Электронная онлайн библиотека

 
 Юридическая деонтология

4.3. Юридическая этика как юридическая наука


Как известно, наука - это форма человеческих знаний, составная часть духовной культуры общества; система понятий о явления и законы действительности; особая сфера целенаправленной человеческой деятельности, которая включает деятелей науки с их знаниями и способностями и имеет целью исследования на основе определенных методов познания объективных законов развития природы, общества и мышления для предвидения и преобразования действительности в интересах общества. Следовательно, юридическая наука (правоведение, юриспруденция) - это общественная наука, которая изучает право как особую систему социальных норм, правовые формы организации и деятельности государства и политической системы общества в целом. Правоведение предусматривает изучение общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством, то есть закрепленный порядок общественных отношений. Теоретический подход к изучению и осмыслению юридических наук заключается в исследовании системы основных идей в той или иной отрасли права как формы научного познания, что дает целостное представление о закономерностях и существенных связях в формировании, принятии и применении права.
Однако юридическая наука требует определенной конкретизации, которая помогает разрабатывать правовые понятия, конструкции, теоретические положения и т.д. Это меняет правовую систему, повышает правовую культуру общества, совершенствует правотворческая деятельность.
Сегодня мы являемся свидетелями уникальной ситуации. Большинство конкретных наук, которые изучают “проблему человека”, добились успехов в отдельных аспектах и вопросах. Благодаря науке больше знает о том, как происходят сложные процессы в коре головного мозга человека; значительно лучше представляет себе взаимодействие человека и природы. Однако каждый из нас волнует основное мировоззренческий вопрос, - ради чего живет человек?
Известно, что этика не является в прямом смысле слова ни наукой, ни даже отраслью теоретического знания. Однако, приведенный пример вовсе не свидетельствует о том, что этика вообще не связана с наукой. Этика основывается и тесно взаимодействует с конкретными суспільствознавчими и людинознавчими дисциплинами: историей, культурологией, этнографией, антропологией, лингвистикой, релігієзнавством, не говоря уже о том, что она традиционно существует в рамках философии. При этом возникают своеобразные міждисциплінні связи. Этика является одной из важнейших наук о человеке, его поведение в обществе. Кроме этого, считаем, что такой наукой является также юридическая этика как отдельная, самостоятельная отрасль этической науки. Более того, этика не может быть вне философией. Философия обогащает этику методологически. Она определяет бытие юридической этики, модифицирует, адаптируется к ритму жизнедеятельности. Тем самым юридическая этика развивает способность юриста осуществлять своеобразный этический анализ своей профессиональной деятельности, учит его пересматривать свои деонтологические позиции.
Юридическая этика начинается именно тогда, когда юрист чувствует потребность разобраться в смысле профессионального бытия, в вечных тайнах человеческих поступков. Она не только осуществляет этический анализ собственных действий, но и с помощью науки определяет человеческое отношение к самой морали: о том, какой смысл, какую внутреннюю необходимость видит человек в принятии тех или иных моральных норм, на чем Грунтує свой выбор, откуда вообще возникает в ней потребность в моральном самоограничении. Вообще юридическая этика осуществляет научный поиск смысла жизни в правовом поле.
Юридическую этику как науку предопределяет духовная специфика мировоззрения. Духовное измерение профессиональной деятельности наиболее полно обосновывает поведение юриста, помогает найти выход из безвыходных, на первый взгляд, ситуации. Это измерение требует от юриста знания естественных (духовных) законов развития общества и умение применять их в профессиональной деятельности, придерживаясь созданных человечеством моральных добродетелей. В целом юридическую этику надо рассматривать как систему духовных принципов юриста в познании правовых явлений и принятии справедливых решений.
Юридическая этика как наука - это учение о системе морально-правовых опережающих принципов профессионального поведения юриста, которые отражают фактические знания о человеке, мораль, правовые явления и общественные законы с целью их дальнейшего воплощения в правовую деятельность.
Юридическая наука производит именно систему теоретических принципов профессионального поведения как свою первооснову. Это своеобразная система общих требований к законодателю, верхние и нижние границы поведения, на основе которой осуществляется акмеологическая оценка его деятельности. Система принципов поведения характеризует внутреннее состояние юриста. Поэтому юридическая наука изучает процессы, которые происходят в сознании юриста, а также его чувства, убеждения, теоретические основы, которые он использует на практике. Причем эти принципы юридическая наука систематизирует, группирует, обеспечивая определенную последовательность.
Важно, что теоретические принципы поведения имеют упреждающий характер, ведь наука опережает практику, задает тон ей. Поэтому юридическая этика как наука определяет приоритетные направления развития общественных отношений и обосновывает роль юриста в них. Это становится основой создания позитивных норм деятельности, правомерного поведения юриста, сокращение разрыва между исследованиями и результатами практических действий. Кроме этого, принципы поведения юриста предостерегают его от нарушения норм профессиональной морали и законности. Научное обоснование дает возможность предусмотреть возможные варианты правомерной или неправомерного поведения, определить важные аспекты правосознания юриста.
Безусловно, основная этическая наука немыслима без фактических знаний о человеке. Это учение построено на достижениях философской антропологии. Но юридическая этика использует их в юридической деятельности. В частности, речь идет о том, что в центре любых событий находится человек, а в центре любых юридических (правовых) событий - юрист. Как поступит юристу каждом конкретном случае, который примет решение - от этого зависит судьба многих людей. Во взаимодействии с другими науками, используя их достижения, юридическая этика обогащает теоретические знания юриста о сущности человека и его предметное отношение к миру, осознание своего места в социуме.
Правовые явления изучает в целом юридическая наука. Юридическая этика исследует профессиональные действия юриста, связанная с этими явлениями. Философская категория явления отражает внешние свойства, процессы, связи предмета, которые даются непосредственно в формах живого созерцания.
Так, на основе знаний о правовые явления разрабатываются различные кодексы профессионального поведения юриста, уставы и достопримечательности. Более того, поверхностное знание юристом сущности правового явления нивелирует профессиональные действия. А проведенный этический анализ таких действий характеризуется некомпетентностью, низким профессионализмом. Сознательная оценка правового явления дает возможность юристу самоопределиться, сформировать правовое мировоззрение, дать объективную характеристику процессов, что происходят.
Юридическая этика изучает также общественные и естественные законы, которые являются предметом исследования многих наук. Однако юридическая этика исследует личность юриста в сфере действия естественных законов. Речь идет о понимание этих законов и их применения в реализации норм права. Конечно, научные результаты могут быть разные: это зависит от специфики мышления юриста, его индивидуальных особенностей. Поэтому не удивительно, что в юридической этике существуют разные точки зрения и даже противоположные научные концепции. Чем больше возникает научных дискуссий относительно действия законов Вселенной, тем больше познается мир. Важно, чтобы научно-исследовательская деятельность была последовательной, основывалась на логике и ранее достигнутых результатах. Поле деятельности в области юридической этики очень широкое. Здесь требуется знание различных не только общественных, но и естественных наук. И от качества их усвоения зависит конечный результат в вопросах действия естественных законов.
Конечно, научные нравственно-правовые принципы поведения юриста нужны не только ему лично. Это дело государственной важности. Государство выражает определенные правовые интересы, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность граждан. Этическая правовая наука учитывая государство служит формированию у юриста определенных видов культуры, среди которых научная, государственная и управленческая.
Известно, что исследования осуществляют как юристы-практики, так и юристы-теоретики. В частности, практическое познание юристом действительности можно назвать народным познанием, которое основывается на национальной морали, длительном практическом опыте.
Так или иначе каждый юрист в течение всей практической деятельности делает для себя немало открытий, учится на собственных ошибках. Эти открытия являются частичкой науки и при правильном подборе методов практических исследований благодаря им можно достичь определенных результатов. Однако эти результаты будут иметь ценность тогда, когда “пройдут” этическую экспертизу. Например, каждая уголовная, гражданская, административная дело, которое ведет юрист, является результатом его личного труда, его творчества, его практической науки. Это невольно побуждает юриста к овладению практической и научной культурой.
В научной культуре основную роль играет самопознания, определение юристом собственных качеств и возможностей. Благодаря самопознанию юрист может как развивать, так и тормозить свои исследовательские действия. Это поднимает его на новую ступень цивилизованности, раскрывает природные и творческие способности, наклонности.
Государственная культура юриста основывается на принципах и функциях деятельности государственного аппарата, что отражены в Законе Украины “О государственной службе” от 16 декабря 1993 г. Государство создает правоохранительные органы и наделяет их специальными властными полномочиями для реализации государственных задач. С точки зрения культуры государственных действий юрист осознает характер государства. При этом силой государственного принуждения не всегда можно достичь успехов в правоохранительной деятельности. Ведь в истории Украины уже был такой период, когда государство превратила правоохранительные органы в карательные. Тогда государственная культура юриста была искусственной, вынужденной и даже вредной для общества.
Юридическая этика как наука определяет суть государственной культуры. которая заключается в государственном мышлении юриста. Ведь реализация власти юристов осуществляется только через право, его духовные ценности, а не благодаря авторитарному методу.
На государственную культуру юриста значительное влияние имеют различные политические партии и движения. Во внешней и внутренней политике возможны изменения, однако политико-правовая доктрина остается стабильной. Особенностью украинской политико-правовой мысли, под которой понимается систематизированное учение, которое синтезирует теории, концепции, принципы. идеологию и идеи по сути, характера, формы развития государства, гражданского общества и права, является ее национальный содержание, связь с историей украинского народа. Специфические особенности украинской политико-правовой доктрины обусловлены менталитетом украинцев, характером их индивидуальной и социальной психологии, геополитическим расположением на границе двух миров - Востока и Запада, народными традициями и обычаями, написанными этическими правилами, толерантностью к людям других культур, религий, национальностей. Трактовка украинской политико-правовой доктрины как системы политических, этических, правовых взглядов, принципов, теорий обеспечивает интегрированный подход [80, с. 21-22]. Такая концепция отвечает, как правило, современной науке юридической этики.
В связи с этим в государственной службе существуют по меньшей мере три проблемы: управление, власть и политика, их можно успешно решить через этический контроль за политикой. Исходя из этого, юридическая этика определяет основные функции государственной культуры юриста на современном этапе, когда утверждаются именно национальные правоохранительные органы. Это поддержание государственного суверенитета и национального возрождения украинского народа, помощь в создании национального государства, содействие вступлению Украины в Европейский Союз, поддержание определенного порядка в обществе.
Юридическая этика как наука вырабатывает методы формирования юриста - носителя государственных идей, активного участника государственно-национальных процессов.
Раскрывая научное содержание управленческой культуры юриста, отметим, что понятие “управление” шире, чем понятие “руководство”. Это объясняется тем, что управление имеет внешний и внутренний аспекты. Именно внешний аспект отражает в основном суть руководства. А внутренний аспект характеризуется уровнем науки, духовности, морали и реализуется прежде всего через управление лицом и служебными делами, которыми занимается юрист.
Управление оказывает сознательный впорядковуючий влияние на другое лицо для создания определенного единства в правоохранительной деятельности. Речь идет о такой этический момент, как требование., выполнение своей воли (не обязательно в отношении подчиненного, можно и к старшим по должности), также использование властных полномочий в процессе выполнения функциональных обязанностей.
Чтобы выполнить функции управления, юрист должен почувствовать свою способность к волевой регуляции служебной деятельности. Поэтому и существуют такие понятия, как управленческая этика и др. Управленческую культуру можно понять как единство духовных, моральных, психологических, практических, материальных и других достижений с профессиональными качествами юриста. Это искусство влияния на людей с помощью убеждения и личного примера для необходимых действий в соответствующем направлении. Понятно, что юрист должен иметь определенные организаторские способности, обладать высокой правовой, государственно-моральной и деонтологічною сознанием.
На основе деонтологічної правосознания юридическая этика производит своеобразные правила процессуальных отношений. Участником процессуальных правоотношений, в руках которых сосредоточены государственно-властные полномочия, не государство в целом, а компетентный государственный орган или должностное лицо. Таким должностным лицом является зачастую юрист. Поэтому нравственно-правовая наука направлена на исследование тех внутренних процессов в правосознания, которые непосредственно или косвенно влияют на ход юридических процессов. Таким образом, государственная и управленческая культура оказывает влияние на этическую сторону процессуальных действий юриста.
Следовательно, юридическая этика как наука имеет разносторонний спектр применения достижений в практической деятельности юриста. Теоретический метод получает практическое применение под действием этического контроля с возможным проведением этического анализа. С этой целью задачей науки юридической этики является формирование морально-этических норм и требований для юридической деонтологии.



Назад