Электронная онлайн библиотека

 
 Технологии работы организационных психологов

9.3. Комплекс активных методов и форм психологической подготовки предпринимателей в повышении эффективности предпринимательской деятельности (корекційно-развивающий компонент технологии)


Успех развития современной украинской рыночной экономики в значительной мере зависит от деятельности предпринимателей. Для ведения успешной деятельности в условиях быстрого темпа развития общества и конкуренции предпринимателю нужно постоянно повышать свой профессиональный уровень. Экономическое образование и привлечение к сотрудничеству организационных психологов могут способствовать, по мнению авторов, повышению эффективности деятельности предпринимателей.

Разработанный авторами комплекс активных методов и форм обучения предназначен для проведения семинара-тренинга «Психология предпринимательства», который может быть использован организационными психологами, іцо работают с предпринимателями, с целью повышения их профессионального уровня и эффективности их предпринимательской деятельности.

Комплекс имеет три тематические блоки, ознакомление с которыми даст возможность участникам занятий приобрести теоретические знания о психологических аспектов предпринимательской деятельности и научиться применять их в реальной практике хозяйствования. Общая структура семинара-тренинга - 8 тем, общий объем - 32 академических часа (по 4 часа каждая тема).

Семинар-тренинг может проводиться комплексно - по всем темам, или «локально» - по отдельным разделам (темам), в зависимости от потребностей предпринимателей и особенностей деятельности самих организационных психологов. Относительно организационных форм проведения, то это может быть так называемый «ударный» семинар-треиіпг, который проводится в течение 4 дней (по 8 часов ежедневно), а также более «спокойный» семинар-тренинг, который может иметь несколько размеренную форму проведения (один раз в месяц, по 6-8 часов в течение 5-6 месяцев).

В рамках курсов повышения профессионального уровня предпринимателей, которые могут быть организованы, например, при общественно-профессиональных организациях предпринимателей, психологи же отрабатывают этот комплекс целостно. В рамках индивидуальной работы организационного психолога с конкретной предпринимательской организацией или конкретным предпринимателем можно применять отдельные элементы комплекса для решения четко обозначенных проблем, стоящих перед организацией или предпринимателем.

В процессе внедрения комплекса, кроме приведенных ниже, дополнительно могут использоваться как организационно-направляющие, так и содержательно-смысловые интерактивные техники, о которых шла речь в главе 6 части 1.

Семинар-тренинг «ПСИХОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

Глава 1.

Психология предпринимательства как наука. Сущность феномена предпринимательства

Вступление к семинара-тренинга

С целью изучения запросов и эмоционального состояния участников занятия организационные психологи в начале семинара-тренинга могут использовать технику изучения (см. главу 6 часть 1). Для этого они используют анонимный опрос участников занятия по следующим вопросам:

• «Почему вы хотите научиться в процессе курса (конкретного занятия)?»

• «Каких конкретных умений и навыков вы хотите приобрести?»

• «Какой у вас сейчас эмоциональное состояние?»

Индивидуальные ответы участников занятия, представленные на отдельных листах, могут вывешиваться на доске (специальном стенде) с последующим групповым анализом и обсуждением. Это дает возможность создать «групповой портрет» участников занятия, а также уточнить основную мсту и задачи семинара-тренинга.

Целесообразным будет также обсудить правила групповой работы и общую структуру семинара-тренинга.

Краткое содержание каждой темы семинара-тренинга приведены ниже.

Тема 1. Содержание и задачи психологии предпринимательства

Методика незаконченных предложений: «Предпринимательство - это...»; «Предприниматель - это...», «Предприимчивость - это...»

Мини-лекция: Сущность феноменов «предпринимательство», «предприниматель», «предприимчивость».

Групповая дискуссия: «Что «психологического» есть в предпринимательстве?»

Мини-лекция: «Предмет и основные задачи психологии предпринимательства. Взаимосвязь психологии предпринимательства с экономическими, социологическими и психологическими науками. Связь психологии предпринимательства с организационной и экономической психологии. Тенденции развития психологии предпринимательства в Украине. Значение психологии предпринимательства для развития предпринимательства в Украине».

Индивидуальное творческое задание (с последующим обсуждением в парах): «С каких психологических проблем я бы обратился за помощью к организационного психолога? (Составить перечень основных психологических проблем, с которыми предприниматель сталкивается в повседневной деятельности)».

Тема 2. Сущность феномена предпринимательства и основные этапы его изучения

Групповая дискуссия: «Как вы считаете, почему возникла потребность в развитии предпринимательства? Когда, по вашему мнению, началось развитие предпринимательства?»

Мини-лекция: «Предпринимательство как исторический феномен общества. Три «волны» научного анализа предпринимательства. Становление предпринимательства в России и Украине. Психологические теории предпринимательства: теория «врожденных способностей», теория «рис», психодинамическая теория».

Групповая дискуссия: «Если бы предпринимательство вообще не существовало в экономике, каким образом это повлияло бы на развитие общества?»

Разработка творческого проекта и его презентация (работа в малых группах): «Предпринимательство в Украине: вчера, сегодня, завтра».

Глава 2. Личностный потенциал субъекта предпринимательской деятельности

Тема 1. Предпринимательство как особый тип поведения личности

Индивидуальное рефлексивная задачи (с последующим обсуждением в группах): «Проанализируйте на опыте из собственной жизни, когда впервые у вас проявилась предпринимательская поведение. Приведите примеры такого поведения. Выделите наиболее существенные существенные признаки предпринимательской поведения».

Мини-лекция: «Два подхода к определению предпринимательства: предпринимательство как особый тип поведения и предпринимательство как особый вид деятельности».

Работа в парах (с последующим групповым обсуждением): «Вспомните и определите круг известных людей, поведение которых имеет предпринимательские признаки, но по своим социальным статусом они не являются предпринимателями. Как вы считаете, о чем это свидетельствует?».

Групповая дискуссия: «Роль предпринимательской поведения в жизни современного человека: аргументы <<за>> и «против».

Мозговой штурм: «Как можно развить предпринимательскую поведение?»

Тема 2. Предпринимательство как вид деятельности

Мини-лекция: «Предпринимательская деятельность как основной элемент рыночной экономики. Характеристика предпринимательской деятельности как особого вида деятельности. Структура предпринимательской деятельности: потребности; мотивы; цели; предмет; средства достижения целей; действия; результаты».

Проблемное задание (работа в малых группах): «Представьте структуру предпринимательской деятельности на примере производства конкретного продукта (чипсы, новая детская игрушка, новая марка женского автомобиля и т.д.)».

Психологический практикум: «Определите вашу готовность к осуществлению предпринимательской деятельности. Используйте для этого «Тест для определения готовности к предпринимательской деятельности» (Как начать и развить собственное дело: Практический справочник предпринимателя / Петренко В.П., Табахарнюк Н.А., Пасечник О.В. и др. - Ивано-Франковск: Лилия-НВ, 1998. - С. 12-13.). Сделайте выводы о возможных условия и пути повышения вашей готовности к предпринимательской деятельности.

Мини-лекция: «Функции предпринимательской деятельности. Виды предпринимательской деятельности. Факторы, которые обусловливают развитие предпринимательской деятельности: объективные (внешние) и субъективные (внутренние)».

Работа с рабочими листьями: «На примере собственной предпринимательской деятельности определите, пожалуйста, объективные и субъективные факторы, которые на нее влияют».

Выполнение творческого задания (в малых группах): Создание и презентация творческой модели: «Успешный предприниматель».

Тема 3. Личность предпринимателя

Мини-лекция: «Анализ классических и современных представлений о личностный аспект предпринимательской деятельности. Основные подходы к исследованию данного феномена. Личность предпринимателя. Предприимчивость как важная черта личности предпринимателя».

Психологический практикум: «Определите мотивы вашей предпринимательской деятельности. (На основе методики «Оценка мотивации к предпринимательства» - (Пачковский Ю.Ф. Психология предпринимательства. Учебное пособие. - Львов: «Афиша», 2001. - С. 90). Проанализируйте ведущие мотивы. Определите, какие мотивы вы бы хотели развить».

Мини-лекция: «Роль мотивации в осуществлении предпринимательской деятельности».

Психологический практикум:

1. Из перечисленных ниже качеств выберите те, которые наиболее свойственные для вас как для предпринимателя:

а) качества, связанные непосредственно с содержанием предпринимательской деятельности (лидерство, инициативность, независимость, самостоятельность в принятии решений, умение рисковать, развитая интуиция, компетентность, творчество и т.п.);

б) качества, связанные с выполнением предпринимательской деятельности (ответственность, организованность, преданность работе, умение довести начатое дело до конца, единство слова и дела, способность работать в команде, требовательность (в других) и т.п.);

в) качества, связанные с взаимодействием с участниками предпринимательской деятельности (коммуникабельность, умение идти на компромисс, порядочность, этичность, демократизм, гуманизм, забота о своих подчиненных, содействие профессиональному и личностному развитию своих подчиненных, забота о своих партнеров, уважение к конкурентам и т.д.);

г) качества, связанные с отношением к самому себе (уверенность в себе, способность к самоорганизации, самокритичность, требовательность (к себе), способность владеть собой в любой ситуации (самообладание), ориентация па личностное развитие, профессиональное совершенствование и т.п.).

2. Из приведенных выше качеств выберите те, которые вы хотели бы развить, усовершенствовать для обеспечения эффективности нашей предпринимательской деятельности (выберите, пожалуйста, из каждой группы, представленной выше - а, б, в, г отдельно):

а)_

б)_

в)_

г)_

Работа в малых группах: «Определите психологические условия и средства развития личностных характеристик, необходимых для успешной предпринимательской деятельности (для каждой личностного качества, которую считают значимой участники конкретной группы). Перечень значимых личностных качеств состоит после предварительного группового обсуждения)».

Мини лекция: «Личностные предпосылки успешной деятельности предпринимателя. Личностные качества, которые препятствуют профессиональному успеху. Сравнительная характеристика личностных качеств предпринимателя, лидера, менеджера.

Психологическая помощь организационных психологов по развитию личностных качеств, необходимых для успешной предпринимательской деятельности».

Тема 4. Типология предпринимателей

Мини-лекціія: «Психологические портреты зарубежных и отечественных предпринимателей. Критерии выделения типов предпринимателей. Типологии предпринимателей. Зарубежные и отечественные исследования типов предпринимателей».

Работа в парах (с последующим групповым обсуждением): «Определите специфические характеристики украинских предпринимателей. Проанализируйте общие и отличительные черты украинских и зарубежных предпринимателей».

Психологический практикум: «На основе опросника Дж. Холланда (Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткона. - СПб.: Речь, 2001. - С. 45-50) определите, к какому типу личности вы принадлежите. Проанализируйте, как это влияет па успешность вашей предпринимательской деятельности".

Психологический практикум: «На основе методики для изучения карьерных ориентаций «Якоря карьеры» Е. ІІІейна (адаптация В.А. Чикер и В.Е. Винокурової) (Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. - СПб: Изд-во «Речь», 2000. - С. 207-212), определите ведущие типы карьерных ориентаций, которые присущи для вас. Проанализируйте, как это связано с особенностями вашей предпринимательской деятельности».

Индивидуальное рефлексивная задачи: «Определите, к какому типу людей вы относитесь. (Для выполнения этой задачи используется типология предпринимателей, приведенная в литературе. - Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. - М.: Наука, 1991. 106 с; Агеев А.И., Грачев М.В., Кузин Д.В. Предпринимательство: стратегия нового поколения / / Мировая зкономика и международные отношения. - 1991. - №3. - С. 115-123). Определите положительные характеристики и ограничения этого типа и обоснуйте, как это можно учитывать в нашей предпринимательской деятельности».

 

Глава 3. Психологические особенности предпринимательской организации

Тема 1. Организация как субъект хозяйствования: ее социально-экономические и социально-психологические функции.

Метод незаконченных предложений: «Организация - это...»

Мини-лекция: «Понятие об организации и ее роль в решении социально-экономических проблем в обществе. Организация как своеобразный функциональный посредник между личностью (группой) и обществом в решении социально-экономических проблем и социально-психологических проблем. Основные структурные элементы организации. Понятие о эффективность и производительность организации".

Работа в малых группах: «Раскройте содержание социально-экономических (объединение материально-финансовых ресурсов; выход на рынок социальных взаимодействий; включение в макроэкономические структуры; производство товаров и услуг; вхождение па потребительский рынок и т.д.) и социально-психологических функций организаций (объединение психологических ресурсов; распределение и концентрация усилий; признание и возможность самореализации; обеспечение доходов; защита и гарантия будущего и т.д.).

Индивидуальное проблемное задание: «На примере собственной организации проанализируйте ее социально-экономические и социально-психологические функции».

Мини-лекция: «Психологические основы разработки миссии и стратегии деятельности организаций».

Работа в малых группах: «Определите основные этапы развития организации, их назначение и особенности».

Мозговой штурм: «Что такс кризисные этапы в деятельности организации? Можно ли их предотвратить? Как можно преодолеть кризисные ситуации?»

Выполнение творческого задания (работа в малых группах): «Создание модели: «Психологические факторы и условия эффективной деятельности организации».

Тема 2. Предпринимательская организация

Мини-лекция: «Сущность предпринимательской организации. Функции предпринимательской организаций. Психологические основы построения предпринимательской организации. Формы предпринимательских организаций. Классификация предпринимательских организации по количественному критерию: малые, средние и крупные предпринимательские организации. Качественные признаки малых, средних и крупных предпринимательских организаций».

Работа в парах: «Проанализировать специфические признаки государственных и предпринимательских организаций».

Мини-лекция: «Профессиональная и психологическая поддержка деятельности предпринимательских организаций. Роль и функции организационного психолога па разных этапах формирования предпринимательской организации: разработки предпринимательской идеи (замысла); принятие решения предпринимателем о започаткувания собственного дела (организации); формирование команды; построение организационной структуры; организация процесса работы и осуществление контроля и тому подобное».

Мозговой штурм: «Какие трудности могут возникнуть на этапе внедрения изменений в предпринимательских организациях?»

Работа в малых группах: Разработайте алгоритм введения изменений в предпринимательской организации.

Метод анализа проблем в организации (работа в парах): «Определите самые актуальные проблемы современной предпринимательской организации. Специалисты из которых отраслей могут помочь вам решить эти проблемы?»

Тема 3. Психологический анализ маркетинговой политики организации

Мини-лекция: «Психологические аспекты предложения па рынке. Анализ восприятия человеком категорий: «товар», «мода», «реклама», «цена». Отображение товара в сознании потребителей, возможны варианты данного отображения. Понятие «ключевая информация товара». Восприятие цены товара и факторы, от которых она зависит. Представление о «пороговую цену».

Работа в малых группах: «Постройте модель психологических факторов, которые обусловливают восприятия товара».

Мини-лекция: «Влияние моды на психологическое восприятие товара».

Работа в парах (с последующим групповым обсуждением): «Как покупатели люди часто следуют моде. Однако такое поведение содержит в себе определенное противоречие (алогичность). Определите, в чем она заключается. Проанализируйте ее психологические закономерности и возможности их учета в маркетинговой политике организации».

Мини-лекция: «Психологические аспекты спроса на рынке. Виды покупок, идо осуществляются потребителями. Процесс принятия решения о покупке. Факторы, от которых зависит поведение потребителя. Типы покупателей. Типичные эффекты потребительского поведения. Модели поведения потребителя.

Роль и функции организационного психолога в разработке маркетинговой политики в организации».

Творческое задание: «Разработайте схему процесса принятия решения потребителем о покупке товара».

Тема 4. Психологический анализ рекламной политики организации

Мини-лекция: «Понятие о рекламе и ее психологическая суть. Реклама с точки зрения экономики и психологии. Американская и западноевропейская традиции развития психологии рекламы».

Метод ассоциаций: «На отдельных бумажках (количество которых соответствует буквам в слове «реклама») укажите ассоциации, которые возникают у вас в связи с понятием «реклама». Проведите классификацию ассоциаций по определенным критериям».

Мини-лекция: «Психологические характеристики различных видов рекламы. Классификация видов рекламы по следующим критериям: цель рекламной деятельности; функции рекламной деятельности; уровень и способ воздействия на потребителя; уровень открытости воздействия рекламы на потребителя; использование коммуникационных каналов; уровень направленности па контакт с потребителем; учет возрастных, этнических, половых, социальных, интеллектуальных особенностей потребителей; особенности отношения к освещению экономических, правовых и других вопросов жизнедеятельности человека. Психологические детерминанты различных видов рекламы».

Упражнение-«креатив»: Найти как можно больше способов рекламы обычных бытовых предметов (карандаш, газета, пластиковая посуда и т.д.).

Мини-лекция: «Психологические механизмы воздействия рекламы. Модели процессов воздействия рекламы. Ощущение, восприятие, внимание, память, эмоции, мышление и воображение в рекламе. Проблема исследования роли психических процессов в рекламе.

Роль и функции организационных психологов при разработке рекламной политики в организации».

Творческое задание: «Разработка наружной рекламной продукции (биг-борда) для участия в тендерном проекте, учитывая различные психологические средства воздействия рекламы на потребителя (на материале новой бытовой техники). Проведение презентации. Оценка экспертами».

Заключительная часть семинара-тренинга.

1. Заключительная упражнение: «Рисунок предпринимательской деятельности». Цель: обобщение усвоенного материала и его отображение в форме совместного рисунка для подведения итогов группового взаимодействия.

Рабочий материал: ватман, цветные краски (карандаши, маркеры), скотч.

Ведущий предлагает совместно выполнить рисунок «Предпринимательская деятельность», где каждый участник Представляет свой элемент. Рисунок создается по принципу «цепочки». Имеется в виду, что первый участник начинает рисовать с точки на листе ватмана («замысел предпринимательской деятельности») и «передает эстафету» следующему участнику, который добавляет к предыдущему варианту свое видение.

В конце концов группа производит большой цветной плакат или коллективный «коллаж», в процессе обсуждения которого каждый участник может выразить свои ассоциации, мнения, оценки, впечатления и т.д.

В конце заключительного занятия участники высказывают свои пожелания друг другу на будущее.

2. Оценка эффективности семинара тренинга.

Для анализа эффективности работы семинара-тренинга (отдельной гемы или курса в целом) целесообразно проводить бліцопитування участников семинара-тренинга. С этой целью можно использовать разработанную авторами раздела анкету, которую ради обеспечения объективности обратной связи необходимо проводить анонимно. В зависимости от цели опрос анкета может быть трансформирована как для оценки конкретного занятия, так и семинара-тренинга в целом.

Анкета для изучения эффективности занятия (семинара-тренинга в целом)

Уважаемый участник семинара-тренинга!

Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями и пожеланиями относительно проведенного занятия (семинара-тренинга в целом):

1. По содержанию:

а) Насколько содержание темы (семинара-тренинга в целом) соответствует вашим профессиональным потребностям и интересам? (Оцените, пожалуйста, в баллах).

12 3 4 5

б) Которые питания (темы) целесообразно было бы рассмотреть меньшим объемом? (указать название тем, вопросов)_

в) Какие вопросы (темп) целесообразно было бы рассмотреть большим объемом?_

г) Какие вопросы (темы) можно было бы дополнительно включить в курсе?_

2. По методами и формами работы:

а) Насколько методы и формы работы во время занятия (семинара-тренинга в целом) были эффективными (для раскрытия основных идей, содержания определенной проблемы и т.д.)? (Оцените, пожалуйста, в баллах).

1 2 3 4  5

б) Насколько методы и ((толпы работы во время занятия (семинара-тренинга в целом) были удобными, комфортными для выполнения (например, относительно возможностей общения с другими людьми во время выполнения заданий, пространственного размещения в аудитории, вашего физического и психического состояния)? (Оцените, пожалуйста е баллах).

1 2 3 4 5

в) Какие формы и методы работы желательно было бы использовать реже?_

г) Какие формы и методы работы желательно было бы использовать чаще?

3. Ваши замечания, пожелания, предложения:

а) по занятия (семинара-тренинга в целом)_

б) относительно направлений, методов и форм дальнейшей психологической поддержки вашей предпринимательской діяльності_

Спасибо Вам за участие в семинаре-тренинге! Надеемся на новые встречи!

Кроме анонимного опроса, оценка каждого занятия семинара-тренинга в целом может осуществляться в конце каждого занятия в виде рефлексии занятия (когда все участники занятия, сидя в кругу, последовательно, в произвольной форме выражают свои впечатления от проведенного занятия, например, насколько оно было полезным для них. то нового о себе они узнали, что им понравилось (не понравилось), что следует учитывать в процессе проведения занятий в дальнейшем и т.п.). Полученные суждения могут, с разрешения участников занятия, записываться руководителем занятия на диктофон, для дальнейшего контент-анализа. Это поможет глубже оценить значимость занятий для участников, а также своевременно вносить определенные изменения в проблематику, дизайн занятия и собственное поведение тренера на следующих этапах работы.



Назад