Электронная онлайн библиотека

 
 Юридическая деонтология

2.2. Правовая культура юриста


В процессе общественного развития первичное понятие права постепенно приобретает философского содержания. Это свидетельствует о мировоззренческой ценность права, поскольку право - это целостная наука о человеческом мир. Конечно, первичное правовое поле содержит в себе как закономерные, стабильные нормы, так и случайные, временные. Поэтому с точки зрения современной синергетики как науки о самоорганізуючі случайные процессы, развитие права отражает сложную динамику общественного развития.
На протяжении веков право было продуктом и инструментом государства, мало принудительный, насильственный, даже карательный характер.
В основном правовое поле преимущественно было однополюсным, что указывает на нарушение гармонии. С целью установления необходимого природного баланса на терн и законодательства власть прибегала к усилению насильственной роли права. Эти действия были (и есть сейчас) искусственными, вынужденными, подчинены защиты собственных интересов власть имущих. Однако, назначение позитивного права заключается в другом.
Как известно, человек от природы свободная, наделенная определенными естественными правами, которые необходимы для жизнедеятельности. Поэтому правопорядок был урегулирован в тех государствах (в разные эпохи), где право становилось средством безопасности жизнедеятельности и свободы волеизъявления, защищало от произвола не-правовых, вредных и опасных законов. В чем же кроется противоречивость подготовки законов?
Создание нормы должно отражать максимальную защиту суммарных прав и свобод граждан путем использования достижений всех видов культуры данного общества. Например, как обеспечить свободу современному отечественному товаропроизводителю в Украине? Защитить его от неоправданных, кабальных налогов? Учтены ли при этом национальные культурные традиции, не является ли это перестрахованием в защите государственной власти, не является ли это прямым вредительством, преднамеренным нарушением гармонии правового поля?
В процессе принятия законов не учитываются, как правило, потребности духа и души, то есть неоправданно отбрасываются достижения духовности. Религия учит человека распоряжаться своей жизнью, а дух (то есть человеческие представления, мышления и внутренние императивы) есть движущая сила любой человеческой активности. Это означает, что законы, лишены духовных признаков, обречены на обесценение, недейственность. Поэтому целесообразно рассматривать нормативизм в таком порядке: природные, моральные и положительные. Сейчас положительные (материальные и процессуальные) нормы имеют прямо отвечать духовным и абсолютно моральным.
Среди сторонников естественного права нет единодушия в этом смысле. Существуют мнения, что содержание естественного права заключается или в правах человека, или в правосознания в общественных отношениях, нормах морали, или в законах природы и др. Не отрицая этих утверждений, все же предпочтение надо отдать пониманию естественного права как совокупности прав человека, народа, нации и других субъектов общественной жизни.
Обоснованием создания правовых норм (позитивного права) занимается философия права. Безусловно, сущность права можно раскрыть только с философских позиций. В современных условиях в основу позитивного права должен быть положен юридический натурализм, главной идеей которого является права человека. То есть философия утверждает, что право производное от индивида. Настоящий источник права не существует вне человека. Существенной ошибкой было бездумного следования юридического позитивизма в советский период, что привело к деформации философских основ в юриспруденции. Только действительно философское восприятие жизненных отношений способно привести к цели, когда тесно взаимосвязано духовное и светское.
Правовое регулирование общественных отношений тем эффективнее, чем точнее выражает политические, экономические, духовные условия, процессы, потребности развития общества. То есть речь идет о социологии права. Социология права исследует социальные факторы, которые взаимодействуют с правовыми явлениями, а также механизмы такого взаимодействия и фактические отношения людей исследует социология права. Группируя и организовывая первичную информацию о них, социология помогает каждой социальной сфере четко определить предмет ее собственного анализа, предостерегает специалистов от злоупотреблений логике, от захвата категоріальною стороной специального анализа. Социологический подход специалисты считают иногда неудобным, поскольку полученные на его основе факты далеко не всегда укладываются в существующие, логические схемы и конструкции [77, с. 15]. Однако социологический подход необходим и имеет практическую ценность.
Проблемы философии и социологии права в советское время считались второстепенными, не связанные с юридической практикой. Поэтому доминировала позитивистская концепция, ориентированная на решение проблем правоприменительной практики. В центре внимания такой концепции была не человек с его естественными правами и свободами, не гарантии ее правовой защищенности от всесилия государственной власти, а система юридических норм, установленных государством.
Философский анализ сущности права вмещает и социологические методы, которые отражают элементы политологии, экономики и культурологии права. Этого требует политическое и экономическое состояние общества, который является основой государственной политики. Понять сущность политики и экономики позволяет философия, а также культурология. Но политология, экономика, культурология призваны формировать право, его нормы. То есть, поняв суть явления, надо переходить к сохранению целостности его урегулирования. В этом - главный смысл достижений человека в процессе освоения права, которые назовем правовой культурой человека, которая является частью профессиональной культуры юриста.
Большинство исследователей считают, что правовую культуру целесообразно рассматривать отдельно - для общества, профессиональной группы, индивида, между которыми существует тесная связь. При этом они настаивают на существенном различия между понятиями “юридическая культура” и “правовая культура”.
Рассмотрим правовую культуру юриста как субъекта права в двух полях - высшем и элементарном. Выше правовое поле - сугубо индивидуальное для каждого юриста. Оно является духовным ориентиром формирования правовой культуры юриста в элементарном поле, где действуют нормы позитивного права. Пренебрежение высшим правовым полем приводит к неправильному формированию правовой культуры в сфере позитивного права. Именно поэтому чаще всего происходят правовые деформации в юридической практике.
Правовую культуру юрист не должен использовать как инструмент манипулирования правовыми нормами. Это может нанести ущерб развитию государственной системы. Правовая культура юриста отражает как положительное, так и естественное право, соотношение между этими феноменами культуры, стиль и культуру труда, отношение к граждан, защита их законных интересов и т.п. Его правовая культура действует синергетическое (співдружньо), отражая уровень, условия существования тех или иных обществ, этапы развития цивилизации. При этом слепое импорта чужой культуры ни в коем случае недопустимо.
Поскольку право выступает культурным феноменом, будучи частью общечеловеческой культуры, то правовая культура составляет целостный правовое пространство, охватывающее все правовые сферы общественной жизни. Суть культуры как раз и заключается в содействии упорядоченности общественного развития. Исходя из этого, правовую культуру называют “второй природой”, подчеркивая, что последняя не является механической достройкой к основной, “первой природы”, а составляет культурную трансформацию, культуризацію и культивацию всей (единой) природы отдельных людей и народов. Следовательно, право - это не культурный плод на диком дереве, а плод окультуренного дерева [103, с.43].
Правовая культура юриста - это степень духовно-философского осмысления духа природного и содержания позитивного права, коэволюции всех его источников в соотношении части и целого, рациональной собственной профессиональной деятельности и умелое содержание (регулирования) профессиональной гармонии в правовом поле.
Анализ компонентов правовой культуры современного правни-ка нуждается сочетание традиций философии права и герменевтики. Речь идет не о тексты юридических законов, а дефиниции, определение принципов, функций и их роли в формировании профессиональной культуры юриста. Не менее важно осуществлять анализ правовой культуры в контексте онтологии, гносеологии, аксиологии, логики, феноменологии права, что является также основой философии права.
В данном случае критериями компонентов правовой культуры являются:
а) по содержанию - правовая коэволюция, знание источников позитивного права и правовой культуры;
б) по субъективной стороной - чувственное и рациональное;
в) за объективной стороной - гармоничность юридической практики.
Коэволюция - это связь с природой, космосом, без чего существование человека невозможно. По сути человек - лишь микрочастица природы, а не ее обладатель. Юристу важно правильно наладить свой коеволюційний связь, уметь видеть правовые явления в природе, понимать и оценивать их. Профессия юриста своеобразно обнаруживает взгляд на мир сквозь призму права. Это порождает так называемую правовую коеволюцію, которая существенно влияет на формирование правового сознания.
Однако, согласно философской антропологией от юриста требуются определенные усилия, наработки и достижения в организации профессионального бытия. То есть, закономерно актуализируется культура его правовой коэволюции.
Углубляясь в суть правовой коэволюции, индивид имеет возможность сильнее почувствовать логическую природу права, хотя синергетика доказывает, что категория хаоса в общественных отношениях является закономерным и необходимым. Это своеобразное проявление принципа плюрализма в общественном развитии. И если насильственно вмешиваться в этот “упорядоченный хаос”, то положительного результата не ждать. Поэтому попытки государства создать совершенное позитивное право - это проблема бесперспективное. Исследователи права считают, что существующее естественное право же требует адекватного государственного узаконивание.
Содержание правовой культуры современного юриста, заключается именно в культуре правовой коэволюции, понимание естественности права. Такая правовая культура характеризуется естественной (а не положительным) правосознанием, что проявляет высшую ценность профессиональной деятельности юриста.
Составным элементом культуры юриста является знание источников позитивного права и правовой культуры, что объясняется онтологией права. Право существует не только в формах правовой нормы, правовых отношений, правосознания, а в тех формах, в которых и применяется принцип формального равенства.
Относительно источника позитивного права и правовой культуры, то оно является своеобразным “местом встречи” духовности и морали. Другими словами, правовая культура юриста по-особому аккумулирует чувства других лиц, которые формируют право. Однако чувство законодателя несколько догматические. Не исключено, что юрист воспринимает позитивное право как догму, высказанную группой людей. Решение данной проблемы видится в понимании (осмыслении) духа права, а не его буквы.
Следовательно, есть основания утверждать, что источником позитивного права и правовой культуры юриста есть дух права, причем именно естественного права, которое в ходе истории частично имеет письменное закрепление. Ведь полностью дух права перевести в дух законов невозможно. И дух законов еще не отражает целостности духа права. Главное заключается в морально-правовой реальности, производной от человека, его духовного творческого потенциала. Правовая культура юриста зависит от тех, кто творит право. Поэтому решение проблемы обусловливается все-таки естественным правом, тем, что представляет собой дух права.
Только естественное право способно формировать правовую культуру как реальную свободу, объективную справедливость, формальное равенство.
Хотя правовая культура юриста непосредственно обусловлено позитивным правом, однако ее источником являются природные законы, требования общественной жизни. Каждый юрист может выбирать для себя источник собственной правовой культуры, соответственно оказывает влияние на качество, степень правовой культуры. Однако нельзя считать единственным источником правовой культуры юриста правовую догму, поскольку в этом случае будем иметь юридический позитивизм правовой культуры, который не всегда дает эффективные результаты.
Для духовно-философского осмысления содержания позитивного права необходимое и понимание юристом таких философских категорий как часть и целое в правовой культуре.
Правовая культура юриста оказывается как часть относительно правовой культуры общества (как целого). Однако это вовсе не означает, что правовая культура общества складывается из суммы правовых культур всех членов общества. Ведущим здесь есть дух правовой культуры, истоки которого составляют духовные нормы.
Если исходить из того, что правовая культура юриста - это смысловая целостность, то частями будут выступать отдельные действия юриста и его неиспользованный потенциал. Это означает, что правоохранителю важно осознать собственные проявления частей правовой культуры, понять, что постичь правовое бытие можно при условии осознания целостности правовой культуры. Но такое осознание предусматривает правильность выбора методов правового познания. Одним из таких методов является самоорганизация юриста.
Часть в правовой культуре может характеризоваться одним или несколькими культурами. Юрист может считать эту часть второстепенной, малозначительным. Однако с философской точки зрения, части в целом одинаково важны. В случае, когда не полностью используются достижения других культур, деформируется собственно правовая культура как целое. Такой синергетический вид правовой культуры требует сохранения целого, его стабилизации, направленности в русло естественно-духовного права.
Таким образом, правовая культура, ее идеи, духовные ценности становятся для юриста отправной точкой совершенствования его профессионального мастерства (по условий восприятия правовой культуры как целого) или деформации правовой деятельности (когда нарушается взаимосвязь целого и части, и игнорируется значение части).
Правовая культура функционирует как единство чувственного и рационального в профессиональной деятельности юриста. То есть чувственное и рациональное определяет содержание и уровень правовой культуры юриста. Так, правовое чувство является результатом правового сознания или ее действием, внешней оболочкой. Адекватную правовую ориентацию юриста отмечает взаимообусловленность чувственного и рационального.
Рациональность права - это критерий, который позволяет сформировать такие системы права, которые были бы самодостаточными и обеспечивали функционирование общества на началах правового чувства и правопорядка. Так или иначе, рациональность зависит от правовой культуры.
В правовой культуре юриста чувственное и рациональное взаимодействуют. Это связано с формированием уважения к праву (положительного), духовности и нравственной ответственности.
Во-первых, у юриста уважение права проявляется тогда, когда он осознает его ценность. А превратить позитивное право в ценность удается не каждому законодателю. Поэтому юристу приходится сориентировать свои знания и навыки на справедливое решение практической правовой проблемы, выбрать рациональное решение.
Во-вторых, уважение права еще не означает приоритет рациональности над чувственным в деятельности юриста. Здесь главную роль играют совесть юриста, его личностные духовно-нравственные качества.
Важным критерием уважения к праву выступает прежде всего не правовая, а больше моральная ответственность.
Определение правовой культуры будет неполным, если не рассмотреть ее принципов, которые составляют выходные концептуальные основы профессионализма юриста.
Основными принципами правовой культуры юриста является: правовой историзм, общечеловеческие правовые ценности, “национальность” права, верховенство правовой культуры, безопасность правовой жизнедеятельности, социально-правовая реабилитация, правовой менеджмент.
Принцип правового историзма особенно важен в формировании профессионализма юриста, поскольку правовые явления на разных исторических этапах оцениваются по-разному. Это обусловливает изменение духовного мира юриста, что приводит к различного понимания и назначение права. Ведь в каждую историческую эпоху происходит определенная конкретизация правовой культуры, формируется определенное видение эффективности правового регулирования общественных отношений, несмотря даже на системность и непрерывность права. Понятно, что историческая открытость правовой культуры может непосредственно влиять (как негативно, так и позитивно) на объективность правовых решений. Важно при этом понять сущность самой исторической эпохи, выявить закономерности развития правовой культуры. Эти закономерности должны учитываться юристом в профессиональной деятельности. Кроме того, правовой историзм ориентирует специалиста на профессиональное восприятие мирового культурно-правового пространства. Осознание мирового значения правовой культуры является эффективным средством правового регулирования общественных отношений.
Активное влияние на правовую культуру юриста оказывают правовые ценности. В тоталитарных обществах общечеловеческие правовые стоимости не нашли своего применения. В советское время юристы были лишены права. Мировые правовые системы ушли далеко вперед, а в Украине все еще оказывается юридический позитивизм, который тормозит утверждение общеобразовательных правовых ценностей. Еще часто юридическая практика маневрирует правовыми нормами, что негативно влияет на общее состояние правопорядка. Следовательно, правовая культура формируется на основе признанных общечеловеческих правовых ценностях, доказанных наукой и проверенных практикой.
Что касается “национальности” права, то ведущую функцию в ней выполняют национально-правовые традиции, согласно которым право отвечает духу нации, отражает ее менталитет. Становление профессионализма юриста основывается на познании правового явления через национальную культуру. Юрист прежде всего должен быть знатоком своего национального права, несмотря на то, что правовые нормы, как правило, інтернаціоналізуються. Соціокультурність правовых явлений отражает национальные интересы, а, следовательно, согласно этому формируется профессионализм юриста.
В обществе наряду с верховенством права должна существовать также верховенство правовой культуры общества. Это возможно при условии распространения духа правовой культуры, которое осуществляет государство. Достичь такого состояния общества удается не каждому государству. Но там, где существует верховенство правовой культуры, соответственно формируется и профессиональное чувство юриста.
Безопасность правовой жизнедеятельности юриста как условия его профессионализма заключается в выработке уважения к жизни и здоровья человека, которые, бесспорно, составляют высшую социальную ценность. Правовая культура ориентирует правоохранителя на духовное измерение человеческого бытия правовыми нормами, следовательно, на соответствующую организацию социально-правовой защиты населения. Речь идет о правовое воспитание, профилактическую работу, которую должны выполнять квалифицированные юристы с высокой правовой культурой. Принцип правовой безопасности жизнедеятельности направлен на граждан и на лице юриста.
Безопасность, как таковой, заключается в соблюдении юристом правового чувства, недопущении им самим нарушений, установленного правопорядка и правового режима. Гарантом безопасности правовой жизнедеятельности выступают прежде всего такие факторы как профессионализм юриста, его правовое воздействие на граждан и духовные параметры юридических действий.
Профессионализм юриста вмещает такой принцип, как социально-правовая реабилитация, т.е. восстановление предыдущего правового состояния или осуществления перевоспитания. В обществах с низким уровнем цивилизованности бытует мнение, что места лишения свободы - это главное средство перевоспитания правонарушителей. Однако социально-правовая реабилитация заключается не только в лишении свободы, а и в том, чтобы через правовую культуру общества влиять на сознание лиц, склонных к правонарушениям. Главную роль в этом процессе призваны сыграть работники судебных и правоохранительных органов. Разъясняя суть естественного права, опираясь на него, юрист может помочь правонарушителю исправиться. Бесспорно, это становится возможным при условии, когда страж порядка обладает высокой правовой культурой.
Профессионализм юриста будет успешным при условии слаженной деятельности юридических учреждений. Поэтому принцип правового менеджмента можно рассматривать как такой, что имеет локальный характер. У него выражены два аспекта научный и синергетический, однако не последнюю роль играет экономический аспект правовой культуры (материально-бытовые условия, надлежащее финансовое обеспечение и т.п.).
На пороге XXI в. юристу важно направить правовую культуру на решение глобальных общественных проблем - построения правового государства Украины, утверждения верховенства права.
Правовая культура имеет такие черты, которые отличают:
- повышение качества права и его сущности;
- усовершенствование поиска истины в позитивном праве;
- социальное активная профессиональная поведение юриста;
- обеспечение свободы действия волеизъявления;
- содействие объективному решению юридических конфликтов;
- предотвращение действиям правового произвола;
- сохранение и приумножение культурного ценности права;
- недопущение правовых аномалий;
- содействие приобретению государством правокультурних признаков;
- всестороннее развитие фольклорного права;
- воспитание законопослушности граждан.
В частности, такая черта правовой культуры юриста, как повышение качества познания юристом сущности права, имеет первоочередное значение. Методами познания сущности права, как известно, является индукция, дедукция, юридическая абстракция. Высокий уровень правовой культуры, мастерство юриста дают возможность выявить системность в позитивном праве, выделить его структурные элементы, сопоставив их с нормами естественного права, урегулировать возможное несоответствие между ними с собственными правовыми чувствами. Повышение качества права способствует более глубокому осознанию назначение права, познанию его сущности.
Усовершенствование поисков истины в позитивном праве - противоречивый и ответственный процесс. Это, по сути, задача философии права, как методологической основы исследования профессиональной культуры юриста. Речь идет о том, что в позитивном праве найти истину можно, обратившись к философско-гуманистических основ национального развития. Принимая правовое решение, юрист может допустить большой ошибки, если будет руководствоваться только буквой закона, пренебрегая национальным духом права. В этом случае он может не увидеть объективной истины в праве, будет прибегать к такого правового инструментария, который не одобряется обществом. Поэтому становление профессионализма юриста - это процесс постоянного формирования философско-методологических основ права.
Воспитание социальная активного квалифицированного юриста органично связано с формами деятельности (реализации права). Выделяют четыре формы деятельности: соблюдение, исполнение, использование, применение [50, с. 50]. Правовая культура включает все эти формы, причем в каждой из них своя специфика, свой подход. Однако для правовой культуры важной является не только правомерен профессиональная поведение, тут нужна еще и социальная активность юриста. Ведь пассивная правомерность отнюдь не определяет культуры профессиональных действий. Страж порядка в роли пассивного исполнителя или наблюдателя часто наносит ущерб обществу, а иногда даже становится на путь правонарушения.
Правовая культура юриста обеспечивает действие его свободной воли, которая дана ему от природы. Воля к свободе является абсолютной и фундаментальной основой человеческих прав, нарушение которых становится разрушением справедливости как природного феномена [115, с. 39]. Понятно, что воля как психическая категория имеет предел своего проявления или развития, то есть волевой характер юриста может не иметь прикладной действия. Поскольку воля может быть направлена не только на добро, и на зло, то ее нужно регулировать. Если законодатель обладает высоким уровнем правовой культуры, то это гарантирует его свободу воли, поскольку сама культура уже контролирует его действия. Тогда действие свободы волеизъявления юриста направлена на творчество в профессиональной деятельности, нестандартное решение правовых проблем, что имеет большое общественное значение.
Правовая культура юриста способствует объективному решению юридических конфликтов, которые достаточно часто встречаются в профессиональной деятельности. Под юридическим конфликтом понимают противоречивость права, определенное противоборство субъектов права в связи с применением, нарушением или толкованием правовых норм. Речь идет о подъеме уровня правовой культуры общения между различными субъектами права. Сейчас важным является не соревнование “интеллектов”, а прежде всего объективность реализации права. Важно прийти к консенсусу с целью утверждения справедливости.
Как противодействие правовому беспределу выступает высокая правовая культура юриста, а также законодателя. Юрист, трансформируя совершенные правотворчі действия законодателя, призванный средствами правовой культуры стабилизировать правовую ситуацию. Под правовым произволом понимается прежде всего принятие законов, которые противоречат друг другу, или отмена нормативно-правовых актов, а потом их “реабилитация” и др. Такая последовательность негативно сказывается на состоянии правовой культуры как юристов, так и в целом государства.
Правовая культура юриста, безусловно, направлена на сохранение и приумножение культурного ценности права. Ведь творческая деятельность, духовно-интеллектуальные способности юриста способствуют развитию существующей правовой системы. Разумеется, здесь не обойтись без достижений других видов культур, диалога между ними. Нужны юридическая творчество, широкий диапазон знаний, универсальная совместное творчество, поскольку пребывание только на позициях юридического позитивизма означает деформацию правовой культуры. Культурная ценность права заключается прежде всего в постоянном “окультуренні права”, насыщении его новым культурным содержанием, культурными тенденциями.
Следовательно, принцип диалога культур отражает правовую культуру юриста, использование национальных и мировых культурных традиций с целью демократизации правоотношений между разными народами, повышение уровня правовой эрудиции в национальных вопросах.
Высокая правовая культура юриста исключает правовые аномалии - отклонения от нормы позитивного права, от естественного права. Как правило, это правовые нормы “вчерашнего дня”, которые отстают от жизни. Тормозом в правовой деятельности является также определенные пробелы в законодательстве, которые создают своеобразный вакуум в правовом регулировании. Его призваны заполнить дух права, правовая культура субъекта прав, следовательно, высокий профессионализм правоохранителей.
Именно профессиональная юридическая практика оказывает эффективное влияние на утверждение правокультурних признак государстве, на развитие собственно правового государства. Под влиянием восточной культуры украинский народ постепенно терял свою индивидуальность, разочаровывался в возможности правовым путем строить свою жизнь. Однако под влиянием возрождения правовой культуры и национально-правового чувство происходит духовное обновление правокультурних рис украинского общества. Это создает предпосылки подъема уровня юридической деятельности, повышение юридической компетентности, искоренение правового нигилизма, совершенствование правового воспитания граждан.
Необходимую для общества функции правовой культуры выполняет “фольклорное” право, которое считают традиционной совокупности обязательств и запретов, которые передаются устно обществом и санкционированные им.
Однако представляется возможным, что в каждой нации существует неписаное право, оно частично совпадает с обычным, национальным (народным), жизненным правом. У славян, как и у других народов, изначально существовало обычное, устное право. Обычаи возникли в процессе жизни первобытных людей, вошли в их быт, сознание, регулировали поведение. Ощутимое влияние на развитие права в Киевской Руси мало христианство. Путем рецепции в Киевской Руси распространилось византийское право. Однако его влияние на институты Киевской Руси был минимальный.
Однако “фольклорное” право имеет особенности. По сути, это устно узаконенный фольклор нации. В профессиональной деятельности юрист должен руководствоваться традициями обычного права (поскольку оно является проявлением национальной культуры), используя их в практике правового воспитания граждан. “Фольклорное” право впитывает в себя пережитки прошлого и своеобразное народное право, что согласуется с государственным правопорядком. Поэтому в “фольклорном” правые основным компонентом является юридическое фольклор, который защищает обычаи, традиции, обычаи “старого” права от нарушений установленных правовых норм.
Речь идет о старых правовые порядки в новых, более цивилизованных условиях. Ведь не каждый обычай можно отнести к народного, правового и фольклорного.
“Фольклорное” право положительно влияет на воспитание законопослушности граждан. Законопослушность является результатом правового воспитания, когда граждане осознают свои поступки, знают о возможном правовое наказания. Законопослушной поведение тогда, когда граждане правильно понимают право как реализацию свободы, чувствуют действие духа права.
Итак, динамику украинской правовой культуры в конце XX в. характеризует активное формирование национальной правовой системы. В настоящее время в правовом поле сложилась такая ситуация, при которой правовой диктат уже немыслим, а к свободе волеизъявления при современных условиях граждане еще не готовы. Профессиональная юридическая практика должна способствовать тому, чтобы граждане полностью ощутили действенность Справедливости как храма Права, понимали глубинную сущность позитивного права, высокое призвание права, направленного на их защиту.
Таким образом, настоящая правовая культура юриста может приобрести прогрессивного развития только на основе диалога культур. Следовательно, актуализируется значение информационного обеспечения профессиональной деятельности юриста.



Назад