Электронная онлайн библиотека

 
 Юридическая деонтология

2.1. Понятие юридической деонтологии


Деонтология, в частности юридическая деонтология, как наука возникла сравнительно недавно. Существуют различные ее виды. В настоящее время в Украине наиболее разработана медицинская деонтология. Наверное, причина в том, что самым ценным для человека является жизнь, здоровье и именно бытие, которое часто зависит от врачей, от выполнения ими профессионального долга. Юристы имеют дело с аналогичными ценностями, в их руках - судьба человека. Но юридическая деонтология находится лишь на дискуссионной стадии исследования, хотя и имеет специфические преимущества над медицинской.
Деонтология - это раздел этики, изучающий проблемы долга, сферу обязательного, все формы моральных требований и их соотношение.
Можно считать, что деонтология касается всего круга проблем, связанных с моральным, со сферой надлежащего, нужного.
Термин “деонтология” впервые ввел в научный оборот английский философ права Иеремия Бентам в труде “Деонтология” (1834 г.). Деонтология, основы которой исследовал И. Бентам, является учением о профессиональные обязанности и учета результатов их выполнения человеком. Как отмечал ученый, в каждом действии важен результат, то есть и пользу, которую приносит действие. Начало пользы, И. Бентаном, составляет основу деонтологии [123, с. 16-17].
Исследование юридической деонтологии начато в бывшем союзном государстве по вступлению в специальности. С. Алексеев и М. Айзенберг опубликовали соответствующие учебники. Много внимания уделял развитию идеям юридической деонтологии профессор Львовского университета П. Рабинович. Под его руководством осуществлялось немало научных исследований. (В частности, выводы дипломной работы автора (бывшего студента) постепенно переросли в глубокое исследование профессиональной этики (кандидатская и докторская диссертации), а теперь - в юридическую деонтологію, профессиональную культуру юриста и философию права).
Известный ученый, профессор, доктор юридических наук. Сокуренко длительное время работал деканом юридического факультета, возглавлял кафедру теории и истории государства и права Львовского национального университета имени И. Франка. Впервые за всю историю бывшей союзного государства он начал исследования основ юридической деонтологии. Во вступлении к монографии А. Савицкой “Возмещение ущерба, причиненного ненадлежащим врачеванием” (1982г.) В. Сокуренко рассматривал медицинскую деонтологію с позиции юриспруденции, права и морали. Ученый сделал попытку разработать основные требования к профессионально-правовых обязанностей юриста, аналогично тех требований, которые касаются врача. В дальнейших исследованиях он анализировал юридические обязанности, перспективы развития основ профессиональной деонтологии. Свое продолжение юридическая деонтология как наука и учебная дисциплина получила в лекциях, консультациях, беседах профессора со студентами, учеными (и лично с автором этого учебника).
Во второй половине 80-х годов была уже внедрена для изучения учебная дисциплина “Юридическая деонтология”. Основал ее профессор. Горшенев в Харьковском юридическом институте (ныне Национальная юридическая академия им. Ярослава Мудрого) как пропедевтичну, вступительную, возможно, еще и как экспериментальную. В 1988г. вышел в свет учебное пособие [126, с. 7].
По сути, взгляды на юридическую деонтологію, изложенные профессорами В. Сокуренко и В. Горшеньовим, диаметрально противоположные. Если первый специалист уделял основное внимание внутренним процессам при выполнении юристом служебного долга, то второй - в основном предпочитает внешним. Впоследствии в Украине появились монографии, учебники, учебные пособия, авторы которых предпочитали В теории. Горшенева.
Наше видение юридической деонтологии основывается на исследованиях В. Сокуренко, взгляды которого разделяет также М. Коваль из Донецка и некоторые другие ученые. Существование различных подходов к деонтологических проблем, безусловно, обогащает юридическую науку, делает ее более содержательной.
На наш взгляд, есть все основания утверждать, что в Украине существует две деонтологические школы: харьковско-киевская (профессор В. М. Горшенев) и львовская (профессор В. Г. Сокуренко).
Деонтология - это живая онтология, онтология в действии. Для нее важен ход мыслей, устремлен в будущее, к действиям, к необходимого и должного. Для последнего наиболее характерным является внутреннее отношение человека к реальной действительности, что находит проявление в обязанностях юриста: общении, принятии решения, познании явления и др. Долг - понятие более широкое, чем все остальные, поскольку основными здесь являются внутренние процессы - мысли, а не действия. То есть из чувства долга, его степени вытекают определенные личные нормы, которые характеризуются высоким качеством.
В. Сокуренко, опираясь на учение И. Канта, отмечал, что предписания моральных и юридических норм непосредственно действуют на субъект, который осознает, что его воля подчинена требованиям норм. Это порождает представление о внутреннем долге, его общечеловеческую ценность и конкретные социальные блага, заложенные в самом поступке. Этот процесс формирует тот внутренний императив (приказ), “закон”, который человек накладывает на себя, который необходим сам собой. Сущность внутреннего императива как исходного момента заключается в том, что человек ставит себе цель, которая одновременно является ее внутренним долгом. В этом нет противоречия, поскольку человек сам себя заставляет, что вполне совместимо с ее внутренней свободой и проявлением собственной свободы волеизъявления - права выбора поведения в пределах объективно существующего социального нормирования [123, с. 20-21].
Под обязанностью понимают то, что надо безотказно выполнять в соответствии с требованиями общества или исходя из собственного убеждения.
Поэтому его надо рассматривать как внешний и внутренний императивы (приказы). Внешний императив обязанности производит для конкретного юриста другое лицо, государство, закон. Это своеобразная повинность, которую независимо от своей воли обязан выполнять юрист.
Существуют разновидности обязанности: духовный, моральный, национальный, общественный, профессиональный, юридический, служебный и др. Юридическая деонтология сосредоточивает внимание на служебному долгу. Для юриста - это система обязательных, самостоятельных и правовых действий в различных социальных ситуациях, связанных с духовной, моральной и большой внутренней потребностью служение обществу, своей нации.
Внутренний императив служебного долга - это тот самый “служебный долг”, хотя выражение это достаточно условный и не совсем удачный (подобно морального императива Канта). Как отмечают исследователи, “долг” - это социальный категорический императив. Принцип “долг” ради “долга” в качестве категорического императива наиболее четко сформулирован И. Кантом. Нормы повинности призваны, по И. Кантом, примирить человека с чужим, враждебным ему миром. Понятие “долга” стало у И. Канта, главной категорией морали: именно чувство “долга” определяет моральную поведение человека.
Содержание внутреннего императива служебного долга заключается в том, что он является сознательным, мотивированным фактором реальной поведения юриста, его определенной позицией и добровольно принятым решением. То есть этот императив является внутренним, лично произведенным для юриста законом. Формирование внутреннего императива невозможно вне логики норм права и морали, их принципов и конкретных предписаний, потому что невозможна любая человеческая деятельность вне нормированием, вне целью. Этот “закон” действует в зависимости от ситуации. Под влиянием добровольно возложенной на себя императива юрист сам себя заставляет действовать, проявлять личные качества (в частности, человечность), а также демонстрировать свободу разумной воли, доброй воли, веление сердца, по зову совести. Умная и добрая воля сильнее закона (позитивного права), но она тесно связана с совестью. Хотя каждый человек имеет совесть, но редко ею пользуется, что подчеркивает отдельное существование внутреннего и внешнего императивов обязанности.
Следовательно, между внутренним и внешним императивами служебного долга в целом есть общие и отличительные черты. Но первое понятие для юридической деятельности является более ценным, поскольку юрист осознает свои поступки, которые имеют целевую направленность. Если внешний императив служебного долга рассчитан на определенную импульсивность юриста, то внутренний - на системность. Внешний императив можно предусмотреть, а внутренний - нет, потому что он не рассчитан на повторяемость однотипных случаев. Характерным отличием является то, что внутренний императив служебного долга юристом не только осознается, а еще и выполняется, что внешнем императива служебного долга несвойственно. Внешний императив обязанности можно выполнять и не задумываясь, а внутренний - требует определенных размышлений.
Заметим, что внутренний императив служебного долга не регулируется ни одним нормативным документом, поскольку он не подвластен чужим нормам. Но это не означает, что внутренний императив не отвечает за действия. Хотя юрист оказывает по велению сердца, но его действия могут противоречить праву. Это же касается и последствий деяний. Поэтому в этом случае возможны все виды ответственности, несмотря на то, что в некой ситуации было бы “сработать” только внутренний императив обязанности, а не внешний. То есть внутренний императив имеет свой предел, выход за которую карается законом. Это один из видов нарушения юристом правового чувства, “пределов необходимой обороны”, где его усилия направлены не на некий расчет, собственную выгоду или пользу, а на общее благо, торжество справедливости.
Понять глубинный смысл внутреннего императива служебного долга помогают его составные элементы. Сюда прежде всего относятся правовой прагматизм, духовные и нравственные ценности, интеллектуально-волевое усилие, положительный фанатизм и совести.
Безусловно, внутренний императив служебного долга юриста основывается на определенных принципах, которыми являются: логичность, верность идее, обязательность, побуждение, незапрограмованість (непланованість), внутреннее убеждение, интуиция и др. Юрист, который действует за этими и другими принципами внутреннего императива, будто дает себе слово поступать именно так, а не иначе, что вызывает глубокое уважение к нему, подчеркивает его человечность.
Внутренний императив служебного долга юриста выполняет определенные функции. В основном они совпадают с функциями юридической деонтологии и заключаются в выработке социального регулятора для юриста и направленности на активную защиту духовных, нравственных, правовых принципов общества. Это означает, что внутренний императив является не только личным чувствам, но и правовым требованием членов общества относительно юриста.
На внутренний императив служебного долга юриста влияют различные факторы:
- юридическая и общая социализация;
- духовные, моральные, эстетические, правовые нормы;
- принципы общества;
- государственный, профессиональный, юридический, служебный, трудовой, общественный, моральный обязанности;
- обет.
Важнейшее значение для формирования внутреннего императива имеют общечеловеческие ценности, которыми юрист руководствуется в своей деятельности.
Внутренний императив (и в этом заключается ценность юридической науки) отвечает на важный вопрос: во имя чего и почему юристу нужно действовать должным образом? Ведь подражания внутреннем імперативові (“долгу”) - это определенная честь и правильный путь. В итоге - это залог духовного здоровья и физического долголетия, гармония с окружающим миром. Внутренний императив не имеет материальной заинтересованности.
Хотя внутренний императив - это одновременно духовная, нравственная, эстетическая и правовая категория, но прежде всего он тяготеет к морали. А это ценнее от права и связано с внутренними убеждениями и взглядами юриста. Поэтому юридическая деонтология исследует волевой характер внутреннего императива служебного долга юриста, кое в чем - закон общественной жизни и судьбе украинского народа. Для юриста внутренний императив является гражданским патриотическим обоє'язком, проявлением милосердия и ненасилия в служебной деятельности.
В настоящее время распространены такие термины: “юридическая деонтология”, “правовая деонтология”, “юридическая деонтология”. Хотя между ними существуют некоторые незначительные различия, однако они освещают практически одно и то же: формирование внутреннего императива служебного долга юриста.
В научных источниках оказываются различные подходы к определению юридической деонтологии. Так, В. Горшенев и И. Бенедик определили юридическую деонтологію как отрасль юридической науки, что обобщает систему знаний о мудрости общения и искусство принятия правильного решения в юридической практике, то есть как науку о поиске атмосферы необходимого, истинного результата в общении юриста как с коллегами, так и с теми, кому он оказывает профессиональные услуги и кого должен обслуживать правовыми средствами в процессе реализации своего законного статуса [58, с. 8].
О. Скакун отмечает, что юридическая деонтология - это отрасль юридической науки и учебная дисциплина, которая является обобщенной системой знаний о юридическом практическую деятельность и кодекс профессионального поведения юриста, то есть о оптимальный свод правил позволяющего, обязывающего и рекомендательного характера, которыми должен овладеть юрист и руководствоваться ими в отношениях, возникающих при исполнении служебных (должностных полномочий). Эту дефиницию автор рассматривает в узком смысле - как науку о применении практической деятельности юристов (это, как правило, нормы, имеющие рекомендательный характер) - и в широком смысле - как науку, которая, наряду с моральными, анализирует требования (нормативы) психологического, политического, правового, экономического, экологического, этического, эстетического, информационного характера, предъявляемых к профессиональной культуры юристов (кроме норм рекомендательного характера, это нормы - обязывающие, запрещающие и позволяющие) [126, с. 5-7].
С. Гусарєв, О. Тихомиров считают, что юридическая деонтология раскрывает содержание и взаимосвязь таких социальных явлений, как юридическая наука и юридическое практика, определяет ее функции, исходя из норм и принципов общественной морали, формирует систему требований профессионального и личного порядка, освещает этическая сторона деятельности юриста, учитывая специализацию юридической профессии. Юридическим деонтологією изучаются система, формы, методы и средства подготовки высококвалифицированных юристов-профессионалов [60, с.13].
Анализ приведенных дефиниций юридической деонтологии дает возможность сгруппировать основные позиции в четыре группы:
1) знание о кодекс профессионального поведения, профессиональный этикет, применение норм морали, моральные требования (нормативы), сотрудничество с коллегами, взаимоотношения с гражданами, мудрость общения;
2) сведения (система знаний) о правоведение;
3) сведения о юридическую практику, основные юридические специальности;
4) знания об отношении к профессиональной деятельности, искусство принимать правильные решения.
Проблемы первой группы касаются юридической этики юриста (она развита неплохо, особенно милицейская, прокурорская, судейская, следственная и др.); второй - теории права; третьей - судебных и правоохранительных органов. Будущие юристы в высших учебных заведениях Основательно изучают такие дисциплины, как основы управления, тактика профессиональной деятельности, юридическая психология, безопасность жизнедеятельности, основы делопроизводства, деловая украинская речь и др. Считаем, что не стоит юридическую деонтологію загружать теми вопросами, которые являются предметами этих дисциплин. Однако проблемы четвертой группы больше касающиеся юридической деонтологии. Их изучение нужно даже расширить.
Мы рассматриваем юридическую деонтологію, во-первых, как введение в специальность, цель которого - научить студента считать совесть, справедливость главными критериями его профессиональной деятельности, выработать внутреннее чувство, убеждения до принятия справедливого, обоснованного юридического решения; во-вторых - как вступление в философии права. Студенты должны уже с первого курса настраиваться на восприятие учебных дисциплин в контексте философии права, что будет способствовать Основательном усвоению материала из различных отраслей права.
Кстати, юридическая деонтология исследует еще и такие проблемы, как:
• познанию внутреннего императива служебного долга в правовых ситуациях;
• поиск и установление правовой истины самым юристом (а не другими лицами, учреждениями);
• использование в служебной деятельности, наряду с позитивным правом, нормы естественного права для объективной оценки правовой ситуации.
Эти проблемы нужно исследовать с позиции философии, культурологии, социологии права, юридической психологии, правовой эстетики, теории государства и права и других наук. Здесь обнаруживается связь юридической деонтологии с другими общественными науками.
Следовательно, юридическая деонтология - это философско-правовая наука о познании юристом сущности внутреннего императива служебного долга, который создает предпосылки для формирования личностных норм профессионального поведения и мотивы их выбора с целью формирования внутреннего убеждения, установление объективной истины и принятия справедливого правового решения.



Назад