Электронная онлайн библиотека

 
 Юридическая деонтология

3.1. Принципы и источники юридической деонтологии


Юридическая деонтология основывается на соответствующих принципах - гуманности, справедливости, милосердии и т.д. Они отождествляются с принципами юридической этики юриста. Однако юридическая деонтология имеет и собственные принципы.
Основным из них является нормативность. Это означает, что каждая профессиональная действие юриста подчинена определенным нормам. Но это не обязательно правовые нормы, которые регулируют всю жизнедеятельность человека. Речь о общепринятые моральные нормы, в частности собственные нормы юриста, которые он выработал под влиянием различных факторов.
Принцип самостоятельности заключается в том, что теоретические положения юридической деонтологии причастны к каждой личности в частности. Юрист самостоятельно формирует свое поведение, которая направлена на повышение эффективности правоохранительной деятельности в отношении граждан и общества в целом. Законодатель также самостоятельно вырабатывает в себе чувство внутреннего императива служебного долга по велению сердца и совести.
Относительно принципа индивидуальности подчеркнем, что деонтологічна норма для каждого юриста - это его личностная норма. Ее не может использовать другой юрист. Если такая попытка и будет иметь место, то, хотя бы частично, наступят изменения в самой норме, и она уже не будет характеризоваться индивидуальностью. Для любого другого юриста, который попадет в аналогичную ситуацию, деонтологічна норма будет уже другой.
Принцип неповторимости особенно важен в юридической деятельности. Практика подтверждает, что в жизни разные люди даже за подобных ситуаций поступают по-разному. На первый взгляд, действия двух юристов кажутся идентичными, но определенные различия все же существуют. Недаром говорят, что нет даже двух одинаковых капель воды, не говоря уже о нормах поведения или уровень осознания служебного долга.
Уникальным принципу юридической деонтологии является ее нестандартность. Его суть заключается в том, что деонтологические нормы рассчитаны не на образцовые - идеальные, а на неожиданные, нестандартные ситуации. Деонтологические нормы имеют наибольшую ценность именно в нестандартных условиях, когда практически невозможно применить традиционный подход, что довольно часто встречается в юридической практике.
Принцип мгновения характеризует высокую степень сообразительности юриста, его способность быстро и безошибочно принимать обоснованное правильное решение. Именно такое искусство решения юридических дел формируют деонтологические нормы.
Очень близким по смыслу к принципа мгновения считается принцип непредсказуемости. Ведь во многих случаях действия юриста не запрограммированы. Возникают ситуации, в которых юрист не всегда готов. Поэтому деонтологические нормы рассчитаны на такие явления и направляют юриста на соответствующие правомерные действия.
Главное в профессиональной деятельности юриста - вовремя принять оптимальное решение.
Этому способствует такой принцип юридической деонтологии, как своевременность. Не подготовлено (не обоснованное) решение или небольшое опоздание существенно влияют на конечный результат или на эффективность работы. Своевременность обеспечивается развитой интуицией, внутренним убеждением и даже определенным профессиональным риском.
Юридическая деонтология характеризуется также принципу практичности. Именно на практике, а не во время теоретических занятий, юрист формирует нормы своего поведения. Теория норм поведения юриста может предвидеть его действия, но не конкретизировать их. Однако на практике действия юриста, как правило, в значительной мере детализируются и никогда не повторяются.
Важным для юридической деонтологии является принцип конкретности. Речь идет о конкретное решение юриста, конкретный внутренний императив служебного долга. Общие решение не характеризуют личность юриста как профессионала, хотя они могут иметь конфиденциальный, временный характер. В итоге юрист должен принять решение относительно себя или своих действий.
Конечно, каждый принцип действует не отдельно, а во взаимосвязи, усиливая друг друга. В некоторых правовых явлениях “срабатывают” практически все принципы юридической деонтологии. В этом заключается единство принципов как необходимое условие действия деонтологических норм.
В процессе развития украинского общества и юридической науки появятся новые принципы, в частности те, которые віддзеркалюватимуть национальные черты, идеи украинской государственности. Будут выделяться такие принципы, как универсальность, демократичность, правовая націологія.
Важную роль играют источники формирования внутреннего императива служебного долга юриста или так называемые источники деонтологических норм. Такие нормы вытекают из существующей теории профессиональной этики, профессионально-этических кодексов, что является результатом использования природных, моральных и правовых норм.
Формированию деонтологических норм способствуют принципы и функции морально-психологической службы, которая сейчас получает распространение в юридических учреждениях.
Поскольку деонтологические нормы юрист единоличное вырабатывает для себя на основе индивидуальной морали, то для них нужна определенная мотивация. Например, торжественное принятие обета, которое имеет давнюю добрую традицию. Так, специалисты права и представители некоторых других профессий, в том числе врачи, нанимаясь на работу, составляют соответствующую обет-официальную, торжественную внутреннюю обещание относительно надлежащего выполнения служебного долга, которая заложена в мыслях и выражена словами.
Юристам обетование нужна для выработки сознательной ответственности перед обществом и государством в борьбе за укрепление правопорядка. Это своеобразная добровольное согласие честно служить народу, это также проверка на верность избранной профессии.
Обетование вдохновляет на формирование внутреннего, личного (индивидуального) правового и морального чувств, которые оказываются в самодисциплине и самоконтроле.
Она существенно отличается от клятвы и обещания, поскольку не является самонасильством над свободой волеизъявления, в отличие от клятвы и обещания, которые надо рассматривать как постоянное выражение последней.
Нравственный самоконтроль - способность самостоятельно регулировать и направлять собственное поведение - зависит от требовательности юриста к себе, самокритичности, уровня сознания. духовного развития и личной нравственной культуры. Поэтому обет составляют не в первый день труда, а после определенной адаптации, осмысления своего назначения.
Действующее законодательство не предусматривает санкции за нарушение обета юристом. Это объясняется тем, что обетование является основным индивидуально-нравственным законом, основной моральной нормой для лица, которое ее составила. То есть обетование источником деонтологических норм юриста. Ведь осознав свою внутреннюю ответственность перед обществом, правоохранитель производит собственные моральные нормы на основе обетования. Они являются его личным достижением, и он несет персональную ответственность за публично данное обязательство. Это его авторитет среди людей и коллег по службе.
Обетование также способствует формированию социальных норм юриста, которые регулируют его поведение, хотя правовые нормы имеют повелительный характер. Лицо, составившее обет, формирует собственную правосознание, собственный стиль юридической деятельности, которые должны систематически сверяться с сутью обетования.
Обязанности, закрепленные обетованию, не являются формализованными правовыми нормами, что лишь описывают нужный вариант поведения, а являются нормами аксиологического типа. Они фиксируют общественное полезную цель и моральные ценности, оставляя юристу возможность выбора средств для достижения поставленных перед ним задач. Нормы, которые предусматривают обязанности юриста в обетования, сочетают качестве юридического веление с качествами морально-идеологического императива. Это такие правовые нормы, которые определяют надлежащее поведение юриста в сфере его профессиональной деятельности с точки зрения не только права, но и морали.
Обусловлен обетованию вариант надлежащей и желаемой поведения юриста в основном абстрактный. Здесь нет того степени конкретизации правовых требований, который дал бы возможность применить санкции.
Выполнение юристом обязанностей, возложенных на него обетованию, основывается на моральных принципах, которые сложились у него и поддерживаются силой общественного мнения. Внесение тех обобщенных требований надлежащей и желаемой поведения юриста в текст обетования является показателем того, что именно эти обязанности имеют для государства особую значимость. Они составляют основу законодательного формирования обязанностей юриста.
Добросовестное выполнение юристом обязанностей, вытекающих из обетования, проявляется в действиях, направленных на охрану право порядке. Предусмотрены обетованию обязанности - неотъемлемый структурный элемент юридической деонтологии.
Итак, факт принятия обета юристом определяет будущий профессиональный путь, формирует сознательную правовую поведение, становится предпосылкой правоохранительной деятельности. Такая самостоятельность имеет постоянно сопровождаться духом права ее морали. То есть в случае изменения политической власти не в пользу народа дух права и дух украинской национальной морали должны поддерживать у юриста здравый смысл, помогать ему выполнять данную клятву.
Нарушение юристом обетования - это предательство собственной совести, своего народа. Лицо, которая это сделала, должен добровольно покинуть службу, быть готовым нести не только моральную, но и юридическую ответственность за свои поступки.
Следовательно, труд по обетованию - это труд по велению сердца, согласно принципам юридической деонтологии, по внутренним императивом обязанности.
Источником норм юридической деонтологии является юридическая этика и профессиональная культура вообще. Осознание юристом последствий собственных профессиональных действий формирует определенный опыт, который учитывается в будущем. Деонтолопчні нормы должным образом будут возникать из внешних действий тогда, когда юрист не подвергается таким негативным инстинктам, как самосохранения, карьеризм, стяжательство и т.д. В противном случае - это будут не истинные источники деонтологических норм, и это должен осознавать юрист.



Назад