального выгорания», есть очень большой объем работы, то даже если работа Вам очень нравится, попробуйте изменить свой имидж «трудоголика». Чтобы преодолеть трудоголизм, придерживайтесь следующих приемов |5|:

• сконцентрируйтесь на том, что Вам нравится больше всего, и попробуйте найти способы прекратить или минимизировать выполнения того, что не нравится;

• спросите себя «Чем бы я хотел заниматься бесплатно?» и затем попробуйте направлять в это русло свою работу;

• используйте свое время, не позволяйте времени использовать Вас. Решите для себя, сколько времени будете уделять отныне работе, затем сократите спой рабочее время до этого уровня. Используйте так называемые «искусственные» приемы (назначьте сразу после окончания рабочего дня встреча с другом, запланируйте посещение бассейна, поход в театр и т.д.);

• оставьте свободное время в Вашем рабочем расписании;

• оформите рабочее место на свой вкус, сделайте так, чтобы оно приносило Вам удовольствие. Вы заслуживаете на это;

• постарайтесь не забывать приятных моментов своей работы удовольствие от выкопанного задачи, свобода и возможность быть полезным для других и т.п.;

• чрезмерная увлеченность работой предусматривает большой объем отчетности о том, как Вы работаете;

• определите время для семейных дел (разделяйте с членами семьи бытовые заботы, выезжайте на природу).

16. Расширьте сферы своей жизнедеятельности. Для этого определите те вещи, которыми Вы хотели бы заниматься, кроме работы. Составьте список под названием «Я действительно хочу этим заниматься». Перечислите все, чем Вы хотите заниматься, в последовательности от наиболее к наименее желательных действий. А теперь вспомните, когда Вы в последний раз занимались тем или иным из составленного списка. Создайте условия, чтобы такие занятия стали для Вас реальностью.

17. Старайтесь в своей профессиональной деятельности демонстрировать асертивну (уверенную) поведение. Уверенность в себе - это способность выражать себя и удовлетворять собственные потребности, в то же время не создавая неудобств для других. Поэтому отказывайтесь от неуверенной поведения (отказ от собственных потребностей в помощи другому человеку, игнорирование собственных нужд) и агрессивного поведения (попытки доминирования или достижения своих целей за счет других людей).

Помните, что самой сутью управление стрессом является уверенность в себе и своих решениях, поскольку это делает возможным успешный контроль за собственной жизнью. Если Вы негативного мнения о себе, то потеряете доверие к собственных решений и убеждений, а следовательно, попадете в сети зависимости от окружения. Если Вы не идете в ногу с самим собой», то, скорее всего, станете подстраиваться под поведение тех людей, с которыми часто общаетесь. Как же Вы сможете утверждены и отстаивать свои права, если считаете себя недостойным этих прав?

18. Создайте группу социальной поддержки |3; 4; 10; 261. Социальная поддержка - это чувство причастности, чувство того, что тебя воспринимают и любят таким, какой ты есть, а не потому, что ты можешь сделать для кого. До группы социальной поддержки могут войти Ваши друзья, члены семьи, с которыми Вы духовно близкие и с которыми разделяете свои радони, проблемы, страхов и любовь. Включите в группы социальной поддержки и Ваших коллег, затоваришуйте с ними, организуйте общее положительное проведения времени.

20. Позаботьтесь о правильном питании и комфортную ситуацию работы. Определите для себя сбалансированную диету. Не позволяйте «лишнем» шума из вашего окружения выбивать Вас из состояния равновесия.

Далее рассмотрим приемы, которые можно использовать для профилактики синдрома «профессионального выгорания» менеджерами и работниками организаций:

1. Освойте стратегией выборочного восприятия (процессом принятия решения о том, на чем сконцентрировать внимание: па отрицательном или положительном). Не давайте мыслям овладевать Вами. Научитесь осознавать положительные аспекты ситуации и снижать (не отвергать!) важность неприятных аспектов. С этой целью используйте такие приемы:

• составьте перечень ситуаций, которые Вас сейчас беспокоят, и перечислите их положительные стороны;

• перед сном (или в другое удобное время) вспомните все хорошее и приятное, что произошло с Вами сегодня.

2. Сделайте свою жизнь праздником (научитесь «нюхать розы»). Жизнь может стать праздником, если найдете время для его празднования, а потому:

• сконцентрируйтесь на всем хорошем, что есть в Вашей жизни;

• сформируйте у себя привычку благодарить судьбу (радоваться тому приятному, что Вы имеете);

• если Вы достигли какой мсти, даже маленькой, позвольте себе насладиться успехом ее достижения, не начинайте сразу же ставить перед собой новую цель.

• воспринимайте жизнь со всей полнотой. Для этого приложите сознательных усилий, измените привычные способы действий (например, выбор различных маршрутов к месту работы, форм проведения семинаров, совещаний, отчетов, взаимодействия с учащимися и др.).

3. Научитесь использовать юмор как буфер между стрессовой ситуацией и Вами. Просмотрите кинокомедию, журнал комиксов, пообщайтесь в группе социальной поддержки и др.

4. Определите, какой тип поведения в ситуации стресса присущий для Вас - «А» или «Б».

Для поведенческого типа А характерная совокупность личностных характеристик, в состав которой входят исключительное стремление к соревнованию, агрессивность, нетерпение, постоянная спешка, а также свободно выраженная, но рациональная враждебность и практически всегда - скрытая беззащитность. Для поведенческого типа Б характерные противоположные характеристики: эти люди не проявляют враждебности, для них не характерно спешка, Они не стремятся к соревнованию. Констатировано, что тип А больше связан с развитием ишемической болезни сердца. Кроме того, установлено, что у женщин типа А рождаются дети, которые также относятся к типу А.

Поэтому с целью профилактики синдрома «профессионального выгорания» важно осознать, что необходимо принимать поведение типа Бы и игнорировать и не стимулировать поведение типа А. Если Вы определили, что в вашей жизни преобладает поведение типа А, старайтесь использовать ряд приемов, которые помогут избавиться от поведенческих паттернов типа А:

а) правила, касающиеся непосредственно Вас:

• Признайте, что в жизни ничего нет завершенного. Вы ошибаетесь, если считаете, что сможете закончить абсолютно все, что нужно, вовремя и ничего не забыв.

• Если перед Вами поставлена некое задание, спросите себя: «А должен ли я это сделать именно сейчас и будет ли это важно через пять лет?»

• Сосредоточьтесь только на одном деле в течение определенного промежутка времени; старайтесь не выполнять несколько дел одновременно.

• Старайтесь сделать Ваш график гибким.

• Помните, что Ваше время - ценный и что им нужно дорожить. Если имеете возможность, то заплатите другому лицу за выполнение работы, которая Вас слишком утомляет.

• Запланируйте перерыва в занятиях, которые утомляют Вас через продолжительность и интенсивность. Делайте перерывы до того, как почувствуете напряжение и усталость.

• Перед тем как нечто сказать, спросите самого себя: «действительно Ли это настолько важно, что я без сомнения должен это сказать?»; «Кто хочет это услышать?»; «Ли уместным будет мое высказывание?» и др.

• Помните, что Ваши убеждения истинны лишь некоторое время, а потому будьте открытыми для новых идей.

• Каждый раз напоминать себе о том, что не является важным для Вас, и о том, что Вам действительно нужно. (Но учтите: если то, что Вам нужно, не способствует развитию вашего духа и разума, то это - пустая трата времени).

• Старайтесь Регулярно побыть в одиночестве.

• Выбирайте время, чтобы вспомнить прошлое и те сложности и проблемы, которые некогда были в Вашей жизни. («Не весь список!»)

б) правила относительно Вашего взаимодействия с другими людьми:

• Улыбайтесь как можно большему количеству людей для того, чтобы снизить уровень враждебности.

• Благодарите людям, если они делают Вам приятное.

• Укрепляйте отношения с друзьями и знакомыми, старайтесь сделать их ближе.

• Не мешайте другим людям делать то, что Вы бы сделали быстрее.

• Послушайте разговор других людей молча, не позволяя себе вмешиваться, подталкивать их неким образом.

6. С целью профилактики возникновения фазы эмоционального и физического напряжения важным является применение различных техник медитации и аутогенной тренировки, а также физических упражнений, которые необходимо выбирать и использовать, учитывая индивидуально-психологические особенности.

Групповая программа профилактики и преодоления синдрома «профессионального выгорания» в организациях

Групповой технологии профилактики и преодоления синдрома «профессионального выгорания» может выступать разработанный авторами раздела тренинг «Профилактика и преодоление синдрома «профессионального выгорания» в организациях».

Минимальный объем тренинга составляет 24 часа (по 4 часа каждая из 6 тем тренинга). При этом тренинг может проводиться в виде таких организационных форм:

а) «интенсивного» варианта (в течение Из дней, по 8 часов ежедневно);

б) более развернутого варианта» (1 занятие в неделю по 2 часа (во время перерыва или после рабочего дня), в течение 12 занятий).

Выбор организационной формы определяется конкретными потребностями и возможностями организации. Конечно, объем времени, необходимого для проведения тренинга, может увеличиваться, например, к 36-48 часов.

Ниже приводится общая структура тренинга:

«Вступление в тренинге»:

• Знакомство участников тренинга.

• Изучение и анализ ожиданий участников тренинга.

• Определение основной цели и задач тренинга.

• Анализ общего дизайна тренинга.

• Разработка правил групповой работы.

Тема 1. «Сущность и природа стресса. Причины возникновения профессионального стресса в организациях»:

Метод незаконченных предложений: «Сущность и природа стресса».

Работа в малых группах и групповая дискуссия: «Профессиональный стресс как вид стресса и причины его возникновения в организациях».

«Мозговой штурм»: «Анализ стресс-факторов, которые обусловливают возникновение профессионального стресса в конкретной организации».

Тема 2. «Синдрома «профессионального выгорания» менеджеров и персонала организаций»:

Учебно-ролевая игра: «Профессионально «вигорівший» менеджер и работник организаций основные характеристики и особенности взаимодействия с коллегами и администрацией».

Мини-лекция: «Особенности проявления синдрома «профессионального выгорания» у женщин и мужчин».

Групповая дискуссия: «Взаимосвязь синдрома «профессионального выгорания» и профессиональной карьеры менеджеров и персонала в организациях».

Тема 3. «Содержание и структура технологии профилактики и преодоления синдрома «профессионального выгорания» в организациях»:

Мини-лекция: «Технология профилактики и преодоления синдрома «профессионального выгорания» в организациях: индивидуальная и групповая формы».

Групповая дискуссия: «Профессиональное выгорание менеджера (работника): неизбежность только ли вероятность? Анализ факторов и условий, учет которых может способствовать профилактике и преодолению синдрома «профессионального выгорания».

Тема 4. «Преодоление синдрома «профессионального выгорания» у менеджеров и работников организаций: индивидуальная технология»:

Мини-лекция: «Сущность индивидуальной технологии преодоления синдрома «профессионального выгорания» менеджеров и работников организаций».

Аналитический практикум: «Распознавание стресса, определение основных стресс-факторов».

Психологический практикум с элементами групповой дискуссии: «Использование собственных психологических ресурсов для преодоления синдрома «профессионального выгорания»:

- анализ мотивов и значимости выбранной профессиональной деятельности и принятия решения о ее продлении или изменении;

- определение критериев успеха в профессиональной деятельности и возможности осуществления профессиональной карьеры;

- овладение приемами внутреннего фокус-контроля, реализации решительного поведения;

- овладение умением управлять своим временем;

- смена, в случае необходимости, имиджа «трудоголика»;

- реализация уверенной (асертивної) поведения;

- создание сети социальной поддержки и др.

Тема 5. «Профилактика синдрома «профессионального выгорания» у менеджеров и работников организаций: индивидуальная технология»:

Мини-лекция: «Сущность технологии профилактики синдрома «профессионального выгорания» у менеджеров и работников организаций»;

Психологический практикум с элементами групповой дискуссии: «Использование собственных психологических ресурсов для преодоления синдрома «профессионального выгорания»:

- овладение приемами выборочного восприятия ситуации (умение видеть в ситуации не только отрицательные, но и положительные моменты; умение радоваться жизни и благодарить судьбу за то, что имеешь; умение относиться с юмором к событий и т.д.);

- овладение приемами повышения самооценки и преодоление тревожности;

- овладение приемами релаксации, аутогенной тренировки, разработки индивидуальной программы физических упражнений и др.

Тема 6. «Тендерные аспекты технологии профилактики и преодоления синдрома «профессионального выгорания» у учителей»:

Групповая дискуссия: «Целесообразно ли говорить о «женский» и «мужской варианты» программы профилактики и преодоления синдрома «профессионального выгорания»?

Мозговой штурм: «Что необходимо учитывать женщинам и мужчинам, разрабатывая собственную программу профилактики и преодоления синдрома «профессионального выгорания»?

Групповая дискуссия: «Тендерная толерантность и тендерное партнерство как условие и следствие профилактики и преодоления синдрома «профессионального выгорания» и осуществления успешной карьеры женщин и мужчин в организациях».

Рефлексия занятия.

Подведение итогов работы тренинга.

В целом можно утверждать, что «Технологию профилактики и преодоления синдрома «профессионального выгорания» в организациях» целесообразно использовать для повышения эффективности деятельности современных организаций и обеспечение психического здоровья работников.



Назад