Электронная онлайн библиотека

 
 Юридическая деонтология

5.1. Понятие деонтологічної правосознания юриста


Сознание исследуют разные науки - психология, философия, социология. В определенной степени результаты исследования зависят от состояния развития этих наук.
В современных достижений в области изучения сознания человека можно отнести монографии философа В. Нестеренко и психолога Г. Немова, которые основаны на работах австрийского психолога 3. Фрейда.
Понятие “сознание” основательно анализировалось в европейской философии XVII ст. За триста лет оно испытывало эволюционных изменений, что приводило к неоднозначных толкований. Однако так или иначе сознание связано с мышлением, что характеризует ее человеческую природу. То есть сознание является важным свойством человеческой психики.
Существует много определений сознания. В Частности, Г. Немцов считает, что сознание - это высший уровень психического отражения человеком действительности, ее реализация в обобщенных образах и понятиях [102, с. 568].
Довольно часто понятие “сознание” отождествляется с другими понятиями, прежде всего с такими, как “душа”, “совесть”, “память”, “знания”, “опыт”, “интеллект”, “ум” и др. Поэтому важно различать эти понятия.
В определенной степени понимания души человека связано с сознанием, то есть сознание определяет качество души. Хотя каждый человек имеет душу, но сознание присуще не каждому лицу (в частности, потеря сознания вследствие несчастных случаев). А душа в противовес сознания существует постоянно. Важно, что человека характеризуют и телесность, и душа, и дух.
До сознания по содержанию близкий совести. Разница между ними заключается в том, что совесть конкретно проявляется в практической деятельности или поведении, а сознание иногда имеет скрытый характер. Кроме этого, сознание предопределяет совести, то есть сознание первично, а совесть - производное.
Относительно понятий “память”, “интеллект”, “разум” можно отметить, что с их помощью (как и с помощью других психологических понятий) у человека формируется сознание.
Знания и опыт тоже имеют большое значение для формирования сознания человека. Показателем сознания человека являются качество и достоверность знаний. Опыт в свою очередь влияет на уровень сознания. Чем разнообразнее опыт, тем стабильнее сознание и выше ее уровень.
Конечно, существует и самосознание как высшая форма сознания. Известно, что самосознание вытекает из сознания человека и означает осознание ею самой себя в обществе, своих взаимоотношений с окружающим миром и членами общества, своих действий и поступков, мыслей и чувств, различных качеств личности.
Понятно, что самосознание порождает индивидуальное сознание, которое охватывает весь духовный мир личности. Все это дает основания говорить о видах сознания - общественную, государственную, национальную, политическую, гражданскую, патриотическую, духовную, моральную, эстетическую, профессиональную, правовую и др.
Юрист должен развивать все виды сознания. Например, в юридической деятельности моральная и духовная сознание способствуют пониманию высшей этики человека. Эти виды сознания дают возможность законодателю осмысливать высшие законы духовного мира, формировать духовные мысли, понимать душевные качества других людей, влиять на тело через дух и душу, понимать причины и последствия потери земных благ и др.
В контексте нашего исследования подробно рассмотрим правовое сознание.
Исследователи по-разному подходят к определению правосознания. Большинство авторов считают, что правосознание - это совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, в которых проявляется отношение к действительного или желаемого права как к справедливого или несправедливого и к действиям людей как правомерных или неправомерных.
В. Котюк отмечает, что правосознание личности - это такая форма отображения правовых явлений, которая включает умственные, интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы и состояния: знание действующего права и законодательства, правовые умения и навыки, правовое мышление, правовые эмоции и чувства, правовые ориентации, позиции, мотивы, правовые убеждения и установки, которые синтезируются в принятых решениях и направлены на познание, общение и взаимодействие в процессе правовой деятельности и поведения в сфере правоотношений [81, с. 35].
Можно по-другому подойти к определению правосознания, в частности через информацию, и понимать ее как координационную систему многомерности получения, использования, распространения и хранения информации в правовом поле, что характеризует отношение законодателя к правовой действительности и установления объективной истины.
Итак, правосознание основывается на информации, которую юрист должен осознать.
Однако он не осознает всю информацию. Неосознанная информация в дальнейшем выступает как значительный потенциал для осознания, то есть становится полезным в нужный момент.
Речь идет о материальную форму получения, использования, распространения и хранения информации юристом, что составляет определенную систему. К ней относятся различные идеи, представления, эмоции, чувства, интеллектуальная способность юриста. Упомянутая система играет координационную, интеграционную роль в профессиональной деятельности. Именно благодаря ей юрист реализует свое отношение к правовой действительности, к праву вообще. Такую координирующую функцию выполняют мировоззренческие принципы, волевые усилия.
Многомерный подход к информации в целом необходим. Интеллектуальная культура юриста должна направляться на творческий многоаспектный подход к получения, использования, распространения и хранения информации. Это повышает уровень правосознания.
Информационная деятельность юриста должно происходить в правовом поле. Это активная форма его правосознания, понимание необходимости системы права для адекватного регулирования общественных отношений. Правовое поле оказывает значительное влияние на правосознание юриста, особенно когда оно усиливается принятыми новыми законами. В настоящее время большое значение имеет Конституция Украины, которая направляет правосознание юриста на государственническую позицию. Высокий уровень правосознания юриста также помогает установлению объективной истины. На правосознание юриста влияют все основные элементы духовной и нравственной культуры. Сами собой профессиональные знания еще не определяют содержания правосознания юриста. Большое значение имеют самооценка, эмоции, отношение к праву, а главное - преобразование юридических знаний в убеждения.
Существуют внешние и внутренние структурные элементы индивидуального правосознания. К внешним элементам относятся: правовые знания; уважение к праву, закону на основе правовых убеждений; социально-правовая активность личности, а точнее, готовность (установка) к такой деятельности и поведения. Внутренние элементы - это: интеллектуальные (рациональные) процессы и состояния; эмоциональные процессы и состояния; волевые процессы и состояния [81, с. 78].
Считается, что правосознание имеет следующие составные элементы, как: психологическая правосознание (правовая психология), идеологическая правосознание (правовая идеология), поведенческая правосознание (предусматривает выход на правовое поведение) [127, с.255].
Поскольку в любом случае на правосознание юриста влияют различные факторы - как объективные, так и субъективные, то ее уровень зависит от профессиональных факторов, от состояния законности в государстве и цивилизованного правопорядка. Это означает, что правосознание юриста должен иметь профессиональный характер (а не обыденный), что является составным элементом всей правовой системы в государстве.
То есть, профессиональное правосознание имеет юридическую деятельность приоритетное влияние, направленный на познания правовых явлений и понимание их сущности.
Профессиональное правосознание не стоит отождествлять со специализированной. Профессиональное правосознание является структурным элементом общественного правосознания. Общественное правосознание можно разделить на профессиональной и непрофессиональной, а специализированную - по профессиональному признаку: судебный медик, судебный эксперт, преподаватель права, журналист по правовой тематике и др. Следовательно, если речь идет о правосознание юриста, то необходимо учитывать его профессиональную специализацию. То есть, для различных юридических специальностей правосознание является разной, она отличается индивидуальностью и неповторимостью.
Правосознание юриста всегда находится в динамичном развитии. Она может упрощать или усложнять процесс выполнения служебных обязанностей. Правосознание проявляется квантовая: либо увеличивается, либо уменьшается.
Каждый юрист должен индивидуально-правовое поле, поэтому его действия и поступки обусловлены собственными правовыми взглядами, которые зависят от обстоятельств, психического состояния” определенных знаний и т.д. Отсюда и утверждение, что один и тот же юрист может находиться на разных ступенях правосознания в конкретное время. Нас в данном случае интересует действие так называемой точечной квантовой правосознания при исполнении служебного долга юристом. Поэтому выясним, что побуждает его к определенной действия: сознательное или бессознательное.
Считаем, что сознательное “руководит” юристом в спокойной, творческой ситуации, а в критических, экстремальных случаях, в момент принятия сложного и ответственного решения его овладевает надсвідомий состояние. Тогда и проявляется так называемая деонтологічна правосознание, то есть уровень правосознания, которой юрист достиг ранее. Фактически деонтологічна правосознание отражает кванты правосознания, конкретизирует ее.
Деонтологічна правосознание предполагает, прежде всего, осознание юристом своего назначения и собственной социальной и моральной ответственности.
Итак, деонтологічна правосознание - это интеллектуальная собственность юриста, поскольку она связана с интеллектом и моральными принципами; это конкретизация его правосознания, что соответствует одной из функций юридической деонтологии.
Деонтологічна правосознание юриста является результатом его общей правосознания, ее конкретным критерием. Она также свидетельствует о определенный уровень правосознания юриста вообще, поскольку находится на “вершине” правосознания и служит как бы “пиковой” правосознанием.
Зная сущность содержания юридической деонтологии, можно утверждать, что деонтологічна правосознание характеризуется также юридическим эвристикой. Иначе говоря, юрист каждый раз доходит нового выводу в процессе рассмотрения юридических дел. Понятно, что это неповторимый индивидуальный проявление общей правосознания в конкретных условиях, поэтому ее и называют деонтологічною.
Приведенные выше рассуждения позволяют утверждать, что деонтологическую правосознание предопределяет внутренний императив служебного долга, поскольку последний является свободой разумной воли, предусматривает юридические последствия профессиональной деятельности и является стабильно выработанной позиции юриста. Такая позиция основывается на принципах правового чувства, самодисциплины, объективности, правовой справедливости, согласованности юридической практики (позитивного права) с естественным правом, гуманности, правдивости, активной жизненной позиции. Как и внутренний императив служебного долга, деонтологічна правосознание юриста часто совпадает с потребностью общества, поскольку тесно связана с милосердием и совестью.
Итак, деонтологічна правосознание юриста - это результат его правосознания, сформированный под влиянием правовой информационной культуры, при исполнении служебного долга.
Деонтологічна правосознание юриста основывается на его общей правосознания, правовой информационной культуре, на внутреннем імперативі права.
Что касается правовой информационной культуры, то целесообразно обратить внимание на ее предварительное формирование. То есть в момент проявления деонтологічної правосознания юрист не получает новой правовой информации, а действует на основе ранее полученной. В то же время уровень информационной культуры непосредственно влияет на степень деонтологічної правосознания.
Источником деонтологічної правосознания является внутренний императив права, ведь в каждом законе есть тот внутренний смысл, который юрист должен почувствовать. Письменно он не зафиксирован, а через правовое чувство у юриста формируется собственная деонтологічна правосознание. Здесь проявляется также и дух права.
В соответствии обет является проявлением общественного, социального, национального и других обязанностей юриста. Поэтому деонтологічна правосознание формируется на основе этих обязанностей. В противном случае она не будет совпадать с требованиями общества, интересами нации. А это приведет к невыполнению внутреннего императива служебного долга юристом, что не соответствует требованиям деонтологічної правосознания.
Формирование общей правосознания предусматривает две стадии: теоретическую и практическую. На первой стадии у юриста формируется теоретическая правосознание. На второй под влиянием профессиональной социализации в процессе практической деятельности возникает практическая правосознание. Сочетание теоретической и практической правосознания дают возможность достичь вершин юридического мастерства.
Исходя из содержания юридической деонтологии, деонтологічна правосознание имеет три стадии готовности: неожиданно внезапную, ожидаемо внезапную и постоянную. Понятно, что юрист-начинающий попадает в ситуацию, когда он не ожидает момента проявления собственной правосознания. И, как правило, до этого он внутренне не готов. Однако вторая стадия предусматривает надежду на проявление, и юрист заранее готовится к такой ситуации, даже на всякий случай. Третья стадия отражает ситуацию, при которой юриста нельзя ничем удивить в профессиональной деятельности. Его профессионализм имеет энциклопедический характер.
Проявление деонтологічної правосознания - это своеобразный “взрыв” деятельности юриста, действие мозга с использованием большой энергии. Такая деятельность не может быть длительной, она разовая и неповторимая. Здесь отсутствуют стереотипы, идентичность, это результат общей правосознания. Для проявления деонтологічної правосознания большое значение имеют талант и творчество. Профессионализм юриста обусловливает соответствующую правосознание, способность профессионально решать правовые проблемы в интересах граждан, с целью установления правовой истины.
В профессиональной деятельности деонтологічна сознание по-разному влияет на выполнение служебного долга. Например, проявление милосердия, агрессии, мести, ненависти и т.д. Такие импульсы помогают или вредят юридической деятельности.
Известно, что деонтологічна правосознание проявляется во всех видах юридической деятельности. Например, на каждом этапе рассмотрения уголовного дела, в момент оглашения обвинительного приговора, выяснения содержания закона, который вложил в него законодатель и т.д. По написанным текстом документа можно также установить уровень общей и деонтологічної правосознания юриста.
Итак, деонтологічна правосознание конкретизирует общую правосознание, актуализирует ее.
Ученые в основном связывают правосознание с правовой культурой, в частности указывая, что правовая культура личности - это, прежде всего, определенный уровень (состояние), совокупность характеристик ее правосознания. Это состояние правосознания характеризуется такими свойствами, как знание права, уважение к нему, позитивная установка относительно повседневной правомерного поведения. Кроме того, правовая культура включает в себя саму поведение - безусловно правомерное (в соответствии с требованиями юридических норм).
Анализируя понятие “правосознание”, надо учитывать мораль как основу права, ведь она более качественно, чем право, влияет на формирование правосознания юриста. Этот, влияние самостоятельный, независимый от права.
Следовательно, право и мораль - важные элементы человеческой культуры. Они всегда выступают в тесной взаимосвязи, характер которого определяется конкретными историческими условиями и социальной структурой общества. Такое взаимодействие обусловлена объективно, поскольку происхождение и реальное бытие права и морали определяются общественными отношениями, их сложностью и противоречивостью. Правовое жизни общества не может развиваться вне моральными категориями гуманизма и социальной справедливости, совести и чести, добра и человеческого достоинства.
Право существует для того, чтобы устанавливать соответствующие границы поведения для членов общества. Действие права обеспечивается соответствующими институтами, призванными реализовать его нормы на практике. В случае отсутствия таких институтов право теряет ценность, но не перестает действовать. Это касается и ликвидации соответствующих институтов. Ведь действие права обеспечивается его идеей, духом. Однако в некоторых случаях, если ранее принятые законы ликвидированы, их дух продолжает действовать. При этом людьми руководит как чувство страха (сталинские законы), так и глубокое уважение к праву (австрийские законы в Западной Украине). Все зависит от того, общество одобрило эти нормы или нет, они отражают интересы большинства или меньшинства. В любом случае ранее принятые законы влияют на национальный дух права.
Мораль и моральная основа права непосредственно сказывается на правосознания юриста.
Общая теория права, как известно, изучает основные его принципы: полновластия народа; разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную; ответственность государства перед человеком и обществом и наоборот - человека перед государством; верховенство Конституции права над всеми законами и подзаконными нормативными актами; демократизм, законность, справедливость, гуманизм, “дозволенности лишь того, что определено законом” (для юриста и государства). Правосознание юриста должна соответствовать этим принципам.
Воплощение их в юридическую практику требует учета также соответствующих профессионально-этических принципов: верности народу и закону, самодисциплины, объективности, справедливости, вежливости, терпимости, уважения, дружбы, гуманности, правдивости, активной жизненной позиции, милосердия и ненасилия. Сочетание принципов права и принципов профессиональной деятельности способствует тому, что право сознание и нравственность юриста приближаются к требованиям общества. Системное понимание права удостоверяет, что правосознание юриста основывается на глубоких правовых знаниях.
Так, принцип целенаправленности указывает, что правосознание имеет определенную цель, на которую направлены усилия юриста. Принцип готовности характеризует юриста как профессионала, который в любое время может проанализировать конкретную дело с позиции права.
Юрист должен руководствоваться и такими принципами, как емпіричність, интуитивность, вероятность, эвристичность, новизна. Его деятельность связана, в частности, с определенными научно-практическими открытиями, анализом полученных ранее результатов. При этом оказываются уверенность и воля юриста, которые ведут к успеху.
Важную функцию выполняет такой принцип правосознания, как самодисциплина. Она обеспечивает контроль его действий и поступков, сверяет их с требованиями морали, присяги, конституции, дает возможность всесторонне оценить собственную деятельность в контексте этих требований.
Чтобы глубже понять сущность правового сознания юриста, надо рассмотреть функции, которые она выполняет в процессе применения правовых норм. Функции правосознания конкретизируют ее суть, задачи и назначения. Понятие “функции правосознания юриста” можно определить через его социально-правовую деятельность. Функция правосознания выражает взаимосвязь и взаимовлияние правовых явлений и личности. Та или иная правовая деятельность указывает, какая функция осуществляется, и наоборот, если мы знаем функции, то можем сознательно установить особенности и направления деятельности. Функцию можно определить как основное направление психической, интеллектуальной деятельности, влияния взаимосвязей правосознания и личности с окружающим правовым средой, которые оказываются в разнообразной деятельности [81, с. 84].
В научных юридических источниках освещаются различные функции правосознания личности. Так, по информационным и деятельностным подходом различают функции отображения, познания, правового мышления, оценочные, ориентировочные, регулирующие, праксеологические, прогнозирующие, моделирующие, конструктивные и деструктивные, цілеспрямовуючі, эвристические, мотивационные, коммуникативные, трансформационные; по структуре правосознания лица - эмоциональные, интеллектуальные, волевые и другие функции [81, с. 84].
Функциями правосознания юриста являются:
- формирование индивидуальной правовой концепции юриста;
- формирование чувства правовой справедливости;
- обеспечение свободы принятия решений;
- реализация внутреннего императива служебного долга юриста;
- формирование профессионально-юридической мысли;
- предостережение от правового нигилизма;
- активизация интеллектуальной деятельности;
- выявление личных профессионально-нравственных качеств юриста.
Эти функции правосознания вполне соответствуют функциям деонтологічної правосознания юриста. Подчеркнем возможности существования других функций и принципов, особенно тогда, когда речь идет об обеспечении верховенства права, реализацию достижений информационной культуры, реализацию теоретических знаний, динамичность юридической деятельности, формирование мотивов поведения, коммуникативность и т.д.
Следовательно, высокий уровень правосознания непосредственно влияет на юридическую практику. В целом он воспроизводит формы юридической деятельности, заставляет юриста оценить свое назначение в обществе. А деонтологічна правосознание прямо влияет на развитие и формирование профессиональной культуры. Речь идет о профессиональное знание правовых и моральных норм и принципов, о профессиональное отношение к норм позитивного права (солидарность с ними, убежденность в справедливости, полезности и необходимости), о профессиональное умение, приемы и навыки, о привычку соблюдать закон, о профессиональный этикет и такт, а также о научную организацию труда.



Назад