Электронная онлайн библиотека

 
 Юридическая деонтология

5.2. Служебный долг юриста


Под обязанностью понимают определенную необходимую поведение субъекта носителей систем принципов, конкретного перечня действий, поручений, за невыполнение которых предусмотрена ответственность. Юрист выполняет обязанность по большей части под влиянием различных факторов - государства, закона, трудового коллектива, общественности, а также под влиянием собственных внутренних убеждений.
В этой связи можно выделить такие виды обязанности, что в определенной степени касаются юридической деятельности: национальный, общественный, государственный, общественный, моральный, духовный, профессиональный, служебный, функциональный. Юридические источники различают еще и морально-профессиональный, формально-служебный и некоторые другие виды обязанности. Между ними есть много общего и отличного. Остановимся на последнем. Для этого сначала дадим определение указанных видов обязанности юриста.
Так, под национальным долгом понимается необходимость и готовность юриста охранять и защищать принципы бытия украинской нации в процессе правовой деятельности.
Общественный долг - это необходимость и готовность юриста отстаивать общественные интересы во имя нормальной жизнедеятельности граждан.
Государственный долг - это необходимость и готовность юристов как представителей государственных органов исполнительной и судебной власти охранять и защищать интересы государства в своей юридической деятельности.
Общественный долг предусматривает определенные необходимые действия, возложенные на юриста как члена соответствующей общественной организации. Моральный долг юриста как внедрение в практику реализации юридических норм определенных моральных требований.
Духовным долгом юриста можно считать необходимость постоянного усовершенствования профессиональной подготовки, формирования устойчивых гуманистически-ценностных ориентаций, культуры, что способствует адекватному выполнению служебной деятельности.
Профессиональный долг юриста - это его потребность и готовность работать в судебных и правоохранительных органах, выполнять задачи, поставленные перед юридическими службами (объективный аспект), глубокое осознание необходимости профессиональных действий для защиты законных прав и свобод граждан (субъективный аспект).
Служебный долг юриста - это потребность и его готовность выполнять действия, обусловленные служебным положением юриста.
Функциональная обязанность юриста - это необходимость выполнения им постоянного конкретной задачи (функции), которое определяется с момента назначения на должность.
Конечно, существуют и другие виды обязанности юриста, обусловленные его социальным назначением в обществе.
За практической значимости вышеперечисленные обязанности юриста условно можно сгруппировать таким образом:
- группа обязанностей социально-государственного характера (национальный, общественный, государственный, общественный);
- группа обязанностей профессионально-юридического характера (профессиональный, юридический, служебный, функциональный);
- группа обязанностей духовно-нравственного характера (духовный, моральный, личный).
Первая группа включает обязанности, выполнение которых требует от юриста государство. Они являются обязательными и гарантируются ли обеспечиваются государством. Например, выполнение национального и общественного обязанностей требует от юриста защиты нации и общества, сохранение приобретенных культурных ценностей народа, национального духа права и др. Речь идет о правовой защите, поскольку часто этого требует ситуация. Однако национальный долг может испытывать преследования со стороны государства, например, во время господства тоталитарного режима. Возможны случаи, когда государство обязывает действовать вопреки интересам народа. Например, в западных областях Украины в период пробуждения демократии (1988-1990 гг.) профессиональная пассивность юристов расценивалась партийными и советскими органами как антиобщественные действия. Часто на деятельности юриста сказывается императив общественного долга. Различные добровольные объединения, ассоциации требуют принимать определенные меры, в частности по обеспечению охраны общественного порядка.
Вторая группа обязанностей юриста соответствует специфике его профессиональной деятельности. Часто профессиональный долг юриста совпадает с юридическим, особенно в тех случаях, когда работник не находится на службе или еще не трудоустроен. Так, выполняя профессиональный долг, он обязан реагировать на правонарушения (это может быть профилактическая беседа с правонарушителем, разнообразные консультации или рекомендации и т.п.), а юридическая обязанность в этом случае заставил бы юриста прибегнуть к конкретным санкциям.
Служебный долг юриста - это предусмотрена нормативно-правовыми актами необходимость выполнять определенные действия, обусловленные его служебным положением в государственных, общественных или частных организациях. Служебный долг является тем, к чему обязывает служба.
То есть в период пребывания на работе у юриста возникает уже не профессиональный или юридический, а прежде всего служебный долг. Разновидностью служебного является функциональная обязанность. Последний возникает в процессе выполнения конкретных функций, которых множество в юридической деятельности. Преимущественно функциональные обязанности определяются для каждого юриста в частности. Как правило, не допускается, чтобы юрист выполнял несвойственные ему функции. В противном случае возможном привлечении его к ответственности.
На основе третьей группы обязанностей у юриста формируется личностно-эмоциональное восприятие служебного долга.
Проблема служебного долга занимает видное место в профессиональной культуре юриста. Осознание юристом своих служебных обязанностей является необходимым элементом его деонтологічної правосознания и профессиональной культуры. Его профессиональные поступки контролируются совестью, на основе чего формируется внутренний императив служебного долга. Позитивное право никогда не достигнет такой силы и легитимности, которую имеет внутренний императив служебного долга.
Для юридических специальностей характерны как общие, так и специфические виды обязанностей. Так, служебный долг судьи определен в Законе Украины от 15 декабря 1992 г. “О статусе судей” с последующими изменениями и дополнениями. В частности, в ст. 6 говорится о том, что судья обязан при осуществлении правосудия придерживаться Конституции и законов Украины, обеспечивать полное, всестороннее и объективное рассмотрение судебных дел с соблюдением установленных законом сроков. Статья 5 настаивает на том, что судья должен осуществлять только правосудия. Он не может быть народным депутатом, принадлежать к любой политической партии, входить в состав государственных органов, органов местного и регионального самоуправления, предприятий, которые имеют целью получение прибыли. Однако преподавательская, научная и иная творческая деятельность не влияет на исполнение судебных обязанностей. Судья может сочетать научную и творческую работу с судебной практикой, что способствует его профессионализму.
Закон обязывает судью не разглашать сведений, которые составляют государственную, военную, служебную, коммерческую и банковскую тайну, тайну совещательной комнаты, а также сведений о личной жизни, которые стали известны ему во время рассмотрения дела в судебном заседании и неразглашении которых принято решением закрытого судебного заседания. Однако это не означает, что все полученные судьей тайные сведения. Это не касается сведений, которые содержат элементы преступления. Тогда в служебном порядке принимается соответствующее решение. Но вся деятельность судьи не должна становиться объектом разговоров в широком кругу лиц, не причастных к делу.
Служебный долг не допускает поступков и любых действий, порочащих звание судьи и могут вызвать сомнение в его объективности, беспристрастности и независимости. То есть обязанностью судьи является постоянный контроль собственного поведения.
Служебные обязанности судей касаются различных их полномочий. Например, существуют служебные обязанности районных (городских), межрайонных (окружных) судей, служебные обязанности судьи Конституционного Суда Украины, служебные обязанности судьи Высшего арбитражного суда Украины, служебные обязанности военных судей и др. У них много общего, но есть определенные дополнительные требования, связанные со спецификой юридических дел. Поэтому целесообразно говорить о служебно-полномочные обязанности судей.
Понятно, что служебные обязанности судей основываются на определенных принципах. Среди них - законность, независимость от других ветвей власти, неподотчетность другим ветвям власти, окончательность, необходимый практический опыт, возрастной ценз, образовательный ценз, дееспособность судьи, конкурсность, неприкосновенность, срок службы, ответственность, атестаційність, особое моральное и социально-бытовое обеспечение и др. Эти принципы существенно влияют на служебный долг судьи, заставляют его придерживаться определенных границ в поведении и деятельности. Любую служебную действие судья должен подчинять этим принципам.
Служебный долг судьи предусматривает выполнение определенных функций в судебной деятельности. Это прежде всего воспитание уважения к суду и к себе лично, утверждение презумпции невиновности, сохранения служебной тайны, содействия судебному управлению и т.д. В этих и других функциях проявляется сущность судебной власти и судебной практики, подъем авторитета лица, осуществляющего правосудие.
Поэтому юрист, которого впервые Президент назначает судьей, в торжественной обстановке дает обет, о которой говорится в ст. 10 Закона от 15 декабря 1992 г. “О статусе судей”: “Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть объективным и справедливым”.
Клясться должным образом выполнять служебные обязанности украинского судьи начали еще в период гетманщины (XVII-XVIII вв.). Тогда, как отмечалось в “Правах, за которыми судится малороссийский народ”, избранные судьи должны были составлять в церкви обетование о том, что будут добросовестно выполнять свои обязанности. В период Украинской Народной Республики текст обещания, в частности для военных судей, утверждался на заседании Совета Государственных секретарей. Ее должны были составлять также служащие суда. Содержание обетования такой:
“Торжественно Присягаю Всемогучому Богу и прирікаю на мою честь быть верным Украинской Народной Республике и повинуватися ее законам и распоряжениям. Клянусь исполнить припоручені обязанности после моего лучшего знания и совести на кождім мне как военному судье назначенном службовім месте - во время войны и мира, при этом иметь все на виду наивысшее благо моей Родины, выполнять законы, распорядки, науки и поручительство моих начальников и оставлять всякого рода надужиття моей власти, так, Боже, помоги мне. Аминь”. Для выполнения служебных обязанностей судьи тщательно подбирались кадры, которые сознательно могли дать соответствующую обет.
В настоящее время согласно ст. 8 Закона Украины “О статусе судей” кандидаты в судьи добираются по результатам сдачи квалификационного экзамена. Только квалификационная комиссия может рекомендовать личность, которая подала соответствующее заявление, на должность судьи. То есть главным требованием является юридические знания. К квалификационному экзамену допускают сознательных юристов, в возрасте от 25 лет, с высшим юридическим образованием, двухлетним юридическим стажем. ее В Законе Украины от 19 декабря 1992 г. “Об адвокатуре” определенные служебные обязанности адвоката. Он обязан неукоснительно соблюдать требования действующего законодательства, применять все предусмотренные законом способы защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц и не имеет права использовать свои полномочия в ущерб лицу, а также отказываться от принятой на себя защиты подозреваемого, обвиняемого, подсудимого. Адвокат должен помогать каждому гражданину, который обращается за помощью. К этому его обязывает внутренний императив служебного долга. Закон также предусматривает, что адвокат не вправе принять поручение об оказании юридической помощи в случаях, когда он по конкретному делу оказывает или ранее оказывал юридическую помощь лицам, интересы которых противоречат интересам той лица, обратившегося с просьбой о ведении дела. Это объясняется этическими и правовыми мотивами дела. Ведь нельзя сначала защищать гражданина, а затем против него вести дело, поскольку адвокату уже известно много подробностей деятельности этого лица. Это касается и тех случаев, когда адвокат участвовал в делах как следователь, лицо, которое проводила дознание, прокурор, общественный обвинитель, судья, секретарь судебного заседания, эксперт, специалист, представитель потерпевшего, гражданский истец, гражданский ответчик, свидетель, переводчик, понятой. Случаи, когда в расследовании или рассмотрении дела принимает участие должностное лицо, с которым адвокат состоит в родственных отношениях, не должны иметь места не только в адвокатской деятельности, а и вообще в юридической практике.
Итак, служебный долг адвоката - это содействие защите прав и свобод граждан, представление законных интересов граждан Украинского государства, иностранных граждан, лиц, не имеющих гражданства, и юридических лиц. Адвокат обязан предоставлять им также другую юридическую помощь. Статья 5 Закона Украины “Об адвокатуре” предусматривает, что адвокаты дают консультации и разъяснения по юридическим вопросам, устные и письменные справки по законодательству; составляют заявления, жалобы и другие документы правового характера; удостоверяют копии документов по делам, которые они ведут; осуществляют представительство в суде, других государственных органах, перед гражданами и юридическими лицами; оказывают юридическую помощь предприятиям, учреждениям, организациям; осуществляют правовое обеспечение предпринимательской и внешнеэкономической деятельности граждан и юридических лиц; выполняют свои обязанности в соответствии с уголовно-процессуального законодательства в процессе дознания и предварительного следствия. Конечно, адвокат может осуществлять также другие виды юридической помощи, предусмотренные действующим законодательством. Эти служебные обязанности является узкой специализации адвокатов.
Адвокат выполняет свой служебный долг на основе соответствующих принципов. Главными среди них являются: верховенство закона (права), независимость, демократизм, гуманизм, конфиденциальность, а также законность, этичность, справедливость.
Функции служебного долга адвоката сводятся в основном к защите и представительства запросов граждан через предоставление юридических услуг.
Служебные обязанности адвоката тесно связаны с его профессиональными правами, о которых говорится в ст. 6 Закона Украины “Об адвокатуре”. Так, выполняя свой профессиональный долг, адвокат имеет право представлять и защищать права и интересы граждан и юридических лиц по их поручению во всех органах, предприятиях, учреждениях и организациях, в компетенцию которых входит решение соответствующих вопросов; собирать сведения о фактах, которые могут быть использованы как доказательства в гражданских, хозяйственных, уголовных делах и делах об административных нарушениях. Он имеет право делать запрос и получать документы или их копии от предприятий, учреждений, организаций, объединений, а от граждан с их согласия; знакомиться на предприятиях, в учреждениях и организациях с необходимыми для выполнения поручения документам и материалам, за исключением тех, тайна которых охраняется законом; получать письменные заключения специалистов по вопросам, требующим специальных знаний; применять научно-технические средства в соответствии с действующим законодательством; докладывать на ходатайства и жалобы на приеме у должностных лиц и в соответствии с законом получать от них письменные мотивированные ответы на эти ходатайства и жалобы; присутствовать при рассмотрении своих ходатайств и жалоб на заседаниях коллегиальных органов и давать объяснения по их сути.
Выполняя служебные обязанности, адвокат должен придерживаться профессиональной тайны (ст. 9) по вопросам, с которыми гражданин или юридическое лицо обратились к нему, суть консультаций, советов, разъяснений и других сведений.
Особенно важны сведения, которые адвокат получил во время предварительного следствия, могут быть разглашены только с разрешения следователя или прокурора. Недопустимым является использование адвокатом тайны в собственных интересах или в интересах третьих лиц. Разглашение адвокатом тайны карается законом.
Для надлежащего выполнения служебного долга каждый адвокат Украины дает обет такого содержания: “Я, принимая на себя обязанности адвоката, торжественно клянусь: в своей профессиональной деятельности строго соблюдать законодательство Украины, международных актов о правах и свободах человека, правил адвокатской этики; с высокой общественной ответственностью ” выполнять возложенные на меня обязанности, быть всегда справедливым и принципиальным, честным и внимательным к людям, строго хранить адвокатскую тайну, везде и всегда беречь чистоту звание адвоката, быть верным Присяге”.
Закон Украины “Об адвокатуре” гарантирует условия исполнения адвокатом своих служебных обязанностей. Так. запрещается любое вмешательство в адвокатскую деятельность, требование от адвоката, его помощника, должностных лиц и технических работников адвокатских объединений сведений, составляющих адвокатскую тайну. Из этих соображений адвокатов нельзя допрашивать в качестве свидетелей. Документы, связанные с выполнением адвокатом поручения, не подлежат осмотру, разглашению или изъятию без его согласия. Не может быть внесено представление органом дознания, следователем, прокурором, а также вынесено частное определение суда относительно правовой позиции адвоката в деле. Его правовая позиция охраняется законом.
Должности адвоката и его помощника имеют соответствующие требованиям. Это должен быть гражданин Украины с высшим юридическим образованием, ранее не судимый, с практическим стажем не менее двух лет. Лицо, которое претендует на должность адвоката, должна сдать квалификационные экзамены, получить свидетельство на право адвокатской деятельности, дать обет.
Учитывая то, что адвокат принадлежит к добровольному профессионального общественного объединения, его служебные обязанности должны основываться на собственном добросовестные и моральных принципах. Это и есть спецификой внутреннего императива служебного долга адвоката.)
Для работников прокуратуры служебные обязанности закреплены в Законе Украины от 5 ноября 1991 г. “О прокуратуре”. Основным служебным долгом для работника прокуратуры является прокурорский надзор за соблюдением законов всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами; органами, ведущими борьбу с преступностью и другими правонарушениями и расследуют деяния, содержащие признаки преступления; поддержание государственного обвинения, участие в рассмотрении в судах уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях и хозяйственных споров в арбитражных судах; за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и применении других мер принудительного характера, назначаемых судом; за соблюдением законов органами военного управления, воинскими объединениями, соединениями, частями, подразделениями, учреждениями и военными учебными заведениями и должностными лицами Вооруженных Сил, Пограничных войск, Управления государственной охраны, Службы безопасности Украины и других военных формирований, дислоцированных на территории Украины (ст. 5 Закона).
В целом обязанности в прокурорском надзоре предусматривают общий надзор; надзор за соблюдением законов органами, ведущими борьбу с преступностью, с участием прокурора в рассмотрении дел в судах; надзор за соблюдением законов в местах применения мер принудительного характера.
Закон определяет широкий круг служебных обязанностей для работников прокуратуры. Они касаются практически всех аспектов юридической деятельности и юриспруденции. То есть объектом прокурорского надзора есть все, что составляет содержание отдельных самостоятельных видов деятельности юриста: следственная работа, судебная работа, работа по исполнению приговоров по уголовным делам.
Работники прокуратуры дают обет, утвержденной Верховной Радой Украины.
Служебные обязанности работников прокуратуры тесно связаны с правами, изложенными в ст. 20 Закона Украины “О прокуратуре”. Так, осуществляя общий надзор прокурор имеет право беспрепятственно за удостоверением, что подтверждает занимаемую должность, входить в помещения государственных органов, органов местного и регионального самоуправления, объединений граждан, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, подчиненности или принадлежности к воинских частей, учреждений без особых пропусков, где такие введенные; иметь доступ к документам и материалов, необходимых для проведения проверки, в том числе по письменному требованию, и содержащих коммерческую или банковскую тайну или конфиденциальную информацию; письменно требовать представления в прокуратуру для проверки указанных документов и материалов, выдачи необходимых справок, в том числе по операциям и счетам юридических лиц и других организаций для решения вопросов, связанных с проверкой.
Работник имеет право требовать для проверки решения, распоряжения, инструкции, приказы и другие акты и документы, получать информацию о состоянии законности и мерах по ее обеспечению; требовать от руководителей и их коллегиальных органов проведения проверок, ревизий деятельности подчиненных и подконтрольных предприятий, учреждений, организаций и других структур независимо от форм собственности, а также назначение специалистов для осуществления проверок, ведомственных и вневедомственных экспертиз; вызывать должностных лиц и граждан, требовать от них устных или письменных объяснений относительно нарушение закона.
Когда прокурор выявляет нарушения закона, то в пределах своей компетенции имеет право осуществлять следующие мероприятия:
- опротестовывать акты высших государственных органов, министерств, государственных комитетов и ведомств, исполнительных и распорядительных органов местных советов народных депутатов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, а также решения и действия должностных лиц;
- вносить представление или протест относительно решений местных органов власти в зависимости от характера нарушений;
- возбуждать в установленном законом порядке уголовное дело, дисциплинарное производство или производство об административном правонарушении, передавать материалы на рассмотрение общественных организаций;
- давать предписания об устранении очевидных нарушений закона; вносить представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона и условий, способствовавших им;
- обращаться в суд или арбитражный суд с заявлениями о защите прав и законных интересов граждан, а также предприятий и других юридических лиц.
Такие широкие полномочия прокуратуры требуют соблюдения строгих принципов служебного долга ее работниками. Основными принципами обязанности компетентность, обязательность, беспристрастность, этичность и тщательность. Содержание этих и других возможных принципов отражает основное предназначение прокуратуры и ее ответственность за состояние законности в государстве.
Функции служебного долга работника прокуратуры в основном предусматривают:
- опротестования незаконных действий должностного лица, восстановления нарушенного права;
- внесение предписания органу или должностному лицу, которые допустили нарушения, или высшем в порядке подчиненности органу или должностному лицу, которые правомерны устранить нарушения;
- представление с требованием устранить нарушения закона, причины этих нарушений и способствующих им условий;
- вынесение мотивированного постановления о дисциплинарное производство, производство об административном правонарушении уголовного дела;
- санкционирование задержание и выдворение в принудительном порядке иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Украины;
- санкционирование ареста лица (подозреваемого или обвиняемого) при наличии предусмотренных законом оснований, подачи гражданского иска о возмещении причиненного преступлением ущерба и т.д.
В ст. 46 Закона Украины “О прокуратуре” изложены требования к лицам, которых назначают на должности прокуроров и следователей. Ими могут быть граждане Украины, которые имеют высшее юридическое образование, необходимые деловые и моральные качества. Лица, не имеющие опыта практической работы по специальности, проходят в органах прокуратуры стажировку сроком до одного года. Должности районных и городских прокуроров имеют право занимать лица в возрасте от 25 лет, со стажем работы в органах прокуратуры или судебных должностях не менее трех лет. Претенденты на высшие должности не должны иметь возраст меньший чем 30 лет, а соответствующий стаж меньше, чем семь лет. На любую должность в органах прокуратуры не принимают лиц, осужденных за совершение преступления, за исключением реабилитированных. Раз в пять лет работники прокуратуры проходят аттестацию.
Служебная обязанность работника прокуратуры заключается в том, чтобы не переоценить свое высокое положение в обществе, не допустить злоупотребления властью, а верно служить народу Украины и Закона.
Служебные обязанности работника милиции изложены в Законе Украины от 20 декабря 1990 г. “О милиции”, в который вносились определенные изменения.
Закон предусматривает ряд обязанностей работников милиции (ст. 10). Основные из них следующие:
- организация безопасности граждан и общественного порядка;
- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, употребление для этого оперативно-розыскных и профилактических мероприятий, предусмотренных действующим законодательством;
- прием и регистрация заявлений и сообщений о преступлениях и административных правонарушениях, своевременное принятие по ним решений;
- подготовка материалов в суд по протокольной форме, проведение дознания в пределах, определенных уголовно-процессуальным законодательством; пресечение административных правонарушений и производства дел по ним;
- выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, употребления в пределах своей компетенции меры для их устранения, участие в правовом воспитании населения;
- профилактическая работа среди лиц, склонных к совершению преступлений, осуществление административного надзора за лицами, в отношении которых установлен, а также контроля осужденных к уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы;
- применение в пределах своей компетенции уголовных наказаний и наложение административных взысканий;
- розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, которые пропали без вести, и других лиц в случаях, предусмотренных законодательством и т.п.
Работники милиции обязаны проводить разнообразные криминалистические исследования, выполнять решения прокурора, следователя и судьи, обеспечивать безопасность дорожного движения; выдавать разрешения на приобретение, хранение, ношение и перевозку оружия; контролировать соблюдение гражданами правил паспортной системы; охранять, контролировать и держать задержанных и взятых под стражу лиц; обеспечивать выполнение общеобязательных решений местных органов самоуправления.
Таким образом, сотрудники милиции выполняют административную, профилактическую, оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную, исполнительную и охранную (на договорных началах) функции. В зависимости от специфики задач, стоящих перед тем или иным подразделением, различают служебные обязанности работника криминальной милиции, милиции общественной безопасности, транспортной милиции, государственной автомобильной инспекции, милиции охраны, специальной милиции. В этих видах служебных обязанностей есть много общего, но есть и существенные различия.
Работники милиции также дают соответствующую обет, утвержденную постановлением Кабинета Министров от 28 декабря 1992 г. № 382. Однако текст обетования требует совершенствования в направлении усиления внутреннего императива служебного долга.
Наряду со служебными обязанностями работники милиции имеют сравнительно широкие права (ст. 11). В частности, работник милиции имеет право требовать от граждан и должностных лиц прекратить правонарушение, проверять у них документы, вызвать их в служебное помещение, задерживать и граждан в специально отведенных для этого помещениях, составлять протоколы об административных правонарушениях, беспрепятственно в любое время суток входить в определенные законом помещения и др. Однако сотрудник милиции обязан законно и культурно использовать предоставленные ему права, вырабатывать свой собственный деонтологічний служебный долг.
Служебные обязанности работника милиции построены на следующих основных принципах: законности, гуманизма, уважения к личности, социальной справедливости, взаимодействия с трудовыми коллективами, общественными организациями и населением (ст. Из Закона). Важно, чтобы эти принципы основывались на культуре профессиональных действий, этике ненасилия, милицейском милосердии и др. В этом, собственно, и заключается сущность милицейского обязанности на нынешнем этапе становления национальных правоохранительных органов.
Функции служебных обязанностей обусловлены основными задачами милиции (ст. 2). Так, служебные обязанности работника милиции направляются на обеспечение личной безопасности граждан, защита их прав и свобод, законных интересов, предупреждения правонарушений и их прекращения; охрану и обеспечение общественного порядка; выявление и раскрытие преступлений, розыск лиц, которые их совершили, обеспечения безопасности дорожного движения; защита собственности от преступных посягательств, исполнения уголовных наказаний и административных взысканий; участие в предоставлении социальной и правовой помощи гражданам; содействие в пределах своей компетенции государственным органам, предприятиям, учреждениям и организациям в выполнении возложенных на них законом обязанностей и т.д. Однако основная функция служебного долга работника милиции - это служение интересам своего народа.
Выполнять служебные обязанности работника милиции в нашем государстве может далеко не каждый. Но даже требования, закрепленные в статьях 16-18 Закона, не являются достаточными. Прежде всего надо поднять престиж службы в органах внутренних дел. Оплата труда работника милиции (ст. 19), правовая и социальная защита (статьи 20-24) должны быть значительно выше, на уровне защиты полицейских в развитых государствах. Тогда можно выработать механизм отбора кадров (действительно конкурсного) для службы в органах милиции. Конечно, эффективность выполнения служебного долга значительно повысится.
Служебная обязанность работника милиции должен предусматривать перспективу процесса государственного строительства в Украине. Содержание служебного долга работника милиции связан с активным участием в нравственном оздоровлении нашего общества. Этого можно достичь через налаживание отбора кадров, подъем культуры применения правовых норм, значительное повышение внимания государства к милиции.
Итак, служебные обязанности отдельных юридических специальностей способствуют формированию внутреннего императива юристов. Каждый специалист-юрист, выполняя служебные обязанности, укрепляет правопорядок, вносит вклад в процесс строительства правового государства.



Назад