Электронная онлайн библиотека

 
 Юридическая деонтология

3.2. Функции юридической деонтологии


Природные, моральные и правовые нормы взаимодействия составляют сущность юридической деонтологии.
Именно в связи с реальным нормативным содержанием юридической деонтологии возникают своеобразные функции этой науки, которые можно сгруппировать в три подсистемы.
1. Функции, которые касаются лица юриста:
• формирование у юриста осознание внутреннего императива служебного долга;
• конкретизация правосознания и правомерности действий у юристов;
• повышение уровня правового чувства у субъектов права;
• воспитание у юристов уважения к праву;
• выработка у юристов внутреннего убеждения на основе юридического саморегуляции, юридической оценки и юридической репутации и самоутверждения;
• установление юристом объективной правовой действительности;
• содействие выбора юристом справедливого решения;
• воспитание у юристов духовной, моральной и юридической ответственности;
• обоснование индивидуального регулирования профессиональных действий юристов и осознание их последствий;
• соблюдение безопасности жизнедеятельности.
2. Функции, которые отражают процесс формирования национального права в Украине:
• утверждение национального духа украинского права;
• обеспечение господства права;
• создание необходимых предпосылок функционирования украинской национальной правовой теории.
3. Функции, которые способствуют регулированию общественных отношений в государстве:
• умение определить ценность права и ценность государства;
• содействие формированию цивилизованного правопорядка в Украине;
• содействие выработке индивидуальных (собственных) норм профессионального поведения юриста (деонтологических норм).
Раскроем содержание некоторых функций юридической деонтологии.
Важную роль играет прежде всего функция повышения уровня правового чувства у юристов. В общем чувства - это особый вид эмоциональных переживаний, которые имеют четко выраженный предметный характер и надлежащую устойчивость. То есть право, закон воспринимаются юристом на эмоциональной основе и чувства - это следствие комплексного эмоционального восприятия явления. Другого пути к сознания (и правосознания) для юриста не существует. Поэтому уместно вести речь о культуре чувств, эмоциональную культуру.
Правовые чувство юриста проявляются в способности осознавать явление, сопереживать последствия, понимать людей. Чувство связано с представлением о определенный объект. Содержание этого представления и определяет правовое чувство юриста, которое нужно рассматривать в двух аспектах: эмоционально-правовом и собственного долга (что выражает внутренний императив служебного долга). Эмоционально-правовой аспект касается эмоций, идей, знания права, чувство вины, сопереживание, раскаяние. Второй аспект охватывает чувство индивидуальной профессиональной ответственности и стремление к установлению истины и справедливости.
Оба аспекта направлены на выработку умения проникнуть во внутренний мир человека, на поиск эффективных методов юридической деятельности в каждом конкретном случае. Можно сказать, что правовое чувство обеспечивает такую атмосферу, в которой юрист мог бы установить истину, поскольку право действует только через сознание юриста, его отношение к действительности. Это обеспечивает правовые чувство служебного лица. Без них невозможно вести борьбу за справедливость, потому что юристу присущи психологическое отношение, определенное настроенность на правовые явления.
Фактически юрист действует не столько в пределах закона или его предписания, сколько в рамках восприятия закона через чувства. Конечно, чувства - сугубо индивидуальный фактор. Оно нацеливает поведение юриста на ту часть предписания закона, которая воспринимает определенный интерес, потребность и т.д. Юрист не выполняет закон полностью. В этом заключается индивидуальность правовых действий (и ответственность за них). Для той части предписаний, которая не выполняется, характерен дух права, что влияет на поведение юриста, ориентирует его на правомерность.
Составляющими правового чувство юриста есть чувство законности, собственного долга, милосердия и др. Существуют и специфические принципы правового чувство юриста. Это прежде всего индивидуальность, заинтересованность, эмоциональность, ответственность, устойчивость, дух права и др.
Правовое чувство юриста связано с другими правовыми категориями. В частности, это касается правосознания, которая содержит совокупность взглядов, чувств, эмоций, идей, теорий и предписаний права. Понятно, что правовые чувство является составным элементом правосознания юриста, как и любого другого лица, подсознательным проявлением правовой психологии.
На формирование правового чувство юриста влияют: эрудиция, уровень социализации, волевые качества, творческое мышление, твердость духа, коммуникабельность, пунктуальность, настойчивость, умение руководствоваться здравым смыслом и т.д.
Основной критерий правового чувства - принятие юристом правильных решений в конкретной ситуации. Правовое чувство юриста проходит долгий путь синтеза в процессе профессиональной деятельности.
Весомым достижением юридической деонтологии является формирование национального духа украинского права.
Впервые проблема духа права была рассмотрена давньоримськими юристами, впоследствии - выдающимся французским политическим мыслителем Ш. Монтескье в его основополагающей работе “О духе законов”. Немецкий философ Г. Гегель в трудах “Феноменология духа”, “Наука логики”, “Энциклопедия философских наук”, “Философия права” обстоятельно раскрыл понятие субъективного духа (проблема свободы), истинного духа (вопрос договора, преступления и наказания законом), объективного духа (право, мораль), абсолютного духа, философии духа, духа логики, свободы духа и др. Философ доказал, что в законах отражается национальный характер определенного народа, степень его исторического развития.
Дух человека - это прежде всего ее мировоззрение, идеи, вера, надежда, мысли, творение и вообще ее собственная внутренняя атмосфера. Он вечен и принадлежит только одному конкретному человеку. Дух - это также внутренний проявление нравственного и интеллектуального развития человека. Он сильнее от самого человека и проявляет себя не сразу, а спустя длительное время. Созданные человеком материальные вещи совершенно ей не принадлежат, а дух - это ее собственность. Каждый человек имеет право на собственный дух. Отсутствие духа в человека характеризует ее негативно.
Для юридической деонтологии важно выяснить понятие духа права, который проявляется в природе. Вселенной, законах и различных нормативных документах. Ведь законы творят юристы - члены общества, а право является отражением природы, величия духа народа. Отсюда можно сделать вывод, что дух законов - это их внутреннее проявление, структура и определенная сила регулирования общественных отношений. То есть дух права отражает содержание естественного права и законов, а правовые чувство юриста направлены прежде всего на восприятие духа законов и права в целом. Поэтому есть необходимость разграничить понятия духа права и духу законов.
Дух права в основном состоит из духа законов. Однако не каждый закон является полезным и ценным и заслуживает всенародное одобрение. В некоторых предписаниях, а иногда в целом законе отсутствует здоровый дух. Дух права формирует сам уровень духовности, нравственности общества, поскольку законы принимаются постоянно и, как правило, совершенно новые, что не позволяет говорить об исчерпании законов в конкретный момент. То есть законотворчество всегда отстает от процесса создания моральных норм, что на практике отображается стойкой от сущностью норм правового регулирования общественных отношений. И, наконец, с развитием общества всегда появляются новые прецеденты, которые требуют появления новых правовых норм.
Существует существенная разница между буквой и духом закона. Так, буква закона отражает обязательный предписание поведения лица, несмотря на ее внутреннюю реакцию, а дух закона направлен на отражение идей законодателя. То есть дух закона значительно сложнее по сравнению с буквой закона, хотя они дополняют друг друга. В общем дух закона выражает исторически обусловленную цель буквы закона. Вопреки духу права часто принимаются ведомственные нормативные акты, которые субъективно толкуют закон. В этом случае выдержана буква закона, а дух права изменен или вообще проигнорирован.
Деонтологические нормы, которые человек вырабатывает для себя, должны ориентировать правомерное поведение юриста на соблюдение не столько буквы закона, сколько духа права. Этот момент зафиксировать в действующем законодательстве, отобразить на писании очень трудно. В основном поведение юриста направлена на соблюдение только буквы закона.
Следовательно, право существует для того, чтобы устанавливать соответствующие границы поведения для членов общества. Его действие обеспечивается соответствующими институтами, которые призваны реализовать правовые нормы на практике. В случае отсутствия таких институтов право иногда теряет силу, а не ценность, и действовать не перестает. Действие права обеспечивает его идея, дух. Это же касается и того момента, когда указанные институты ликвидированы, а дух права не исчезает. Существует третий случай, когда ранее принятые законы ликвидированы, но их дух продолжает действовать не из чувства страха или боязни (хотя и такое бывает, но непродолжительный период), а из чувства глубокого уважения к праву, нормы которого одобрило общество, поскольку они отражают интересы большинства.
В таком случае говорят об национальный дух права. Его раскрывают факты из истории государства и права. В них отражаются исторические традиции, национальные обычаи, психологические свойства характера нации, особенности ее потребностей и интересов, условия и возможности жизни. Ведь право - это продукт человеческой культуры и цивилизации, их достояние. Оно выражает общечеловеческие интересы, национальные идеи, является уникальным, неповторимым творением человеческого разума, одним из орудий обеспечения социальной справедливости, прав и интересов человека. Через право практически выражаются национальные, общечеловеческие ценности, особенно национальная мораль. Все это способствует формированию национального духа права. Поэтому без знания его истории формировать новейшее право невозможно. Лишь отдельные лица стараются обходиться без знания истории, что является их большой ошибкой.
История правильно определяет пути будущего и гарантирует неповторимость ошибок, что надо учитывать в законотворческом процессе, который продолжается в Украине. Ведь новейшее украинское право призвано выражать уровень общей правовой культуры украинского народа, быть инструментом духовного оздоровления.
Ценность национального духа украинского права нужно искать в истоках истории права. Так, выгодное геополитическое положение Украины-Руси способствовало высокому уровню развития отношений с Византией, Римской империей, со скандинавскими и многими другими государствами, утверждению демократичности внутренних общественных отношений, терпимости, толерантности, высокой правовой и политической культуре, внедрению писаного права. То есть давнее киевское право начало творить прочную правовую традицию. На развитие права в Киевской Руси положительно повлияло принятие христианства, правовые идеи Византийского государства, проникновение библейских правовых норм, рецепция светского и церковного византийского права.
Прочность украинского права заключается прежде всего в том, что оно построено на обычном (была создана значительное количество норм народного обычного права) и церковном праве. В частности, значительную роль играли церковные суды. Они одобряли семейное право, способствовали выборам священников, игуменов и митрополитов. То есть политико-правовой строй Киевской Руси был на то время образцом для других государств, поскольку здесь царил высокоразвитый национальный дух, извечный и естественное стремление к миру.
Ментальность украинцев и в следующий исторический период формировалась под воздействием компонентов правовых культур многих государств, особенно западных. Поэтому в Украине всегда преобладала система именно западноевропейских, а не азиатских ценностей, хотя в последних украинское право, учитывая исторические обстоятельства, в определенной степени растворилось.
Следовательно, национальный дух украинского права не только впитывает в себя интеллектуальный потенциал украинской нации, но и использует традиции, лучшие способы и методы правового регулирования других народов. Достояние других наций должно иметь практическое применение в украинской правовой системе.
Национальный дух украинского права - это внутренний проявление права в контексте исторического развития и формирования культурных и правовых достижений цивилизованных государств.
В украинском праве сохраняется историческая преемственность и наследственность, что связано с развитием украинской государственности. Первыми образцами украинского национального права есть, конечно, сборники действующего законодательства Киевского государства: “Русская Правда”, Устав Ярослава Мудрого, Устав Владимира Мономаха и международные договоры Руси и Византии. “Русская Правда” была первым сборником писаных законов, основанные на обычном праве. В частности, в ней не предусматривались смертная казнь, тяжкие телесные наказания, тюремное заключение и т.п., несмотря на то, что в то же время в Западной Европе широко использовались пытки. Фактически “Русская Правда” является сборником самых гуманных законов, средством национального утверждения. Поэтому возрождение и использования политических, моральных, культурных, национальных, общечеловеческих ценностей, заложенных в “Русской Правде”, дало бы возможность оздоровить современное украинское право, воспитать украинскую наиіонально-правовую элиту, которая бы вывела нашу страну на путь европейского развития.
Основу национального права составляют также такие произведения, как “Поучение детям” Владимира Мономаха, “Слово о полку Игореве”, “Слово о Законе и Благодати” Илариона, а также правовые и политические взгляды киевских и галицко-волынских князей, христианских мыслителей.
Правотворчі традиции Киевской Руси подхватила Галицко-волынская Русь, а потом Литовсько-Русская держава. Это способствовало развитию нового украинского права. Известно, что принципы украинского права широко использовали литовские князья. Поэтому Литовские статуты (особенно “Новый”, 1588 г.) считаются своеобразным украинским национальным кодексом.
Значительный вклад в формирование национального духа права сделала украинское казацкое государство. В ее устройство было заложено немало принципов государственного устройства Киевского государства. “Мартовские статьи” Богдана Хмельницкого, “Вывод прав Украины” (первый украинский международно-правовой документ), конституция (соглашение) Пилипа Орлика, кодекс украинского права - “Права, за которыми судится малороссийский народ”, “История Русов” и другие важные документы отражали украинский национально-правовую идею, стали своеобразной духовной субстанцией, мобилизовали духовно-нравственные силы всей украинской нации, преподнесли жизнедеятельность национального духа права.
Обычаи, большинство которых бытовала на Запорожской Сечи, составили “казацкое право”. Источником обычного права запорожцев были также измененные нормы древнерусского права, а также заимствованные традиции и правовые нормы соседних народов. Обычное право запорожцев - это пример ранней стадии формирования правовых норм. Цель наказания заключалась в основном в возмещении убытков, хотя применялись и более жестокие наказания, заимствованные у азиатских народов.
Сутки казачества характеризовалась достаточно высокой правовой культурой. Демократические выборы гетмана, восприятие лидера как первого среди равных граждан, парламентский строй конституции Пилипа Орлика и другие факторы подтверждают, что украинский народ не был склонен к монархической власти. Государственные вопросы решались коллегиальное. Это важная основа национального духа украинского права.
На формирование нового украинского законодательства положительное влияние имели Магдебургское право и постановления польско-литовского сейма, что способствовало укреплению основных правовых идей в Украине.
Национальный дух украинского права активно формировали в тяжелых социально-политических условиях представители украинской правовой и политической мысли Николай Костомаров, Сергей Подолинский, Маркиян Шашкевич, Иван Вагилевич, Кость Левицкий, Михаил Грушевский, Михаил Драгоманов, Николай Михновский, Иван Франко, Станислав Днестрянский, Николай Хвылевой, Николай Скрипник, Вячеслав Липинский и другие. их научные труды существенно повлияли на развитие украинского права. Деспотизм российского царизма негативно повлиял на национальный дух права украинского народа. Разнообразные домыслы, неправдивая информация о Богдана Хмельницкого, Ивана Мазепу и других гетманов, фальсификация и искажение исторических событий, фактов очень навредили украинскому праву. Но национальный дух права несмотря на все это сохранился.
В 1917-1920 гг. вместе с возрождением Украинской государства начали восстанавливаться демократические основы украинского права. Четыре Универсала Центральной Рады стали важными нормативно-правовыми актами нового украинского законодательства.
Конечно, украинский консерватизм в XX в. нивелировал национальный вопрос как основу политико-правовой концепции государства.
В 1990-1991 гг. началось возрождение украинского новейшего права, которое имеет неоспоримую ценность как основа духовного оздоровления украинского общества.
Итак, воспроизводства национального духа украинского права - важная функция современной юридической деонтологии. Даже лучшие знания не преподносят профессионализм юриста настолько, насколько это делает национальный дух права. Становление правового, високоцивілізованої государства немыслимо без знания правдивой истории Украины, использования национальных достижений в юридической науке. Украинское общество, не опираясь на национальный дух, снова может выбрать неверный путь развития. Поэтому духовными и нравственными ориентирами должны служить такие факторы духа, как любовь, радость, мир, терпимость, милосердие, доброта, веры, умеренность, сдержанность. Они должны быть присущи каждому украинскому юристу.
Для развития юридической деонтологии важное значение имеет функция обеспечения господства права. Право, как известно, состоит из разрешений, обязательств и запретов. Оно гарантирует естественные права человека, его свободу, помогает реализовать свободу волеизъявления, а также удерживает общество от хаоса и беспорядка, объединяет людей, создает правовые отношения, устанавливает общественные связи и может существовать без государства. Поскольку право является духовной и моральной су-сообществ силой, то за ним не находится ни одно лицо. Принципы права, построенные на запретах, ограничивают человека и лишают ее определенной неправомерной свободы, в основном свободы тела, а не души. Право - это тоже правда, которая не всегда отождествляется с государством. Государство исчезает, если право не действует. Ведь благодаря правовым нормам граждане принимают участие в решении общегосударственных дел, осуществляют государственное и местное самоуправление, мобилизуют духовно-нравственные силы всей нации.
В обществе существует определенная иерархия норм, где подзаконные акты, ведомственные нормативные документы подчинены соответствующим законам. А закон - это внешнее проявление права. Поэтому целесообразно разграничить такие понятия, как верховенство, всесилие, господство закона и права. Закон никому не подвластен, он должен соответствовать общественным требованиям. Однако закон может содержать в себе противоречивые, даже вредные нормы. Это означает, что верховенство закона не всегда оправдано, хотя оно может возникнуть с момента принятия закона. Рядом с верховенством закона существует верховенство человека, государственного аппарата, а это не всегда целесообразно, возможно верховенство правового закона. Всесилие закона может быть временным явлением, рассчитанным на определенный период, при условии, что такого всесилие требует конкретная ситуация в обществе.
Господствовать может только правовой закон, а неправовой закон не действует, не определяется обществом. Последний создан не для народа, а для власть имущих. Поэтому господствующим закон в настоящем демократическом обществе. Однако даже при такой обстоятельства действуют лишь отдельные части закона. Например, это касается законов Украины о милиции, о языке и др. Редко какой закон, что не соответствует условиям господства, выполняется полностью.
Всесилие права также не соответствует действительности, потому что оно не всесильно. В отдельных случаях большую силу имеют духовность, мораль, обычаи или иные социальные нормы.
Верховенство права - это один из принципов демократического государства.
К нему должны стремиться все члены общества. Но отдельные регионы, населенные пункты, в основном удалены от крупных городов, почти не чувствуют верховенства права, они используют в своей жизнедеятельности влияние различных социальных норм, обычаев и т.д.
Содержание господства права заключается в том, что оно занимает доминирующую позицию по сравнению с государством. Это гарант прав, свобод и законных интересов граждан. Господство права означает, что оно не может зависеть от политических сил и идеологии, а воплощенное в обычном праве, реально существующих отношениях, не зависит от пола, общественного положения, национальности и т.п. В господстве права значительную роль играет духовная и моральная силы, которые не могут быть образованы государством. Они выше, чем сила государства. Господству права предшествует господства национальной морали, общечеловеческих ценностей в регулировании общественных отношений, оно обусловлено естественно-историческими правами человека и опирается на духовные и нравственные устои общества. Для утверждения господства права требуется время, но благодаря этому человек уверен в завтрашнем дне. Несмотря на то, что государство ограничено правом, которое сама принимает, она еще и отвечает за господство права в обществе.
Господство права имеет определенные предпосылки. Это: признание государством и его органами приоритета права, подчинения властных структур праву, наличие высокой правовой культуры должностных лиц (в том числе юристов), высоко-профессиональная деятельность юристов, соблюдения государством основных прав человека, наличие четкого законодательства, слаженные действия каждой из трех ветвей власти - законодательной, судебной и исполнительной, налажен высокий контроль за господством права со стороны Конституционного Суда, прокуратуры, адвокатуры, суда и общественности. Удовлетворение этих предпосылок означает, что государство приближена к правовой институции, поскольку абсолютное, полное господство права возможно только в таком государстве, а не в тоталитарной.
Кроме этих предпосылок, существуют еще и специфические признаки господства права, которыми, в частности, являются:
• высокая правовая культура, правосознание и законопослушность граждан;
• уважение права всех членов общества;
• регулирование отношений во всех сферах;
• создание законов, которые не противоречат духовном праву, интересам общества;
• обеспечение выполнения правовых норм не столько государственным принуждением, сколько убеждениями;
• отсутствие верховенства человека или идеологии над правом;
• содействие государства открытом доступа человека к осуществлению и реализации ее основных прав;
• высокий уровень правового чувства.
Конечно, господства права основывается на определенных принципах. Среди них: полезность, обеспечения интересов общего блага, позитивные взгляды на закон, общеобязательная сила, независимость от действий отдельных лиц, принцип “разрешено все, что не запрещено законом”.
К функциям господства права относятся: обеспечение существования правового государства; защита общечеловеческих ценностей и интересов; забота о гражданах, регуляция государственного принуждения, распределение прав и обязанностей, объединения украинской нации, создание правоотношений и системы общественных связей, формирование правил поведения, национальной системы норм и правосознания граждан. Эти функции ориентируют юристов на создание таких собственных норм деятельности, которые бы способствовали господству права в Украинском государстве.
Юридическая деонтология предусматривает создание условий для функционирования украинского национально-правовой теории, которая бы основывалась на духовном обычном праве, соответствовала национальному духу народа, подчеркивала национальное своеобразие правовой системы, утверждала право украинской нации. Это - продукт украинской нации (и государства, когда она уже существовала), выразитель правового сознания народа. Поэтому национально-правовая теория раскрывается через изучение истории украинского права и государственности.
Так, каждый политико-правовой документ, созданный украинцами в будь-яку сутки, отмечал автономии, ограничивал влияние империй. Были попытки создать сугубо национальные законодательные акты. Например, большую историческую ценность имеет конституция Пилипа Орлика, кодекс “Права, за которыми судится малороссийский народ” и др. В казацкой гетманском государстве право было построено на принципах военной демократии, хотя именно оно не фиксировалось письменно.
На всех этапах развития украинского общества национально-правовая теория защищала свое национальное право, вырабатывать собственные правовые нормы. Характерной чертой было утверждение полномочий права не средствами принуждения или насилия, а в основном средствами общественного мнения и убеждения. При этом важную роль играли моральные нормы, которые и сегодня помогают формировать право (особенно это касается западного региона Украины). То есть идеи национальной государственности развиваются вместе с идеями национального права.
Украина стала суверенным государством. Вместе с тем многовековой экономический, политический, духовный и моральный упадок, негативный опыт создания государства как объединение республик дают основание утверждать, что становление правового государства, для которой характерны полновластия народа, гарантии прав и свобод каждого гражданина, целесообразно начинать с национально-правовой теории.
Акт провозглашения независимости Украины, Декларация о государственном суверенитете Украины, а впоследствии и Конституция Украины - это не только государственные документы, но и соответствующее действие украинского народа, уровень его политической свободы, что нашли свое отражение в этих документах. В них заложены основы национально-правовой теории, которые необходимо реализовать на практике.
Акт провозглашения независимости Украины создал условия для формирования новой правовой системы с приоритетом национальных признаков.
Этот документ дал толчок к обоснование национально-правовой теории, выраженной в Конституции Украины, тем более, что к этому обязывает интеграция нашего государства в европейские и мировые правовые структуры.
Учитывая, что правовая система Украины имеет смешанный характер (речь идет о публичное и частное право), нужно ориентироваться на международное и европейское право, международные стандарты, но сохраняя собственные традиции формирования национально-правовой теории. Дня этого необходима комплексная, фундаментальная теоретическая разработка национальной правовой системы Украины, целостная демократическая законодательная основа и гуманистическая направленность.
Исходя из этого, современная юридическая деонтология направляет украинского юриста на создание действенной национально-правовой теории, которая является гарантом развития суверенного правового государства, утверждение цивилизованного правопорядка.
Отметим и такую функцию юридической деонтологии, как содействие формированию цивилизованного правопорядка в Украине. Достичь его можно разными способами, в частности жестокостью или пытками и цивилизованно - формированием культуры, законопослушности, правосознания и т.д.
Существует тесная связь между правопорядком и законностью. Правопорядок - это следствие законности, ее результат. Можно утверждать: какой уровень законности в государстве, такой и состояние правопорядка, поскольку правопорядок находится под защитой закона и государства в целом.
Итак, цивилизованный правопорядок - это результат достаточно высокого уровня общей нормативной культуры и правосознания граждан, свидетельства эффективного правового регулирования правоотношений, их стабильность, а также надежные юридические гарантии прав и свобод членов общества.
Цивилизованный правопорядок - основная ценность народа, он несовместим с унижением достоинства человека и возможен только в правовом государстве.
Правовое государство обеспечивает укрепление сознательной дисциплины граждан, воспитывает уважение к праву, создает условия для нормального функционирования общества с использованием традиций, обычаев и культуры народа. В таком государстве основными средствами соблюдения высокой степени правопорядка является не столько наказание, сколько убеждения, воспитания, авторитет государственной власти и правосудия. Главное в цивилизованном правопорядка - обеспечение охраны прав и свобод граждан, уважительное отношение к ним (в том числе и в государственных учреждениях), утверждение веры населения в государство и учреждения.
Достичь идеального правопорядка невозможно. Но свести к минимуму совершение преступлений можно. Главное - поднять духовный уровень жизни народа, повысить его правосознание, добиться высокой степени профессионализма юристов и работников высших государственных органов. Теперь вся правоохранительная деятельность и нормативная база должны иметь национальную основу, а при урегулировании различных конфликтов надо использовать духовные нормы, законопослушность населения, високоцивілізовані способы сосуществования.
Итак, конечная цель юридической деонтологии как науки заключается в том, чтобы помочь юристу выработать такие собственные нормы поведения, которые ориентируют на подъем общества, установление цивилизованного правопорядка, правового обеспечения жизнедеятельности народа.
Юридическая деонтология способствует выработке индивидуальных норм поведения. Причем эти нормы являются сочетанием естественным, моральным и правовым. Индивидуальные нормы могут соответствовать общепринятым или противоречить им. Содержание и степень отклонения индивидуальных норм от других могут быть различными в зависимости от причин и интенсивности существующей несоответствия. На выработку юристом собственных норм поведения влияют также его знания (общие и профессиональные), эрудиция, интеллект, психологическое состояние, определенная ситуация. Однако наибольшее влияние имеют духовные нормы.
Естественные нормы являются основой моральных, правовых и других видов социальных норм. Они составляют основу духовности, ориентируют юриста на добро, косвенно влияют на юридическую практику через сознание людей. Известно, что соблюдение естественных норм - это залог выполнения норм права, даже совершение греха приводит к нарушению правовых норм. Правовые и естественные нормы вырабатывают определенную систему поведения. Хотя некоторые естественные нормы незафиксированные в праве, однако юристы ими пользуются (иногда и бессознательно). Эффективность их использования заключается в том, что юрист поступает в соответствии со своими убеждениями, а не из страха перед законом. Это весомое достижение юриста, шаг к цивилизованному обществу, особенно, когда на зло он отвечает добром (конечно, такое действие юриста достаточно условна).
Правовая и духовная сознание совпадают, а правовая культура строится на духовности. Если же роль естественных норм незначительна, то обесценивается право, мораль и снижается жизнедеятельность, поскольку правовые нормы регулируют часть общественных отношений, а духовные - все отношения, хотя и много естественных норм трансформировались в законодательство.
Отделение государства от церкви вовсе не означает отделения права от религии.
Социальные нормы должны развиваться на фоне духовных, что подчеркивает единство нормативных и ненормативных правил поведения. В правовом регулировании всегда заинтересовано государство, но приоритетными являются духовные нормы.
Юрист должен руководствоваться естественными нормами в своей деятельности. Чтобы решить судьбу человека, попавшего в сложную жизненную ситуацию, юристу надо прежде всего понять, поставить себя на ее место. В соответствии с естественными нормами, до каждого человека юрист должен относиться гуманно, уважать ее честь и достоинство. Чтобы понять человека, нужно юридическое милосердия. И только тогда граждане прислушиваются к юристу. Ведь от каждого слова и действия юриста зависят судьба человека, его будущая поведение, жизнедеятельность вообще. Юрист нарушает, например, одну из заповедей “не убий” тогда, когда убивает человека словом, доводит ее до отчаяния, чрезмерного ненужного волнения, злости, а иногда и самоубийства. Унижая человека, юрист лишает ее последнего шанса исправиться, вернуться к нормальной жизни.
Что нужно юристу брать за основу, производя собственные нормы поведения и формируя внутренний императив служебного долга?
Главное - познать самого себя, что является большим искусством.
Юрист, который не способен познать себя, не будет способен к саморегуляции, объективной самооценки. Каждому юристу важно найти свое место в правоохранительной деятельности, поскольку в этом и проявляется большое человеческое счастье.
Юридическую деятельность должны сопровождать и такие наставления: размышления является источником юридической силы, чтение - источник юридической мудрости, любовь к другим является проявлением добра в мире, юридическое милосердие - это ключ к самоутверждения в обществе, приязнь - путь к счастливых результатов; дарения и отдавания предостерегает от самолюбия; покой нужен души человека. Исповедование этих принципов определенным образом побуждает юриста формировать в себе основные деонтологические нормы.



Назад