Электронная онлайн библиотека

 
 Технологии работы организационных психологов

9.1. Психологические особенности предпринимательской деятельности (информационно-смысловой компонент технологии)


Анализ психологических аспектов предпринимательской деятельности предусматривает рассмотрение

таких вопросов:

актуальность исследования проблемы;

• содержание феномена «предпринимательство» и основных исторических этапов его развития;

понимание предпринимательства как типа поведения и как вида предпринимательской

деятельности;

сущность и основные функции предпринимательской деятельности;

значение особистішого потенциала предпринимательской деятельности;

психологические особенности деятельности отечественных предпринимателей и их потребность в психологической поддержке.

Об актуальности исследования следует отметить, что в течение последнего десятилетия, начиная с момента обретения Украиной государственной независимости, на ее территории интенсивно происходят процессы возрождения предпринимательской деятельности. Она постепенно становится естественной составляющей украинской экономики, что свидетельствует о ее продвижения к рыночных форм и методов хозяйствования.

Успех в осуществлении предпринимательской деятельности зависит от многих факторов. Одним из непременных условий достижения высокой результативности является получение необходимых знаний, представлений об формы, принципы и сферы предпринимательской деятельности. Но кроме знаний в сфере экономики, финансов, менеджмента, права и других социально-экономических наук, что помогают предприимчивым личностям создать, организовать и вести хозяйственную деятельность, для успешного развития профессиональной предпринимательской деятельности, для глубинного понимания сущности экономических процессов необходимы и психологические знания. Ведь, как уже отмечалось авторами раздела [9; 14], модели разработаны в рамках экономических теорий, становятся недостаточно адекватными для решения многих экономических проблем. Причиной является постоянное действие так называемого «человеческого фактора». Это обусловило появление нового, самостоятельного направления в экономической психологии - психологии предпринимательской деятельности. Поэтому важной задачей организационных и экономических психологов есть оказание психологической помощи действующим субъектам предпринимательской деятельности (предпринимателям), что предусматривает овладение ими соответствующих психотехнологий.

Анализируя содержание феномена «предпринимательство» и основные исторические этапы его развития, следует прежде всего отметить, что в современной науке отсутствует единство в понимании этого явления. Общепринятой теории предпринимательства пока не создано, хотя потребность в ней уже давно стала насущной. Основные причины отсутствие теории:

• предпринимательство - по сравнению повий феномен;

• это явление, которое постоянно развивается, поэтому оно меняется даже в своих содержательных характеристиках и имеет глубокую специфику в различных исторических, экономических и социокультурных условиях;

• это сложное многоаспектное явление, в котором тесно переплетаются экономические, социальные и психологические стороны.

Кроме того, одно из трудностей определения понятия «предпринимательство» заключается также в том, что это слово является одновременно общеупотребительным (бытовым) понятием и научным термином.

Так, в толковом словаре «предпринимательство» толкуется как деятельность, связанная с созданием, поддержкой и развитием предприятия, «дела», а также с производством товаров и услуг. В свою очередь, предприимчивость рассматривается как характеристика активной деятельности человека, которая означает, что человек регулярно и успешно достигает своей цели благодаря находчивости, сообразительности, умению осуществить нечто в нужный момент. Следовательно, даже уже в широком смысле понятие «предпринимательство» и «предприимчивость» имеет определенный психологический смысл. Эффективная предпринимательская деятельность требует наличие в ее субъекта определенных психологических качеств, идентификация и развитие которых является, по мнению авторов, одной из задач психологии предпринимательской деятельности.

Углубленному пониманию сущности предпринимательства как научного явления может способствовать анализ основных исторических этапов изучение этого феномена.

А следовательно, отметим, что процесс развития теоретических основ предпринимательства формировался в результате трех «волн» научного анализа предпринимательства.

Первая «волна» была связана с концентрацией внимания па явлении предпринимательского риска и возникла еще в XVII ст. Впервые понятие «предприниматель» (фр. - entrepreneur - посредник) в научный оборот ввел английский экономист Г. Кантільйон. Он выдвинул положение о рисках как основной функциональной характеристики предпринимательства. Экономист-теоретик считал, что предприниматель - это любой индивид, который умеет предвидеть и у которого есть желание принять на себя риск, направленный в будущее, чьи действия характеризуются надеждой получить прибыль и в то же время готовностью к потерям.

Ж. -Б. Сей имел личный опыт в сфере бизнеса, и поэтому отличался образным восприятием предпринимательства, чего были лишены другие классические экономисты. Ж. -Б. Он говорит о предпринимателя как о человеке, «который берется за свой счет и риска и в свою пользу сделать определенный продукт». Согласно утверждению Же. -Б. Сэя, предприниматель - это человек, который организует других людей в рамках производственной единицы. Он поставил предпринимателя в центр процесса производства и теории распределения, что повлияло па многих теоретиков-экономистов.

А. Смит характеризовал предпринимателя как владельца (т.е. человека, самостоятельно планирует, организует тс или иное производство и распоряжается его результатам). Владелец идет па риск, что побуждается мотивом получения прибыли.

Вторая «волна» связана с выделением факта инновационности как важнейшей отличительной особенности предпринимательства. Основоположником этого направления является один из крупнейших представителей мировой экономической мысли американец И. Шумпетер.

Изучая закономерности общественного прогресса, И. Шумпетер делает вывод, что движущей силой экономического развития является предприниматель, деятельность которого заключается в создании и внедрении новых комбинаций». Новые комбинации могут вывести экономическую систему на новый уровень равновесия, а их непосредственным результатом может быть: изготовление нового, до сих пор неизвестного потребителю блага; открытие новых технологий и новых способов коммерческого применения товара; освоение новых рынков сбыта; открытие новых источников сырья; проведение реорганизации производства (подрывы монополии) и т.д.

Подход И. Шумпетера к определению предпринимателя как субъекта, осуществляющего новые комбинации, означает невозможность длительное время оставаться таким. С момента массового внедрения пової комбинации в производство лицо, впервые применила ЕЕ, теряет возможность называться предпринимателем. Таким образом, не существует отдельного класса предпринимателей. Кроме того, предприниматель, по И. Шумпстером, не является владельцем.

Взгляд на предпринимателя как на новатора, впервые предложен И. Шумпетером, стал своеобразным фундаментом теории предпринимательства.

Появление третьей «волны» развития теории предпринимательства связана с теоретическими разработками псоавстрійської школы экономического анализа, наиболее выдающимися представителями которой были Л. фон Мезес и Ф. Хайек. Эта «волна» отличается сосредоточением внимания па особых особистіших качествах предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической ситуации, самостоятельность в выборе и принятии управленческих решений) и па роли предпринимателя в качестве регулирующего начала в рыночной экономической системе, то есть предпринимательство обеспечивает движение рынков к этапу равновесия |26|.

Субъект хозяйствования, за Л. фон Мезесом, действует в состоянии неопределенности, его представление о ситуации на рынке несовершенны, а в основе прибыли лежит чисто спекулятивный процесс. Однако в масштабах всей экономики прибылях и убытках взаимно погашаются и устанавливается равновесие.

По мнению Ф. Хайека, предпринимательство - это скорее характеристика поведения человека, а не особая ее форма. Цель такого поведения - поиск и исследование новых экономических возможностей.

Значительный вклад в развитие теории предпринимательства сделали представители австро-немецкой школы (Г. Вебер, В. Зомбарт).

Так, для М. Вебера предпринимательская деятельность является воплощение рациональности в широком смысле слова (эффективность, максимум отдачи от вложенных средств, выбор кратчайшего пути к избранной цели и др.).

В. Зомбарт, рассматривая цель деятельности предпринимателя, выделяет главное - это содействие росту и процветанию собственного дела. Кроме того, он говорит о росте прибыли, которая рассматривается как вторая цель, которая подчинена главной и необходима как условие достижения процветания своей фирмы. Анализируя личные качества предпринимателя, В. Зомбарт пришел к выводу о необходимости сочетания в нем свойств «завоевателя», «организатора», «торговца».

Таким образом, в широком смысле предпринимательство необходимо рассматривать как сложный социально-экономический и социально-психологический феномен, специфика которого определяется историческими и экономическими особенностями развития предпринимательской среды и своеобразием психологии личности как основного субъекта предпринимательской активности.

Что касается понимания предпринимательства как типа поведения и деятельности личности, то следует отметить, что именно эти два основных подхода существуют сегодня в современной научной литературе.

Первый подход рассматривает предпринимательство как особый плетень поведения - предпринимательство как поведение. Под предпринимательской поведением понимается цепь последовательно совершаемых поступков, которые направлены на получение субъективных предпочтений от разницы между докладеними усилиями и полученным результатом в процессе приобретения, хранения материальных и духовных ценностей.

Пачковский Ю.Ф., рассматривая предпринимательство как особый тип поведения, выделяет следующие ее составляющие:

• особая чувствительность к змей и стремление нечто изменить в своей жизни (элемент инициативы);

• взятие на себя ответственности за возможные неудачи и поражения, готовность рисковать (элемент риска);

• содействие реализации и использованию новых технологических возможностей путем внедрения в жизнь изобретений и инноваций; организация или реорганизация социально-экономических механизмов для того, чтобы с выгодой использовать имеющиеся ресурсы и конкретную ситуацию (элемент новаторства);

• самостоятельность суждений во время принятия важных решений (элемент свободы);

• направленность па деятельное преобразования окружающего мира, построение новых отношений; умение опережать события и вести конкурентную борьбу (элемент активности).

По мнению авторов, указанные элементы отражают специфические признаки предпринимательства как определенного типа поведения.

В рамках второго подхода предпринимательство рассматривается как особый вид человеческой деятельности - предпринимательство как деятельность. То есть предпринимательская деятельность сравнивается с другими видами профессиональной деятельности. При этом анализируются их общие признаки, а также специфические для этого вида деятельности. Как и любая деятельность человека, субъекта социального взаимодействия, предпринимательская деятельность имеет определенную психологическую структуру. Напомним, что структура любой деятельности включает следующие элементы: цель, средства, результат и процесс.

Поэтому можно утверждать о том, что к психологической структуры предпринимательской деятельности входят системы:

• нужд;

• мотивов;

• целей;

• предметов;

• средств достижения целей;

• Действий;

• результатов.

Базируясь на теоретико-методологических и методических основах данного учебного пособия, целесообразно, как считают авторы, говорить о предпринимательство как деятельность. Ведь профессиональные усилия организационных психологов направлены на оказание психологической помощи учредителям и владельцам предприятий (организаций) - предпринимателям, для которых предпринимательство - это специфическая деятельность.

Относительно более детального анализа содержания и основных функций предпринимательской деятельности следует еще раз уточнить толкование таких понятий, как «предпринимательство», «предпринимательская деятельность» и «предприниматели». Соотношение данных феноменов может иметь такой вид.

Предпринимательство - это вид деятельности, поэтому целесообразным является использование понятия «предпринимательская деятельность».

Предпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая по собственной инициативе, на свой риск, систематическая деятельность, которая направлена на производство товаров, оказание услуг и др. с целью получения прибыли.

Предприниматели - это лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, выступают субъектами этой деятельности.

Сущность предпринимательской деятельности глубже раскрывается через ее основные функции:

инновационную (творческую) - заключается в содействии формированию и реализации новых коммерческих идей, в осуществлении технико-экономических, научных разработок, проектов, связанных с хозяйственным риском;

ресурсную - предусматривает мобилизацию на добровольных началах материальных, финансовых, трудовых, информационных, интеллектуальных и других ресурсов;

организационную - заключается в непосредственной организации производства, сбыта, рекламы и т.д.; сводится к сочетание ресурсов в оптимальных пропорциях, осуществление контроля за их выполнением;

стимулирующее (мотивационную) - сводится к формированию стимулирующего (мотивационного) механизма эффективного использования ресурсов с учетом достижений науки, техники, управления и организации производства, а также к максимальному удовлетворению потребностей потребителя.

Относительно значение личностного потенциала предпринимательской деятельности стоит напомнить, что предпосылками развития предпринимательства есть объективные условия в обществе и субъективные факторы, то есть качества личности, которые способствуют эффективному выполнению такой деятельности.

Исходя из значения субъективных факторов в обеспечении эффективности предпринимательской деятельности, можно сделать вывод о том, что одним из главных загрузка дань психологии предпринимательской деятельности является анализ ее личностного потенциала. Под личностным потенциалом предпринимательской деятельности следует понимать совокупность психологических характеристик личности, которые определяют успешность данной деятельности.

Анализ литературы по данной проблематике свидетельствует о недостаточной разработку исследований, направленных на изучение личностных качеств украинских предпринимателей, их типологии. Поэтому актуальными для украинских психологов есть создание психологического профиля успешного современного отечественного предпринимателя, разработка типологии предпринимателей и др.

Относительно зарубежных исследований по этой проблеме, то обобщенный портрет западного предпринимателя представлен в работах А.И. Агеева. Он включает ее себе преимущественно универсальные психологические характеристики: (интеллектуальные, коммуникативные, волевые качества), а также некоторые деловые качества, влияя на результаты бизнеса в целом или на его отдельные составляющие (см. табл. 9.1).

Таблица 9.1. Личностный профиль предпринимателя (за А.И. Агеевым)

Качества

Проявления качеств

Поиск возможностей и инициативность

а) видит и использует новые или необычные деловые возможности; 6) действует до того, как его заставят совершать обстоятельства

Упорство и настойчивость

а) готов к неоднократным усилий, чтобы преодолеть препятствие; б) меняет стратегии, чтобы достичь цели

Готовность к риску

а) предпочитает ситуациям «вызова» или умеренного риска; б) отдает предпочтение действиям, чтобы уменьшить риск или контролировать результат

Ориентация на эффективность

а) находит пути делать вещи лучше, дешевле, быстрее; б) стремится достигать совершенства, улучшать стандарты эффективности

Привлечение к рабочих действий, контактов

а) берет на себя ответственность и готов на личные жертвы ради выполнения работы; б) берется за дело вместе с работниками или самостоятельно

Целеустремленность

а) четко выражает цели, имеет долгосрочное видение; б) постоянно ставит и корректирует краткосрочные задачи

Стремление быть информированным

а) лично собирает информацию о клиентах, поставщиках, конкурентах; б) использует личные и деловые контакты для своей информированности

Систематическое планирование и наблюдения

а) планирует, разделяя основные задачи на подзадачи; б) разрабатывает или использует процедуры наблюдения за выполнением работ

Способность убеждать и устанавливать связи

а) использует осторожны стратегии для влияния и убеждения людей; б) использует деловые и личные контакты как средство достижения целей

Независимость и самоуверенность

а) стремится к независимости от правил и контроля других людей; б) полагается только на себя в ситуации противостояния отсутствия успеха; в) верит в свою способность выполнять сложные задачи

В зарубежной литературе разработаны различные классификации психологических типов предпринимателей. Есть подобные разработки и в литературе российских авторов.

Приведем пример одной из таких типологий.

1. «Технологический предприниматель» - преимущественно экстраверт, ориентированный на полную самореализацию своих аналитических и интуитивных способностей, умеренно склонен к власти, избегает подчинения, озабочен только успехами дела, а не личным финансовым вознаграждением.

2. «Мелкий предприниматель» -- оптимист, отличается способностью выдерживать очень интенсивная трудовая нагрузка, по сравнению с наемными работниками, всегда экономически ориентирован.

3. «Массовый предприниматель» - человек, который разделяет взгляды, которые существуют в общественном сознании, что предпринимательство - это способ самореализации каждого человека, который нуждается успеха и хочет проверить свои способности в конкурентной борьбе; деньги для нее -- превыше всего, свидетельство успеха, а не самоцель или средство завоевания власти.

4. «Стратегический предприниматель» - отдает предпочтение решению крупномасштабного характера, касающиеся реорганизации, покупки-продажи компаний, их переориентации и т.д. Для него характерно действовать своевременно, обдуманно и быстро.

5. «Предприниматель-чемпион» - рассматривает конкурентную борьбу и бизнес как захватывающий вид спорта.

6. «Предприниматель-новатор» - изобретатель, способен преодолевать сопротивление своим идеям и идти к кіпця, конформист, склонен доверять исполнителям и компаньонам, с преобладанием неэкономичной мотивации (статуса, общественного признания и т.п.).

7. «Предприниматель-посредник» - действующий на «внешней границе» организации. Для него характерно стремление к ощущение успеха, склонность к обязательств, ощущение собственной значимости, экономическая мотивация, ориентация па коммерческий результат.

Авторами раздела было проведено специальное исследование психологических особенностей украинских предпринимателей, работающих в сфере торгового бизнеса и изучены их потребности в психологической поддержке. В исследовании приняли участие почти 100 предпринимателей. Были использованы такие методы, как анкетирование и интервью.

На основании анализа ответов на вопросы анкеты относительно ценностно-мотивационных аспектов предпринимательской деятельности участниками опроса выделены такие наиболее привлекательные стороны своей деятельности: свобода и независимость в принятии решений, в текущем и стратегическом планировании своей деятельности и рабочего времени, отсутствие контроля - «сам себе хозяин» (70,0% опрошенных); стремление достижения успеха в своем собственном деле (69,0%); насыщенная профессиональное общение, связанное с постоянным общением и взаимодействием в бизнес-среде (50,0%); возможность получения весьма высокой прибыли (25,0%). Полученные ответы свидетельствуют о полімотивоваиість предпринимательской деятельности и ломают существующие в обществе стереотипы относительно того, что получение высокой прибыли является одним из ведущих мотивов предпринимательской деятельности: Однако отметим тот факт, что социальные мотивы, в частности «потребность признания в обществе» представлено в незначительного количества опрошенных - лишь в 19%.

Анализируя особистістісні качества, немало опрошенных предпринимателей отметили, что им свойственны: ответственность (81,0%); коммуникабельность (62,5%); умение пойти на компромисс (62,5%); умение самостоятельно принимать решения (56,0%); независимость (56,0%); развитая интуиция (56,0%). Однако значительно меньше предпринимателей отметили наличие у них таких важных для предпринимательской деятельности качеств, как умение рисковать (44,0%); лидерские качества (31,0%); способность к самоорганизации и организации работы коллектива (31,0%); умение доводить начатое дело до конца (19,0%) и др. Именно эти личностные качества предприниматели хотели бы развивать и совершенствовать для повышения эффективности предпринимательской деятельности.

Что касается непосредственно осуществления предпринимательской деятельности, то подавляющее большинство предпринимателей (от 67,0 до 94,0%) отметили, что они в той или иной степени испытывают затруднения в реализации функций планирования, организации и осуществления контроля. Положительно оценивая роль конкурентоспособной команды в обеспечении успешности предпринимательской деятельности (80,0% опрошенных), предприниматели показали довольно нечеткие представления о сущности команды, ее структуру, принципы функционирования и механизмы формирования. Также 90,0% предпринимателей указали на то, что их деятельность постоянно сопровождается стрессовыми ситуациями, а 57,0% заявили, что не умеют успешно преодолевать их.

Полученные данные, по мнению авторов, свидетельствуют о необходимости предоставления психологической поддержки предпринимателям со стороны организационных психологов. Это подтверждается также результатами опроса предпринимателей, среди которых 75,0% заявили, что они нуждаются в психологической поддержке. Приоритетными направлениями психологической помощи предпринимателями были названы следующие: а) психологическая поддержка в решении профессиональных задач (создание имиджа фирмы, проведение тренингов продаж для подготовки персонала, подготовка к работе с «трудными» клиентами и т.д.) - 75,0%; б) психологическая поддержка деятельности персонала (отбор и оценка деятельности персонала, формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе и т.д.) - 50,6%; в) предоставление индивидуальных психолого-управленческих консультаций для предпринимателей (определение стиля вашей предпринимательской деятельности, его преимуществ и ограничений; разработка программы профессионального и личностного совершенствования; овладение приемами предотвращения и преодоления стресса и т.п.).

Таким образом, на основе проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что предпринимательской деятельностью в торговле занимаются независимые, самостоятельные люди, которые стремятся достичь личностного успеха, реализовать и утвердить себя. Вместе с тем исследование показало, что для повышения эффективности своей работы предпринимателям необходимо развивать определенные особистіші качества и совершенствовать много психологических составляющих предпринимательской деятельности. Помочь решить эти задачи предпринимателям могут организационные психологи, используя диагностический и корекційно-развивающий компоненты данной технологии, содержание которых будет раскрыта ниже.



Назад