Электронная онлайн библиотека

 
 Юридическая деонтология

4.5. Нормы естественного права в единичном, общем и особенном


Исследователи права утверждают, что право производное от моральных и религиозных норм, что генеза права помещенная в религиозном праве. Рассматривая право сквозь призму философии, они делят его на два основных уровня - естественное и позитивное право. Поэтому предметом философии права признано установления разницы между этими двумя уровнями права. Наибольший интерес представляет именно естественное право, которое является истоком позитивного права. Вокруг проблем естественного права длительный период ведутся научные поиски, дискуссии.
Известно, что сначала была создана природа, а впоследствии и сам человек. Определенный период природа существовала без человека. Конечно, создание природы влечет за собой создание соответствующих законов ее развития, точнее саморазвития, динамики. Сюда следует отнести законы саморазвития растительного и животного мира, законы гідросвіту и другие, не требующие вмешательства человека. Фактически онтология законов природы не рассчитана на человеческое сознание, чувства и действия. Даже преобразования миров происходит вне человеческой воли (вспомнить хотя бы законы физики, биологии, химии, астрологии). Природные процессы характеризуются самореализацией, существующим порядком, на первый взгляд хаосом, который исследует синергетика. То есть естественное право следует рассматривать как право окружающей среды без участия человека. Это экологическое право, природно-ресурсное право, где человек отсутствует.
Бытие человека - это подсознательный процесс, который не требует волевых усилий, или никакие усилия не могут изменить фактического назначения человека. Другое дело с существованием человека, которое рассчитано на волевые процессы. С появлением на свет человека образуется ее духовный мир, человеческие законы и человеческое право. Существование человека требует от нее добывать из естественного права правовую информацию для обеспечения своей жизнедеятельности. Кроме того, человек должен понять, что действие естественного права является синергетическая, что это упорядоченность естественная, а не человеческая. Человеческая упорядоченность законов - субъективная (порой несправедлива), а естественная упорядоченность - объективная (всегда справедливая). В естественном праве, таким образом, является высший порядок, справедливый порядок, на котором держится мир. То есть окружающая среда, природа непосредственно влияет на духовное становление человека, формируя ее духовность. Этому способствует триединая антропологическая природа человека (тело, душа, дух). Именно дух, как идея, мысль, творение, а также элементы нормы (желания, потребности) определяют человеческое в человеке-духовное, духовную поведение. Понятно, что человек должен сознательно черпать из законов природы свои нормы поведения. Вследствие появления человека в природе возникает духовное право.
Бытие человека определяет абсолютное духовное право, а человеческое существование человека - относительное духовное право. Бытия заключается в создании человеком для себя защиты (потенциальные возможности), обеспечивающих жизнедеятельность в условиях естественных законов. То есть потенциальные возможности, как абсолютность, рассчитанные на использование человеком законов природы для своего развития. Или человек создан так, что естественные законы ее должны формировать эволюционно. Это и есть абсолютное духовное право, в котором зафиксированы правовые источники существования.
Относительное духовное право вытекает из существования человека, с ее кінетичності, деонтологічності. Ведь для большей интенсивности эволюционного формирования необходимо познание этих законов и управления ими в своей жизнедеятельности. Для этого человека наделен разумом, интеллектом, который должен быть направлен на познание мира и определения своего места в нем.
Сосредоточим внимание на генезисе философии права, поставив вопрос, что является генезисом? Мораль или религия? Бытие человека предусматривает сведения о Боге, о Божьи законы и их соблюдение. Однако существование человека вызывает интенсивное проявление воли и интеллекта. Поэтому возникают проблемы во взаимоотношениях человек - Бог, человек - природа, человек - человек.
Рассматривая соотношение человек - Бог, заметим, что оно требует только соблюдение Божьих законов. Здесь человеческое творчество заключается в понимании этих законов и их исполнении. На основе этого возникают различные толкования, которые впоследствии приведут к возникновению различных религий. Религия в данном соотношение генезисом философии права. Она порождает нормы поведения человека, способствует выработке критерия поступков, регулирует свободу волеизъявления.
Соотношение человек-природа больше всего связано с красотой, гармонией и равновесием. Дело в том, что человек своими мыслями, чувствами и действиями непосредственно влияет на природные процессы. Не понимая качеств этих влияний, она может нарушить естественный баланс, красоту. Божьи законы нацеливают человека на умелое использование природных законов, разумное потребление природных даров. Но дана человеку свобода волеизъявления приводит к выработке ею собственных норм поведения, в частности табу. Появляется система разрешений и запретов, которые трактуются по-разному. Такой правовой состояние характеризуется индивидуальной духовностью, болезненным состоянием человека. То есть человеческие желания часто не знают границ. Установление таких границ возложена на духовность, которая не отождествляется с религиозностью. Именно высокая степень духовности как понимание естественных законов позволяет удерживать красоту природы, делает жизнь человека эффективным, нужным. Это означает, что генезисом философии права в соотношении человек-природа выступает духовность.
Наиболее сложным является сопоставление типа человек - человек, где также фигурирует красота. Каждый человек является мікрочастиною Вселенной, даже его мікрокопією. Процессы, происходящие во Вселенной, аналогичные процессам, которые происходят в организме человека, и психике. Жизнь конкретного человека - это определенная функция Вселенной. Если же взаимоотношения между людьми происходят за асинхронными относительно природных законов процессами, то происходят вредные изменения во Вселенной. Причем эти взаимоотношения выражаются как в действиях, так и в мыслях и чувствах. Словом, человек к человеку должна относиться с позиций добра, любви. Формирование понятия добра - компетенция морали, которую творит человек.
Естественное (натуральное) право, его содержание, онтология, аксиология и логика действия в правовом пространстве - все это является объектом изучения не только философии права, но и юридической деонтологии. Учение о естественном праве способствует осознанию человеком того, что такое смысл жизни, душа, правомерное поведение и т. д. Конечно, за весь исторический период развития естественное право подвергалось не только эволюционных и революционных изменений, влияний, возникали новые тенденции, течения. Поэтому сегодня существуют различные определения, дефиниции, порой даже противоречивые, по поводу теории естественного права, его герменевтики (толкование), что и повлечет необходимость глубокого научного анализа, обобщений.
Кроме естественного права, во Вселенной существует и сверхъестественное (трансцендентальное) право. Естественное право вытекает из законов природы, законов действия природных сил. Причем, эти законы как переменными, так и постоянными. Человек может частично влиять на природные законы, приспосабливать их для своей жизнедеятельности. (Речь идет о внесении изменений в выращивании новых сортов растений, выведение новых пород животных, приспособления человеческого организма к различным климатическим условиям, спортивная тренировка и т.п.).
Сверхъестественные законы человек изменить не может. (Например, такие, как движение планет, законы физики, химии и др.). Эти законы неизменны и будут существовать, пока будет существовать Вселенная.
Однако сверхъестественное право больше исследуется естественными науками. А юридической науке свойственно исследования естественного права, на которое может влиять человеческий интеллект. Можно сказать, что сверхъестественное право, по сравнению с естественным, существует в иррациональном измерении.
Теоретический почву для изучения естественного права складывался на протяжении не одной исторической эпохи и готовили его как древние мудрецы, философы, так и юристы.
Античное время - это период философии природы. Именно здесь все правовые явления рассматривались не вне природой, а непременно связывались с ней. Постигнув простые, на первый взгляд законы развития природы, философы начали сочетать их с поведением человека.
Философия средневековья (как уже иное историческое время) подвергалась значительного влияния богословов, духовенства.
Третий период включает философию Нового времени, которая посвящалась психологии человека, ее природе. Это, по сути, было интерпретацией античности, возрождением учений о естественное право. Фактически начала формироваться новая наука.
XIX-ХХ в. характеризуются появлением позитивістських течений в философии. Этот период критически подходит к учения о естественном праве. Средневековые метафизические представления о праве начали подвергаться гонениям. Появилось учение о правах человека.
Следует отметить, что продолжительность каждого периода была разной, и характеризуется то постепенным уменьшением, то значительным течением времени, то быстрыми темпами научно-общественного развития. Но содержание о естественное право фактически был наполненным, хотя и разным. С целью обобщения ранее развитых учений естественное право следует рассматривать как систему норм и как науку. Причем систему норм и науку следует понимать в двух аспектах: узком и широком. В результате будем иметь четыре разных определение естественного права.
Так, в стародавньосхідний, античный и средневековый периоды исследователи доказывали, что естественное право состоит из множества законов развития природы: закон развития каждого дерева, закон развития каждого вида птиц, закон развития отдельного вида рыб, закон развития каждого органа человеческого тела и др. Все эти законы действуют синхронно, без каких-либо случайностей: все происходит в соответствии с естественными законами. Разум человека этим должен руководствоваться, чтобы поддерживать гармонизацию природных законов, верить в синергетичність природных процессов.
Таким образом, учение о естественном праве, развитое в античную древности и средневековый время, позволяют сформулировать дефиницию естественного права как систему норм, в узком смысле.
Поэтому естественное право - это сумма законов природы и биологического развития человека, которые на основе которых осуществляется функционирования Вселенной.
В таком понимании естественное право крепко хранит все наши земные блага в надлежащем порядке. Это неопровержимое естественное право, санкции которого следует воспринимать с благодарностью.
Анализ философии Нового времени дает возможность сформулировать дефиницию естественного права как систему норм, но в широком понимании. Этому способствовало развитие психологии, учение о рациональный ум человека, их волю и свободу. Теперь поведение человека приобретала трансцендентального обоснование, исходя из метафизических теорий. А активная деятельность человека не связывалась лишь с биологическим инстинктом самосохранения, но и с самозбереженням в духовном измерении.
Дело в том, что человек по своей природе имеет желание, хочет придерживаться определенных норм поведения. Она нуждается моделей, идеалов, правых, но часто их не находит в реальной жизни. Поэтому ей дан разум, чтобы пользуясь вечными законами природы, она могла жить в обществе. Но жизнь по своему усмотрению, собственные чувства часто приводят к изменениям духовных структур общества, к нарушениям норм природы, несмотря даже на их влияние на человека и подчиненность человеческой воли природе.
Для сбалансированности и гармонии существуют, как известно, моральные добродетели. Однако если принимать во внимание более высокую мораль (нравственность в мыслях), то целесообразно употреблять понятие духовно-нравственных добродетелей. Именно духовно-нравственные добродетели является ориентиром относительно свободы волеизъявления человека, которые заложены в онтологию и деонтологію ее мировосприятия и мироощущения.
Итак, естественное право как система норм, в широком смысле, - это сумма метафизических духовно-нравственных добродетелей, которых должна придерживаться человек в поддержании онтологических принципов миропорядка с постоянным трансцендентальним обоснованием собственной свободы и воли с целью активного гармоничного самосохранения во Вселенной.
Позитивизм способствовало переориентации науки о естественном праве, в основу которого легли естественные права человека. Ведь право на жизнь, свободу волеизъявления, достоинство, автономия личности и личной жизни, свободное выражение мнений и убеждений, безопасность, политическая свободу и др. - это неотъемлемые категории общественной жизни. Все чаще провозглашался такой принцип права как формальное равенство, велась жестокая борьба за права человека, частную собственность. Исследованием прав человека начали заниматься разные науки: политология, теория права, энциклопедия права и т. д. Но учение о естественное право как науку необходимо рассмотреть с позиции онтологии и деонтологии права в отношении прав человека. Понятно, что такая дефиниция будет достаточно узкий смысл, поскольку она больше причастна к основным двух (XIX-ХХ веков) и придерживается позитивистской концепции.
Поэтому естественное право как наука, в узком смысле, это учение о правовую обоснованность и гарантии государственного и международной защиты прав человека, нации и других субъектов общественной жизни в существующей политической системе.
Такое понимание естественного права направлено, в основном, на исследования конституционных прав человека, на недопущение распоряжение судьбой людей, государством на свое усмотрение. Эта доктрина исторически обусловленная, поскольку быстрый темп общественного развития (в частности промышленности) до некоторой степени способствовал погоне за рынками сырья и сбыта, что порождало различного вида колониальные системы.
Настоящий период характеризуется распадом общества на мелкие государства. Возникает потребность возрождать собственные национальные ценности, “забытые” правовые традиции. Остро встал вопрос частной собственности, право на реализацию самоопределения наций, полноценного существования, цивилизованного сосуществования. Доктринальные исследования все чаще имеют этнический оттенок, философские аспекты. Это предопределяет осуществить поворот в общественном сознании до естественного права.
Естественное право становится предметом исследования даже отраслевых юридических наук, что подчеркивает его популярность. В целом в обществе происходит значительный влечение к повышению уровня правовой культуры, особенно ее философского аспекта.
Итак, естественное право как наука, в широком смысле, - это учение о философии правовой культуры, ее онтологию и гносеологію, синергетические правовые процессы, правовую красоту для морального обоснования свободной воли человека в правовом пространстве.
Рассмотрев четыре дефиниции естественного права, можно и определить его нормы.
Известно, что нормы позитивного права зафиксированы в нормативно-правовых актах, которые отражают букву закона.
Соблюдение этих норм формирует правомерное поведение, а также некоторые аспекты правовой культуры личности.
Нормы естественного права практически в нормативно-правовых актах не зафиксированы. Можно в данном случае говорить не о букву, а дух закона, дух позитивного права. Именно дух позитивного права отражает много норм естественного права. Но все нормы естественного права содержатся в законах природы, которые освещает натурфилософия.
Отсюда следует, что человек придерживается норм естественного права тогда, когда она живет по законам природы. Но такое “жизнь” не надо понимать в буквальном смысле, поскольку оно хоть и связано со свобідною волей, но еще не учтено действий ума. Разум человека формируется как под воздействием естественного, так и позитивного права, что в жизни называется взвешенностью и умеренностью, а впоследствии - и мудростью.
Поэтому во нормами естественного права следует понимать те постулаты природы, которые человек сознательно выбирает для своего поведения под контролем собственной совести.
Для юридической деонтологии нормы естественного права играют основную роль. Благодаря этим нормам формируется должное и нужное, обеспечивается действенность онтологических основ, ожидается необходима правовая гармония в обществе и Вселенной.
Важно установить нормы естественного права в единичном, особом и общем, поскольку это имеет значение в соответствии с юридической деонтологии, юридической этики и профессиональной культуры.
Можно думать, что дефиниция естественного права как системы норм, в узком смысле, наиболее полно отражает единичное в юридической доктрине. Благодаря пониманию законов природы юрист формирует свой внутренний императив служебного долга, который исследует юридическая деонтология. Также к единичному можно отнести некоторые компоненты естественного права как системы норм, в широком понимании, выделив в этом внутренние (в основном психические аспекты).
Особое наиболее полно характеризует дефиниция естественного права как науки, в узком смысле, и внешние аспекты дефиниции естественного права как системы норм, в широком понимании. Ведь для юридической этики является важнейшим внешние аспекты служебной деятельности, доступная поведение юриста.
Дефиниция естественного права как науки, в широком понимании, отражает общее, что соответствует требованиям профессиональной культуры в целом.
Объединение единичного и особенного в общее - свидетельство всестороннего обоснования норм естественного права и их применения в юридической практике.
Современные исследователи юридической деонтологии часто идентифицируют эту науку с другими, в частности с правовой этикой (юридический этикой) и профессиональной культурой юриста (правовой культурой). Хотя эти науки тесно связаны между собой, однако они существенно отличаются друг от друга. Так, если внутренние аспекты видов культур (субкультур), присущие юридической деонтологии, а внешние аспекты этих же культур - профессиональной этике, то оба аспекта - присущие профессиональной культуре. Поэтому стоит отдельно рассмотреть их общие и отличительные черты.
Для этих юридических наук общим является предмет исследования: лицо юриста, его профессиональные действия. Каждая из них по-своему подходит к формированию юриста как главного субъекта права, к познанию им правового явления и принятия справедливого, обоснованного решения. Эти науки нормативные.
Различия между юридическим деонтологією этикой, правовой и профессиональной культурой заключаются прежде всего в том, что их нормативность имеет различное содержание. В частности, наука о профессиональную культуру и юридическую этику производят для всех юристов образцы норм, которые могут приниматься государством и приобретать общеобязательного значения. Они могут содержаться в разнообразных морально-этических кодексах, ведомственных уставах, приказах, памятниках и т.д. Однако юридическая деонтология никаких моделей норм не творит, а ее требования нигде письменно не отражены. Ее нормативность заключается в исследовании выработки юристом личных норм. Причем эти нормы, хотя и имеют индивидуальный характер, предназначены только для конкретного случая. Такие одноразовые нормы называются деонтологічними.
Если нормы профессиональной культуры и юридической этики, направленные на регулирование служебных действий юриста, то деонтологические нормы - на регулирование профессионального мышления. Ведь нет такой юридической науки (кроме деонтологии и философии права), которая бы изучала мысли юриста, которые предшествуют любым действиям и нуждаются в первую очередь благоустройства. Это связано с тем, что мир засорен плохими мыслями, а природой предусмотрено, что человек должен иметь положительную динамику, несмотря на то, что она, как электростанция, производит и добро, и зло. Для каждого человека есть свои нормы формирования положительной энергии, врівноважуючої мысли. Практически двух одинаковых деонтологических норм не существует. Они не могут быть идентичными для всех юристов. Где онтологическая норма формируется в каждом конкретном случае. Это - норма для одного юриста и только для конкретного случая. Другой юрист, который попадет в аналогичную ситуацию, непременно будет думать по-своему и сформирует для себя другую, собственную норму служебного поведения.
Существенная разница существует в действиях норм юриста. Дело в том, что деонтологические нормы действуют быстрее, чем нормы профессиональной культуры и юридической этики. Ведь речь идет о мысли, действие которых не имеет аналогов.
Юридическая деонтология является результатом интеллектуальной деятельности юриста, его мыслей, воздействий (внутренних аспектов) всех возможных видов культур, субкультур.
В то же время для юридической этики хотя и важна интеллектуальная деятельность юриста, однако оценивается она по его служебными действиями, которые отражают внешние аспекты определенных видов культур (субкультур). Профессиональная культура вбирает в себя как интеллектуальную, так и физическую деятельность юриста. В частности, к последней относятся разнообразные практически-профессиональные навыки: культура физического задержания правонарушителя, умение водить служебный автомобиль, мастерство в делопроизводстве и т.д. Для профессиональной культуры имеют значение и такие факторы как: время, ловкость, объем действий, пространство, привлечения других лиц (их количество), активность движений и др. Конечно, для юридической деонтологии они служат дополнительными факторами.
Юридическая деонтология дает ответы на вопросы: как, что, где, когда (в мышлении), юридическая этика дает ответ на те же вопросы (в действиях), а профессиональная культура - на те же вопросы и в мыслях, и в действиях. Поэтому количественная и качественная оценка здесь разная.
Если для юридической деонтологии важными являются существования сознания и чувства, их внутренний влияние на действия юриста, то для профессиональной культуры и юридической этики необходимо, чтобы сознание и чувства имели внешнее проявление (для оценки другими лицами).
Юридическая деонтология призвана деонтологізувати юридическую профессиональную этику и культуру юриста, консолидировать их, сделать более духовными, более гуманными. Такая функция юридической деонтологии является своеобразным мерилом юридической этики и профессиональной культуры юриста. Подтверждением этого тезиса могут быть такие примеры:
1) состоялась служебная событие с юристом (это результат ПЭ, ПК). Юридическая деонтология освещает дух этого события (фактически в ПЭ и ПК), указывает на причины этого события, ее мотивы, намерения, то есть выступает для юриста своеобразной субъективной стороной;
2) существует душа, дух юриста (в деонтологическому измерении). Может встать вопрос об их практическое применение (в ПЭ и ПК), обеспечения более качественной служебного действия, юридического эффекта и большей общественной пользы.
Профессиональная культура юриста выполняет объединительную функцию. Во-первых, достижения, результаты, достижения, степень и ее уровень - это сфера юридической деонтологии, а затем - юридической этики. Во-вторых, профессиональная культура интегрирует в себе принципы и функции юридической деонтологии и юридической этики. Поэтому все принципы и функции юридической деонтологии (и юридической этики) являются обязательными принципами и функциями профессиональной культуры юриста.
Следовательно, юридическая деонтология формируется на сознательном и чувственном уровне, создает своеобразное деонтологічне поле. Эти первичные мыслительные операции составляют многовариантный набор вероятной правомерной профессионального поведения, повышают остроту правовой реакции. Благодаря деонтологическому процессу программируется профессиональная культура, и это является упреждающим фактором любого правового процесса.



Назад