Электронная онлайн библиотека

 
 Юридическая деонтология

1.2. Правовая социализация личности юриста


Взаимообусловленность культуры и образования - очевидна. Важным направлением в развитии Украины как правового государства является подготовка юристов с высокой общей и профессиональной культурой, способных к философскому осмыслению целостности человеческого бытия и его культуры. Следовательно, речь идет о современную философию образования и социализацию юриста как субъекта культуры.
Важно выяснить такое понятие, как философия правового образования. Понятие философия правового образования предусматривает и обеспечивает понимание проявления глобализации государства и права в мире, восприятие диалога правовых систем благодаря расширению гуманитарно-мировоззренческих поликультурных ориентаций, развития правовой творчества с целью неукоснительного утверждению верховенства права как прав человека, формированию - в итоге - личности планетарного типа. Философия правового образования неизбежно предполагает утверждение природных и моральных норм в позитивном праве, способствует повсеместной рецепции Европейского права.
Проблема социализации юриста как субъекта культуры можно связать с овладением им исторических традиций развития права как социокультурного феномена.
Социализация - это процесс приобщения индивида в систему общественных отношений, формирование его социального опыта, становление и развитие как целостной личности на основе усвоения ею элементов культуры и социальных ценностей.
Профессия юриста - одна из древнейших в человеческом обществе. В древнем обществе функции правотворчества осуществляли наиболее опытные и авторитетные старейшины, жрецы, “волхвы”, служители религиозного культа, позже - духовенство (епископы, священники). Со временем возникла потребность в отдельной группе людей, которые бы занимались правотворческой деятельностью, охраной общественного порядка, толкованием правовых норм, решением различных конфликтов и общественных проблем.
Основательная подготовка юристов началась в VI в. в Риме. Римские юристы Гай, Модестин, Павел, Папініан, Ульпиан - первые в мире создатели правоведения, которые продолжили развитие государственно-правовых концепций Древней Греции, Древнего Рима.
В конце XI - начале XII в. центром развития юриспруденции стал университет в Болонье (Италия). Главное внимание в изучении права уделялось толкованию (глосам) кодификации Юстиниана, особенно дигест (размещаю в порядке; введение отрывков из сочинений римских юристов) (отсюда и название - школа глосарів). Аналогичный подход наблюдался и в других университетах (в Падуе, Париже, Орлеане). Выбранные глоссы всей школы выданные в середине XIII в. Аккурсіусом. Позже, в Риме возникли школы комментаторов. Комментаторы (постглосатори), которые заступили глосарів в XIII-ХИУ ст., главное внимание уделяли толкованию самых глосів, а также проявляли значительный интерес к учение римских юристов о естественное право. Исходя из идеи “природы вещей”, они трактовали естественное право как вечное и разумное, отстаивали его приоритет и верховенство над позитивным правом [157, с.42-43]. Римское право и сегодня изучается во многих университетах, а его рецепция распространена в некоторых государствах.
На основе римского права выделились англо-саксонская, мусульманская, романс-германская мировые правовые системы. Они обусловили такие виды права: живет или естественное (духовно-нравственное) право; позитивное право.
Отметим, что романс-германская система права наиболее консервативная. Опыт правовой практики свидетельствует, что она направлена в основном на букву закона, то есть на догматичность без учета духа права. Такая система права характерна и для Украины, которая унаследовала от тоталитаризма социалистическое право.
В Украине начальные знания в области права несли монастыри Киева, Чернигова, Галича, Луцка. В 1661 г. основан Львовский университет, в составе которого было четыре факультета - философский, юридический, медицинский, теологический. Это - первый университет в Украине, где осуществлялась подготовка юристов.
В настоящее время занимаются подготовкой юристов академии, университеты, институты, другие учебные заведения. Правовые знания приобретают будущие специалисты многих профессий. Без специалиста-юриста не может обойтись ни одна отрасль народного хозяйства, аппарат государственного управления, местного самоуправления, не говоря уже о законодательную власть или частные структуры. Однако юристов в Украине все еще не хватает. Практика свидетельствует, что их нужно почти в 3 раза больше. Особенно острую потребность в квалифицированных юристах чувствуют органы внутренних дел. Отсутствие их в этой сфере негативно сказывается на правовом регулировании общественных отношений.
Качественные изменения юридического образования в Украине предусматривают прежде всего духовно-моральную корреляцию, процессы трансформации живого и естественного права в позитивное право, развитие современного европейского права, преодоления некоторых негативных тенденций юридического позитивизма.
Ориентация на новые реалии общемирового развития позволяет сориентировать подготовку украинских юристов на стандарты международной образования.
Программа “Образование (Украина XXI века)” направлена на упорядочение, систематизацию юридического образования на межгосударственном уровне, поскольку настало время согласовать национальные освітянсько-правовые проблемы с международными достижениями и на основе диалога культур европейской цивилизации выработать ориентиры современного международного юридического общения. “Закрытая” система юридического образования будет тормозить национальное развитие в XXI в. и в правовом поле приведет к серьезным проблемам по установлению цивилизованного правопорядка.
Итак, социализация юриста как субъекта культуры в первую очередь требует сочетания современных международных тенденций непрерывного образования. Сейчас культуротворческую функцию относительно личности призвано в первую очередь выполнять семейная среда, в которой воспитывается будущий юрист.
Семейная среда закономерно влияет на социализацию будущего юриста. Здесь важны два взаимообусловленных процессы: профессиональная и духовно-нравственная социализация. В первом случае, когда родители или другие члены семьи являются юристами, ребенок невольно проникается юридическим, правовым чувством. Второй случай характерен тем, что родители своим поведением, семейными традициями воспитывают духовно-нравственную личность, которая найдет себя в любой профессии. Оба случая одинаково важны, поскольку речь идет о формировании человека как творца и субъекта культуры.
В социализации юриста важную функцию выполняет общеобразовательная школа. По сути учитель выступает первым координатором, советчиком ученика в выборе профессии. В Законе Украины “Об образовании” от 23 мая 1991 г. (ст. 28, 29) отмечается, что “общее среднее образование обеспечивает всестороннее развитие ребенка как личности, его наклонностей, способностей, талантов, профессиональное самоопределение, формирование общечеловеческой морали, усвоение определенного общественными, национально-культурными потребностями объема знаний о природе и обществе. Для развития способностей, талантов детей создаются профильные классы, специализированные школы, гимназии, лицеи, а также различные типы учебно-воспитательных комплексов, объединений. Особенно одаренным детям государство оказывает поддержку и поощрение (стипендии, направление на обучение и стажировку в ведущих отечественных и зарубежных образовательных, культурных центров)”.
Общеобразовательная школа закладывает основы профессиональной социализации ученика. Регулирование процесса социализации осуществляют учебные программы. На протяжении обучения усваивается социальный опыт, формируется эмоционально-ценностное отношение к деятельности. Особенно влияет на социализацию ученику индивидуальный подход и дифференцированное обучение. Ведь эффективно и рационально организованный учебный процесс в средней школе существенно влияет на обучение в высшей школе, повышает уровень профессиональной социализации будущего специалиста-юриста.
Закон Украины “Об образовании” ориентирует на непрерывное образование. Ведь изучение основ правоведения в десятом классе еще не гарантирует знание учащимися юриспруденции. Для этого нужны специализированные юридические классы, гимназии, лицеи, колледжи. Причем вступления юридических знаний требует сквозной программы по юриспруденции: школьного и внешкольного. Школьная юридическая программа должна давать ученикам понимание сути регулирования правоотношений в обществе и побудить их к посильному участию в нем через ученическое самоуправление.
Внешкольные учебные заведения расширяют знания по основам правоведения. Это могут быть ученические юридические центры как по месту расположения школ, так и по месту проживания учеников. Программа юридических центров должно связываться с программами для абитуриентов. Выпускники таких центров должны уметь глубоко анализировать законы, быть осведомленными с нормами международного права, знать закономерности естественного права.
Основательную юридическую подготовку дают малые юридические академии. Целенаправленная работа опытных ученых со старшеклассниками обеспечивает надлежащую подготовку к поступлению в высшее учебное заведение. Негативным является то, что вступительные экзамены на юридические факультеты университета проводятся по завышенным требованиям, которые отсутствуют при преподавании курса основ правоведения в школе. Поэтому нынешние абитуриенты вынуждены посещать внеклассные и внешкольные довузівські учебные заведения или прибегать к услугам репетиторов.
С целью эффективной реализации непрерывного юридического образования целесообразно сочетать такие подходы, как интеграция, дифференциация, диалог культур. Суть интегрального подхода заключается в изучении различных учебных дисциплин с позиций права, например, истории Украины - с позиций истории государства и права, истории зарубежных стран - со стороны истории государства и права зарубежных стран, обществознанию - с точки зрения философии права и др. Это даст возможность расширить юридическое мировоззрение, формировать юридическое мышление учеников.
Некоторые предметы целесообразно изучать в контексте интеграции с культурологией, что будет положительно влиять на формирование культуры будущего юриста. Например, изучение географии направлено на формирование элементов национальной, экономической, информационной и других культур, изучение литературы способствует повышению уровня политической, интеллектуальной, духовной культуры и т.д.
Т.е. изучение учебных дисциплин в специализированных юридических школах дает возможность понять право как общемировой культурный феномен. Ведь в учебном процессе ученики усваивают, что право функционирует на принципах национальной и мировой культур, на диалоге самих культур.
Влияние национальной культуры на социализацию юристов осуществляется через сочетание новых аспектов культуры с общечеловеческими культурными ценностями. Таким образом появляется возможность понять социально-психологические механизмы влияния правовой культуры на общественную жизнь украинской нации, следовательно, и юриста как ее представителя. Замалчивание противоречий развития национальных культур приводит к нарушению сбалансированности духовной жизни между различными нациями. Ведь в культуре появляется и закрепляется социально-личностная качество творческого труда человека. Именно феномен культуры позволяет органично сочетать материальное производство с трудом самого человека как общественного существа. Феномен культуры активизирует социализации учащейся молодежи, дает ей возможность обозначить перспективу будущего.
Довузовская (школьная) юридическая подготовка имеет общественное значимую цель - подготовить выпускника к поступлению в высшее учебное заведение с юридического профиля. В Украине появились юридические колледжи, которые отвечают требованиям ступенчатого образования. Они обеспечивают повышенную подготовку молодежи к дальнейшему обучению в университете. Ведь занятия в юридическом колледже ведут ученые, высококвалифицированные работники правоохранительных органов. В колледже (как и на первых курсах юридических учебных заведений) есть возможность начать Серьезную исследовательскую, поисковую деятельность. Студент колледжа, получив на первом курсе тему научного исследования, работает над ней в течение всего периода обучения. Результаты исследования отражаются в различных рефератах, выступлениях на конференциях, курсовых работах, статьях и завершается защитой дипломной работы, а впоследствии и магистерской диссертации. С каждым годом материал исследования пополняется научными сведениями из различных отраслей права, которые обобщает на последнем курсе философия права. Такая творчески-познавательная деятельность студента в высшей школе положительно влияет на формирование его профессиональной культуры.
Однако процесс социализации студентов-юристов в высшей школе требует систематического регулирования.
Профессиональная социализация студентов юридического профиля-это фактически правовая соціолізація. Она зависит не только от знания национальных отраслей права, но и от уровня овладения теми гуманитарными дисциплинами, которые формируют собственное мировоззрение. Речь идет о философско-правовые, историко-правовые дисциплины и европейское право.
Для развития юридического образования и подготовки юристов в Украине важное значение имеет создание соответствующих кафедр европейского права. Это обусловливается тем, что Украина в будущем намерена вступить в Европейский Союз, что требует включения в учебные планы преподавания основ европейского права студентам-юристам.
Следовательно, правовая социализация юриста - это отражение диалектики его становление как личности, осознание служебного долга, выработки чувства правовой и моральной ответственности.
Правовая социализация (профессионализация) отмечается активным освоением правовых норм, пониманием гражданской ценности прав, умением пользоваться правовым инструментарием в практической деятельности. Однако нынешнее время требует от юриста знаний не только положительный, но и естественного права, творческого сочетание духовных, моральных и позитивістських норм.
Активная правовая социализация начинается с осознания юристом собственного “я”, своего места в социуме, с овладение навыками применения своих знаний на практике. Этот первый этап правовой социализации тесно связан с выполнением служебных обязанностей.
Служебные обязанности направляют юриста к конкретизации в использовании усвоенных правовых норм, к осознанию необходимости и полезности собственных профессиональных действий. Это формирует у него убеждение в ценности права. В целом служебные обязанности является главным средством профессионализации юриста. Добросовестное выполнение им служебных обязанностей оказывается в позитивных действиях, направленных на охрану прав и свобод граждан.
Важным структурным элементом профессиональной социализации юриста является формирование чувства ответственности. Осознание необходимости ответственности за собственные поступки перед государством и обществом имеет профилактическое значение, предостерегает юриста от необдуманного применения принудительной силы государства, что оказывается в санкциях уголовных, гражданских, административных и иных норм. Чувство правовой и моральной ответственности - необходимые стимуляторы правомерного поведения юриста. Исходным пунктом в социализации личности является анализ реального состояния сознания, ее тенденций, противоречий развития. Но именно овладения знаниями противоречий указывает и на пути выхода из определенной правовой ситуации, направление к настоящей социализации человека.
Следовательно, чувство правовой и моральной ответственности активизируют профессиональную сознание юриста, направляют его на сознательное разрешения общественных противоречий, которые возникают в его практической деятельности.
Профессиональное сознание юриста, сформированная в процессе социализации, находит проявление в его пропедевтичній культурно-воспитательной деятельности. Это касается общекультурного правового воспитания граждан, в то же время обнаруживает компетенцию юриста по вопросам культуры толкования закона. Результаты правового толкования связанные с возможностью ограниченного или расширенного разъяснения гражданам закона с применением определенной аргументации. В рамках юридической деятельности толкование не только учитывается, но и используется в диалектике становления юриста как специалиста. Игнорирование результатов толкование в правовых процессах рассматривается как ограничение права на юридический анализ дела. Кроме этого, снижается возможность осуществить культурно-правовое воспитание участников юридического процесса.
Целесообразно рассматривать правовую социализацию в культурологическом измерении. Ведь юрист, выполняя служебные обязанности, органично сочетает функции знатока буквы и духа права, духовно-морального наставника, политолога, психолога-педагога, экономиста, актера и др. Понятно, что это требует усвоения определенных видов культур, раскрывает творческий потенциал юриста, способствует его реализации в обществе, повышает уровень и степень включения культур в правовая среда. Но в деятельности юриста существуют определенные доминанты. Например, как доминирующие выступают использования и применения правовых норм. В таких случаях выявляются специфические особенности юриста, возможно, и односторонние или ограниченные действия, свидетельствующие о низкий уровень профессиональной культуры. Поэтому эффективность правовой социализации юриста как субъекта культуры предусматривает гармоничность, всесторонность, то есть наличие максимальной совокупности профессиональных функций.
Так или иначе общественные процессы связаны не только с феноменом права. Поэтому методологическое значение вмещает понимание права как общекультурного феномена.
Существуют формы профессиональной социализации, к которым относятся различные социальные институты, государственные, общественные, кооперативные организации, средства массовой информации, библиотеки, неформальные группы и их влияние имеет постоянный или временный характер и вообще способствует профессиональному становлению и интеллектуальном развитии юриста.
Понятно, что процесс профессиональной социализации состоит из определенных циклов, этапов, периодов зависит, как правило, от жизненно-служебных ситуаций. Поэтому вероятно появление десоціилізації и ресоциализации.
Так, жизненные циклы юридической деятельности имеют разную природу и причины их возникновения. Можно вести речь о закономерных и случайных (синергетические) циклические процессы. Но каждый такой цикл, безусловно, имеет определенные основания и бесследно не проходит в профессиональной деятельности юриста. Это, прежде всего, сказывается на исполнении служебных обязанностей и различных функциональных действиях. Например, юрист через жизненные обстоятельства отказывается от занимаемой руководящей должности и начинает выполнять меньшие по объему, а порой и малознакомые служебные обязанности. Однако приобретенный ранее опыт в основном помогает в выполнении новых обязанностей. Тогда десоціалізація юриста - эффективное, положительное явление в служебном становлении. В отдельных случаях десоціалізація является негативной: понижен в должности руководитель не может выполнять требований нового руководителя, который ранее был его подчиненным. Такое явление влияет на моральное состояние всего юридического коллектива.
Заметим, что процесс профессионализации происходит под социальным контролем, который действует как один из регуляторов юридического социализации, как стабилизатор общественных отношений.
В правовой социализации, как считается, весомым социальным контролем выступает естественное право. Именно из естественного права начинается понимание норм поведения, формирование позитивного права. На требованиях естественного права построены международные конвенции о правах человека, ребенка и др.
Представляется возможным считать социальным контролем и позитивное право, которое “прошло” соответствующее признание обществом. В частности, наиболее признанными нормами позитивного права в Украине являются нормы Конституции, нормы международного права. Поэтому процесс правовой социализации так или иначе происходит под влиянием (контролем) конституционных норм, а также международного права. Лучшие достижения юридической практики в Украине также положительно влияют на правовую социализацию юриста. Пользуясь принципу аналогии, юрист имеет возможность сверять свои профессиональные действия с этими достижениями, использовать их на практике.
Следовательно, правовая социализация юриста как субъекта культуры - это сложный и многогранный процесс. Он зависит от многих субъективных и объективных факторов. На социализацию юриста влияют все виды культур, условия его жизнедеятельности, трудовой путь, характер выбранной специализации, семейное положение, атмосфера в семьи, место жительства, пребывания в социальных группах и др.
Культура выступает своеобразным каналом правовой социализации. Поэтому философия образования составляет мировоззренчески-ценностное основание правовой социализации юриста, понимание им права как национального и общемирового культурного феномена.



Назад