Электронная онлайн библиотека

 
 Юридическая деонтология

1.1. Духовная культура юриста


Неоспоримым является то, что жизнедеятельность человека и духовность взаимообусловлены. Однако взаимосвязь между ними еще недостаточно изучен. Человечество не раз охватывала глубокая кризис духовности. Сегодня, к сожалению, можно быть свидетелями духовного обнищания общества, что является следствием совершенных на протяжении последних десятилетий преступлений против духовности. При таких условиях очень важно, чтобы именно юристы овладевали культурными достижениями человечества и нации, подносили уровень профессиональной культуры.
Формирование духовной культуры юриста начинается с овладения им норм естественного права, прежде всего законов Вселенной - как законы красоты, законов природы.
В отличие от юридических, нормы естественного права человек не создает, а только усваивает. Если юридические законы человек нарушает своими действиями, то природные - не только действиями, но и мыслями, помыслами. Причем, за нарушение юридических законов наступает юридическая ответственность, а незнание и нарушение норм духовного права приводит к негативным последствиям и страданий отдельных людей и целых народов. Поэтому юристы в практической деятельности должны лично выполнять и побуждать граждан к выполнению требований естественного права. В этом заключается основной смысл духовной культуры юриста.
Нормы естественного права существуют в каждом виде культуры (субкультуры) и множестве культур, которые формируют у юриста определенное мировоззрение, общественное сознание, духовные нормы общественных отношений. Речь идет о тех духовных и образовательных достояние человечества, которые отражаются в научных трудах, искусстве, истории, литературе, культуре в целом. Они положительно влияют на профессиональную деятельность юриста, помогают правильно оценить правовые явления, определить внутренний императив служебного долга, принять справедливое решение. Иначе говоря, нормы духовного права расширяют диапазон мысленных действий, способствуют созданию собственных духовных ценностей правоохранительной деятельности.
Итак, духовную культуру юриста надо рассматривать как степень усвоения им норм естественного права, овладение совокупностью духовных достижений человечества в области науки, образования, искусства и практическую реализацию этих ценностей в его профессиональной деятельности.
Структурными элементами духовной культуры юриста должны быть:
- знание философии законов Вселенной;
- интеллектуальное осмысление истории человечества, народных традиций, религии, художественной литературы, искусства;
- соблюдение норм высшей юридической этики;
- использование общечеловеческих ценностей в правовом поле.
Эти структурные элементы являются важными факторами правовой культуры как феномена духовной культуры. Они свидетельствуют об уровне духовного развития правоведов, духовные измерения их профессионального бытия. По сути, каждый элемент духовной культуры наполняет юридическую практику глубоким смыслом, осознанием необходимости выполнения духовного долга перед гражданами.
Такое понимание разнообразных элементов духовной культуры обнаруживает ее органическая взаимосвязь с интеллектуальной, моральной и внутренней культурами. Духовность не тождественна интеллектуальности и нравственности. Духовность может подменяться интеллектуальностью, последняя - рациональностью, утилітарністю. То есть, интеллект должен быть прежде всего духовным, а интеллектуальную культуру юриста должен выделять духовное окраску. Хотя нравственная культура является составной частью духовной, однако юрист, обладая высокой нравственной культурой, может проявлять низкую духовную культуру. Важно также учитывать внутреннюю культуру юриста. Дело в том, что нравственная культура является проявлением в основном действий юриста, а внутренняя - проявлением его мыслей. Одно и другое имеет существенное значение для духовной культуры. В целом внутренняя культура юриста приближенное к духовной, однако первая характеризуется в основном культурой внутренних психических процессов, для чего второй явно недостаточно.
Духовную культуру юриста как совокупность видов культур (это касается также принципов и функций) определяют следующие принципы: государственность, нравственность, интеллектуальность, человечность, глубинность, синтез культурных достижений человечества, беспредельность, приоритет духовного над материальным.
Принцип государственности заключается в том, что духовная культура должна формироваться на основе национального духовно-исторического опыта народа, духовного самовоспроизводству нации. Этому способствует признания духовного содержания юридических законов и государственных символов Украины. То есть юрист, связанный с государством духовным стержнем, осуществляет значительную духовно-просветительскую деятельность, способствует процессу создания государства в Украине, духовному оздоровлению народа. Поэтому мировоззрения юриста закономерно имеет национально-государственное окраску. Примером может быть духовный образ украинского казачества ли стрелецтва.
В духовной культуре юриста действует принцип нравственности как предел духовного и бездуховного. Однако сама мораль в духовной культуре лица малозначащая (моральный дух не всегда оправдан). Известно, что на формировании морали может негативно сказываться духовная ограниченность лица (но не наоборот). Если мораль духовная, то она превращается на общечеловеческие ценности. В духовно здорового юриста будет и духовная мораль, ибо глубинным источником духовного обычно мораль. Как известно, на духовное и нравственное развитие украинского народа существенно повлиял процесс христианизации.
Специфическое значение в духовной культуре юриста имеет принцип интеллектуальности. Конечно, интеллект не определяет духовности. Он может устремиться на понимание, усвоение добра или зла, а также выступать против духовности. В этих и подобных случаях интеллект нужно усилить чувственным влиянием или, лучше всего, с позиции интеллекта осваивать духовность. Тогда будет оказываться интеллектуально-духовная направленность общественного развития. Активирующий функцию при этом выполняет интеллектуальная элита нации.
Интеллектуальная деятельность юриста имеет духовную основу. Духовное богатство юриста, его духовные запросы, духовный и интеллектуальный потенциал способствует более полному удовлетворению правовых потребностей граждан. Это существенно определяет счастливую судьбу специалиста, поскольку духовность и интеллект составляют его личностную собственность.
Известно, что сущность человека заключается в ее духовности, а способом своей жизни она создает собственную духовность. Итак, человечность как принцип духовной культуры является признаком высокой духовности юриста. Духовное через сознание имеет проявление в человеческом бытии, профессиональной деятельности юриста. Как правило, что на функционирование сознания оказывает влияние усвоения законов человеческого духа, которые составляют суть духовного наследия народа и является важным фактором общего человеческого существования. В целом духовная природа направлена на объединение людей, на доброту и любовь, на образование общечеловеческих ценностей культуры. Человечность означает постоянное духовное возвышение, предотвращения бездуховности, которая постоянно существует в общественном бытии. То есть принцип человечности в духовной культуре юридической деятельности является фактором справедливости и честности.
В отличие от всех других видов культур, духовную культуру юриста отмечает такой принцип, как глубинность. Известно, что так называемый “духовный ген” присущ каждому человеку. Безусловно, для того, чтобы юрист достиг духовных высот в служебной деятельности, ему нужно найти “духовные гены” своего народа. “Духовные параметры” присущи всем существованию человечества, а углубление в историю украинской нации, несомненно, обогащает духовные ориентиры, укрепляет духовные основы юридической практики. Поскольку стремление к духовному совершенству - процесс бесконечный, то именно принцип глибинності поможет юристу овладеть духовную наполненность правовых действий. Это обеспечит высокий духовный смысл законов, будет способствовать верховенству права в регулировании общественных отношений.
Закономерным принципу духовной культуры юриста является синтез культурных достижений человечества. Духовный мир юриста предстает как сложная, многоотраслевая система, которая предполагает знание истории нации, языка, литературы, права, политики, а также идеологию, мораль, религию, искусство и т.д., на основе которых формируется собственный духовный мир. То есть духовные потребности юриста имеют разносторонний проявление, а его профессиональная деятельность должна разворачиваться как в плоскости, так и в пространстве духовности. Принцип синтеза является свидетельством духовных возможностей юриста в познании мира и понимании общественных явлений. В целом совершенство духовного развития и духовная культура дают возможность выработать активные формы и методы регулирования профессионального поведения юристов.
Анализируя духовную культуру юриста, приходим к выводу о важности такого принципа, как беспредельность. Действительно, духовное развитие человека не знает границ. Это своеобразное духовное свет в духовном пространстве. Человеческий разум стремится овладеть природные законы, однако достижение вершин духовности бесконечный процесс. Конечно, духовная сфера юридической деятельности понимается в более узком значении. Духовная свобода юриста первую очередь направляется на духовную опеку граждан в правовом поле, где осуществляется процесс правового воспитания, формирования правовой культуры, правосознания и законопослушности. В этом случае юрист обнаруживает бескорыстные мотивы профессиональной деятельности. Итак, сужение действий его духовной культуры относительное. Желание юриста выйти за рамки собственных полномочий в сфере духа является положительным явлением. Однако механизм использования принципа беспредельности установить трудно, поскольку развитие духовности - процесс прежде всего индивидуальный, что обусловливает определенные различия духовного влияния на граждан со стороны юристов.
Важнейшим принципом духовной культуры юриста приоритет духовного над материальным. Противостояние духовного материальном существует потому, что внутренняя сущность человека заключается прежде всего в духовном, а не в материальном. Сети материального запутывают человека. Для биологической жизни духовность человеку не нужна, она даже вредна. Бездуховным есть жизнь человека, когда оно направлено на удовлетворение материальных, бытовых, телесных потребностей, что не обнаруживает ее действительно духовной сущности. Поэтому в духовном становлении юриста ориентиром должен быть приоритет духовного над материальным. Иначе говоря, становления человечности начинается с духовного поля, а мостиком между материальным и духовным есть душа, духовная жизнь. Юрист как человек призван своей деятельностью утверждать справедливость и закон, защищать национальные интересы, должна в первую очередь ориентироваться на духовность, поскольку именно она определяет смысл юридической деятельности.
Стоит, пожалуй, согласиться с мнением, что бездуховный развитие напоминает инстинкт животных. Развитие цивилизации, если он лишен гуманистического наполнения, негативно сказывается на состоянии духовности человека. В этом заключаются основные причины совершения правонарушений и преступлений. Однако подчеркнем, что в правоохранительной деятельности, как и в любой другой, важно сочетать духовные и материальные стимулы. Конечно, на протяжении жизни человек заботится о материальные вещи, но им не следует подчинять всю жизнедеятельность, поскольку материальное - это лишь одна из сфер человеческого бытия, а смысл предназначения человека во Вселенной предопределяет духовное.
Глубже понять содержание духовной культуры юриста помогают такие основные ее функции: осмысление юристом законов духовного мира, духовный подъем, развитие собственной духовной сущности, обогащения гуманистическим мировоззрением, управления внутренней жизнью, предотвращения духовным стрессам, осмысление духовного содержания юридических законов, выполнение юристами духовной миссии.
Вполне понятно, что назначение духовной культуры заключается прежде всего в том, чтобы юрист лично смог глубоко осознать реально существующие законы духовного мира, а затем - толковать эти законы гражданам, осуществляя тем самым своеобразное духовно-правовое воспитание. Эта функция дает возможность понять, что самыми опасными для человека являются прежде всего злые мысли, а за ними - и неправовые действия. На поведение человека определяющее влияние имеет ее дух. Именно он наиболее эффективен, поскольку духовная помощь человеку является самой большой помощью.
Осмысление законов духовного мира формирует у юриста высокие духовные ценности, развивает духовное сознание, выявляет его человеческую сущность, выясняет смысл жизни на Земле. Существует разница между законами духовного мира и духовным достоянием человечества. Второе является результатом первого, его осмыслить легче. Для первого нужно понимание и специальные знания.
В условиях современного государственного строительства в Украине духовная культура призвана выполнять важную функцию духовного подъема юристов. Ведь практически у юристов в большей или меньшей степени своего времени нивелировалось чувство духовности, поскольку они жили, учились, работали по тоталитарного режима, принадлежали к партии, находились под влиянием атеистического воспитания, пользовались чужими духовными государственными знаками и символами. Выполняя служебные обязанности, юристы были причастны к вынужденного массового нарушения законности и собственного правового чувства, к притеснениям духовной жизни граждан. Это нашло проявление в применении юридических санкций к инакомыслящим, верующих лиц (за то, что они проявляли свободу волеизъявления, пытались придерживаться обрядов или давних украинских традиций и обычаев, их за якобы совершенные мелкие правонарушения привлекали к ответственности), в запрете изучать религиозную и украинскую литературу, в репрессиях патриотически настроенных национальных историков, писателей, художников, юристов, в строгом преследовании церковных браков, крещение детей, похорон со священником. Отрицательно влияло на развитие духовности также привлечение юристов к закрытию культовых сооружений. Такая юридическая практика предопределялась тоталитарными идеологическими и духовными ограничениями, которые ориентировали юристов на защиту в первую очередь интересов коммунистического государства, культивировали ненависть к правонарушителям и даже в обычных граждан.
Нынешняя ситуация в Украине формирует у юристов гуманистические взгляды. Начался новый этап духовного возрождения Украины, признание духовной наследственности и сильных духовных корней нашего народа, способствует осмыслению юристами собственной духовной сущности. Каждый юрист имеет возможность определиться, что для него главное - бытие или владения? Здесь надо выбирать узкую дорогу - внутренний императив жизни. Только бытие означает жизнелюбие и настоящую причастность к миру. Любовь к жизни существует независимо от сложных условий и судьбы, и в первую очередь человек должен испытывать радость от того, что помогла другом, а не от того, что обладает чем или кем.
Формируя собственную духовную сущность, юрист осознает, что только духовные критерии определяют его как защитника народа, поскольку феномен духовной жизни то сущность человека, а духовность - это качество, которое ее характеризует. То есть дух, духовность, духовная культура являются признаками качества человеческого бытия. Иначе говоря, эффективность деятельности юриста предопределяют прежде всего духовные факторы, постоянное познание самого себя, развитие духовных основ служебной деятельности. Заботясь о собственном духовном здоровье, юрист тем самым становится способным преодолевать зло, проявления которого еще достаточно распространены в обществе.
Без преувеличения одним из ведущих является функция обогащения гуманистическим мировоззрением. Она влияет на профессиональную деятельность юриста, его поведение, осознание состояния правопорядка в Украине. Под влиянием гуманистического мировоззрения юрист производит собственную правовую позицию, совершенствует квалификацию, чувствует свое назначение в обществе.
По сути, гуманистическое мировоззрение - это процесс становления новой лица юриста, когда духовность, человечность является основой правовой деятельности.
Функция управления внутренней жизнью юриста органически связана с его внутренней культурой. Мы подходим к пониманию этой функции с позиций духовности, поскольку развита духовность - это идеальное внутреннюю жизнь человека. Внутренний мир человека определяет ее душу. Идеальное внутренняя жизнь, как отмечает В. Нестеренко, продолжает профессиональное чутье юриста, предостерегает его от профессиональной деформации. Духовное во внутренней жизни определяет общее “добро юриста” и не только означает “высотные этажи бытия”, но и пронизывает его по “вертикали”, проникая во внутренний мир человека. Благодаря управлению внутренней жизнью духовная культура имеет самостоятельный и реальное влияние на юриста, она не зависит от его цели в жизни, намерений и желаний, поскольку духовное осуществляется в человеческом бытии через сознание. Внутренний мир юриста обеспечивает в целом его всестороннее развитие, который определяет смысл жизни.
Анализируя такую функцию, как предотвращение духовным стрессам, следует отметить, что духовные стрессы бывают положительные и отрицательные. Первые возникают тогда, когда лицо, осуществляя своего рода духовно-научное открытие, познала ранее неизвестные ей природные законы. Это, по сути, результат высокой духовной культуры. Духовная культура предотвращает негативные духовным стрессам. Дело в том, что юрист в своей профессиональной деятельности постоянно сталкивается со злом, которое может нанести сокрушительный удар (уже даже злыми помыслами) тонко сбалансированной духовной структуре. Это случается вследствие пренебрежения естественными законами или через обратную влияние действия этих законов, на которые было направлено ошибочное юридическое мышление, что свидетельствует о низкой духовную культуру лица. Таким образом юрист может понести духовного стресса, который приводит к самоуничтожению в духовном смысле. Высокая духовная культура предотвращает таким негативным проявлениям, не допускает трагических духовных ограничений в юридической деятельности.
Известно, что в юридических законах отражены духовные основы, поскольку они являются частью природных норм, образующих определенную императивность. Поэтому одной из функций духовной культуры является осмысление юристом духовного содержания юридических законов. Значение этой функции заключается еще и в том, чтобы юрист обогатил собственную профессиональную практику разнообразными формами и методами правового воспитания, которое он обязан постоянно осуществлять.
Юридические законы содержат некоторую материализованную духовность. Это в основном юридическое закреплен духовное сокровище народа, направленный на воспитание граждан. Такая сущность государственных законов является закономерным явлением. Объективно-духовное непосредственно не связано с личностью, а субъективно-духовное связано с человеком. В первом случае имеются в виду абсолютные природные, во втором - юридические законы. В целом для многих людей духовность, не урегулирована юридическими законами (силовыми факторами), может быть бездеятельной. Задача юриста в этом случае заключается в том, чтобы сначала суметь глубоко проанализировать, познать духовный смысл закона (по возможности совершить своеобразное духовное обоснование законов), а затем воспринято умело применить в профессиональной деятельности. Этим самым будет обеспечиваться настоящее, действующее правовое воспитание граждан.
Стоит выделить обобщающую функцию духовной культуры юриста. Речь идет о выполнении духовной миссии, расширение духовного пространства юридической деятельности, что способствует формированию духовных резервов украинской нации. Ведь каждое общество нуждается духовного стимулирования и усиления духовного попечения о людях, нацию и государство в целом. Здесь важную роль призвана играть национальная интеллигенция, в частности юристы как носители духа, профессиональные действия которых основываются на духовных основах. Эта обобщающая функция выступает средством правовой регуляции и регламентации социального поведения людей, их внутреннего мира, а главное, гуманистического решения социальных проблем в Украине.
Если профессиональные действия юриста будут основываться на духовной, национально-правовой идейной основе, то таким образом утвердится принципиальная открытость человеческого бытия, реализуется стремление граждан к правды, свободы, любви. Конечно, достичь прогресса в духовной жизни человека очень трудно, особенно в современных условиях, поскольку духовность человека - это своеобразная программа осуществления позитивных и негативных мыслей и поступков. Духовная миссия юриста заключается прежде всего в повышении духовности граждан в соответствии с законами Вселенной. Такое состояние обеспечивается высокой духовной культурой самого юриста, ведь известно, что можно забыть некоторые отрицательные подробности юридического дела, но в душе ее участников, в памяти навсегда останутся факты бездуховности юриста, его жестокость, несправедливость или желание отомстить. Духовные интересы юриста направленные на осознание того, что вина и страдания существуют рядом. В этом осознании - суть юридического милосердия.
Моральное удовлетворение, например, юрист-криминалист должен получать не от количества раскрытых преступлений и даже не от осознания справедливости наказания, а от того, насколько ощутимые результаты духовного оздоровления граждан. Важным является более глубокое и всестороннее самопознания, когда понимание свободы объясняется не произволом, а возможностью быть самим собой.
Духовная культура юриста - важная составляющая часть его природы и сущности. Чтобы сформировать высокую духовную культуру, юристу нужно заботиться в первую очередь о своем дух, душу, тело, как известно, отягощает душу, если не греховными делами, греховными помыслами, тянет ее вниз. Поэтому духовная культура не только желательно, но и очень нужна юристу для осуществления профессиональных обязанностей.
Следовательно, есть основания для вывода: феномен духовной культуры проявляется в том, что она является консолидирующим фактором общества, направленным прежде всего на его духовное возрождение.



Назад