Электронная онлайн библиотека

 
 Юридическая деонтология

1.1. Культура личности в контексте философского анализа


Проблемы деонтологии связанные с онтологией лица и жизнедеятельностью общества. Закономерное развитие всех сфер общественной жизни испытывает существенного влияния философских идей, культурных традиций, поскольку сама жизнедеятельность общества творит культуру.
Выясним понятие “культура” в ее широком понимании. Понятие “культура” (образ жизни, занятие, образование, развитие) вошло в научный оборот европейской социальной мысли во второй половине XVIII в. Сегодня философы и культурологи не дают ему единого толкования. Насчитывается около тысячи дефиниций культуры. Это приводит к тому, что осветить их становится все сложнее даже в специальном исследовании, поскольку достаточно сложно получить конкретное знание об объекте, что толкуется как собственно некая субстанция, растворена во всех общественных отношениях.
В науке существует три основных подхода к трактовке категории “культура”: антропологический, социологический, философский.
Антропологический подход основывается на этнических особенностях каждого народа, на объяснении бытия нации. Социологический подход направлен на культурогенезу, ценности человека, взаимоотношения между людьми. Универсальным подходом к научного познания культуры является философский.
Так, используя методы анализа и синтеза, индукции и дедукции и другие, можем исследовать истинную природу, сущность и генезиса культуры. Философский анализ позволяет обобщить существующие дефиниции, выявить их бытовое значение.
Неотделимо от понятия “культура” является понятие “цивилизация”. Цивилизация является результатом культуры, ее продуктом, это своеобразная мода, модернизация. Она возникает в процессе усвоения достижений одной культуры другими культурами. Любая попытка оторвать культуру от цивилизации превращает в утопию идею культурного возрождения народа, порождает значительные “отходы” цивилизации. Культура нуждается цивилизации, как душа нуждается тела, поскольку они развиваются по одним законам.
Известно, что культура должна постоянно подпитывать цивилизацию, иначе последняя будет возражать, разрушать культуру, будет пренебрегать ею. Цивилизация является временным явлением и означает преобразованную человеком, окультурену природу, средства этого преобразования, социальную культуру, человека, который усвоила духовную и другие виды культур. Культура - общечеловеческое достояние, она выступает своеобразным кодом, матрицей цивилизации.
В целом уровень цивилизации не обязательно совпадает с уровнем культуры общества или отдельного лица. Это объясняется тем, что культура направлена на непрерывное духовное, а цивилизация, как правило, - на физическое развитие членов общества. Причина кроется в том, что игнорируется использования достижений отдельных видов культур. Культуру творят этносы, а цивилизацию - нации. Поэтому при раскрытии содержания цивилизованного общества и цивилизованного правопорядка нужно учитывать культурный фактор.
Понять сущность культуры можно только сквозь призму деятельности людей, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Она рождена тем, что человек постоянно стремится отыскать смысл собственной жизни и деятельности, совершенствовать себя и мир, в котором живет. С философской точки зрения, это и составляет первооснову формирования культуры личности, которая не является чем механически привнесенным извне. Это в значительной степени отражение общественного состояния производства, социальной структуры человеческого социума. То есть настоящая культура творится собственными усилиями, системой жизненных смыслов субъекта, реализуемых в средствах и результатах его деятельности. Поэтому ни один человек, ни одно сообщество не лишена полностью культуры, ведь каждый творит свое, хотя иногда и то, что противоречит обществу, природе.
Если бы человечество “впорядковувало” свои мысли, то не возникало бы глобальных проблем и угрозы гибели биосферы. Это означает, что культура личности заключается в осознании ней содержания Вселенной. Сейчас должны корректироваться сознание и практика, иначе возникнет опасность так называемого интеллектуального хаоса.
Заметим, что человеку в процессе жизнедеятельности становится все сложнее приобретать и хранить опыт своей целостности, который составляет социокультурную буттєвість.
В научных источниках распространено мнение, что стержнем единства с миром и между самими людьми есть настоящая духовность в форме свободного самосуществования. То есть речь идет о степени свободы человека, эффективно влияет на развитие культуры. Ведь культура личности должна выступать непринужденным творением, чтобы отражать реальность бытия, аксіологію (греч. - учение о ценности жизни на земле. Тогда культура личности успешно противодействовать различным деформациям в обществе.
Гносеология (греч. - учение о источник, закономерности познания) культуры личности обусловливается онтологией Вселенной, то есть першоначалом всего существующего. Продукт человеческой деятельности не должен быть вредной искусственной мікрочастиною Вселенной, а должен органично “вписываться” в природу, не разрушая ее. Это условие касается как материальной, так и нематериальной сферы культуры. Однако конструкторская деятельность - это по сути опредмечування сутніс-них сил природы. Ведь человек по природе достает силы, дары и превращает их в продукт такой же или другой силы. Природная суть и ценность созданной человеком культуры именно в том и заключается, чтобы не допустить возникновения продукта большей, чем природа, силы, поскольку тогда будет возможным процесс разрушения. Культура не во всех случаях выступает культурой для самого человека, его личных потребностей и гармоничного развития.
Относительно культурного процесса, можем отметить, что это достаточное реализация общечеловеческих ценностей путем культивирования человеческого достоинства. Общество требует духовного стимулирования, усиленного внимания к внутреннему миру человека. То есть культура для человека является мерилом становления ее как универсально самодеятельной и в то же время универсально общественного существа. Воплощая в культуре собственные творческие силы, человек находит в ней то соответственно необходим материал, который служит дальнейшему совершенствованию и развитию личности.
Следовательно, культура как система духовных ценностей, что развивается, и процесс человеческого творчества как проявление отношений между людьми - это регулятор климата общества. Известно, что человеческая жизнедеятельность заключается в осмыслении существующих (или полученных) культурных достояний, сопоставлении их с природными объектами и качественном использовании без нарушения целостности мира. Такая деятельность человека требует высокого уровня интеллектуальной культуры.
Запасом знаний являются результаты культур, созданных другими людьми, другими обществами. Здесь возможны столкновения культур. Тем самым происходит взаимный диалог культур, благодаря которому человек получает естественную возможность качественно, рационально использовать достижения разных культур.
Для понимания понятия “культура личности” большое значение имеет раскрытие тайны гармонии человека. Частично осуществить это можно через культуру. Дело в том, что тайну гармонии лица заложено в ее культуре. Изучая деятельность человека, ее идеи, творение, можно все глубже проникать в ее внутренний мир. 1 каким бы долгим было это изучение (иногда в течение жизни), все же невозможно полностью познать тайны человеческой души, невозможно абсолютно точно предсказать поведение человека в той или иной ситуации. Правда, это удалось сделать тогда, когда известны общие симптомы поведения, которые выучить легче. В других случаях человек остается загадкой. Поэтому мы считаем, что частично раскрыть тайны гармонии лица можно, обнаружив уровень видов культуры.
Гармония лица - сложное философское понятие, которое заключается во внутренней и внешней конструкциях живого существа, которые являются самыми совершенными механизмами.
Задумываясь над действием этих механизмов, человек не может понять отдельных живительных источников, заложенных в ее организме. Много о чем можно только догадываться, но вывести четкую закономерность пока что не удается никому. Поэтому и не удивительно, что культурные достижения оцениваются исследователями неадекватно природных законов бытия. Частично это объясняется тем, что сумма затрат интеллектуальных запасов, к сожалению, не приближается к сумме потенциальных интеллектуальных возможностей, то есть человек не в состоянии “раскрыться” до конца, полностью проявив свои способности. Для этого ей требуется определенное культурное основание - культурную среду, сфера культурного потребления, общекультурные традиции и т.д. Его невозможно предусмотреть или вписать в существующую закономерность. Поэтому возникают определенные трудности в выявлении гармоничной деятельности человека.
В культуре каждого человека заложен определенный феномен, присущий только конкретному лицу. Это - собственный феномен ее жизнедеятельности. Он не может совпадать или действовать по аналогии с феноменом другого человека. Феномен собственной культуры отражает индивидуальное сознание и индивидуальные чувства лица, которые, считается, должны понимать другие.
Творение человека, ее культура должны иметь постоянную поддержку, стимул. Должна существовать Дух культуры.
Дух культуры формируется в зависимости от воли и способностей человека, создавая необходимую совокупность культур, своеобразный мир культуры, познания которого происходит через влияние Духа, постижения его человеком.
На этой основе конструируется новый элемент общей культуры, который передается в будущее. Так на основе бывшей возникает новая культура, то есть каждое поколение людей должен проникнуться духом культуры своих предков.
Культура личности - как результат восприятия мира - имеет свое время, она является душой культуры в тот или иной исторический период. С его завершением остается дух культуры, который частично или полностью используется другим, следующим поколениям. Человек творит культуру на протяжении всей жизни. Но иногда ей бывает трудно определить меру собственных достижений. Чтобы по-настоящему оценить уровень культуры человека, нужно абстрагироваться от нее, отбросив суету, обыденность. Взгляд издалека дает возможность исследовать место человека во Вселенной и осмыслить значение ее культуры.
Культура личности - это максимальные качественные, индивидуальные достижения человека в материальной и духовной сферах и внедрение приобретенных ценностей в ее жизнедеятельность.
Индивидуальные достижения должны интегрироваться с коллективными, общественными достижениями, иначе они могут оказаться ненужными, бесполезными.
Известно, что максимальные качественные результаты в различных сферах жизнедеятельности человека зависят прежде всего от ее психического состояния. Роль культуры в психическом жизни человека изучает такая наука, как психология культуры. Однако психология рассматривает культуру как субстанцию независимую, а психика - как зависимую, вполне переменную и таким образом раскрывает единство культуры и психики, выстраивая их во временном порядке: культура - это стимул, а психика - реакция. Беда в том, что наука о человеке была поделена на социальную и гуманитарную, что стало источником бесконечных дискуссий о методологию и теорию между психологами и антропологами.
Культура человека и ее психика - неразрывные понятия, которые взаимодополняют друг друга. Культура и психика поддерживают друг друга в человеке, создавая своеобразную культурно-психическое равновесие.
Необходимость такого равновесия появляется в случае отрыва человека от родной культуры, в результате чего изменяется ее психика. Современные люди, ускорив в разное способ темпы изменений, навсегда порвали с прошлым. Они отказались от предыдущего образа жизни, предыдущих приемов приспособления к новым условиям жизни и др. Культура должна формироваться эволюционно, с учетом культурных достояний предков.
Привычный термин “культура человека” в основном понимается односторонне, ототожнюючись с “культурой поведения”.
Культура человека - это ее целостный внутренний и внешний мир.
Надо иметь в виду, что по разным причинам появляются разнообразные культурные феномены. Они в некоторых отдельных случаях образуют отдельную группу достижений, которые называются субкультурой.
Теперь возникают субкультурні элементы общей культуры, которые не претендуют на то, чтобы заменить собой господствующую культуру, вытеснить ее. То есть, культура мирно сосуществует со своими сб культурами, поскольку последние отражают особенности определенного направления культуры, связанного со спецификой жизнедеятельности людей. Зато часто вместо термина “субкультура” употребляют термин “вид культуры”. Так или иначе эти понятия связаны с классификацией культуры.
Субкультуры группируются по различным признакам: профессиональными, национальными, социальными, научными, видами деятельности и т.п. Это предопределяет существование определенных видов культур: профессиональной, экологической, политической, правовой и т.д. Они составляют сравнительно большие субкультуры. Их существует множество. Такие субкультуры делятся на более мелкие, в зависимости от субъекта культуры. Например, относительно политической культуры выделяют: политическую культуру крестьянина, политическую культуру юриста и др. Возможна и другая классификация субкультур, в частности, по месту, времени, возрасту и т.д.
Каждая субкультура, как известно, призвана держать субкультурні признаки в определенной изоляции от “другого” культурного слоя. Тем самым каждая субкультура, обогащаясь, творчески развивается и укрепляет общую культуру.
Заметим: культура личности предусматривает рациональное использование природных ресурсов, осторожное и сбалансированное преобразования их человеком в процессе жизнедеятельности.
При этом человек не может и не должна стремиться полностью овладеть природой, стать господствующей над ней. На это неспособен человеческий интеллект. Человек является лишь необходимым звеном в сочетании природы с культурой. Ни В коем случае она не должна идти на разрыв с природой. Вселенной. Здесь действует закон подчинения и творческого использования.



Назад