Электронная онлайн библиотека

 
 Технологии работы организационных психологов

9.2. Система диагностических методик для изучения психологических особенностей предпринимательской деятельности (диагностический компонент технологии)


Анализ психологической литературы, а также собственный опыт авторов показал, что до основных методик, которые организационные психологи могут использовать для исследования психологических особенностей предпринимательской деятельности, можно отнести следующие:

1. Опросник Дж. Холланда.

2. Методика изучения карьерных ориентаций «Якоря карьеры» Е. Шейпа (адаптация В.А.Чикср и В.Е. Винокурової).

3. Тест для определения готовности к предпринимательской деятельности.

4. Оценка мотивации к предпринимательства

5. Анкета «Психологические факторы эффективности предпринимательской деятельности». Кратко проанализируем содержание и возможности применения указанных методик. 1. Опросник Дж. Холланда. Тест базируется па типологии личности, которая

разработанная Дж. Холландом. С помощью методики можно определить определенный тип личности и определить профессии, соответствующие данному типу, в которых человек может достичь максимальных успехов:

• реалистический тип;

• интеллектуальный тип;

• социальный тип;

• конвенциональный тип;

• предприимчивый тип;

• артистический тип.

В контексте проблемы, которая анализируется, важным будет определение того, в какой мере личности, что принимает участие в обследовании, присущие черты предприимчивого типа в сочетании с другими типами. Методика может быть использована для решения таких основных задач: а) на этапе профессионального самоопределения личности - для определения ее склонности к предпринимательской деятельности; б) в ситуациях появления определенных трудностей в предпринимательской деятельности.

2. Методика изучения карьерных ориентаций «Якоря карьеры» Е. Шейна (адаптация В.А. Чикер и В.Е. Винокурової). Методика позволяет изучить восемь типов карьерных ориентаций личности, типология которых разработана Е. Шейко:

• профессиональная компетентность;

• менеджмент;

• автономия (независимость);

• стабильность работы и места жительства;

• служение;

• вызов;

• интеграция стилей жизни;

• предпринимательство.

С помощью данной методики определяется ведущая карьерная ориентация из перечисленных выше. Если ни одна из ориентаций не достигает уровня ведущей - тогда делается вывод о том, что карьера не занимает ведущего места в жизни человека.

В контексте проблемы исследования психологических особенностей предпринимательской деятельности важным является определение того, присущие личности такая карьерная ориентация, как предпринимательство, а также другие карьерные ориентации, близкие к ней (автономия, вызов, менеджмент).

Данная методика, как и предыдущая, может быть использована для решения основных типов задач: а) на этапе профессионального самоопределения личности - для определения ведущих карьерных ориентаций, связанных с предпринимательской деятельностью; б) в ситуациях возникновения определенных трудностей в предпринимательской деятельности. Однако необходимо отметить, что первую методику парто больше использовать в контексте осуществления профориентационной деятельности со старшеклассниками, студентами, а вторую целесообразно применять и с лицами зрелого возраста, в ситуациях принятия решения относительно перспектив занятия предпринимательской деятельностью.

3. Тест для определения готовности к предпринимательской деятельности. Помогает оценить психологическую готовность личности к предпринимательской

деятельности, диагностировать такие показатели:

• имеет ли человек способность самостоятельно, без помощи других, решать вопросы, возникающие во время работы;

• ли ей стоит заниматься предпринимательской деятельностью, но вместе с опытными партнерами;

• стоит ли человеку вообще пересмотреть планы относительно целесообразности заниматься предпринимательской деятельностью.

Данная методика, как и две предыдущие, может быть использована для решения таких основных задач: а) па этапе профессионального самоопределения личности - для определения готовности личности к предпринимательской деятельности; б) в ситуациях возникновения определенных трудностей в предпринимательской деятельности; в) осуществление рефлексии своей предпринимательской деятельности и определение возможных направлений ее совершенствования и личностного развития.

Эта методика может быть использована как взаємодоповнююча до двух предыдущих, или самостоятельно. Также следует отметить, что ее целесообразно применять во время работы с лицами старшего возраста, имеющих определенный опыт профессиональной деятельности и взаимодействия.

Напомним, что тест простой в использовании и обработке, поэтому возможно применение в ситуациях оперативной диагностики.

4. Оценка мотивации к предпринимательства.

Методика дает возможность изучить основные виды мотивов осуществления предпринимательской деятельности:

• стремление к независимости и самостоятельности;

• желание самореализации;

• стремление к признанию в обществе;

• стремление проявить себя, свои способности;

• желание иметь интересную работу и др.

Методику целесообразно использовать также для решения таких основных типов задач: а) осуществление рефлексии мотивации своей предпринимательской деятельности и определение возможных «траекторий» ее изменения или усовершенствования; б) в ситуациях возникновения определенных трудностей в предпринимательской деятельности и др.

Эта методика проста в использовании и обработке, поэтому может применяться организационными психологами в ситуациях оперативной диагностики.

5. Анкета «Психологические факторы эффективности предпринимательской деятельности».

Анкета, разработанная авторами раздела, помогает выявить такие психологические факторы эффективности предпринимательской деятельности:

1. Удовлетворенность предпринимателей своей деятельностью.

2. Особистіспі качестве предпринимателей, которые определяют успешность их предпринимательской деятельности.

3. Особенности реализации предпринимателями основных составляющих их деятельности и трудности, которые испытывают предприниматели.

4. Ориентацию предпринимателей на психологическое сопровождение их деятельности со стороны организационных психологов.

В отличие от предыдущих методик анкета четко ориентирована на использование для работы с реально работающими предпринимателями, то есть людьми, которые имеют опыт предпринимательской деятельности.

Рассмотрим подробнее содержание каждой методики и особенности обработки полученных данных.

Методика 1. Опросник Дж. Холланда

(Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб.: Речь, 2001. - С. 45-50).

Инструкция для участников исследования:

Представьте себе, что после соответствующего обучения Вы сможете работать за будь-какой специальности. И если бы Вам пришлось выбирать только одну из двух возможностей, почему бы отдали предпочтение? В бланке для ответов обведите кружочком выбранную ответ (ту профессию, которой Вы падаете преимущество).

Текст опросника:

1а Инженер-технолог

1б Конструктор  

2а Завуч по внеклассной работы

 

Председатель профсоюзного комитета

 

По Дизайнер

3б Чертежник  

4а Ученый-химик

4б Бухгалтер  

5а Политический деятель

5б Писатель  

6а Повар

6б Наборщик  

7а Адвокат

7б Редактор научного журнала  

8а Воспитатель

8б Художник по керамике  

9а в'язальник

9б Санитарный врач

 

10а Нотариус

10б Поставщик

11а Переводчик художественной литературы

11б Лингвист

12 Педиатр

12б Статистик

13а Заведующий магазина

13б Фотограф

14а Философ

14б Психиатр

15а Оператор ЭВМ

15б Карикатурист

16а Садовник

16б Метеоролог

17 Учитель.

17б Командир отряда

18 Художник по металлу

18б Маляр

19 Гидролог

19б Ревизор

20а Заведующий хозяйства

20б Дирижер

21 Инженер-электронщик

21б Секретарь-машини стка

22а Главный зоотехник

22б Зоолог

23 Спортивный врач

23б Фельєтоніст

24 Водитель троллейбуса

24б Медсестра

25 Копировщик

25б Директор

26 Архитектор

8в Математик

27 Работник детской комнаты милиции

27б Счетовод

28а Председатель колхоза

28б Агроном-специалист по семена

29 Биолог

29б Офтальмолог

30 Архивариус

30б Скульптор

31 Стенографист

31б Логопед

32а Экономист

32б Заведующий магазина

33 Научный сотрудник музея

33б Консультант

34 Корректор

34б Критик

35а Радиооператор

35б Специалист по ядерной физике

36 Врач

36б Дипломат

37а Актер

37б Телеоператор

38а Археолог

38б Эксперт

39а Закройщик-модельер

39б Декоратор

40а Мастер по ремонту часов

40б Монтажник

41 Режиссер

41б Ученый

42а Психолог

42б Поэт

Бланк для ответов

la

16

 

26

За

36

 

46

56

 

 

66

 

 

76

 

 

86

 

96

10а

106

11а

 

116

12а

126

13а

 

136

14а

146

15а

 

156

16а

166

17а

 

176

18а

186

19а

 

196

20а

206

21а

 

 

216

22а

 

 

226

23а

 

 

236

24а

 

246

25а

256

26а

 

266

27а

276

28а

 

286

29а

296

30а

 

30б

31а

 

316

32а

32б

 

 

33а

336

34а

 

346

35а

35б

36а

 

36б

37а

37б

38а

 

386

39а

39б

40а

 

 

40б

41а

 

 

416

42а

 

 

42б

Обработка и интерпретация результатов

Вычислите итоговую количество отметок в каждом столбце.

Полученные итоговые значения характеризуют степень определенного типа личности по классификации Дж. Холланда:

1-й столбец - реалистический тип;

2-й столбец -- интеллектуальный тип;

3-й столбец - социальный тип;

4-й столбец - конвенціальний тип;

5-й столбец - предприимчивый тип;

6-й столбец - артистический тип.

Анализ полученных данных выкапывается путем выделения столбца, который содержит наибольшее количество полученных ответов, что подходит определенному типу личности, по Дж. Холлапду.

1. Реалистический тип. «Мужской» тип. Обладает высокой эмоциональной устойчивостью, ориентированный на нынешнюю ситуацию. Оказывает предпочтение занятиям с конкретными объектами и их использованию. Выбирает занятия, которые требуют моторных павичок (постоянное движение), ловкость. Предпочитает профессиям с конкретными задачами: механик, водитель, инженер, агроном и др. Характерные невербальные способности, развитые моторные павички, пространственное воображение. Имеет шансы достичь успеха в таких областях, как физика, экономика, кибернетика, химия, спорт.

2. Интеллектуальный тип. Характерные аналитический склад мышления, независимость и оригинальность суждений. Преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентируется па решения интеллектуальных творческих задач. Чаще выбирает научные профессии. Структура интеллекта является гармоничной: развитые вербальные и невербальные способности. Характеризуется высокой активностью, но ее деятельности на общение не настроен.

3. Социальный тип. Отличается выразительными социальными умениями (умением общаться, стремлением к лидерству, потребностями в многочисленных социальных контактах). Независимый от окружающих, успешно приобщается к обстоятельствам. Эмоциональный и чувствительный. В структуре интеллекта выраженные вербальные способности. Отличается стремлением обучать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствие. Лучшие виды деятельности: психология, медицина, педагогика.

4. Конвенціальний тип. Предпочитает структурированной деятельности, работе за инструкциями, определенным алгоритмам. Имеет способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам имеет стереотипный характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо подражает обычаям. Слабый организатор и руководитель. Чаще преобладают невербальпі (особенно для счета) способности. Лучшие виды деятельности: бухгалтер, финансист, экономист, машинистка, канцелярский работник.

5. Предприимчивый тип. Выбирает цели и задачи, которые позволяют проявить энергию, импульсивность и энтузиазм. Черты характера: стремление к лидерству, потребность в признании, предприимчивость, некоторая агрессивность. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Предоставляет преимущества задачам, связанным с руководством, личным статусом. Не нравятся занятия, требующие назойливости, упорного труда, моторных павичок, концентрации внимания. Эти особенности наиболее плодотворно реализуются в таких профессиях, как дипломат, репортер, менеджер, директор, брокер, кооператор.

6. Артистический тип. В отношениях с окружающими опирается па свое воображение и интуицию. Присущий эмоционально сложный взгляд па жизни. Черты характера: независимость в принятии решений, гибкость, оригинальность мышления. Обычно не живет по правилам и традициям. Предпочитает занятием творческого характера: музыка, рисование, деятельность в области гуманитарных наук. Хорошо развитые восприятия и моторика. Высокий уровень екстравертованості. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Рекомендуемые сферы деятельности: история, филология, искусство.

Методика 2. Методика изучения карьерных ориентаций «Якоря карьеры» Е. Шейна (адаптация В, А. Чикер и В.Е. Винокурової)

(Почєбут Л.Г., Чикер В.А. Организациопная социальпая психология:Учебпое по собие. - СП6: Изд-во «Речь», 2000. - С. 207-212.)

Инструкция для участников исследования:

Отвечая на вопрос, зачеркните одну из цифр в бланке справа в зависимости от того, насколько важным или согласованным с Вашими взглядами является каждое из следующих суждений.

Особенно важно / Суждения безразлично / Абсолютно неважно

1

Строить свою карьеру в пределах конкретной научной или этнической сферы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

Осуществлять наблюдение и контроль за людьми, влиять на них на всех уровнях

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3

Иметь возможность делать все по-своему и не быть ограниченным правилам любой организации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4

Иметь постоянное место работы с гарантированным окладом и социальной защищенностью

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5

Применять свое умение общаться на пользу людям, помогать другим

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6

Работать над проблемами, которые почти невозможно решить

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7

Вести такой образ жизни, чтобы интересы семьи и карьеры были уравновешены

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8

Создать и построить нечто такое, что будет полностью моим изобретением или идеей

1

2

3

4

5

7

8

9

10

9

Продолжить работу по специальности, чем получить более высокую должность, не связанную с моей специальностью

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10

Быть первым руководителем в организации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Иметь работу, не связанную с режимом или другими организационными ограничениями

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12

Работать в организации, которая обеспечит стабильность мне на длительный период

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

13

Применить свои умения и способности на то, чтобы сделать мир лучше

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

14

Соревноваться с другими и побеждать

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

15

Строить карьеру, которая бы позволила мне нарушать свой образ жизни

1

2

3

А

5

6

7

8

9

10

16

Создать новое коммерческое предприятие

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

17

Посвятить всю жизнь избранной профессии

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

18

Получить высокую руководящую должность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

19

Иметь работу, которая дает максимум свободы и автономности в выборе содержания занятий, времени выполнения и т.д.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

20

Оставаться на одном месте проживания, чем переехать в связи с повышением

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

21

Иметь возможность использовать свои умения и талант для служения важной цели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Обработка и интерпретация результатов:

По каждой из восьми карьерных ориентаций исчисляется количество баллов. Для этого необходимо, пользуясь ключом, посчитать сумму баллов по каждой ориентации и полученное число разделить па количество вопросов (5 для всех ориентаций, кроме «стабильность»). Таким образом определяется ведущая карьерная ориентация - количество набранных баллов должно быть не менее пяти. Иногда ни одна из ориентаций не достигает ріння ведущей - в таком случае делается вывод о том, что карьера не занимает ведущего места в жизни человека.

9.1

Психологическая характеристика карьерных типов:

1. Профессиональная компетентность. Люди с такой ориентацией стремятся быть мастерами своего дела, для них очень важен успех в профессиональной сфере. Быстро теряют интерес к работе, которая не позволяет развивать собственные профессиональные способности. Ищут признания своих талантов, которое должно выражаться в статусе, что соответствует их мастерства. Они готовы управлять другими в пределах своей компетентности, но управление не вызывает у них особого интереса. Большинство рассматривают управления лишь как необходимое условие для продвижения в своей профессиональной сфере. Это самая большая группа в организациях, что обеспечивает принятия компетентных решений.

2. Менеджмент. Личность ориентирована на интеграцию усилий других людей, полноту ответственности за конечный результат и сочетание различных функций организации. Человек с этой карьерной ориентацией сочтет, что не достигла целей своей карьеры, пока не получит должность, па которой будет руководить различными сторонами деятельности организации: финансами, маркетингом, производством продукции, разработками, продажами.

3. Автономия. Личность стремится освобождения от организационных правил, требований и ограничений. Ярко выраженная потребность все делать по своему усмотрению, самому решать, когда, над чем и сколько работать. Такой человек не хочет подчиняться правилам организации. Готова отказаться от продвижения по службе и других возможностей ради сохранения своей независимости. Такой человек готов работать в организации, что обеспечивает достаточный уровень свободы, не будет чувствовать преданности организации и будет отвергать все ограничения ее автономности.

4. Стабильность. Главная потребность - это безопасность и стабильность для того, чтобы жизненные события можно было предусмотреть. Первая группа стабильных людей преимущественно ориентирована па стабильность места работы: ищет место работы в такой организации, что обеспечивает определенный срок службы, имеет хорошую репутацию, заботится о пенсионерах, выплачивает большие пенсии, выглядит надежно в своей отрасли. Это люди организации. Ответственность за управление карьерой они полностью возлагают па нанимателя. Вторая группа ориентирована на стабильность места жительства: «пускает корни» в определенном географическом месте, может менять работу, если это не связано со сменой места. Люди, ориентированные па стабильность, могут быть талантливыми и взбираться на высокие должности в организации, но отказываются от работы, новых возможностей, если это угрожает временными неудобствами.

5. Служение. Главные ценности такого человека - это люди и работа па их благо. Человек такой ориентации не будет работать в организации, которая имеет цели и ценности, противоречащие его собственным. Откажется от работы и продвижения по службе, если она может реализовать главные ценности жизни.

6. Вызов. Основные ценности такого человека - конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение сложных задач. Человек как бы «бросает вызов», социальная ситуация оценивается с позиции «проиграл - выиграл». Процесс борьбы победы для нее важнее, чем конкретная деятельность или профессия. Новизна, разнообразие и вызов - это основные ценности, а если все очень просто, такой человек скучает.

7. Интеграция стилей жизни. Человек ориентирована на интеграцию различных сторон жизни. Она не желает, чтобы в ее жизни доминировала только семья или карьера, или саморазвитие. Пытается все это сбалансировать. Такой человек больше ценит свою жизнь в целом - где живет, как совершенствуется, - чем конкретную работу, карьеру, организацию.

8. Предпринимательство. Стремится создавать нечто новое, хочет преодолевать препятствия, готова к риску. Не желает работать на других, хочет иметь собственную «марку», собственное дело. Финансовое богатство. Это не всегда творческий человек, для нее главное - создать собственное дело, концепцию, организацию, построить ее так, чтобы это стало продолжением ее самой. Она будет продолжать дело. Даже тогда, когда будут преследовать неудачи и она будет вынуждена рисковать.

Методика 3. Тест для определения готовности к предпринимательской деятельности

(Как начать и развить собственное дело: Практический справочник предпринимателя / Петренко В.П., Табахаршок Н.А., Пасечник О.В. и др. - Ивано-Франковск: Лилия-НВ, 1998 - С 12-13).

Инструкция для участников исследования:

Дайте искренние ответы на следующие 10 вопросов. При этом выберите из предложенных ответов к каждому вопросу одну, которая па Вашему мнению, наиболее точно отражает реалии.

Текст опросника:

1. Являетесь ли Вы инициативной лицом?

1. Я всегда знаю, что и как делать. Для этого мне не надо советников.

2. Я работаю хорошо только тогда, когда меня кто ориентирует и вдохновляет.

3. Инициативу проявляют только дураки. Без крайней необходимости я пасую.

II. Как Вы относитесь к другим?

1. Я люблю людей и могу найти общий язык почти с каждым. .

2. Я имею достаточно друзей и мне больше никого не нужно.

3. Большинство людей меня раздражает.

III. Способны ли Вы взять ответственность на себя?

1. Мне нравится лично контролировать ход дел.

2. Я беру ответственность только тогда, когда в этом есть крайняя погреба.

3. Трудолюбивые работяги-энтузиасты находятся всегда. Я ничего по имею против того, чтобы они руководили и несли ответственность.

IV. Способны ли Вы к лидерству?

1. Когда я начинаю некую дело, мне нетрудно привлечь к этому других людей.

2. Я умею распоряжаться, если мне объяснят, что и как нужно делать.

3. Как правило, включаюсь в работу только тогда, когда меня просят.

V. Ли Вы хороший организатор?

1. Перед началом работы я составляю план действий и принадлежу к тем, кто всегда в своих действиях руководствуется интересами группы.

2. Я хорошо работаю доселе, пока все идет на лад. Осложнения выводят меня из игры.

3. Проблемы, возникающие во время работы, я воспринимаю как неизбежно непобедимое зло.

VI. Насколько Вы хороший работник?

1. Я работаю столько, сколько нужно для успешного завершения дела.

2. Некоторое время я работаю добросовестно и старательно, и когда работа надоест, я могу легко оставить ее другим.

3. Я перекопан, что тяжелый труд не всегда приносит свои плоды.

VII. Способны ли Вы принимать решения?

1. Для меня это легко даже в цейтноте». Как правило, мои решения являются удачными.

2. Я могу принимать решения только тогда, когда у меня достаточно времени. Иначе у меня всегда возникают сомнения в их правильности.

3. Мне вообще не нравится принимать любые решения.

VIII. Доверяют ли другие люди Вашим словам?

1. Конечно! Я никогда не говорю того, в чем не уверен на 100%.

2. Я держу марку, но иногда говорю тс, что первое придет в голову.

3. Я не обращаю на это внимания, поскольку отличить, где правда, а где ложь, - трудно.

IX. Насколько Вы целеустремленны?

1. Если я берусь за нечто, то довожу все до кіпця и не позволяю никому и ничему меня остановить.

2. Как правило, я довожу дело до кіпця, если все в порядке. ?

3. Если работа не идет в порядок, я ее оставляю.

X. Или крепкое у Вас здоровье?

1. Я имею очень крепкое здоровье.

2. У меня достаточно энергии для всех моих дел.

3. Я страшно значительно быстрее своих коллег.

Обработка и интерпретация результатов:

Подсчитайте количество выбранных ответов. Сколько раз Вы выбрали:

первую відповідь_______________

вторую відповідь________________

третью відповідь________________

Если Вы выбрали 8 и более ответов по номеру 1 - Вы имеете все задатки для того, чтобы стать предпринимателем.

Если нет, то в процессе работы у Вас возникает больше проблем, чем желательно. Привлеките на помощь опытных партнеров, которые смогут компенсировать Ваши недостатки.

Если Вы 5 и более раз остановились на ответах по номеру 3, лучше не беритесь за дела вообще. Не усложняйте жизнь ни себе, ни потенциальным партнерам.

Методика 4. Оценка мотивации к предпринимательства

(Пачковский Ю.Ф. Психология предпринимательства. Учебное пособие. - Львов: «Афиша», 2001. - С 90).

Инструкция для участников исследования:

Поставьте себя в ситуацию начала собственного дела и определите свои мотивационные побуждение к предпринимательства. Перед выполнением задания скажите: «Я хочу...»

Перед вами 15 фраз. Сравните каждую фразу попарно друг с другом. Например, первая со второй, первую из третьей, первую из четвертой, вторую с пятой и т. д. Сравнивая пары фраз, каждый раз оценивайте, который выражение для Вас лично является более важным в ситуации предпринимательства (приписуйте ему один балл).

Текст опросника:

Я хочу...

1. Зарабатывать себе на жизнь.

2. Получить более высокий доход.

3. Быть владельцем своего дела.

4. Завоевать признание и уважение.

5. Внести свой вклад в общее дело.

6. Делать нечто интересное.

7. Раскрыть свой творческий потенциал.

8. Быть более независимым и самостоятельным.

9. Быстро обеспечить материальный достаток и высокий уровень жизни.

10. Приобрести новых знаний и умений.

11. Купить хорошие вещи.

12. Принести пользу обществу.

13. Реализовать новую идею.

14. Сделать карьеру в проституток для себя сфере деятельности.

15. Быть в деле.

Обработка и интерпретация результатов:

По завершению работы просуммируйте, сколько баллов набрано для каждой ситуации. Выберите три высказывания, которые получили наибольшее количество баллов. Это и будут Ваши доминирующие мотивационные тенденции, что побуждают (побудили б) заниматься предпринимательской деятельностью.

 



Назад