Электронная онлайн библиотека

 
 Педагогика высшей школы

Сущность и методологические основы обучения


Развитие человека - сложный и многогранный процесс. Он имеет три ведущие аспекты - физическое, психическое и социальное, которые тесно связаны. Обеспечение оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности - генеральная цель общества. Видное место в системе развития личности, ее социального становления занимает образование, обучение. В течение 12-17 лет молодое поколение включается в систему постоянной образовательной деятельности, а после получения специальности каждому специалисту приходится продолжать обучение параллельно с профессиональной деятельностью, чтобы удерживать себя на должном уровне профессиональной пригодности и конкурентоспособности.

Все это дает основания рассматривать понятие "обучение" как общественное явление. В своем историческом развитии непосредственное обучение выполняло (и) выполняет функцию передачи социального опыта от старших поколений к младшим. Но только такой подход сужает социальную функцию обучения. Возникает вопрос: а можно ли вообще передавать знания? Бесспорно, нет. Знаниями можно овладевать. А что передается в процессе обучения? По мнению профессора A.M. Алексюка, "передаются и усваиваются, во-первых, сама деятельность в ее конкретном смысле, по-второе, - отношения, которые возникают в процессе деятельности, в-третьих, - общие принципы, нормы, модели деятельности и отношений".

Обучение в загальнопедагогічному смысле рассматривается как "процесс умственных и физических действий, которые необходимы для реализации задач образования". В дидактике широко трактуется это понятие. Обучение - сложный и многогранный процесс взаимодействия педагога и обучаемого. Он направлен на решение ряда задач: овладение знаниями, умениями и навыками; формирование научного мировоззрения; обеспечение интеллектуального развития личности; овладение методами самостоятельной познавательной деятельности. Рассматривая этот процесс как взаимодействие на уровне суб'єктно-суб'єктних отношений, мы вирізняємо функцию педагога и студента. Педагог выполняет прежде всего спонукально-организационную функцию, а студент - функцию деятельности по овладению знаниями, умениями и навыками. Учитывая это, в последних дидактических исследованиях введено понятие "научения" и "учение". Первое касается функции педагога, а второе - студента.

Обучение, как специфический процесс социальной деятельности, направленное на овладение достижениями науки и практики. Оно должно опираться на общие законы познания: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике (рис. 6).

6

Рис. 6. Схема действия законов познания 

 

Отмеченные компоненты процесса познания действуют не линейно, а взаимообусловлено. Практика является не только конечным результатом познавательной деятельности, а прежде всего толчком к познавательной деятельности и критерием проверки достоверности полученных знаний.

Подробнее структуру познания схематично можно представить так (рис. 7).

7

Рис. 7. Структура познания 

 Таким образом, моделируя учебный процесс в высшем учебном заведении, надо обязательно учитывать объективные закономерности процесса познания.



Назад