Электронная онлайн библиотека

 
 Юридическая деонтология

1.3. Методологические основы культурологии права


Культурология (культурознавство, теория культуры) права - это наука о множественности культур, которые отражаются в праве. В целом право характеризуется многими видами (множеством культур), (поскольку культура не существует абстрактно, а лишь в соучастии). Однако не суммарное количество видов культуры определяет право, поскольку это - достижения общечеловеческой культуры. Речь идет об отдельные составляющие элементы (культурологические аспекты) каждой отдельной культуры, которые имеют прямое или хотя бы касательное отношение к праву.
Наряду с понятием “культура” исследователи часто употребляют термины “общечеловеческие ценности” и “общечеловеческая культура”.
Под общечеловеческими ценностями понимаются стоимостные достижения народа в сфере как материального, так и нематериального развития.
Надо отметить, что достижения обязательно должны быть именно стоимостным, чрезвычайно ценными. Но тогда выбрать критерий относительно ценностей? Возможно, в оценке духовных достояний человечества нужно обращаться к природных законов, их первооснов. Ведь она, природа, имеет всемирное, универсальное значение. Требования природы без всяких ограничений одинаково убедительные для каждого, независимо от профессиональных, культурных, религиозных или национальных признаков.
Правда, не все, что создается людьми, имеет аналоги в природе или соответствует естественным законам. То же подобные “творения” не составляют человеческой ценности, тем более - основ общечеловеческих достижений (достаточно вспомнить роскошные дворцы, слишком модная одежда и т.п из сферы материальной культуры; научные исследования атеизма и др. из сферы нематериального духовной культуры).
В целом духовными ценностями могут быть: моральные, национальные, психологические, педагогические, научные, политические, эстетические и др. Это те сокровища человечества, которые гармонично согласуются с естественными нормами. В совокупности они образуют правовые ценности, а последние - правовую культуру, что и является предметом исследования культурологии права.
Общечеловеческие ценности основаны на общечеловеческой морали.
Хотя и моральные нормы эволюционно формируются человечеством, однако ценностями они становятся только при условии, если не противоречат естественным нормам. То есть та часть моральных норм, которая совпадает с естественными нормами-законами, приобретает, можно сказать, статуса общечеловеческой морали.
Понятие “общечеловеческая культура” охватывает общечеловеческие ценности, общечеловеческую мораль и даже те достижения, которые осуждает религия.
В культурологии права большое значение имеют следующие категории: культурная норма, культурные процессы, культурное развитие, культурная политика, культурное сотрудничество, культурное событие, культурная ситуация, культурная среда, культурные связи, культурные отношения, культурный контекст, культурный организм, культурный потенциал, культурная модель, культурное сознание, культурные структуры, культурные парадигмы, культурные тенденции, культурологическая концепция, культурные традиции, культурное разнообразие и др. Эти категории никогда не должны логически завершенного содержания, потому что каждый человек, каждая историческая эпоха могут наполнять эти понятия определенным содержанием.
Особое место среди них занимает норма культуры.
Под ней понимаются количественные и качественные материальные и духовные достояния, необходимые для естественной жизни человечества на конкретный период времени.
Если же совокупность культуры отстает от нормы, развитие человечества не имеет прогресса. Право в таком случае не в состоянии урегулировать наиболее важные общественные отношения. Тогда говорят, что в таком обществе отсутствует цивилизованность, в том числе и цивилизованный правопорядок. В правовом поле это означает, что правовые нормы дублируются или противоречат друг другу и в итоге часть из них лишена конкретного направления.
Культурными процессами можно считать движение и последовательность накопления социальных норм, которые происходят в согласовании между отраслями и направлениями развития культуры. Это сложные действия, которые пронизывают все общественные структуры без исключения. Культурные процессы перенимают не только внешний, но и внутренний мир человека. Такими процессами характеризуются духовные и моральные принципы, которые должны служувати образцом для правовых норм.
С культурными процессами обоюдное связана культурная политика, разновидностью которой является правовая политика.
Правовой политики как основы законности должны безоговорочно соблюдать все члены общества, а целью ее является утверждение цивилизованного правопорядка.
Для исследования правовых явлений большое значение приобретает такая категория, как культурное событие. Это ожидаемое или неожиданное общественное явление, которое внесло определенные изменения в материальное или духовное развитие человечества. Ожидаемость подчеркивает именно качество надежду результатов физических или интеллектуальных усилий отдельных лиц или группы лиц. Нвочікуваність подчеркивает определенную стихийность, хотя отображает полную закономерность, которую, на первый взгляд, вроде бы трудно заметить. Культурное событие-разновидность широкого круга деяний, в том числе правовых. Подтверждением этого является существование правовых и неправовых явлений (событий). Так или иначе, каждая силу в правовом поле оставляет свой отпечаток в общественных отношениях. В таком случае со стороны права должна быть своеобразная реакция. Именно культурологические события всегда требуют правового регулирования, поскольку возникают новые, неповторимые прецеденты, которые завершаются изменениями (дополнениями) правовых норм. Это и является отличительной чертой постоянной несовершенства права.
Право имеет получать одобрение в культурной среде, что означает объединение единомышленников, которые определяют культурную политику, добиваясь определенных результатов физической или интеллектуальной деятельности. Примером могут быть творческие союзы юристов, которые стремятся максимально урегулировать общественные отношения эффективными правовыми нормами. Достижения культурной среды юристов рано или поздно находят свое отражение на практике, ведь результат является итогом умеренной, взвешенной, согласованной творческого сотрудничества юристов.
В культурологии часто употребляется термин “культурный контекст”. Эта категория означает понимание единства всех направлений развития (формирование) культуры, характеризуется множеством культур. По сути, культурный контекст определяет содержание общей культурологии, ее идеальный взаимосвязь. Поскольку каждая отрасль добивается собственных результатов, норм, культурный контекст помогает понять единство всех социальных норм. Невозможно правовые нормы отделить от других, потому что это будут искусственные, “мертвые” нормы. А с помощью так называемого “культурного” угла зрения человек может осознать природу, развитие и ценность права.
Такая категория культурологии права, как культурный потенциал, значит еще не исследован, не учтен запас возможных достижений культуры, ее способностей. Другими словами, культурный потенциал определяет способность человека осмыслить созданные ею ценности и использовать их для регулирования общественных отношений. Именно в этом и заключается главная причина несовершенства правовых норм, если не учитывается полностью культурный потенциал общества, нации и государства во всех направлениях их развития. А образцом может служить, например, культурная модель права, где сосредоточены достижения всех видов культур, что позволило создать прочные действующие нормы.
Каждая наука имеет свои парадигмы, под которым понимаем признаны мировой практикой модели, достижения материальной или интеллектуальной труда. То есть это те культурные идеалы, которым необходимо стремиться достичь. Так, в праве культурной парадигмой может быть римское частное право, которое наиболее приближено к совершенству. Оно изучается и сегодня в университетах, а рецепция римского права распространена до сих пор в некоторых странах.
Важным в культурологии права есть видение культурных тенденций, которые дают возможность проследить направление развития достояний человечества, его основные идеи, которые ведут к конкретной цели. Хотя на первый взгляд кажется, что культурные тенденции будто возникают стихийно, но это далеко не так. Дело в том, что их генератором является интеллект нации, который формируется не стихийно, а благодаря целенаправленным усилиям (примером может служить Япония). В праве культурные тенденции часто имеют проявление в формировании конституции как Основного закона. Кстати, Конституция Украины, принятая 28 июня 1996 г., отображает основные культурные тенденции украинского народа и передовых государств мира, поскольку учитывает реально существующие достижения человечества в области права.
Культурология права активно оперирует и такими понятиями, как “контркультура”, “антикультурна подмена”, “окультуривания права”.
Так, во контркультурой следует понимать “культуру в ответ на культуру”. То есть против одного достижения общества направляется другое. Здесь возможны два случая: 1) если сначала культура (или ее отдельный вид) развивается по природным законам Вселенной, то часто находятся силы, которые это отрицают, и направляют развитие в другое, противоположное, русло; 2) если развитие культуры происходит вопреки природных факторов, то, рано или поздно, это все равно приведет к разрушению законов природы. То есть культурные достояния происходят: естественно (стихийно), эволюционно или искусственно (революционное). В первом случае это осуществляется по законам Вселенной, во втором - по человеческим законам. Поэтому в первом случае контркультура недопустима, а во втором - просто необходима. Отсюда вытекает потребность в своеобразной контркультурі, так называемой культурной революции в украинском праве, в приближении его к духовному и международного права.
Окультуривание права - это максимальное использование результатов, исторических достижений интеллектуального труда человечества при формировании правовых норм.
Вообще, будь-какое право является результатом культуры. Но речь идет именно о культуре, а не антикультурну подмену. В противном случае это не будет окультуривание права, а фальшивое (некультурно) право, которое не имеет никакой ценности и не является настоящим, эффективным регулятором общественных отношений. То есть неокультурене право вредно для общества уже тем, что оно лишено этики ненасилия, и приведет к жестокому неоправданного принуждения.
Известно, что к культурологии права принадлежат культуро-валентные объекты и культурологическая проблематизация. Под культуровалентними объектами следует понимать те объекты исследования, которые определяют меру способности культуры творить правовые нормы. Это, своего рода, определение право-творчества культуры. Такими культуровалентними объектами в праве являются природные и моральные нормы, практически все виды культуры и др. В целом использованию этих объектов способствует правильно создана культурологическая проблематизация, іцо зависит от глубинного видение проблем права.
Право является следствием нематериальной культуры, ее результатом, одним из критериев цивилизации, и, в общем уникальным, неповторимым творением человеческого разума (шедевром человеческой мысли и мудрости). Через право практически выражаются общечеловеческие интересы и ценности, национальная мораль, которые являются важными элементами человеческой культуры. Для примера можно вспомнить хотя бы первое писаное право нашего государства - “Русскую Правду”, которое возникло как синтез на основе обычного права и христианской морали.
Понятно, что формированию права должны способствовать соответствующие институты, которые призваны обеспечить эффективное влияние в регулировании сложных общественных отношений. То есть право должно вобрать в себя все достижения человечества. Эти достижения должны быть всесторонними, когда учитываются все без исключения отрасли человеческой деятельности. И чем более скрупулезно подбирать достижения каждого направления общественного развития, тем крепче становится право, тем большую социальную ценность оно имеет. Таким образом, право включает компоненты национальной культуры, без которых оно не существует.
Право тесно связано с такими видами культуры, как духовна. моральная, национальная, государственная, общественная, политическая, экономическая, психологическая, интеллектуальная, педагогическая, научная, информационная, управленческая, парламентская, законодательная, профессиональная, бытовая и др. Отметим, что отдельные элементы этих видов культуры активно формируют правовую культуру общества.
Следовательно, возникает вопрос, пролегает путь к формированию права только через виды культуры, существуют ли другие определяющие факторы, которые находятся за пределами культуры? На первый взгляд, самой только культуры для этого недостаточно, поскольку существуют требования времени и конкретной ситуации, волюнтаристские указания высоких государственных чиновников. 1 все эти факторы также является следствием определенной культуры. Есть основания считать, что так или иначе множество культур является необходимым и самодостаточной условием для формирования права.
Таким образом, в праве отображаются только культурные тенденции, которые формируют дух права. В каждом структурном элементе права культурные тенденции дают возможность наметить перспективу развития права, определить закономерности развития культуры общества, которые следует урегулировать правовыми нормами. Другими словами, для права, особенно для духа права, важную роль играет культурологическая концепция, своеобразная позиция и выработана линия действия культуры в праве, что дает возможность обосновать мораль как критерий права.
Содержание культурологии права заключается также в исследовании такого явления, как спектр культуру правы. Дело в том, что каждый из видов культуры не влияет на право самостоятельно, изолированно. Здесь наблюдается явление диффузии (смешивания) культур. Ведь между всеми видами культуры существуют и общие структурные элементы. Эти элементы в каждой культуре играют свою роль со своим оттенком, выполняют определенную функцию. Вследствие этого вероятно возникновение культурных конфликтов в праве, которые можно решить методом уравновешивания (сглаживание). Суть этого метода заключается в том, чтобы в конкретной ситуации предоставить преимущество каком то одном, более благоприятном для нее элемента культуры, пренебрегая другими. Это означает, что вынужденно создаются культурные ступени, которые еще называют иерархией культур. Такая иерархия зависит от степени важности каждого структурного элемента конкретного вида культуры для определенной нормы права.
Следовательно, предметом культурологии права является изучение общих и специальных законов развития культуры и права; система знаний о сущности, общественное назначение культуры и права, их связи с другими социальными явлениями; общие закономерности возникновения и развития права, влияние различных видов ценностей (множества культур) на право, его формирование и реализацию образования, культурно-правовой реальности.
Предмет культурологии права дает ответ на вопрос, какие закономерности изучаемых явлений изучает наука, который содержание и назначение этих явлений. То есть культурология права-проблемная, общественная, философско-юридический, теоретическая наука, которая имеет собственный предмет. В целом культурология права - это вступление в права. Она влияет на юридическую мнению лица, формирует ее мышления и стимулирует настоящую правотворчество. Культурология права характеризуется бесконечным процессом развития мысли в познании явлений, то есть ірраціональністю. Для этого нужны высокий уровень абстрактности, творческое теоретическое мышление, умение исследовать религиозные и моральные нормы. Задачей культурологии права является создание теории “мирного сосуществования” всех видов культуры с целью блокирования, торможения и противоречий их составных элементов, которые формируют национальное право.
Каждая наука основывается на соответствующих теоретических основах, в том числе принципах, которые помогают лучшему пониманию ее содержания, определяют конкретные тенденции развития и т.д. Особенно это касается культурологии права как новой науки, которая развивается.
Культурология права основывается на основных специальных и общих принципах. Основным спеціальним. принципу с единство права, культуры и морали (согласована с естественными нормами) и необходимость (поскольку имеющиеся постоянные требования общества) регулирование правоотношений.
Поскольку нормы культуры относительно правовых норм имеют первичный характер, то есть налицо признак дочерности права относительно культуры, то правовые нормы должны постоянно испытывать своеобразной культурной корреляции. В этой роли выступают, как известно, природные и согласованные с ними моральные нормы.
Суть принципа единства права, культуры и морали заключается в формировании правовых норм. То есть законодательная власть должна постоянно учитывать это единство в процессе составления законопроектов, их обсуждения и принятия законов. Надо стараться, чтобы мораль (особенно общечеловеческие ценности) непосредственно влияла на формирование правовых норм. В то же время право не должно быть следствием псевдокультури, культурной подменой, фальшивуванням и т.д. Такое единство в наибольшей степени обеспечивает эффективность правового регулирования общественных отношений и способствует систематическому обновлению права с учетом новейших достижений духовной культуры.
Таким образом, данный принцип культурологии права освещает воплощение общих норм культуры (нормы практически каждого вида культуры) в правовые нормы, обеспечивают сохранение культурного потенциала и культурных тенденций в праве. Кроме того, они сохраняют дух культуры в праве. То есть идеи, достижения каждого вида культуры царят (и должны господствовать) во всех правовых нормах как действующая сила, что соответствует содержанию окультуривание права.
В целом принципы культурологии права помогают полно, целостно и всесторонне внедрять достижения культуры в право, определяют співрозмірність культуры и права, что приближает позитивное право к естественному (хотя, разумеется, окончательный их совпадение невозможно), делает его взвешенным регулятором общественных отношений.
Традиционными принципами позитивного права есть такие, как нормативность, демократизм, гуманизм, справедливость, равенство всех перед законом, научность, законность и др. Однако в культурологии права эти принципы следует рассматривать в культурном контексте с учетом достижений народа в каждом направлении деятельности.
Понятно, что культурология права выполняет определенные функции. среди которых самые значительные такие: отражение культурных тенденций в праве; преобразование стихийного в правовые нормы; воплощение национальных идей в право: правовое регулирование социокультурной ситуацией; формирование у граждан ценностной правовой ориентации.
В тех правовых явлениях, в которых право имеет культурную ценность, отражаются идеи всех видов культуры. Если же тенденция нематериальной культуры заключается в творческом развитии умственных способностей человека с целью систематического оздоровления духовности членов общества, то эта же тенденция отражается и в праве. Эта основная функция культурологии права позволяет выявить пути повышения качества права. Ведь пренебрежение государства проявляется, прежде всего, через неоприроднене право, через то, что право не считается суперкультурним достижением. Именно культурное разнообразие существенно влияет на формирование юридических норм, и право становится регулятором духовного оздоровления народа.
Культурология выполняет также объяснительную функцию относительно преобразования стихийного в правовые нормы. Стихийность в мыслях и поведении людей может иметь, как известно, большую разрушительную силу, если ее не понимать и не разместить в природном правовом пространстве. Культорологія помогает приблизить правовые нормы в высших законов Вселенной, под которым понимаем прежде всего законы Красоты и Гармонии.
Содержание положительных законов отражает уровень культуры общества, в котором они принимаются, поскольку национальная культура, в том числе идея, впитывает в себя потребности? нации в самоутверждении. Поэтому одной из функций культурологии права является воплощение национальных идей в право.
Ведь национальная идея - это движущая сила народа, перспективная стратегия развития нации. Она формирует украинскую национальную реальность, отражает цель существования нации.
Недаром считается, что уничтожение национальной идеи приводит к уничтожению самого народа (например, разрушительное влияние идей большевизма в истории Украины).
Национальное возрождение призвано обогащать национальную культуру с тем, чтобы не отрывать от нее человека, не изменять ее психику.
Именно поэтому украинская национальная идея должна реализовываться через право.
В результате своеобразной насыщенности права национальной идеей положительные юридические нормы будут формировать у населения национальные правовые чувства.
Следующая функция культурологии права - социокультурная ситуация, которая характеризуется состоянием достижения культуры человечества, ее уровнем и оценке в конкретный исторический период. Здесь большую роль играет влияние различных общественных факторов на культуру, в том числе историко-национальных, внутренних и внешних. Определяют социокультурную ситуацию конкретные процессы, тенденции и различные социокультурные феномены (например, традиции). Главная функция культурологии права заключается в том, чтобы определение и регулирование социокультурной ситуацией происходило в правовом поле. Тем самым культурология права осуществляет нормативные отношения с миром и создает двустороннюю связь культуры и права, обеспечивает соціокультурність правовых явлений. Поскольку культура существует независимо от социальной среды, то каждая ситуация (в частности, поведение людей) требует правового регулирования. Это означает, что правовое регулирование социокультурной ситуацией помогает культуре сплотить, интегрировать людей, урегулировать их поведение.
Культурология права способствует формированию ценностного правовой ориентации членов общества. Содержание этой функции заключается именно в том, что культурология права помогает человеку выбрать необходимое ей отношение к духовно-правовых ценностей, которое обеспечит правомерное поведение. Такая система установок и убеждений человека “окультурює” ее правосознание, формирует собственную, индивидуальную правовую культуру. Конечно, культурология права в данном случае направляет процесс социализации человека в правовое поле, вырабатывает чувство законности, формирует в целом цивилизованный правопорядок.
Итак, цель культурологии права заключается в выявлении правовых аспектов всех видов культуры с целью формирования ценных положительных юридических норм.. Эта цель всегда актуальна, поскольку любая деятельность невозможна без культуры, а точнее, без единства ее видов. В этом и проявляется универсальное значение культурологии права.



Назад