Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Предмет и объект дидактики высшей школы


Дидактика (гр. didaktikos - поучительный) - отрасль педагогики, в которой рассматривается теория образования и обучения.

Объектом дидактики высшей школы является учебный процесс в высших учебных заведениях. Поскольку современный этап развития человечества требует непрерывного образования человека на протяжении жизни, а высшее образование становится доступным для каждого, зона действия дидактики значительно расширяется и охватывает проблемы также обучение людей зрелого возраста (от 20 лет и старше).

Предметом дидактики высшей школы является определение цели и задач обучения в ВУЗЕ, определение содержания образования, выявления закономерностей процесса обучения, обоснование принципов и правил обучения, разработка форм, методов и приемов обучения в ВУЗЕ, определение материальных средств обучения в высшей школе.

Понятие "дидактика" введено в научный оборот в XVII ст. Его утверждение связано с опубликованием чешским педагогом Я.А. Коменским основательной труда "Великая дидактика" (1657 г.), которая положила начало широким исследованием проблем обучения. С того времени дидактика выполняла (да и сейчас) выполняет две функции - познавательную и практическую.

В дидактике анализируются, обосновываются, моделируются, обобщаются и объясняются явления познавательной деятельности, которые лежат в основе учебно-воспитательного процесса. Выполняя познавательную ли утилитарную функцию, дидактика формирует теоретико-методические предпосылки улучшения качества обучения, повышения его эффективности. В дидактике разрабатываются особенности и алгоритмы деятельности того, кто учит, и того, кто учится, во взаимосвязи.

За более чем 300 лет существования дидактика как составляющая педагогической науки прошла непростой путь. Этапами ее становления были обуславливаемые особенностями социально-экономического развития общества дидактические системы, которые представляли научные школы, связанные с именами конкретных ученых. Остановимся на некоторых из них.

Как правило, в научной и учебной литературе основателем научной дидактики, центральной фигурой и движущей силой ее развития подается Я.А. Коменский. Это действительно так. Но не надо забывать, что у него был талантливый и влиятельный предшественник - немец Вольфганг Ратке (1571 -1635), известный еще и как Ратихій, Рати-хіус. Именно он впервые сформулировал общие принципы обучения в таком формате: обучение должно проводиться в соответствии с ходу природы; обучение должно быть последовательным, нельзя одновременно изучать разные вещи (этот принцип особенно актуален для нынешней высшей школы); обучение надо обязательно проводить на родном языке; в обучении следует постоянно применять повторения; обучение должно осуществляться без принуждения; заучивать следует лишь то, что уже понятно; в учебе надо идти от частного к общему, от известного к неизвестному; в ходе обучения всегда надо опираться на индукцию и опыт.

Ян Амос Коменский (1592-1670). Педагогические идеи Я. А. Ко-менского развивались под влиянием социальных преобразований, порожденных гуситской революции, направленной на уничтожение социального неравенства, внедрение демократических принципов в обществе. В фундаментальном трактате "Большая дидактика" педагог изложил универсальное искусство "обучение всех казней". В его cciiobv положена идея общего образования для всех слоев населения: "Гп школ необходимо привлекать не только детей богатых и знатных, но все равно всех: благородных, плебеев, богатых и бедных, мальчиков и девочек, из городов и сел". Как видно из сказанного, дидактические намерения Я.А. Коменского касались всех детей и молодежи без исключения.

В основе дидактических взглядов Я. А. Коменского лежит сенсуалистическая теория познания, согласно которой утечкой познания есть ощущение, опыт. Придерживаясь мнения, что истинность и достоверность приобретенных человеком знаний зависят от действий органов чувств, ученый на первое место ставил принцип наглядности: "Пусть это будет золотым принципом для тех, кто учится, чтобы доверяли лишь чувством в чем только могут: воспринимали только видимые глазу вещи, слушали то, что можно услышать, воспринимали запахи, чувствовали вещи, имели вкус, видели то, что можно увидеть, а когда нечто подвластно нескольким чувством, то стоит доверять сразу нескольким".

Педагогическим воззрениям Я.А. Коменского присущи демократизм, гуманизм, жизнерадостность, религиозность. Это особенно актуально для периода трансформации педагогики с авторитарной, принудительной к гуманной, партнерской, суб'єктно-субъектной.

Заслуга Я.А. Коменского заключается в том, что он первым поднялся к осознанию особых законов в обучении и воспитании, научно обосновал классно-урочную, ступенчатую систему обучения и воспитания. Педагог верил в великую силу обучения и воспитания, которые могут изменить человека независимо от ее божественного начала. За дидактическое кредо этого выдающегося мыслителя правит задача развивать ум, язык, руки. Он был и остается одним из немногих педагогом-мыслителем, который видел в воспитании подрастающих поколений предпосылку прогрессивного развития человечества. Научно-педагогическая и практическая деятельность Я.А. Коменского начала дидактически-образовательную революцию, которая охватила системы образования всех стран.

Жан-Жак Руссо (1712-1778). Выступал за образование для всех детей на основе их свободного развития с учетом природных возможностей личности. В труде "Эмиль, или О воспитании" (1762 г.) он изложил основные принципы обучения и воспитания подрастающего поколения: поскольку в естественной среде все является идеальным, воспитание также должна быть природовідповідним, співголосним возраста ребенка; ребенок должен подчиняться не авторитарной воли старших, а правилам природы; основными факторами, влияющими на воспитание, природа, люди, предметы. Ж. -Же. Руссо определил четыре периода развития ребенка и направления учебно-воспитательной работы с определенными возрастными группами.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) - швейцарский педагог-демократ, основоположник дидактики начального обучения. В педагогических трудах "Лингард и Гертруда", "Как Гертруда учит своих детей", "Лебединая песня" и др. разработал четкую систему и дидактические принципы обучения детей. В процессе обучения он выделял четыре аспекта: 1) восприятие предметов; 2) формирование представлений о предметах; 3) сопоставление предметов и формирования понятий; 4) называния предметов (словом), развитие речи. Особое внимание Песталоцци уделял активной деятельности учащихся, подготовке их к практической работе.

Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841). Немецкий философ, педагог и психолог в трудах "Общая педагогика, выведена из цели воспитания" (1806), "Педагогические лекции" (1835) обосновал систему обучения, которая основывалась на психологии и этике. В фундамент воспитания он возлагал три ведущие средства управления детьми, дисциплину и воспитывающее обучение. Под влиянием идей Песталоцци и Гербарта в Европе в XIX в. сформировался тип школы, которую назвали традиционной.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) - основоположник научной педагогики и народной школы России. В многочисленных научных трудах, в том числе "Человек как предмет воспитания", "Родное слово", "О народности в общественном воспитании", "Труд в его психическом и воспитательном значении" и др., К. Д. Ушинский заложил научные основы дальнейшего развития теории и практики учебно-воспитательной работы.

Гальперин Петр Яковлевич (1901-1987) обосновал оригинальную дидактический систему. Суть ее заключалась в поэтапном формировании умственной деятельности человека: этап создания схемы орієнтаціиної основы деятельности; этап формирования материальной деятельности; этап внешней языка, что выражается в словесном обобщении; этап внутренней речи, что проявляется во внутренний мисленнєвій деятельности; этап інтеріоризації действий, которые становятся внутренним процессом, максимально автоматизированным, что проецируется на конечный "продукт" познавательных действий.

В развитие общей дидактики на разных этапах становления образования и науки заметный вклад внесли и другие ученые: М.И. Пирогов, В.Я. Стоюнін, В.И. Водовозов, М.О. Корф, П.Ф. Каптерєв, В.В. Давыдов, С.Х. Чавдаров, Ш.О. Амонашвили, Ю.К. Бабанский, А.М. Алексюк, И.О. Онищук, М.О. Данилов, И.Я. Лернер М.И. Мах-мутов, М.М. Скаткін, В. Оконъ, И. Лингард и др.

То, что говорилось об особенностях развития общей дидактики, касается и проблем дидактики высшей школы. Ведь учебная деятельность в целом, ее принципы, формы, средства, методы, приемы основаны на общих принципах и закономерностях процесса познания. Развитие дидактики предопределяется особенностями социально-экономического развития общества, а отсюда и задачами, которые стоят перед высшей школой. На ближайшие десятилетия приоритетом развития образования является внедрение современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих совершенствование учебно-воспитательного процесса, доступность и эффективность образования, подготовка молодого поколения к жизнедеятельности в информационном обществе и в обществе, построенном на знаниях. Это достигается путем:

- обеспечения постепенной информатизации системы образования, направленной на удовлетворение образовательных, информационных, технологических и коммуникационных потребностей участников учебно-воспитательного процесса;

- внедрение дистанционного обучения и информационно-коммуникационных технологий в образовании;

- разработка индивидуальных учебных программ различных уровней сложности в зависимости от конкретных потребностей, а также создание электронных учебников;

- развития индустрии современных средств обучения, которые соответствуют мировому научно-техническому уровню и является важной предпосылкой реализации эффективных стратегий достижения целей образования.



Назад