Электронная онлайн библиотека

 
 Юридическая деонтология

3.5. Педагогическая культура юриста


Педагогика, как известно, - это наука о воспитании и обучении подрастающего поколения. Однако в юридической практике педагогика в большей степени касается процесса воспитания как динамического сложного явления, которое осуществляется на основе целенаправленного и организованного формирования гражданина независимого государства. То есть речь идет о воспитании граждан, которые находятся в правовом поле. Правовое воспитание осуществляют прежде всего юристы.
Выполнение этой функции является первоочередной профессиональным, юридическим, служебным, функциональным и т.д обязанностью специалистов права. И когда перед юристом возникает вопрос, с чего начинать выполнение своих прямых обязанностей, то ответ однозначен - правового воспитания граждан. А раскрытие преступлений, разрешения гражданского дела, совершения нотариальных действий - это вопрос следующего этапа. Нынешняя ситуация свидетельствует, что граждане не знают (да и не все могут знать) тех элементарных правовых норм, которые нужно соблюдать в повседневной жизни. Это с одной стороны, а с другой - даже при наличии правового опыта они часто-густо допускают серьезных правонарушений. Иногда причина этого кроется в отсутствии у граждан внутреннего убеждения, в неверии в эффективность правовых норм, пессимизме и разочаровании. То есть у них отсутствует качественное восприятие требований действующего законодательства.
Однако количество нарушений норм права не уменьшится, если не будет должного правового воспитания. Иногда абсурдной выглядит юридическая деятельность, которая сводится к ликвидации последствий, а не устранение причин правонарушения. Правда, последнее, на первый взгляд, невидимый процесс, результаты которого окажутся лишь впоследствии. И это правильный и справедливый путь к регулированию общественных отношений (опыт государств с цивилизованным правопорядком в этом убеждает). Однако в Украине продолжается неоправданная практика погони за конечными результатами, за так называемыми показателями работы. А правовое воспитание, профилактическая работа и в дальнейшем остаются без внимания, о них вспоминают лишь между прочим.
Рассмотрим требования, которые относятся к юристов с целью улучшения качества правовоспитательной работы. Относительно личности юриста эти требования предусматривают его педагогическую культуру, которая является необходимым составным элементом профессиональной культуры в целом. Ведь образованный юрист - это прежде всего тот, который хорошо знает методику осуществления правового воспитания различных слоев населения, а его профессионализм является результатом овладение определенными разновидностями духовной культуры.
Педагогическая культура юриста - это творческое освоение теории и методики проведения правового воспитания граждан на основе педагогической теории, технологии и профессионального такта.
Отметим, что почти вся профессиональная деятельность юриста сводится к правового воспитания, которое можно рассматривать в двух аспектах - общем и специальном.
Предметом нашего рассмотрения является именно специальное правовое воспитание как одна из проблем юридической деонтологии. Проанализируем наиболее типичные ситуации, связанные со специальным правовым воспитанием. Первая ситуация сводится к практических приемов юридической работы, например, допрос правонарушителя (в частности потерпевшего, свидетелей и др.), рассмотрения заявлений и жалоб граждан, выявление состава правонарушения, предъявления обвинения, вынесение приговора, отказ в исковом заявлении. Выполняя обычную, повседневную работу, юрист в той или иной степени воспитывает у граждан уважение к праву, деликатно указывает на причины нарушения установленных государством правил поведения. Эти элементы правового воспитания присутствуют даже в технических нотариальных действиях. В общем, любой деловой контакт с юристом имеет воспитательный характер.
Специфика второй ситуации состоит в действиях юриста, к которым он прибегает в случае нарушения гражданами правовых норм. В первую очередь это касается тех, кто уже привлекался к различным видам юридической ответственности. Конечно, к такой категории не обязательно должны принадлежать лица, которые отбывали наказание в местах лишения свободы, или злобные правонарушители. Просто через определенные обстоятельства отдельные граждане могут часто попадать в поле зрения правоохранительных органов. Поэтому их правовое воспитание должно осуществляться интенсивнее, продуманнее. Одних профилактических мероприятий иногда уже мало.
Наконец, в третьем случае специальное правовое воспитание сводится к профилактического учета тех граждан, которые злостно нарушают требования права. Это активная форма профилактической работы лиц, которые поставлены на учет как общественное опасные. Даже справедливое наказание расценивается как один из приемов правового воспитания.
Сформулировано определение педагогической культуры юриста предполагает, что юрист должен иметь хотя бы элементарные педагогические знания, способности и навыки правовоспитательной работы. Это задача отдельных видов культур (субкультур), а особенно педагогической культуры юриста, основной смысл которой определяют структурные элементы.
Так, одним из них является специализированная педагогическая теория (техника). Педагогическая техника - это умение использовать собственные психофизические данные как средство воспитательного воздействия. Это владение комплексом приемов, который помогает педагогу глубже, ярче, талантливее проявить себя и добиться успехов в воспитательной работе [114, с. 49]. Различается внутренняя педагогическая техника (создание внутреннего переживания личности, психологическое настройка учителя на будущую деятельность через влияние на разум, волю и чувства) и внешняя педагогическая техника (воплощение внутреннего переживания личности учителя в его телесной природе - мимике, голосе, речи, движениях, пластике).
В юридической практике внутренняя и внешняя педагогические техники приобретают, разумеется, специализированного характера. Ведь юрист имеет дело с широкой условным аудиторией, в которую входят все слои населения. Также, кроме правового воспитания, юрист осуществляет комплекс задач государственного характера для регулирования общественных отношений. Все это требует организационно-педагогических способностей, широкого кругозора и специальных подходов. Поэтому к педагогической техники юриста можно отнести такие виды культур: культуру целеполагания, культуру педагогических знаний, мировоззренческую культуру, культуру мышления, культуру чувств, культуру общения, организационную культуру. Задачи педагогической техники заключается в умении юриста управлять своим поведением и влиять на граждан.
В целом юридическую деятельность можно рассматривать и как искусство, и как технологию. Искусство основано на интуиции, а технология - на закономерностях науки. Фактически юридическая наука начинается с искусства, а заканчивается технологии. Ведь в правовом регулировании общественных отношений юрист использует знания педагогической техники, искусство профессии и внедряет их в практику. Сейчас это внедрения основывается на юридической науке, на установленных юридических закономерностях. То есть педагогическая технология определяет стратегию юридической деятельности, программу внедрения действенных мер с целью добиться господства права в обществе. В этом случае она отображает любой юридический процесс, указывает пути решения конкретного юридического дела.
Важным составным элементом педагогической культуры юриста является его профессиональный такт. По форме эта категория ничем особенным не отличается от обычной человеческой вежливости, тактичности, внимательности и т.д. Эти общечеловеческие качества нужны юристу, потому что он имеет дело преимущественно с людьми не достаточно высоких моральных качеств, с испорченной человеческой психикой. Поэтому профессиональный такт юристу нужен для общения не только с коллегами, друзьями, знакомыми, но и со всеми гражданами, которые посещают юридическую учреждение, даже с преступниками. Ведь бесконечные замечания, упреки, обвинения, угрозы, окрики неприятно влияют на посетителей.
Юрист не имеет права целенаправленно испытывать терпение людей, поскольку они могут его потерять. Граждане отстаивают свою честь и достоинство так, как могут и умеют, часто в бестактном форме. Однако бестактность юриста вызывает нетактичность в его клиентов.
Заметим, что профессиональный такт - это специальное профессиональное умение, с помощью которого юрист в каждом конкретном случае применяет к правонарушителям самое эффективное средство воспитательного воздействия. Его можно иначе назвать педагогическим подходом к правонарушителей или психологическим уходом. Это своеобразный паспорт общей культуры юриста.
Выделяются следующие основные принципы педагогической культуры юриста: педагогические способности, эвристичность, внутренняя собранность во время выбора линии поведения, речевой этикет, ответственное отношение к правового воспитания граждан, чувство меры, принципиальность, уступчивость; чувство юмора.
В настоящее время юридическая профессия становится все масовішою, даже модной. Однако не все будущие и настоящие юристы имеют склонность к такой деятельности, определенные способности в осуществлении правового воспитания граждан. Ведь юрист должен уметь создавать педагогические технологии индивидуальных особенностей граждан.
Существуют разновидности педагогических способностей. Считаем, что успешную юридическую практику обеспечивают дидактические способности (готовность юриста воспитывать граждан, творчески развивать юридическое мышление, приучать их к самостоятельного овладения элементарными правовыми знаниями), коммуникативные способности (умение легко вступать в контакт с населением, устанавливать с ним правильные деловые взаимоотношения), конструктивные способности (способность предвидеть результаты своей работы, а также ошибки и возможные неурядицы, проектировать качество юридических знаний граждан), гностические способности (умение познавать содержание правового явления, закономерности поведения граждан, а также собственно самопознание), перцептивные способности (способность понимать психическое состояние гражданина, уметь фиксировать детали его поведения, а по выражению лица судить о виновности в каждом конкретном случае), интеллектуальные способности (понимание собственного назначения, правовых явлений, принципов, законов природы, теорий, проблем и т.д.), а также некоторые организаторские способности, которых требует определенная ситуация.
Важное значение для развития педагогически-юридического мастерства имеет социализация. Отметим, что перерыв в педагогической деятельности отрицательно сказывается на профессиональном уровне юриста, ведь его педагогические навыки развиваются в практическом воспитательном процессе. Кстати, все должностные лица (в том числе народные депутаты, судьи Конституционного Суда) имеют право заниматься педагогической деятельностью, работать по совместительству.
Такой принцип педагогической культуры юриста, как эвристичность, проявляет творческий подход к правового воспитания граждан, побуждает юриста к наполнению традиционного правового воздействия новыми формами, которые соответствуют современному социальному и экономическому развитию государства.
Создание проблемной ситуации, привлечение собеседников к ее решению свидетельствуют о высокой педагогическую культуру юриста. Здесь важны деликатность и важность поставленных вопросов, реплик, отсутствие иронии или пренебрежения к другим участникам правовой ситуации. Эвристичность педагогической культуры наиболее заметно проявляется в вопросах юриста.
Педагогическая культура юриста предполагает его внутреннюю собранность при выборе линии поведения. Ведь первое впечатление гражданина о юриста довольно часто бывает окончательным. С первых минут встречи юрист активно или пассивно подвергается проверке на выдержку, находчивость, остроумие, интеллектуальность. Его осанка, выражение глаз, тон беседы непосредственно влияют на смысл сказанного.
Педагогическая культура - это также надлежащее владение культурой профессионального языка, соблюдение речевого этикета. В вещании применяются и несловесные элементы-мимика, жесты, поведение и т.д. Они также выполняют коммуникативные функции и формируют определенный речевой этикет юриста. Таким образом последний можно рассмотреть как поведение юриста в целом.
Сущность педагогической культуры составляют: заинтересованность населения в исповедовании правовых норм, умение определить качество и объем доступного, поучительного материала, соблюдение служебной тайны, сочетание правовых норм с духовными и др. Главная задача в педагогической деятельности юриста - доказать людям, чего от них требуют, государство, общество, и научить придерживаться этих требований.
Важным принципом педагогической культуры является чувства меры. При этом рост требовательности юриста к членов общества не обязательно приведет к большего уважения со стороны последних. Здесь необходимо чувство меры, критерии которого установить довольно трудно. Чувство меры оказывается в некоторых тактических действиях юриста, которые дают возможность юристу условно сблизиться даже с правонарушителем. Это своеобразный игровой ход, но без ницості. Чувство меры оказывается также в индивидуальном подходе ко всему юридического процесса или отдельных его стадий. Не менее важным является налаживание делового партнерства, что позволяет юристу обращаться с преступником как с равным. Так или иначе чувство меры достаточно точно характеризует степень педагогической культуры юриста.
Логика юридической деятельности требует как принципиальности, так и уступчивости в некоторых вопросах. Этот принцип педагогической культуры обусловлен тем, что служебная деятельность сотрудников построена на справедливой принципиальности, на установлении истины и принятии правильных решений. Важным для профессии юриста является умение выделить главное и второстепенное. Педагогическое мастерство побуждает юриста быть принципиальным в значительном и покладистым в малом. Юрист в отдельных случаях может проявлять податливость (особенно тогда, когда его уверенность необоснованная) или больше ориентироваться на компромисс. Такое поведение не означает пренебрежение некоторыми правонарушениями или всепрощения. Просто профессиональная тактика требует отступов для решения основных правовых задач.
В педагогическом воздействии на население присутствует определенная экспрессивность. Юрист не может обойтись без чувства юмора. Это, с одной стороны, подчеркивает его доступность, эмоциональное состояние, а с другой - психологически готовит тех, кто еще внутренне не настроился воспринимать юриста как своего защитника или советчика. Сам поучительный тон мало убеждает, и не каждый умеет поучать. Но, шутя, рассказывая даже устаревшие банальные истории, юрист имеет возможность проводить свою правовиховну линию.
Сущность педагогической культуры юриста реализуется через ряд функций, главными из которых являются следующие:
• формирование способности педагогической наблюдательности и предусмотрительности;
• получение умение аргументации юридических доказательств, тактики и этики допроса;
• повышение культуры юридического диалога;
• повышение качества юридических консультаций;
• достижения эффективного двустороннего процесса в воспитании;
• предостережение от педагогического произвола;
• воспитание юридического активности населения, юридического просвещения.
Одна из основных функций педагогической культуры юриста - формирование способности педагогической наблюдательности и предусмотрительности. Речь идет о способности юриста почувствовать качественные и количественные изменения в поведении гражданина, в конкретном правовом явлении. В частности, благодаря наблюдательности можно выявить степень причастности лица к юридическому делу, тенденции развития событий, что происходили, понять психическое состояние человека на разных этапах. Вообще каждый контакт с гражданином юрист начинается с наблюдения. Это дает возможность предвидеть будущее поведение гражданина, прогнозировать перспективу развития событий, делать более обоснованные юридические выводы. В целом с этой функцией педагогической культуры юриста связано своеобразное педагогическое диагностирование поведения личности в конкретной правовой ситуации.
Важность такой функции педагогической культуры юриста, как обретение умения аргументировать юридические доказательства, тактики и этики допроса, объясняется тем, что это задача только профессиональными методами не всегда удается решить. Обладая фактами, юрист иногда не в состоянии “убедить” правонарушителя в его неправомерных действиях. Нужно прибегать к педагогических приемов (в том числе и математических методов доказывания), этики юридической деятельности, чтобы доказать гражданину его неправоту. Эта своеобразная тактика поведения специалиста права требует педагогического осмысления с тем, чтобы успешно решить правовое задачи, дать правовую оценку, принять правовое решение.
Конечно, юридическая деятельность построена на правовом общении. Поэтому педагогическая культура обеспечивает подъем культуры проведение юридического диалога. В правовом общении берутся во внимание мотивы, стимулы, стратегия, тактика, этика, логика и прагматика проведение собеседований с участниками правового процесса. Отсюда - важность формирования своеобразной логической культуры в правовом общении, содержание которой направлено на предотвращение превращению конфликтной ситуации в затяжной процесс; выбор оптимальных форм интеллектуальной практики ведения юридического диалога и т.д.
Высокий уровень педагогической культуры - необходимое условие становления юридической мастерства, достижение которой связывается с введением в учебные планы высших учебных заведений юридического профиля спецкурсов по проблемам методики и педагогики правового воспитания граждан.



Назад